Технологическая карта по развитию речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Наряжаем ёлку»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Грязнова Татьяна Михайловна

Составление рассказа по сюжетной картине «Наряжаем ёлку»

Возрастная группа: воспитанники средней группы.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Вид занятия: интегрированное.

Цель: создание условий для формирования навыков связной речи посредством составления рассказа по сюжетной картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_razvitiyu_rechi_1.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД по речевому развитию.

                                                             Выполнила: Грязнова Т.М.

                                                             МАДОУ № 113 г.Улан-Удэ

Составление рассказа по сюжетной картине «Наряжаем ёлку»

Возрастная группа: воспитанники средней группы.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Вид занятия: интегрированное.

Цель: создание условий для формирования навыков связной речи посредством составления рассказа по сюжетной картине.

Задачи:

Обучающая: формировать умение внимательно рассматривать картину с помощью вопросов воспитателя, учить составлять описательный рассказ по картине;

Развивающая: упражнять в умении правильно строить предложения, четко проговаривать слова;

Воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать товарищей, формировать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Основные методы и приемы работы:

Словесный (объяснение, беседа, рассказ)

Наглядный (показ, рассматривание картины)

Практический (раскрашивание игрушек, развешивание на елку)

Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Формы образовательной деятельности:

групповая - участвуют все дети группы;

подгрупповая - делятся на две группы;

индивидуальная - участвует каждый ребенок.

Планируемый результат: научаться составлять рассказ по сюжетной картине «Наряжаем ёлку».

Поддержка инициативы детей: стимулирование высказываний, одобрение идей, предложений детей.

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы, игровая, двигательная, музыкальная.

Предварительная работа педагога: подготовить демонстрационный материал, группу к занятию, подбор аудиозаписи.

Предварительная работа с детьми: чтение художественных произведений о зиме, рассматривание картин художников рисовавших зиму, наблюдение за елью во время прогулки, заучивание стихов о зиме, о ёлке, изготовление елочных игрушек из соленого теста.

Оборудование: ноутбук, искусственная елка, мольберт, снежок для рефлексии.

Демонстрационный материал: картина «Наряжаем ёлку» из серии В.В.Гербовой, раскрашенные шишки и елочные игрушки из соленого теста (образцы).

Раздаточный материал: шишки по количеству детей, елочные игрушки из соленого теста не законченные (по количеству детей), гуашь, кисточки для каждого ребенка, стаканчики для воды, салфетки.

Музыкальный ряд: аудиозапись «Шаги по снегу», новогодние песни.

Продолжительность занятия: 20 минут

Структура занятия:

1. Вводная часть – 5 мин.

2. Основная часть – 10 мин.

3. Заключительная часть – 5 мин.

 

Этап занятия

 

Время

Ход НОД

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Вводная часть

Организационный момент

Мотивация

Постановка и принятие детьми цели занятия

5 мин.

Педагог приветствует детей, предлагая пройти на ковер.

Включает звук шагов по снегу.

- Ой, ребята, что это?

Кто пришёл так тихо - тихо

Ну конечно не слониха

И конечно бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал

И услышать не могли

Как воздушная снежинка

Тихо на руку легла

И повсюду тишина

Это значит, это значит

Тихо к нам пришла….

- Ребята, мы с вами знаем много стихов про зиму.

Зима В. Степанов

Бела дороженька, бела.
Пришла зима. Зима пришла.
Я шапку белую ношу,
Я белым воздухом дышу,
Белы мои ресницы,
Пальто и рукавицы, —
Не различить меня в мороз
Среди белеющих берёз.
Замру. И белка в тишине
Вдруг спрыгнет на руки ко мне.

- О зиме можно сказать много хороших слов. Давайте и мы подберем слова, поиграем в игру и скажем какая бывает зима.

Игра «Слова на ладошке»

- Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю

- Ребята, а какой праздник мы отмечаем зимой?
- Какой праздник самый любимый? 
А какое дерево украшают на Новый год?

Мы с вами знаем и про елочку много стихов.

