Открытая образовательная деятельность по развитию речи "Составление описательного рассказа по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Задачи:
1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать;
2. Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;
3. Обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.
4. Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.
Развивающая среда: картина А. Саврасова "Грачи прилетели".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza_-_kopiya.docx | 21.64 КБ |
prezentatsiya_k_od.pdf | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Составление описательного рассказа
Задачи:
1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать;
2. Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;
3. Обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.
4. Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.
Развивающая среда: картина А. Саврасова "Грачи прилетели".
В: "Ребята, угадайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить? А узнаете вы это когда отгадаете мою загадку:
Снег и лед на солнце тает,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна,
Значит к нам пришла? (Весна)
Правильно сегодня мы будем говорить о весне.
В: Ребята, что вы можете сказать о весне? Какая она?
ранняя, красивая, тёплая, весёлая, мокрая, солнечная, ветреная, поздняя, цветущая, звенящая, долгожданная.
В: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Что перепутал художник?». Вам нужно разделиться на две команды следующим образом, у кого на спинке стульчика «Весеннее солнышко», проходите за стол «Весеннее солнышко», у кого на спинке стульчика «Весенняя капель», проходят за стол «Весенняя капель».
Вам нужно рассмотреть картинки и найти ошибки, что перепутал художник. Рассматривайте все вместе по одной картине. Начинайте.
А теперь проверим, внимание на экран. Оотлично!
В: Ребята, мы недавно проводили с вами эксперимент. Солнце весной что делает?
Светит, пригревает, припекает, греет, сияет, ослепляет, согревает, печёт, улыбается.
Ребята, а сейчас я вас познакомлю с картиной. Вы видели её? Эту картину написал художник Алексей Кондра́тьевич Савраснов и назвал её «Грачи прилетели».
Алексе́й Кондра́тьевич Савраснов известен тем, что он хорошо рисует пейзажи.
А вы знаете, что такое пейзаж?
Пейзаж – это изображение природы: леса, полей, неба, морей.
В: Послушайте, что художник рассказал про эту картину.
"После долгой зимы просыпается под тёплыми солнечными лучами земля. Снег тает, и появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах тёплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники - грачи. Над высокими берёзами разносится радостный шум грачей".
Рассмотрите картину.
- Что изобразил художник на переднем плане картины?
(На переднем плане мы можем увидеть берёзы. На земле лежит сырой снег, рядом стоят первые весенние лужи. Снег покрыт проталинами, опавшими ветками, следами птиц. деревья заняли прилетевшие с зимовки грачи. Он расселись по веткам, где уже можно увидеть их гнёзда. Один из грачей находится у самого подножия берёзы и держит в клюве веточку. Идёт строительство гнезда.)
- Что вы видите на заднем плане картины?
В: - Да, правильно, на заднем плане нарисована небольшая деревня, и старая часовня.
В: - Ребята, представьте, что вы попали в картину, закройте на минутку глаза, что вы слышите? Что делают грачи, как вы думаете? (Включить звуки грачей)
(Они строят гнезда, кричат, галдят, ссорятся, шумят; они радуются, что вернулись домой)
В: - Молодцы, как точно вы рассказали про грачей.
-строят новые гнёзда и ставят заплатки на старые;
- грач нашёл веточку у дерева и держит её в клюве;
- грачи радостно шумят и рассказывают друг другу новости;
- рассказывают о путешествии;
- строят гнезда, чтобы отложить яички и растить птенцов, а потом будут учить их летать;
В: "Ребята, а как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место?"
-они здесь родились;
-здесь красиво и тихо;
-это окраина села, видно несколько домов и белокаменную церковь;
-вдалеке лес, видна равнина.
В: "Какие деревья выбрали грачи?"
-старую берёзу, корявую.
В:"Почему?"
-она толстая;
-на ней много веток;
-гнездо не упадёт;
-когда листики распустятся, не будет видно гнезда.
В:"Ребята, посмотрите, а есть ли на картине солнце?"
-ДА!
В:"А как вы догадались?"
-солнце скрылось за облаками;
-оно не яркое, ленивое;
-облака нежно желтого цвета;
-на снегу видны тени от берёз;
-на улице тепло, снег тает под тёплыми лучами солнца;
-солнце то выглядывает, то опять прячется за облаками.
В:"Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно - весеннее небо?"
-покрыто голубовато-серыми тучами;
-низкое, грустное, холодное;
-лучи солнца освещают облака.
В:"Какие облака?"
-голубовато-серые;
-пушистые;
-задумчивые;
-прозрачные;
-немного хмурые.
В:"Ребята, каким вы видите снег?"
-потемневший;
-рыхлый;
-серый;
-холодный;
-мокрый;
-печальный;
-талый.
В:"Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?"
-холодно;
-радостно;
-чувствуется свежесть весны;
-хочется увидеть солнышко;
-печаль по уходящей зиме.
В:"Ребята, вам понравилась картина "Грачи прилетели?"
-ДА!
Физкультминутка
В: ребята представьте, что мы с вами попали на весеннюю поляну, где все весеннее.
В: Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Н –р: день-весенний день.
(солнце, погода, лес, трава, небо, цветы, месяцы, гроза, цветок, дни, месяц)
Ребята, мы с вами рассмотрели картину, а сейчас попробуем составить рассказ. Сначала я расскажу вам, а потом вы.
На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи. Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи, вьют гнёзда. Грачи счастливы, что вернулись домой, в свои старые гнезда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Солнце скрылось за облаками. Оно ещё неяркое, ленивое, но уже чувствуется, что снег тает под его теплыми лучами. Да, весна не за горами.
В: "Кто желает сочинить рассказ по этой картине? Надо рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о берёзах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не спеша, голосом передавая все интонации своего настроения" (дети по желанию рассказывают по картине, придумывают название своим рассказам) 2-3 ребенка.
Рефлексия.
Воспитатель: Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Что вам понравилось сегодня на занятии? Что такое пейзаж?
Ответы детей
Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа. Конспект комплексного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе.
Конспект комплексного занятия по развитию речи и консруированию в подготовительной группе. Тема: "Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа...
ТЕМА: «Рассматривание и составление рассказов по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
конспект образовательной деятельности, для групповых занятий с детьми старшей группы...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Составление рассказа по пейзажной картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
Учит составлять рассказ по сюжетной картине....
Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группеТема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по ...
Рассматривание и составление рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова "Грачи прилетели"
Знакомство детей с культурным наследием русского народа, закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности. Задачи: Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту...
«Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе)
laquo;Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе)...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «Составление описательных рассказов по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Цель: составление описательных рассказов по пейзажной картине....
- Мне нравится (1)