Звук и буква "Л"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Любовь Викторовна Бабкова

Звук "Л" и буква "Л"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_l_i_bukva_l.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Звук [Л] и буква «Л»

Цель:

-автоматизация звука "Л" в слогах, словах и предложениях;

-развитие фонематического слуха и восприятия;

-закрепление умения составлять предложения, используя слова с заданным звуком;

-развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых ситуациях;

-развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

-развитие дыхания.

Приемы и методы:

-использование художественного слова (загадки, стихотворение);

-сюрпризный момент;

-музыкальное сопровождение (использование аудиокассет);

-наглядность;

Оборудование: кукла-царевна, кукла-богатырь, кукла Змей Горыныч, рисунок-речка с берегами, предметные картинки со звуком "Л", ворота из картона, замок, стаканчики, строительный материал, массажный мяч, зеркала, муха, панно с цифрами, панно с геометрическими фигурами, пластилин.

Ход занятия.

- Здравствуйте ребята! Хотите ли вы послушать сказку? Тогда устраивайтесь поудобнее. Сказка начинается. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Царь этот был очень ленивый и много своего времени посвящал счету мух. Ребята, у нас возникла небольшая проблема, нам нужно помочь царю побыстрее пересчитать мух, а то сказка так и не начнется.

 Упражнение для развития пространственной ориентировки. (Выставляется панно с цифрами.)

-Эта муха летает по цифрам вверх, вниз, налево, направо, но перемещаться может только по одной клеточке. Я буду говорить куда полетит муха, а вы догадайтесь на какую цифру она приземлиться. (Показ.)

-Какие вы молодцы, быстро сосчитали всех мух.

Воспитатель: Вы большие молодцы! Продолжаем нашу сказку!

-У нашего царя была дочь, царевна Лада, прекраснее которой не было на всем белом свете. А знаете почему она была самой красивой? Потому, что каждое утро царевна делала массаж своего лица. Хотите я вас научу? И вы будете румяными, красивыми, жизнерадостными!

-Сначала погладим себя медленно по голове и похвалим: "Я хорошая(ый), умная(ый), красивая(ый)!" Нарисуем румяные яблочки. (Выполняются круговые движения пальцами от середины лба к вискам). Рисуем брови соболиные. (Проводим по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.) Закроем глазки, чтобы они у нас отдохнули. (Легко прикрыть веки пальцами.) Нарисуем улыбку. (Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.) Сделаем щечки румяными. (Надуть щечки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.) Ну, а теперь улыбнитесь. Какими вы все стали красивыми как дочь царя.

Воспитатель: Ну что же, продолжаем нашу сказку! Но прослышал однажды о такой красавице злой волшебник, прилетел и унес в свой замок прекрасную Ладу. Опечалился царь, искал помощи по всему белому свету. Никто не мог ему помочь. Но вот однажды пришел к царю богатырь. И имя у него было красивое и необычное-Даниил. Давайте вместе повторим -Да-ни-ил. Как вы думаете, какой последний звук в имени богатыря? А в имени царевны?

-А какой же это звук? Согласный или гласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

( ответы детей). Мололцы! Этот звук будет нам помогать нам в поисках царевны. Готовы ли вы помочь Даниилу в нелегкой его работе?

Воспитатель: А вы знаете ребята, что у богатыря Даниила есть волшебная богатырская песенка, которую он всегда поет перед дальней дорогой. Эта песня поднимает богатырский дух. Хотите я научу вас этой песенке? Я буду катать вам волшебный мячик с этой песенкой, а вы повторяйте ее за мной:

ла-ло-лу-лы ал-ол-ул-ыл

лы-ла-ло-лу ыл-ол-ал-ул

лу-ло-лы-ла ул-ыл-ал-ол

8. Выделение звука "Л" на слух и в произношении.

а) -Посмотрите,ребята, какое болото у нас на пути. Чтобы его преодолеть, нужно прыгнуть с кочки на кочку. Но прыгнуть вы сможете только тогда, когда услышите звук "Л". Смотрите, не ошибитесь, а то утоните в болоте. И так, приготовились: п-с-л-н-л-р-й-л и т.д Все выбрались из болота? Отправляемся в дорогу дальше.

