Технологическая карта занятия по обучению пересказу литературного произведения
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема занятия: пересказ рассказа К. Ушинский «Четыре желания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz.docx | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по обучению пересказу литературного произведения
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Тема занятия: пересказ рассказа К. Ушинский «Четыре желания»
Возрастная группа: подготовительная
Цель занятия: понимание и запоминание текста для правильного пересказа
Задачи занятия:
Обучающая: послушать рассказ К. Ушинский «Четыре желания», понять, что каждое время года красивое по своему, учувствовать в беседе, высказывать свою точку зрения, восстановить последовательность рассказа и рассказать
Развивающая: произнести скороговорку с разной силой голоса, слушать внимательно, отвечать на вопросы полными предложениям
Воспитательная: ценить природу, понимать, что каждое время года прекрасно, слушать друг друга не перебивая, помогать друг другу, работать вместе и дружно
Дополнительные задачи:
Словарная работа:
Обогащение словаря: сенокос
Активизация словаря: библиотека, румяные, предложения,вывод
Планируемый результат занятия: дети поняли основную мысль рассказа, отвечали на вопросы полными предложениями, запомнили содержание и последовательность событий, пересказали его , сложили правильно 4 иллюстрации, которые состоят из 4 частей, правильно установили последовательность действий
Подготовительная работа: наблюдение на прогулке, как дети катаются на саночках с горки, Беседа «Время года», сюжетные картинки «Времена года», разработка вопросов к беседе по рассказу
Материалы и оборудование: рассказ К. Ушинского «Четыре желания», сундучок, письмо, иллюстрации Мити в каждое время года (4 картинки, каждая разрезана на 4 части)
Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты | |
1. | Организационно- мотивационный этап | Создать интерес к занятию, подготовке детей к восприятию текста | - Ребята, какой сегодня замечательный день! - Для начала встанем в круг! - Сколько радости вокруг! - Мы все за руки возьмемся! - И друг другу улыбнемся! - Мы готовы поиграть! - Можно смело начинать! - Ребята, какие времена года вы знаете? - Молодцы, правильно! - Давайте, все дружно поиграем! - Я сейчас вам буду говорить предложения, а вы должны будете правильно повторять за мной хором. - Ма - ма – ма - наступила вновь зима А теперь повторите очень тихо - Ну – ну – ну - очень ждали мы весну А теперь давайте громко - Ра – ра – ра - на улице жара А теперь давайте повторим шёпотом - Ду – ду - ду – фрукты собирай в саду - Молодцы, вы хорошо справились! - Ребята, посмотрите! Показываю детям сундучок!
- Как вы думаете, что в сундучке?
- Хорошо, я открываю сундучок Открываю сундук - Ребята что это? Показываю детям картинки( 4 картинки, каждая разрезана на 4 части) - Ребята, в сундучке еще письмо! - Хотите узнать, что написали нам? | Приветствие
Вопросы Похвала Чистоговорки Похвала Привлечение внимания Показ Вопросы Показ Вопрос | Дети встают в круг, приветствуют друг друга Улыбаются друг другу
- Зима, весна, лето, осень
- Давайте, поиграем! - Хорошо, будем повторять Смотрят на меня и повторяют чистоговорки - Ма - ма – ма - наступила вновь зима
- Ну – ну – ну - очень ждали мы весну
- Ра – ра – ра - на улице жара
- Ду-ду-ду – фрукты собирай в саду Смотрят внимательно, дети заинтересовались Дети удивлены - Подарок? - Конфета? - Игрушка? - Давайте ее откроем и узнаем?
- Это части картинок! - Да! | Дети заинтересованы к предстоящей деятельности |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Ввести детей в проблемную ситуацию, предложения детей | Зачитываю детям содержание письма - Ребята, меня зовут Митя. Помогите мне, пожалуйста, восстановить иллюстрации поочередно из рассказа« Четыре желания». Мне нужно сдать в библиотеку книгу, но кто-то порвал картинки, без картинок книгу не примут! - Ребята, в сундучок Митя вложил еще и книгу! - И правда, в книге нет картинок, к рассказу вот беда! - Ребята, как мы поможем Мите? - А как мы соберем их последовательно, мы не знаем как все было? - Какие вы у меня догадливые, молодцы!
|
Проблемная ситуация Наводящие вопросы Похвала |
Слушают внимательно
- Нужно собрать картинки!
