Знакомство с писателями на занятиях по развитию речи.
занимательные факты по развитию речи (старшая группа)
Знакомство с писателями на занятиях по развитию речи.
Цели и задачи: знакомство с творчеством зарубежных писателей пробуждает интерес к их истокам к глубокому пониманию смысла произведений. Способствует развитию речи ребенка и в конечном итоге определяет личность ребенка. Данное занятие способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы в группе, а также использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи, самостоятельности, эмоциональной устойчивости, творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskie_pisateli.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с писателями на занятиях по развитию речи.
Цели и задачи: знакомство с творчеством зарубежных писателей пробуждает интерес к их истокам к глубокому пониманию смысла произведений. Способствует развитию речи ребенка и в конечном итоге определяет личность ребенка. Данное занятие способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы в группе, а также использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи, самостоятельности, эмоциональной устойчивости, творчества.
АНДЕРСЕН ГАНС ХРИСТИАН
(1805 — 1875), датский писатель-сказочник.
Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (Дания). Отец Андерсена был сапожником и, по воспоминаниям самого Андерсена, «богато одаренной поэтической натурой». Он и привил будущему литератору любовь к книгам: по вечерам читал вслух Библию, исторические романы, новеллы и рассказы. Для Ганса Христиана отец построил домашний кукольный театр, а пьесы его сын сочинял уже сам. К сожалению, башмачник Андерсен прожил недолго и умер, оставив жену, маленьких сына и дочь.
Мать Андерсена происходила из бедной семьи. В своей автобиографии сказочник вспоминал рассказы матери о том, как в детстве ее выгоняли из дома, чтобы просить милостыню... После смерти мужа мать Андерсена стала работать прачкой.
Начальное образование Андерсен получил в школе для бедняков. Там преподавали только Закон Божий, письмо и арифметику. Учился Андерсен плохо, уроков почти не готовил. Гораздо с большим удовольствием он рассказывал друзьям вымышленные истории, героем которых был сам. Этим историям, разумеется, никто не верил.
Мать едва не отдала сына в ученики к портному, чтобы прекратить издевательства и занять его настоящим делом. К счастью, Ганс Христиан упросил отправить его учиться в Копенгаген.
1819 год – Андерсен уезжает в Копенгаген.
1834 год – Андерсен возвращается в Данию.
1835 – 1837 годы – изданы «Сказки, рассказанные для детей». Это был трехтомный сборник, куда вошли «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине» и др. Снова нападки критики: сказки Андерсена объявлены недостаточно поучительными для воспитания детей и слишком легкомысленными для взрослых. Тем не менее, до 1872 года Андерсеном было издано 24 сборника сказок. По поводу критики Андерсен писал своему другу Чарльзу Диккенсу: «Дания - такая же гниль, как гнилые острова, на которых она выросла!».
1837 год – выходит роман Г. Х. Андерсена «Только скрипач». Годом позже, в 1838, написан «Стойкий оловянный солдатик».
1840-е годы – написан ряд сказок и новелл, которые Андерсен издавал в сборниках «Сказки» с сообщением, что произведения адресованы и детям, и взрослым: «Книга картин без картин», «Свинопас», «Соловей», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Девочка со спичками», «Тень», «Мать» и пр. Особенность сказок Ганса Христиана в том, что он первым обратился к сюжетам из жизни обычных героев, а не эльфов, принцев, троллей и королей. Что касается традиционного и обязательного для жанра сказки счастливого финала, с ним Андерсен расстался еще в «Русалочке
1872 год – Андерсен впервые переживает приступ болезни, от которой ему уже не суждено было вылечиться. 1 августа 1875 года – Андерсен умирает в Копенгагене, в своей вилле «Ролигхед».
- «Принцесса на горошине»,
- «Дикие лебеди»,
- «Новое платье короля»,
- «Снежная королева»,
- «Свинопас
- «Огниво»,
- «Гадкий утенок»,
- «Стойкий оловянный солдатик», пер. с дат. А. Ганзен;
- «Дюймовочка», пер. с дат. А Ганзен; Ф. Зальтен.
ГОФМАН ЭРНСТ ТЕОДОР ВИЛЬГЕЛЬМ
(1776 — 1822), немецкий писатель.
Эрнст Теодор Амадей Гофман родился 24 января 1776г. в Кёнигсберге - немецкий писатель, композитор, музыкальный критик, дирижёр, художник-декоратор. Сын чиновника. В Кёнигсбергском университете изучал юридические науки. В Берлине с 1816 года был на государственной службе советником юстиции.
Музыке Гофман учился у своего дяди, затем у органиста Хр. Подбельского (1740-1792), позднее брал уроки композиции у И. Ф. Рейхардта. Гофман организовал филармоническое общество, симфонический оркестр в Варшаве, где он служил государственным советником (1804-1807). В 1807-1813 годах работал как дирижёр, композитор и декоратор в театрах Берлина, Бамберга, Лейпцига и Дрездена. Многие свои статьи о музыке печатал в "Альгемайне музикалише цайтунг".