На доске прикреплены картинки.

Воспитатель: Дошли мы до леса дремучего, непроходимого. Как же нам из него выбраться? Давайте найдем тропинку. А помогут нам в этом картинки в названии которых есть звук "Л". Назовите все картинки. А теперь только те в названии которых есть звук "Л". Соедините их мелом. Вот тропинка и готова.

Воспитатель: Еще с одним заданием справились, вы большие молодцы! Можно идти дальше.

Воспитатель: Ух, ты какая река перед нами! Да не простая-кипит, бурлит, берега заливает. Возьмите по стаканчику и давайте попробуем изобразить бурлящую реку.

-О, какая бурлящая река, точно все берега зальет. Ох и тяжело будет через реку перебраться.

-Но вдруг река успокоилась, давайте все поставим все стаканчики на место. И послушаем загадку. Может быть она поможет нам переправиться через реку.

Я на том берегу,

Я на этом берегу.

Через речку перебраться

Я тебе помогу. (Мост.)

-Правильно, нам поможет мост. Из чего же нам построить мост? Да вот же есть дощечки с картинками. Вы помните какой звук помогает нам в пути? Найдите, пожалуйста, те дощечки, где звук "Л" стоит в середине слова. Какой крепкий мост у нас получился.

Воспитатель: Но внезапно появился туман и закрыл все картинки. Это, наверное, злой волшебник нам мешает. Не хочет, чтобы мы спасли царевну Ладу. Что же делать? Надо срочно вспомнить из каких же картинок мы построили мостик?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Не удалось злому волшебнику нам помешать. Ну, что же отправляемся дальше.

(Взять подзорную трубу.)

Воспитатель: Ребята! Впереди вижу волшебное царство, вижу ворота, на воротах замок. Идемте быстрее. Как же нам его открыть? Как попасть в волшебное царство? Посмотрите царевна Лада прислала нам весточку:

" Дорогие друзья!

Чтобы открыть этот замок,

нужно найти ключ, на котором

изображена буква, обозначающая

звук "Л". Будьте внимательны!

Царевна Лада. "

Воспитатель: Ошибиться нельзя! Поэтому вначале потренируемся. Каждый из нас слепит эту букву из пластилина. Но как же она называется? Правильно "ЭЛь".А теперь я вам раздам ключи, которые были в конверте. Подберите, пожалуйста, ключ.

Воспитатель: Вот ворота раскрылись. Но кто это перед нами? Змей Горыныч! Он злой, потому что голодный и может нас съесть. Ой, да у него есть продукты! Но названия этих продуктов непонятны. Из их названия убежала буква "ЭЛь". Давайте вернем ее на место и прочитаем названия. Тогда мы уже сможем накормить Змея Горыныча.

(Раздаются карточки с пропущенной буквой "ЭЛь" - .апша, мо. око, бу. ка, ха. ва, мас. о, ко. баса.)

Воспитатель: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Устал Даниил и лег отдохнуть.

(Звучит расслабляющая музыка)

Воспитатель: Ну что, в дорогу? Вот перед нами замок волшебника. Но стоит он на скале. Надо построить башню из кубиков. Но поставить кубик вы сможете лишь тогда, когда составите предложение со словом изображенном на картинке.(работа детей)

Воспитатель: Вот и двери отворились. А перед нами царевна Лада:

Правда молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

-Вот так и спас богатырь Даниил прекрасную царевну Ладу с нашей помощью. И стали они жить поживать и добра поживать.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, а какой звук помогал нам спасать царевну Ладу? Какой это звук? (ответы детей) Вы знаете, Лада приготовила в благодарность вам подарок. Но вы должны выполнить еще одно задание. Посмотрите, пожалуйста, на панно и откройте те фигуры, у которых углов больше чем три. О! Какие-то буквы открылись. Может быть вы сможете прочитать полученное слово? ( ответы детей)

Воспитатель: "Молодцы!" А за то, что вы на самом деле молодцы, царевна Лада и богатырь Даниил угощают вас сладостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....