- Нужно прочитать рассказ
| Дети введены в проблемную ситуацию |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Прочитать рассказ | - Я недавно прочитала этот рассказ, он мне очень понравился, в рассказе говориться о мальчике Мите, который в любую погоду способен увидеть хорошее, выбрать себе занятие по душе. Мне нравится его положительный настрой, его добрые отношения с отцом. Митя любит природу, он близок к ней. Природа отдает великое даром — свежий воздух, солнце, красоту. Надо ценить природу и уметь видеть в ней прекрасное - А вы хотите узнать, какие желания были у мальчика в разные времена года? Присаживайтесь на стульчики, ножки вместе, спинка прямая и слушаем меня внимательно! Выразительное чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания» - Вам понравился рассказ? - Какие слова вам были не понятные в рассказе? - Ребята сенокос - это когда косят траву и высушивают, когда трава высыхает, ее называет сено, зимой сеном кормят животных - Ребята, как назывался рассказ? - Кто автор рассказа « Четыре желания»? - Кто был главным героем в рассказе? Как его звали? - Какой Митя в рассказе, как вы его можете описать? - О чем говориться в этом рассказе?
-Чем Мите понравилась зима?
- Давайте мы с вами сейчас поиграем в игру «Внимательные ушки» - Я буду начинать предложение. А вы его закончите - Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:… - Правильно, молодцы! - Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик ловил… - Правильно!
-Ребята, давайте представим, что мы на рыбалке ловим рыбу, а она от нас уплывает! - Представили? - Теперь встаньте возле своих стульчиков, аккуратно никого не задеваем! Смотрим на меня и повторяем движения за мной Физминутка «Рыбки» - Рыбки плавали, ныряли (волнообразные вертикальные движения ладошками) - Молодцы! Справились с заданием!
| Поза внимательного слушателя Выразительное чтение Вопросы Объяснение Беседа Игра «Закончи предложение» Похвала Динамическая пауза Объяснение Показ Выполнение Похвала |
- Да, хотим узнать - Да! - Сенокос
- Рассказ называется «Четыре желания»
- Автор рассказа «Четыре желания» К. Ушинский - Главным героем рассказа был Митя - Митя весёлый и добрый мальчик, озорной, любит играть - В рассказе говориться о том, что Мите нравились время года, каждое чем- то своим - Мите понравилась зима, тем, что можно катался на саночках и на коньках
- Давайте! - Что за прелесть эта весна!
- Рыбу и набрал ягод, кувыркался в душистом сене - Давайте! - Да!
Дети повторяют движения | Дети внимательно и с большим интересом прослушали рассказ «Четыре желания» Все дети участвовали в беседе ,отвечали полными предложениями |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Пересказ рассказа | - Присаживайтесь на стульчики, ножки вместе, спинка прямая и слушаем меня внимательно - Ребята вы внимательно слушали рассказ? - Ваши друзья и близкие не слышали рассказ «Четыре желания», как им будет приятно когда они услышат его, познакомятся с ним. - Каждый из вас сможет научиться пересказывать этот рассказать и вы с радостью расскажите его кому захотите! -Ушки слушают внимательно! Повторное чтение - Ребята, как вы понимаете пословицу «От осени к лету назад поворота нету»? - Да, правильно! Молодцы! - А теперь ребята, кто хочет пересказать рассказ? - Хорошо, Саша, мы все тебя внимательно слушаем - Молодец! - Саша, с кем ты поделишься рассказом? - Хорошо, ему будет интересно! - Маша, давай теперь послушаем тебя - Умничка Маша! - Маша, кому ты расскажешь рассказ? - Хорошо, мама рада будет послушать - Ребята, давайте все вы сегодня все кому-нибудь расскажите рассказ « Четыре желания» - Теперь встаньте возле своих стульчиков, и аккуратно никого не задеваем, присаживаемся за столы! Ножки вместе, спинка прямая и смотрим на меня ,повторяем движения за мной Времена года» Круглый год Круглый год, круглый год! (Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.) За зимой весна идет, А за весною следом Торопится к нам лето. И у кого не спросим - Идет за летом осень. А за осенью сама Вновь идет, спешит зима. (Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой). - Ребята, вы послушали замечательный рассказ, Саша и Маша пересказали его теперь вы сможете собрать иллюстрации к книге последовательно? - Хорошо, на каждом столе у вас лежат картинки из 4 частей их нужно сначала соединить правильно, а потом выложить последовательность действий по рассказу К. Ушинского « Четыре желания»