О. Высотская Ёлка

Мама ёлку украшала,

Аня маме помогала;

Подавала ей игрушки:

Звёзды, шарики, хлопушки.

А потом гостей позвали

И у ёлочки сплясали.

- Молодцы, ребята, замечательные стихи подготовили для нашей лесной красавицы.

- А чем можно украсить елку?

- У нас в группе тоже есть елочка, но посмотрите, что не так, чего не хватает?

- Да, ребята, она не украшена, что мы можем сделать?

- Конечно, елочку нужно нарядить.

- А кто может рассказать, как можно наряжать елочку?

- Не переживайте, сегодня мы с вами будем учиться рассказывать про то, как наряжать елочку и украсим ее все вместе.

Дети находятся в свободной игровой деятельности.

Дети прислушиваются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Зима!

 

Дети рассказывают стихи о зиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбирают слова - признаки: снежная, холодная, студёная, долгожданная, ледяная, белая, пушистая, щедрая, сильная.

- Новый год.

- Ёлочку.

Дети рассказывают стихи о елочке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Елочными игрушками, шарами и гирляндами.

- Нет новогодних елочных игрушек.

- Нарядить елочку.

 

Затрудняются с ответом.

Основная часть

Выполнение

действий по задачам НОД

10 мин

- А теперь, давайте посмотрим, как можно украшать елочку.

Воспитатель показывает детям картину «Наряжаем ёлку»

- Пожалуйста, посмотрите на картину.

- Что вы видите на картине?

 

- Какая ёлка?

- Что делают дети?

- С кем дети украшают елку?

- Да, вы правы, дети вместе с воспитателем украшают елку.

- Посмотрите, что делает воспитатель?

 - Девочка в желтом платье любуется красивой…

- А девочка в голубом фартучке повесила на елку…

- За спиной воспитателя стоит …

- Он держит коробку…

- Давайте посмотрим, какие игрушки уже висят на елке?

- Молодцы, вот сколько игрушек на елочке!

- А вы заметили, что украшена не только елочка, но и стены зала.

- На стенах висят…

- Как вы думаете, веселый праздник будет у ребят?

- Что будут делать дети возле елочки?

- Какие вы умницы, хорошо рассмотрели картину, давайте с вами отдохнем.

Физминутка «Ёлочка»

огнями елочка,
Под нею тени синие,
Колючие иголочки,
Как будто в белом инее.
Огни на елке яркие
Повсюду зажигаются.
Во всех домах, по всей стране
Ребята улыбаются.

Составление рассказа по картине

- Сейчас попробуем составить рассказ по картине с помощью моих вопросов.

- Сначала послушайте мой рассказ.

На картине дети с воспитателем в детском саду готовятся к новому году, украшают елку. Елочка стоит в зале. Воспитатель собирается повесить на елку шарик. У нее красивое сиреневое платье. Девочка в желтом платье любуется красивой, голубой снежинкой. Девочка в синем платье повесила на елочку красную звездочку. За спиной у воспитателя стоит мальчик в зеленом костюмчике, он держит в руках коробку с шариками. На елочке уже висит много игрушек. Стены зала украшены звездочками и гирляндой. У ребят будет веселый праздник. Они будут петь, танцевать, рассказывать стихи, играть.

- А теперь мы послушаем ваши рассказы. Кто хочет рассказать?

- Что вы видите на картине?

- Какая ёлка?

- Что делают дети?

- С кем дети украшают елку?

- Что делает воспитатель?

- Девочка в желтом платье любуется красивой…

- А девочка в голубом фартучке повесила на елку…

- За спиной воспитателя стоит …

- Он держит коробку…

- Какие игрушки уже висят на елке?

Воспитатель помогает, хвалит детей.

- Молодцы! Замечательные рассказы у вас получились.

- А теперь давайте оденем нашу елочку в красивый наряд.

- Я приглашаю вас в новогоднюю мастерскую.

Для этого мы с вами разделимся на группы.