Новеллы Гофмана "Кавалер Глюк" (1809), "Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера" (1810), "Дон Жуан" (1813) позднее вошли в сборник "Фантазии в духе Калло" (1814-1815). В повести "Золотой горшок" (1814) мир представлен как бы в двух планах: реальном и фантастическом. В романе "Элексир дьявола" (1815-1816) действительность предстаёт как стихия тёмных, сверхъестественных сил. В "Удивительных страданиях одного директора театра" (1819) изображены театральные нравы. Его символико-фантастическая повесть-сказка "Крошка Цахес по прозванию Циннобер" (1819) носит ярко сатирический характер. В "Ночных рассказах" (ч. 1-2, 1817), в сборнике "Серапионовы братья", в "Последних рассказах" (изд. 1825) Гофман то в сатирическом, то в трагическом плане рисует конфликты жизни, романтически трактуя их как извечную борьбу светлых и тёмных сил. Неоконченный роман "Житейские воззрения кота Мурра" (1820-1822) - сатира на немецкое филистерство и феодально-абсолютистские порядки. Роман "Повелитель блох" (1822) содержит смелые выпады против полицейского режима в Пруссии.
Гофман - автор первой немецкой романтической оперы "Ундина" (соч. 1813), оперы "Аврора" (соч. 1812), симфоний, хоров, камерных сочинений.
Умер Гофман 25 июня 1822 года в Берлине.
Сказки
- «Щелкунчик»,
- «Прекрасное дитя»,
- «Апельсиновая принцесса»
ГРИММ ЯКОБ И ВИЛЬГЕЛЬМ
(1785 — 1863) и (1786 - 1859),
немецкие писатели и филологи.
Сыновья чиновника. Якоб родился 4 января 1785 г. в Ханау, Вильгельм — 24 февраля 1786 г. там же. Братья получили юридическое образование в Марбурге.
Гримм опубликовали ряд средневековых сочинений: «О старонемецком майстергезанге» (1811 г.), «Бедный Генрих» (1815 г.), «Рейнеке-Лис» (1834 г.), «Цветник роз» (1836 г.), исследование «Германские героические сказания» (1829 г.).
Сборник «Детские и семейные сказки» братьев Гримм (в двух томах, 1812—1814 гг.) прочно вошёл в золотой фонд литературы народов мира. Литераторы настаивали на точной записи текстов сказок, стремясь сохранить своеобразие народной фантазии и языка устного повествования. В примечаниях к сказкам братья Гримм приводили многочисленные параллели из фольклора европейских народов.
В духе своих романтических идей они объясняли сходство сюжетов наличием общего «прамифа», наследием от единого предка. Основоположники «мифологической школы» в фольклористике, исследователи использовали сравнительные методы (книга Якоба Гримма «Немецкая мифология», 1835 г.).
С 1830 г. братья Гримм преподавали в Гёттингенском университете, откуда были уволены в 1837 г. за отказ от присяги ганноверскому королю. В 1840 г. император Фридрих Вильгельм предложил им профессорские кафедры; с 1841 г. Якоб и Вильгельм — профессора Берлинского университета и члены Прусской академии наук.
Важное значение имели лингвистические труды Якоба Гримма «Немецкая грамматика» (в четырёх томах, 1819— 1837 гг.) и «История немецкого языка» (в двух томах, 1848 г.).
Оба брата скончались в Берлине; Вильгельм Гримм — 16 декабря 1859 г., Якоб — 20 сентября 1863 г.
Сказки
- «Госпожа Метелица»,
- «Горшок каши»,
- «Заяц и еж»,
- «Бременские музыканты», из сказок братьев Гримм, нем., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака;
ЛАГЕРЛЁФ СЕЛЬМА ОТТИЛИЯ ЛОВИЗА
(1858 - 1940), шведская писательница.
Сельма Лагерлеф – писательница родилась 20 ноября 1858 года в Швеции в маленьком городке Вермланд в офицерской семье.
Детство Сельмы прошло в окружении сказок и легенд родной бабушки, которая ее воспитывала. Девочка была очень примерной ученицей, любила читать и сочинять свои первые стихи.
Лагерлёф закончила Королевскую высшую Стокгольмскую педагогическую академию (1882) и получила должность учителя в женской школе. Здесь начинается ее активное творчество.
Свой первый роман Сельма отправляет на конкурс и получает премию. Роман был создан в стиле лирики и романтизма.
Далее был написан сборник новелл «Невидимые цепи» (1894). Преподавательская деятельность уходит на второй план ее жизни, а вскоре писательница и вовсе погружается в литературный мир, и уходит с работы. Благодаря финансовой поддержке короля Оскара II и Шведской академии, Лагерлёф начинает путешествовать в поисках материалов для своей новой книги «Чудеса антихриста», а после создает роман «Иерусалим», состоящий из двух томов (1901 —1902).
В 1904 году Сельмой было выкуплено имение Морбакка. В этот же период Шведская академия награждает писательницу золотой медалью. Спустя некоторое время она создает роман для детей «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» и «Девочка с фермы на болотах».
