Модель обучения пересказу литературных произведений по программе «Детский сад – дом радости»
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Обучение пересказу разных литературных произведений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад № 28» г. Кызыла Республики Тыва
Выступление на педсовете.
Тема:Модель обучения пересказу литературных произведений по программе «Детский сад – дом радости»
15.02. 2015г
Выполнила: Воспитатель старшей №6 гр.
Манзырыкчы А.Н
Детская литература – это часть всей художественной литературы и как литература является искусством слова.
Предметом детской литературы – является литературные произведения созданные писателями специально для детей, а так же литературное произведения вошедшее в круг детского чтения.
В круг детского чтения в моей группе входят:
- Произведения устно – народного творчества ( Сказки, былины, потешки и т.д )
- Классическая литература прошлых веков – 18- 19 в.в.
- Классическая современная литература.
Детская литература возникает во второй половине 15 века,Преследовала учебные цели: научить детей писать, читать, считать.
Начиная с 18 века в основу преобладает воспитательные цели: воспитании в детях самых лучших качеств человека.
Отличительные особенности детской книги.
В детской книге сливаются искусство слово и педагогика. Воспитание детей – взаимопомощи, трудолюбие, доброта через художественное слово.
В детской книге есть обязательно мораль, нравоучение.
Жанры детской книги: басни, рассказы, повести, роман – сказка, литературная сказка, стихи, пьеса, драматические произведение, лирические ( стихи).
Детская литература включает в себя не только художественную литературу и научно – популярную, научно – художественную.
Дошкольник шестого года жизни в моей группе чувствует себя комфортно: все знакомо и привычно как в группе, так и в других помещениях детского сада. Знакомым стали все взрослые. Сроднились дети между собой. Установились прочные дружеские взаимоотношения между двумя – тремя детьми и их семьями. Это дружба часто сохраняется и в школьные годы.
Дети моей группы охотно, по собственной инициативе идут на индивидуальное общение с воспитателем. Они любятпорассуждать: мальчики размышляют о том, « почему пароход не тонет…, « почему лев сильнее слона…?» Девочки щебечут на темы: « Какая Снежная королева, а платье у нее красивое, Золотая рыбка… щедрая, но справедливая?!».
Дети просят задать им вопрос трудный – претрудный, например, с удовольствием решают такие: какой камень в воде бывает? Без чего нельзя хлеб испечь? Ты, да я, сколько будет человек?
Я работаю по авторской программе Н.М. Крыловой «Детский сад- дом радости», поэтому характерной особенностью детей является их потребность быть постоянно занятыми деятельностями, к которых они получают значимые для них результаты.
В старшей группе я знакомлюдетей с разными рассказами, сказками, стихами разных писателей и поэтов таких как, Н. Калинина, Л.Воронова « Об отдыхе Аленки летом в деревне».Стихи А. Прокофьева « Люблю березу белую», В. Бианки « Лесной колобок, колючий бок», Н.Носов « Как Незнайка был художником», Е. Пермяк « Мелкие калоши» и т.д.
Я знакомлю детей рассказом « Об отдыхе Аленки летом в деревне». Это 1 занятие, перед обедом повторное чтение другим воспитателем этого же текста. Слушание литературного произведения – это интеллектуальная деятельность, направленная на понимание без опоры на наглядность. После этого я провожу индивидуальную работу. В: ( Инд.) Когда же Аленка отдыхала у бабушки? ( Летом) А может зимой? ( Нет, солнышко светило, жарко было…)
В: ( Инд.) Где же она отдыхала летом? ( В деревне) А может в городе? (Будет доказывать). В: ( Инд.) А с кем жила Аленка в деревне? (Назовет)
В: ( Инд.) А что же случилось за один день с Аленкой? ( Расскажет)
Это принужденный разговор ведется. На каждый вопрос может отвечать не только тот, кому мы задали, но и любой другой.
Так же я готовлю детей к составлению творческих рассказов. Цель: восстановить сюжет рассказа ( Что случилось с Аленкой). Я им предлагаю детям разложить на столе вперемешку картинки животных, с которыми встречалась Аленка. Поставить матрешку.
В: ( Позовем подгруппу детей) Знакомьтесь, это Аленка.
Аленка: Вот и я пришла к вам в гости. ( Очень рады ,что пришли)
В: Расскажи- ка ты, Аленка, как свой первый денек в деревне провела.
Аленка: Меня рано утром разбудили солнечные зайчики. Вышла я на крыльцо дома и увидела, как бабушка кормит поросенка (кладем картинку поросенка). А потом я стояла на крыльце и услышала, как тетя Даша зовет кур. Они прибежали с разных сторон, закудахтали, и стали клевать зернышки (кладем картинку).
В: А потом? ( Тетя Даша попросила воды, чтобы руки помыть) Тетя Даша взяла подойник, специальное ведро, очень чистое, в него доят молоко. И они пошли туда, где коровы пасутся. Дошли они сначала до пасеки, где пчелы в ульях живут. Клади картинку. А по какой же они красивой дороге или? Наверное, по такой!