У меня есть мешочек, в котором есть игрушки, вы опускаете ручку в мешочек достаете игрушку и проходите к тому столу, где лежит такая игрушка (шарики из соленого теста, шишки).

- Игрушки у нас не раскрашены, я предлагаю вам их раскрасить.

- Зимой идет снег и наши шишки сейчас превратятся в зимние при помощи краски и кисточки. Какого цвета снег, какого цвета краску нужно взять, чтобы нарисовать снег? Какого цвета краску нужно взять, чтобы раскрасть елочные игрушки?

Аккуратно обмакиваем кисть, удаляя о край баночки излишки краски и вести кисть в одном направлении, раскрашиваем шишку, поворачивая в процессе раскрашивания.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.

- Раскрашенные шишки и игрушки оставляем сохнуть в подставках.

Дети подходят к мольберту, на котором закреплена картина.

 

 

 

- Ёлку, детей, воспитателя.

 

- Зелёная, пушистая, красивая.

- Наряжают ёлку, вешают игрушки

- С воспитателем.

 

 - Воспитатель собирается повесить шарик на елку.

- голубой снежинкой.

- красную звездочку.

- мальчик в зеленом костюмчике.

- с шарами – красными и зелеными.

Перечисляют игрушки, которые висят на елке.

 

- Да.

 

- звездочки, гирлянды.

Высказывают свои предположения.

- Они будут петь, танцевать, водить хоровод вокруг высокой, зеленой, нарядной елки.

Дети выполняют движения:

Поднимают руки вверх.

Опускают через стороны, вниз

Наклоны вправо, влево

Ходьба на месте, улыбка

 

 

 

 

Дети внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют рассказ с помощью воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По очереди подходят, достают игрушку и проходят к столам.

1я группа раскрашивает шишки.

2я группа раскрашивает елочные игрушки из соленого теста.

 

 

 

- Белый, белую

 

- Красную, синюю, желтую, зеленую.

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа детей

 

 

 

Заключительная часть

5 мин.

- Молодцы, ребята, замечательные получились у всех игрушки! Давайте все вместе нарядим нашу елочку.

- Вот какая у нас нарядная и красивая елочка. Возле такой елочки и поплясать хочется.

- Чем мы с вами занимались сегодня?

 

 

- Чему научились?

- О чем мы составляли рассказ?

 

 

- И у нас с вами теперь тоже есть красивая елка, которая будет нас радовать.

 

Рефлексия

Снежок волшебный,
В руки будет к вам лететь,
как вам было на занятии,

будете отвечать.

- Молодцы, ребята. Вы сегодня большие молодцы. Спасибо вам большое за работу!

А теперь можно и потанцевать возле нашей елочки.

(включает музыку).

 

 

По очереди подходят и развешивают игрушки на елочке.

 

 

 

- Рассматривали картину, раскрашивали игрушки, украшали елочку.

- Мы учились составлять рассказ.

- О елке, о новом годе, о том кто украшал елочку и чем ее украшали.

 

 

Называют, как им было на занятии интересно и весело или было грустно и трудно.

 

 

 

 

Танцуют. Уходят в свободную деятельность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление индивидуального рассказа по серии картин «Зоопарк»»

Занятие построенно в соответствии с лексической темой " Животные жарких стран".Возраст детей: 6 - 7 лет...

Конспект по развитию речи "Составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Домашние животные"

Конспект по развитию речи "Составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Домашние животные"...

Открытая образовательная деятельность по развитию речи "Составление описательного рассказа по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Задачи:1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать;2. Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;3. Обогащать...

Организованная образовательная деятельность – Речевое развитие (Развитие речи) – Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Рождество».

Организованная образовательная деятельность - Речевое развитие (Развитие речи) - Составление описательного рассказа по сюжетной картине "Рождество"...

Конспект занятия по развитию речи.Составление описательного рассказа по сюжетной картине "На почте"

Конспект для проведения занятия по развитию речи в старшей группе....

Технологическая карта по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине

Технологическая карта по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине...

Технологическая карта по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине

Технологическая карта по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине...