Технологическая карта занятия по обучению пересказу литературного произведения
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Екатерина Николаевна Баринова

Тема занятия: пересказ рассказа К. Ушинский «Четыре желания»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по обучению пересказу литературного произведения

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Тема занятия: пересказ рассказа К. Ушинский «Четыре желания»

Возрастная группа: подготовительная

Цель занятия: понимание и запоминание текста для правильного пересказа

Задачи занятия:

Обучающая:  послушать рассказ К. Ушинский «Четыре желания», понять, что каждое время года красивое по своему, учувствовать в беседе, высказывать свою точку зрения, восстановить последовательность рассказа и рассказать

Развивающая: произнести скороговорку с разной силой голоса, слушать внимательно, отвечать на вопросы полными предложениям

Воспитательная: ценить природу, понимать, что каждое время года прекрасно, слушать друг друга не перебивая, помогать друг другу, работать вместе и дружно

Дополнительные задачи:

Словарная работа:

Обогащение словаря: сенокос

Активизация словаря: библиотека, румяные, предложения,вывод

Планируемый результат занятия: дети поняли основную мысль рассказа, отвечали на вопросы полными предложениями, запомнили содержание и последовательность событий, пересказали его , сложили правильно 4 иллюстрации, которые состоят из 4 частей, правильно установили последовательность действий

Подготовительная работа: наблюдение на прогулке, как дети катаются на саночках с горки, Беседа «Время года», сюжетные картинки «Времена года», разработка вопросов к беседе по рассказу

Материалы и оборудование: рассказ К. Ушинского «Четыре желания», сундучок, письмо, иллюстрации Мити в каждое время года (4 картинки, каждая разрезана на 4 части)

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно- мотивационный этап

Создать интерес к занятию, подготовке детей к восприятию текста

 - Ребята, какой сегодня    замечательный день!

 - Для начала встанем в круг!        - Сколько радости вокруг!

 - Мы все за руки возьмемся!

 - И друг другу улыбнемся!

 - Мы готовы поиграть!

 - Можно смело начинать!

 - Ребята, какие времена года вы знаете?

 - Молодцы, правильно!

 - Давайте, все дружно поиграем!

 - Я сейчас вам буду говорить предложения, а вы должны будете правильно повторять за мной хором.

 - Ма - ма – ма - наступила вновь зима

А теперь повторите очень тихо

 - Ну – ну – ну - очень ждали мы весну

А теперь давайте громко

 - Ра – ра – ра - на улице жара

А теперь давайте повторим шёпотом

 - Ду – ду - ду – фрукты собирай в саду

 - Молодцы, вы хорошо справились!

 - Ребята, посмотрите!

Показываю детям сундучок!

 

 - Как вы думаете, что в сундучке?

 

 

 - Хорошо, я открываю сундучок

 Открываю сундук

 - Ребята что это?

Показываю детям картинки( 4 картинки, каждая разрезана на 4 части)

 - Ребята, в сундучке  еще письмо!

 - Хотите узнать, что написали нам?

 Приветствие

 

 

Вопросы

Похвала

  Чистоговорки

Похвала

Привлечение внимания

Показ

Вопросы

Показ

Вопрос

 Дети встают в круг, приветствуют друг друга

 Улыбаются друг другу

 

 

- Зима, весна, лето, осень

 

 - Давайте, поиграем!

 - Хорошо, будем повторять

Смотрят на меня и повторяют чистоговорки

 - Ма - ма – ма - наступила вновь зима

 

- Ну – ну – ну - очень ждали мы весну

 

- Ра – ра – ра - на улице жара

 

- Ду-ду-ду – фрукты собирай в саду

Смотрят внимательно, дети заинтересовались

 Дети удивлены

 - Подарок?

 - Конфета?

 - Игрушка?

 - Давайте ее откроем и узнаем?

 

 

 

 - Это части картинок!

 - Да!

 Дети заинтересованы к предстоящей деятельности

2.

Основной этап

2.1.

Этап         постановки

проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию, предложения детей

 Зачитываю детям содержание письма

 - Ребята, меня зовут  Митя. Помогите мне, пожалуйста, восстановить иллюстрации поочередно из рассказа« Четыре желания». Мне нужно сдать в библиотеку книгу, но кто-то порвал картинки, без картинок книгу  не примут!

 - Ребята, в сундучок Митя вложил еще и книгу!

 - И правда, в книге нет картинок, к рассказу  вот беда!

 - Ребята, как мы поможем Мите?

 - А как мы соберем их последовательно, мы не знаем как все было?

 - Какие вы у меня догадливые, молодцы!

 

 

Проблемная ситуация

Наводящие вопросы

Похвала

 

 Слушают внимательно

 

 

 - Нужно собрать картинки!

 

 - Нужно прочитать рассказ  

 

Дети введены в проблемную ситуацию

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Прочитать рассказ

 - Я недавно прочитала этот рассказ, он мне очень понравился, в рассказе говориться о  мальчике Мите, который в любую погоду способен увидеть хорошее, выбрать себе занятие по душе. Мне нравится его положительный настрой, его добрые отношения с отцом. Митя любит природу, он близок к ней. Природа отдает великое даром — свежий воздух, солнце, красоту. Надо ценить природу и уметь видеть в ней прекрасное

- А вы хотите узнать, какие желания были у мальчика в разные времена года?

Присаживайтесь на стульчики, ножки вместе, спинка прямая и слушаем меня внимательно!

 Выразительное чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

 - Вам понравился рассказ?

 - Какие слова вам были не понятные в рассказе?

 - Ребята сенокос - это когда косят траву и высушивают, когда трава высыхает, ее называет сено, зимой сеном кормят животных

  - Ребята, как назывался рассказ?

 - Кто автор рассказа « Четыре желания»?

 - Кто был главным героем в рассказе? Как его звали?

 - Какой Митя в рассказе, как вы его можете описать?

 - О чем говориться в этом рассказе?

 

 -Чем Мите понравилась зима?

 

- Давайте мы с вами сейчас поиграем в игру «Внимательные ушки»

 - Я буду начинать предложение. А вы его закончите

 - Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:…

 - Правильно, молодцы!

 - Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик ловил…

 - Правильно!

 

 -Ребята, давайте представим, что мы на рыбалке ловим рыбу, а она от нас уплывает!

 - Представили?

 - Теперь встаньте возле своих стульчиков, аккуратно никого не задеваем! Смотрим на меня и повторяем движения за мной

 Физминутка «Рыбки»

 - Рыбки плавали, ныряли (волнообразные вертикальные движения ладошками)
- И плескались на воде (волнообразные горизонтальные движения ладошками)
- То сойдутся, разойдутся, (горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения)
- То зароются в песке. (приседают с круговыми движениями ладоней)

 - Молодцы! Справились с заданием!

 

Поза внимательного слушателя

Выразительное чтение

Вопросы

Объяснение

Беседа

Игра «Закончи предложение»

Похвала

Динамическая   пауза

Объяснение

Показ

Выполнение

Похвала

 

 

 

 - Да, хотим узнать

- Да!

 - Сенокос

 

 

 - Рассказ называется «Четыре желания»

 

 - Автор рассказа «Четыре желания» К. Ушинский

 - Главным героем рассказа был Митя

 - Митя весёлый и добрый мальчик, озорной, любит играть

 - В рассказе говориться о том, что Мите нравились время года, каждое чем- то своим

 - Мите понравилась зима, тем, что можно  катался на саночках и на коньках

 

- Давайте!

 - Что за прелесть эта весна!

 

 - Рыбу и набрал ягод, кувыркался в душистом сене

 - Давайте!

 - Да!

 

Дети повторяют движения

Дети внимательно и с большим интересом прослушали рассказ «Четыре желания»

Все дети участвовали в беседе ,отвечали полными предложениями

2.3.

Этап         практического решения проблемы

 Пересказ рассказа

 - Присаживайтесь на стульчики, ножки вместе, спинка прямая и слушаем меня внимательно

 - Ребята вы внимательно слушали рассказ?

 - Ваши друзья и  близкие  не слышали рассказ «Четыре желания», как им будет приятно когда они услышат его, познакомятся с ним.

 - Каждый из вас сможет научиться пересказывать этот рассказать и вы  с радостью расскажите его кому захотите!

 -Ушки слушают внимательно!

Повторное чтение

 - Ребята, как вы понимаете пословицу «От осени к лету назад поворота нету»?

 - Да, правильно! Молодцы!

 - А теперь ребята, кто хочет пересказать рассказ?

 - Хорошо, Саша, мы все тебя внимательно слушаем

 - Молодец!

 - Саша, с кем ты поделишься рассказом?

 - Хорошо, ему будет интересно!