В 1909 году Сельма Лагерлеф стала обладателем Нобелевской премии за написание ярких, глубоких и проникновенных произведений, но в начале Отечественной войны передала ее в Шведский национальный фонд по оказанию помощи Финляндии. Лагерлёф имела очень добрый, смелый и решительный характер, и в период нацистских преследований оказывала помощь беглым писателям.
В последние годы своей жизни Сельма долго и изнурительно болела перитонитом. 16 марта 1940 года популярной всему миру писательницы не стало.
«Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями», пер. З. Задунайской и А. Любарской
ЛИНДГРЕН АСТРИД АННА ЭМИЛИЯ
(1907-2002), шведская писательница,
автор ряда всемирно известных книг для детей.
Астрид Анна Эмилия Эриксон родилась 14 ноября 1907 года на хуторе Нас, недалеко от Виммербю (Швеция).
Окончив школу, работала в местной газете, затем переехала в Стокгольм (1926 г.) и поступила в школу секретарей. 4 декабря этого же года у нее родился сын Ларс. Замуж Астрид Эриксон вышла на пять лет позже, приняв в замужестве фамилию, ставшую впоследствии всемирно известной.
Свою первую большую сказку - "Пеппи Длинный чулок" - Астрид Линдгрен написала в подарок дочери в 1944 году. Когда дочке Карин исполнилось семь лет, она тяжело заболела и пролежала в постели несколько месяцев. Каждый вечер девочка просила у матери что-нибудь ей рассказать. "Однажды, когда я не знала, о чем повествовать, она сделала заказ - о Пеппи-Длинный чулок. Я не спросила, кто это, и начала рассказывать невероятные истории, которые соответствовали бы странному имени девочки".
Как-то вечером в марте 1944 года Астрид надо было навестить одного своего друга. Шел снег, на улице было скользко, она упала и сломала ногу. Некоторое время ей пришлось полежать в постели. Заняться было нечем, и она начала стенографировать свои истории о Пеппи, решив преподнести рукопись в подарок дочке, когда ей исполнится в мае десять лет.
Как и почему Астрид все-таки решила отправить работу в издательство - об этом история умалчивает. Книжка молниеносно стала популярной, ей присудили несколько призов, а ошарашенного автора пригласили работать в детское книжное издательство. С тех пор сказки Астрид Линдгрен, одна за другой, словно голубь с ладони, взлетали в мир.
Идею "Карлсона, который живет на крыше" тоже подсказала дочь. Астрид обратила внимание на смешной рассказ Карин о том, что, когда девочка остается одна, к ней в комнату через окно влетает маленький веселый человечек, который прячется за картину, если входят взрослые. Так появился Карлсон - красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Но тогда его звали Лильем Кварстен. Астрид Линдгрен не раз повторяла:
- Не хочу писать для взрослых!
Эти слова стали кредо ее жизни и творчества. Она хотела писать только для детей, потому что абсолютно разделяла точку зрения замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, что все люди родом из детства.
В 1957 году Линдгрен стала первым детским писателем, получившим премию шведского государства за литературные достижения. На Астрид обрушилось такое количество наград и премий, что перечислить их все просто невозможно.
С начала 70-х годов написанные ею книги неизменно возглавляют список самых популярных произведений для детей. Ее произведения, повествующие о Пеппи Длинный Чулок, Эмиле из Леннеберги, Малыше и Карлсоне, изданы на 58 языках.
Ее книги заложили традицию совершенно новой детской литературы, порывающей с привычными для этого жанра нравоучениями и сентиментальностью.
Кандидатура скончавшейся 28 января 2002 года шведской детской писательницы Астрид Линдгрен посмертно выдвинута на Нобелевскую премию мира.
- «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»,
- «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой;
- «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;
- «Зайчишка-Пушишка»
«Пеппи Длинныйчулок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ («ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ) ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ «К»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ "ШКОЛА 2100 "ДЕТСКИЙ САД 2100"" ...
План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...
Конспект занятия занятия по развитию речи «Посылка для кукол» с детьми 2 младшей группы.(знакомство с обобщающим понятием «посуда)
Формировать понимание и употребление обобщающего понятия посуда. Уточнить названия и назначение предметов посуды. Ввести в речь детей названия предметов...
Занятие по развитию речи в средней группе №3 "Почемучки". Знакомство с жизнедеятельностью русского писателя М.Горького. 09.10.2017.
Занятие по развитию речи в рамках проекта "Всё начинается с чтения."...
Занятие по развитию речи (звуковая культура речи)в средней группе"Знакомство Фили с транспортом"
Знакомство детей с транспортом. видами транспорта,его назначением....
Конспект занятия по развитию речи в форме литературной викторины в подготовительной группе «Писатель детства – С. В. Михалков».
Конспект занятия по развитию речи в форме литературной викторины в подготовительной группе «Писатель детства – С. В. Михалков» с презентацией к викторине....
Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Занятие по развитию речи «Знакомство с былиной «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» в рамках дополнительной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской
Знакомство детей с былинным жанром русского народного устного творчества в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре". Тема: "Знаком...