Показываю картину И.Шишкина « Рожь»
Даю задание: поставить картинки поросенка, курицы в верхний ряд.
Ставим ниже картинки ржи, пчелы, коровы.
Ставим картинки ласточек.
Ставим картинки лошади с жеребенком.
Проводим сверху вниз по сложенным рядами картинкам.
Когда последний ребенок закончит обед, всем предлагаю убрать игрушки, принести стулья и сесть вокруг ковра, чтобы послушать рассказ.
Готовим детей к составлению творческих рассказов.Цель: показать образец пересказа от лица героя, а также восстановить сюжет рассказа ( Что случилось с Аленкой).Цель следующего приема: показать детям два компонента повествовательного рассказа: время и место действия.
- В: Так, когда Аленка пошла в лес? ( Утром) Когда дождик кончился, утром солнышко встало, Аленка проснулась. А мама сказала: просыпайся, сегодня у нас последний денек в деревне. Поставим картинку: на ней солнышко на небе. Что спрашивает картинка? Когда проснулась Аленка.
- В: Теперь поставим картинку, которая спросит, Где Аленка гуляла? ( В лесу) Поставим картинку леса. А как же она оказалась в лесу? Да, они пошли по грязной дорогой, пришли в лес, а там луж нет, листья шумят под ногами.
Следующий компонент рассказа- описание действующих лиц и что с ними случилось.
В: Теперь нужно обозначить, С кем случилась история и Что случилось в лесу. Поставим картинки: дети с корзинками. Про что надо будет рассказать? Аленка с мамой встретила тетю Дашу с детьми. У ребят были полные корзинки с брусникой. А у тети Даши ягод в корзинке не было. Почему? ( Потому что тетя Даша несла ежика, чтобы показать Аленке).
Следующий компонент рассказа – описание финала истории.
В: Теперь поставим последнюю картинку к этому рассказу – картинку ежика. Картинка спросит : Чем же закончилась история? (Ежик убежал в лес, потому что это его дом) А как же ежика назвала тетя Даша, она сказала Аленке кого она несет? ( Нет, загадку загадала…сказала, что нашла клубок с иголками)
В: Кто из вас захочет рассказать за Аленку рассказать, что с ней случилось в последний день, приходите, я запишу.
1 этап- работа над логикой, структурой рассказа. Этот этап работы самый трудный .Ребенку очень трудно отделить вопросы от ответов: выделить алгоритм рассказа, построить модель обозначения последовательности его.
2 этап- научиться пользоваться моделью в громкой речи: смотреть на картину, вслух задавать себе вопрос и на него же самому отвечать.
3 этап- работа над содержанием рассказа и оформлением высказывания в речи: смотреть на картинку, про себя задавать вопрос, и громко на него отвечает. Эти же ответы уже записываю в тетрадь, если ребенок уверенно отвечает. Так создается рассказ как система ответов на вопросы. После каждого ответа ребенку читаю ему запись егои если необходимо, то улучшаем текст, более точным словом, фразой. И еще раз его записываю. Потом спрашиваю у ребенка, какой ответ нравится больше, какой оставить в рассказе.
Не всем легко даются переходы из этапа в этап. Если ребенок робко отвечает одним словом, медленно , то незаписываю, а только хвалю ответы даже из однословного предложения. Главное, чтобы он не повторял вопросы.
Так ребенок поймет алгоритм рассказа. После этого я работаю над содержанием и речью.
4 этап-это записанный рассказ ребенка, который он учится рассказывать слушателем громко, четко, интонационно выразительно. Работа над формой рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/27/picture-173661-1616874504.jpg)
обучение пересказу литературного произведения в младшем дошкольном возрасте
использование схем и моделей при обучении младших дошкольников пересказу...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-538127-1417356618.jpg)
Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений.
Материал для педагогов по работе над связной речью в процессе обучения пересказу литературных произведений...
Конспект занятия по обучению пересказу литературных произведений
Формировать навыки пересказа короткого текста с использованием графических схем...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-600078-1425286879.jpg)
Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений
Задачи, которые ставятся перед детьми каждой возрастной группы при обучении пересказу. Требования к подбору произведений для обучения пересказу. Основные методы и приёмы в обучении пересказу литератур...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/12/picture-990800-1515774177.jpg)
Консультация на тему "Методика обучения дошкольников пересказу литературных произведений".
Для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-1500631-1702222864.jpg)
Конспект занятия по развитию речи по старшей группе на тему Обучению пересказу литературного произведения "Лиса и козел"
Конспект на правлен на обучение детей старшей группы ДОУ пересказу литературного произведения "Лиса и козел"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/22/picture-1549245-1734890089.jpg)
Технологическая карта занятия по обучению пересказу литературного произведения
Тема занятия: пересказ рассказа К. Ушинский «Четыре желания»...