 - Маша, давай теперь послушаем тебя

 - Умничка Маша!

 - Маша, кому ты расскажешь рассказ?

 - Хорошо, мама рада будет послушать

 - Ребята, давайте все вы сегодня все кому-нибудь расскажите рассказ « Четыре желания»

 - Теперь встаньте возле своих стульчиков, и аккуратно никого не задеваем, присаживаемся за столы! Ножки вместе, спинка прямая и смотрим на меня ,повторяем движения за мной

Времена года»

Круглый год

Круглый год, круглый год!

(Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.)

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим -

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными

(на каждое время года). Повторяют другой рукой).

 - Ребята, вы послушали замечательный рассказ, Саша и Маша пересказали его теперь вы сможете собрать иллюстрации к книге последовательно?

 - Хорошо, на каждом столе у вас лежат картинки из 4 частей их нужно сначала соединить правильно, а потом выложить последовательность действий по рассказу К. Ушинского « Четыре желания»

 

Поза внимательного слушателя

Уточнение

Совет

Повторное чтение

Напоминание

Вопрос

Пословица

Указание

Напоминание

Пальчиковая гимнастика

Вопрос

Объяснение

Выполнение

 -Да

.

 - Смысл данной пословицы в том, что все сезоны года идут чередом и в природе все закономерно. Вслед за летом идет осень, за осенью зима ,после зимы весна, после весны лето, и так каждый год повторяется

 - Я (Саша)

 Пересказ Саши

  - Я расскажу своему брату Вове

 - Я тоже хочу пересказать ( Маша)

Пересказ Маши

 - Я расскажу маме

 - Хорошо, мы расскажем

Дети присаживаются за столы

Дети повторяют движения

 - Да, конечно сможем

 - Мы поможем Мите!

Дети собирают картинку из 4 частей

 

 Дети пересказали рассказ « четыре желания»

3.

Заключительный этап

Подвести итоги занятия, анализ результатов

Помочь детям осознать основную идею

  - Все собрали?

 - Сейчас подойду к каждому столу и посмотрю, как вы меня внимательно слушали!

 - Какие все молодцы! Вы все меня внимательно слушали, все правильно разложили иллюстрации!

  - Ребята мы смогли помочь Мите?

 - Как?

 - Да, ребята, благодаря вам Митя сдаст книгу в библиотеку! Спасибо вам большое за помощь! Молодцы!

 - Ребята, вам понравился рассказ?

 - Что больше всего понравилось?

 

 

- Как назывался рассказ?

 - Молодцы!

 - Кто автор рассказа?

 - Хорошо

 - Что автор хотел передать через этот  рассказ, что вы поняли, когда слушали  и пересказали его?

 - Замечательно!

Контроль выполнения задания

Подведение итогов          

Благодарность

Рефлексия

Вопросы

Повторение

Похвала

 - Все! Мы выполнили! Собрали и выложили последовательность действий!

 

 - Да!

 - Мы правильно собрали  иллюстрации к книге, теперь Митя сможет сдать книгу в библиотеку!

 - Мы рады были помочь Мите!

 - Да!

 - Мне понравился отец Мити, который придумал записывать пожелания сына в свою записную книжку, с тем, чтобы позже наглядно показать ему, что каждое время года прекрасно по-своему

 - « Четыре желания»

 - К. Ушинский

 - Рассказ Ушинского «Четыре желания» учит радостно относиться к жизни, ценить все хорошее, что есть в каждом времени года

Дети делают вывод , высказывают свое мнение и отношение к рассказу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта занятия по обучению грамоте в старшей группе

целью занятия учить детей проводить звуковой анализ слов. развивать фонематический слух....

обучение пересказу литературного произведения в младшем дошкольном возрасте

использование схем и моделей при обучении младших дошкольников пересказу...

Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений.

Материал для педагогов по работе над связной речью в процессе обучения пересказу литературных произведений...

Конспект занятия по обучению пересказу литературных произведений

Формировать навыки пересказа короткого текста с использованием графических схем...

Технологическая карта занятия (составление рассказов о героях произведения)/ русская народная сказка "Крылатый, мохнатый да масленый"

Технологическая карта занятия(составление рассказов о героях произведения)Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитиеТема занятия...

Конспект занятия по развитию речи по старшей группе на тему Обучению пересказу литературного произведения "Лиса и козел"

Конспект на правлен на обучение детей старшей группы ДОУ пересказу литературного произведения "Лиса и козел"...