Модель обучения пересказу литературных произведений по программе «Детский сад – дом радости»
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Обучение пересказу разных литературных произведений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_obucheniya_pereskazu_literaturnyh_proizvedeniy_po_programme_manzyrykchy_a.n.docx | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад № 28» г. Кызыла Республики Тыва
Выступление на педсовете.
Тема:Модель обучения пересказу литературных произведений по программе «Детский сад – дом радости»
15.02. 2015г
Выполнила: Воспитатель старшей №6 гр.
Манзырыкчы А.Н
Детская литература – это часть всей художественной литературы и как литература является искусством слова.
Предметом детской литературы – является литературные произведения созданные писателями специально для детей, а так же литературное произведения вошедшее в круг детского чтения.
В круг детского чтения в моей группе входят:
- Произведения устно – народного творчества ( Сказки, былины, потешки и т.д )
- Классическая литература прошлых веков – 18- 19 в.в.
- Классическая современная литература.
Детская литература возникает во второй половине 15 века,Преследовала учебные цели: научить детей писать, читать, считать.
Начиная с 18 века в основу преобладает воспитательные цели: воспитании в детях самых лучших качеств человека.
Отличительные особенности детской книги.
В детской книге сливаются искусство слово и педагогика. Воспитание детей – взаимопомощи, трудолюбие, доброта через художественное слово.
В детской книге есть обязательно мораль, нравоучение.
Жанры детской книги: басни, рассказы, повести, роман – сказка, литературная сказка, стихи, пьеса, драматические произведение, лирические ( стихи).
Детская литература включает в себя не только художественную литературу и научно – популярную, научно – художественную.
Дошкольник шестого года жизни в моей группе чувствует себя комфортно: все знакомо и привычно как в группе, так и в других помещениях детского сада. Знакомым стали все взрослые. Сроднились дети между собой. Установились прочные дружеские взаимоотношения между двумя – тремя детьми и их семьями. Это дружба часто сохраняется и в школьные годы.
Дети моей группы охотно, по собственной инициативе идут на индивидуальное общение с воспитателем. Они любятпорассуждать: мальчики размышляют о том, « почему пароход не тонет…, « почему лев сильнее слона…?» Девочки щебечут на темы: « Какая Снежная королева, а платье у нее красивое, Золотая рыбка… щедрая, но справедливая?!».
Дети просят задать им вопрос трудный – претрудный, например, с удовольствием решают такие: какой камень в воде бывает? Без чего нельзя хлеб испечь? Ты, да я, сколько будет человек?
Я работаю по авторской программе Н.М. Крыловой «Детский сад- дом радости», поэтому характерной особенностью детей является их потребность быть постоянно занятыми деятельностями, к которых они получают значимые для них результаты.
В старшей группе я знакомлюдетей с разными рассказами, сказками, стихами разных писателей и поэтов таких как, Н. Калинина, Л.Воронова « Об отдыхе Аленки летом в деревне».Стихи А. Прокофьева « Люблю березу белую», В. Бианки « Лесной колобок, колючий бок», Н.Носов « Как Незнайка был художником», Е. Пермяк « Мелкие калоши» и т.д.
Я знакомлю детей рассказом « Об отдыхе Аленки летом в деревне». Это 1 занятие, перед обедом повторное чтение другим воспитателем этого же текста. Слушание литературного произведения – это интеллектуальная деятельность, направленная на понимание без опоры на наглядность. После этого я провожу индивидуальную работу. В: ( Инд.) Когда же Аленка отдыхала у бабушки? ( Летом) А может зимой? ( Нет, солнышко светило, жарко было…)
В: ( Инд.) Где же она отдыхала летом? ( В деревне) А может в городе? (Будет доказывать). В: ( Инд.) А с кем жила Аленка в деревне? (Назовет)
В: ( Инд.) А что же случилось за один день с Аленкой? ( Расскажет)
Это принужденный разговор ведется. На каждый вопрос может отвечать не только тот, кому мы задали, но и любой другой.
Так же я готовлю детей к составлению творческих рассказов. Цель: восстановить сюжет рассказа ( Что случилось с Аленкой). Я им предлагаю детям разложить на столе вперемешку картинки животных, с которыми встречалась Аленка. Поставить матрешку.
В: ( Позовем подгруппу детей) Знакомьтесь, это Аленка.
Аленка: Вот и я пришла к вам в гости. ( Очень рады ,что пришли)
В: Расскажи- ка ты, Аленка, как свой первый денек в деревне провела.
Аленка: Меня рано утром разбудили солнечные зайчики. Вышла я на крыльцо дома и увидела, как бабушка кормит поросенка (кладем картинку поросенка). А потом я стояла на крыльце и услышала, как тетя Даша зовет кур. Они прибежали с разных сторон, закудахтали, и стали клевать зернышки (кладем картинку).
В: А потом? ( Тетя Даша попросила воды, чтобы руки помыть) Тетя Даша взяла подойник, специальное ведро, очень чистое, в него доят молоко. И они пошли туда, где коровы пасутся. Дошли они сначала до пасеки, где пчелы в ульях живут. Клади картинку. А по какой же они красивой дороге или? Наверное, по такой!
Показываю картину И.Шишкина « Рожь»
Даю задание: поставить картинки поросенка, курицы в верхний ряд.
Ставим ниже картинки ржи, пчелы, коровы.
Ставим картинки ласточек.
Ставим картинки лошади с жеребенком.
Проводим сверху вниз по сложенным рядами картинкам.
Когда последний ребенок закончит обед, всем предлагаю убрать игрушки, принести стулья и сесть вокруг ковра, чтобы послушать рассказ.
Готовим детей к составлению творческих рассказов.Цель: показать образец пересказа от лица героя, а также восстановить сюжет рассказа ( Что случилось с Аленкой).Цель следующего приема: показать детям два компонента повествовательного рассказа: время и место действия.
- В: Так, когда Аленка пошла в лес? ( Утром) Когда дождик кончился, утром солнышко встало, Аленка проснулась. А мама сказала: просыпайся, сегодня у нас последний денек в деревне. Поставим картинку: на ней солнышко на небе. Что спрашивает картинка? Когда проснулась Аленка.
- В: Теперь поставим картинку, которая спросит, Где Аленка гуляла? ( В лесу) Поставим картинку леса. А как же она оказалась в лесу? Да, они пошли по грязной дорогой, пришли в лес, а там луж нет, листья шумят под ногами.
Следующий компонент рассказа- описание действующих лиц и что с ними случилось.
В: Теперь нужно обозначить, С кем случилась история и Что случилось в лесу. Поставим картинки: дети с корзинками. Про что надо будет рассказать? Аленка с мамой встретила тетю Дашу с детьми. У ребят были полные корзинки с брусникой. А у тети Даши ягод в корзинке не было. Почему? ( Потому что тетя Даша несла ежика, чтобы показать Аленке).
Следующий компонент рассказа – описание финала истории.
В: Теперь поставим последнюю картинку к этому рассказу – картинку ежика. Картинка спросит : Чем же закончилась история? (Ежик убежал в лес, потому что это его дом) А как же ежика назвала тетя Даша, она сказала Аленке кого она несет? ( Нет, загадку загадала…сказала, что нашла клубок с иголками)
В: Кто из вас захочет рассказать за Аленку рассказать, что с ней случилось в последний день, приходите, я запишу.
1 этап- работа над логикой, структурой рассказа. Этот этап работы самый трудный .Ребенку очень трудно отделить вопросы от ответов: выделить алгоритм рассказа, построить модель обозначения последовательности его.
2 этап- научиться пользоваться моделью в громкой речи: смотреть на картину, вслух задавать себе вопрос и на него же самому отвечать.
3 этап- работа над содержанием рассказа и оформлением высказывания в речи: смотреть на картинку, про себя задавать вопрос, и громко на него отвечает. Эти же ответы уже записываю в тетрадь, если ребенок уверенно отвечает. Так создается рассказ как система ответов на вопросы. После каждого ответа ребенку читаю ему запись егои если необходимо, то улучшаем текст, более точным словом, фразой. И еще раз его записываю. Потом спрашиваю у ребенка, какой ответ нравится больше, какой оставить в рассказе.
Не всем легко даются переходы из этапа в этап. Если ребенок робко отвечает одним словом, медленно , то незаписываю, а только хвалю ответы даже из однословного предложения. Главное, чтобы он не повторял вопросы.
Так ребенок поймет алгоритм рассказа. После этого я работаю над содержанием и речью.
4 этап-это записанный рассказ ребенка, который он учится рассказывать слушателем громко, четко, интонационно выразительно. Работа над формой рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обучение пересказу литературного произведения в младшем дошкольном возрасте
использование схем и моделей при обучении младших дошкольников пересказу...
Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений.
Материал для педагогов по работе над связной речью в процессе обучения пересказу литературных произведений...
Конспект занятия по обучению пересказу литературных произведений
Формировать навыки пересказа короткого текста с использованием графических схем...
Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений
Задачи, которые ставятся перед детьми каждой возрастной группы при обучении пересказу. Требования к подбору произведений для обучения пересказу. Основные методы и приёмы в обучении пересказу литератур...
Консультация на тему "Методика обучения дошкольников пересказу литературных произведений".
Для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по развитию речи по старшей группе на тему Обучению пересказу литературного произведения "Лиса и козел"
Конспект на правлен на обучение детей старшей группы ДОУ пересказу литературного произведения "Лиса и козел"...
Технологическая карта занятия по обучению пересказу литературного произведения
Тема занятия: пересказ рассказа К. Ушинский «Четыре желания»...