| Поза внимательного слушателя Уточнение Совет Повторное чтение Напоминание Вопрос Пословица Указание Напоминание Пальчиковая гимнастика Вопрос Объяснение Выполнение | -Да . - Смысл данной пословицы в том, что все сезоны года идут чередом и в природе все закономерно. Вслед за летом идет осень, за осенью зима ,после зимы весна, после весны лето, и так каждый год повторяется - Я (Саша) Пересказ Саши - Я расскажу своему брату Вове - Я тоже хочу пересказать ( Маша) Пересказ Маши - Я расскажу маме - Хорошо, мы расскажем Дети присаживаются за столы Дети повторяют движения - Да, конечно сможем - Мы поможем Мите! Дети собирают картинку из 4 частей
| Дети пересказали рассказ « четыре желания» |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги занятия, анализ результатов Помочь детям осознать основную идею | - Все собрали? - Сейчас подойду к каждому столу и посмотрю, как вы меня внимательно слушали! - Какие все молодцы! Вы все меня внимательно слушали, все правильно разложили иллюстрации! - Ребята мы смогли помочь Мите? - Как? - Да, ребята, благодаря вам Митя сдаст книгу в библиотеку! Спасибо вам большое за помощь! Молодцы! - Ребята, вам понравился рассказ? - Что больше всего понравилось?
- Как назывался рассказ? - Молодцы! - Кто автор рассказа? - Хорошо - Что автор хотел передать через этот рассказ, что вы поняли, когда слушали и пересказали его? - Замечательно! | Контроль выполнения задания Подведение итогов Благодарность Рефлексия Вопросы Повторение Похвала | - Все! Мы выполнили! Собрали и выложили последовательность действий!
- Да! - Мы правильно собрали иллюстрации к книге, теперь Митя сможет сдать книгу в библиотеку! - Мы рады были помочь Мите! - Да! - Мне понравился отец Мити, который придумал записывать пожелания сына в свою записную книжку, с тем, чтобы позже наглядно показать ему, что каждое время года прекрасно по-своему - « Четыре желания» - К. Ушинский - Рассказ Ушинского «Четыре желания» учит радостно относиться к жизни, ценить все хорошее, что есть в каждом времени года | Дети делают вывод , высказывают свое мнение и отношение к рассказу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта занятия по обучению грамоте в старшей группе
целью занятия учить детей проводить звуковой анализ слов. развивать фонематический слух....
обучение пересказу литературного произведения в младшем дошкольном возрасте
использование схем и моделей при обучении младших дошкольников пересказу...
Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений.
Материал для педагогов по работе над связной речью в процессе обучения пересказу литературных произведений...
Конспект занятия по обучению пересказу литературных произведений
Формировать навыки пересказа короткого текста с использованием графических схем...
Модель обучения пересказу литературных произведений по программе «Детский сад – дом радости»
Обучение пересказу разных литературных произведений...
Технологическая карта занятия (составление рассказов о героях произведения)/ русская народная сказка "Крылатый, мохнатый да масленый"
Технологическая карта занятия(составление рассказов о героях произведения)Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитиеТема занятия...
Конспект занятия по развитию речи по старшей группе на тему Обучению пересказу литературного произведения "Лиса и козел"
Конспект на правлен на обучение детей старшей группы ДОУ пересказу литературного произведения "Лиса и козел"...