Описательный рассказ "Шишкина зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Разуваева Ангелина Витальевна

Описательный рассказ "Шишкина зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_shishkin_zima.docx301.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное  учреждение

 детский сад  № 18 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

ООД  «Развитие речи»

 Образовательная область:  «Речевое  развитие»

                     Группа: старшая

                                                                            Выполнил:

                                                                                                     воспитатель

                                                                                                                  Хайдарова Г.Ф.

Кв. категория первая

Туймазы – 2020 г.

Тема: Составление описательного рассказа по пейзажной картине И.И. Шишкина «Зима».

Цель: обучение детей умению последовательно составлять описательный рассказ по картине.

Задачи:

Образовательные:

-расширять, уточнять представления детей о природе через рассматривание картины;

-формировать умение устанавливать связь между явлениями природы, наблюдать, делать выводы;

-обогащать и активизировать словарь детей терминами, отражающими содержание картины (дремлет лес, поваленные деревья, теплое покрывало, одеяло).

Развивающие:

-развивать монологическую речь,  эстетические чувства, художественное восприятие, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы и эмоционально откликнуться на ее красоту, наблюдательность.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать детскую познавательную активность, усидчивость, умение регулировать свое поведение.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Средства реализации: проектор, картина И.И.Шишкина «Зима», портрет художника, видеоролик, аудиозапись Вивальди «Зима», бумажные  снежинки,  коробка.

Методические приемы: внесение и рассматривание картины, вопросы, сравнение, анализ, синтез, беседа, игра, дыхательное упражнение.

Активизация словаря: зима, поваленные деревья, кремово-белый, коричневатый, желтоватый, голубоватый,   дремлет лес под сказку сна,

Предварительная работа: экскурсия в парк, прогулка по территории детского сада, рассматривание репродукций картин художника И.И. Шишкина «Зимой», «Зимой в лесу».

Ожидаемый результат: целостное восприятие образа пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности и составление описательного рассказа по картине.

Ход ООД:

Вводная часть. Организационный момент.

 Дети стоят в кругу.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

-Настроение хорошее?

-Ой, что это на столе, под салфеткой?

-Посмотри, Никита.

-Коробка, вроде посылка, что же там?

-Кто прислал? -(кручу коробку)

-Да это же Зимушка-Зима, я догадалась, она приглашает нас в зимний лес, чтобы мы полюбовались красотой зимнего леса, а чтобы попасть в зимний лес подуем на волшебные снежинки, поможем Зимушке-Зиме укрыть деревья, кустарники, землю белоснежным покрывалом (видео ролик на зимнюю тему).

 Дыхательное упражнение: «Снежинки»

-Дуем правильно: вдыхаем воздух через нос, плечи не поднимаем, при выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку, в это время идет видео ролик на зимнюю тему).

Основная часть:

-Вот мы и в сказочном, зимнем лесу, присаживаетесь, дети.

На  экране  репродукция картины И. И. Шишкина «Зима».

-Посмотрите на нее, подумайте какое время года изображено, что главное на картине? (показываю портрет художника  Ивана Ивановича Шишкина).

- И.И. Шишкин замечательный русский  художник. Он очень  любил зимнюю природу, зимний лес, пейзажную живопись. Чтобы передать красоту зимнего леса, он использовал такие цвета как кремово-белый, коричневый, нежно-голубой.

-Дети, перед вами картина.

«Зима» картина Шишкина

-Какое время года изображено на картине? (зима)

-Почему вы так думаете?

-На переднем плане лежит снег, его очень? (много).

-Укрыты снегом что? (поваленные деревья)

-Скажем вместе, а теперь шепотом.

-Что вы скажите про елочки? (они укрыты снегом, словно одеялом)

-Снег какого цвета? (белого)

-Он чисто белый?

-Нет, посмотрите внимательно, он кремовый, коричневатый, желтоватый, а вдали голубоватый.

-Почему снег коричневатый, потому что на солнце отражается стена деревьев.

-Какие деревья здесь изображены?

- Изображены елки, они старые, стволы толстые.

-Как вы думаете,  почему не видно верхушек деревьев?

-Художник изобразил картину с близкого расстояния, хотел передать красоту снежного, зимнего леса.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна…

                                                 С. Есенин

-Давайте все вместе скажем: «Дремлет лес под сказку сна…»

- Дети, на снегу есть какие - то следы?

- Нет.

- Почему? (он свежий, только выпал)

- Есть ли в лесу кто живой?

-Есть.

-Увидели птицу?

-Птица как и деревья, тоже словно заснула, задремала.

-Как вы думаете, как назвал картину И.И. Шишкин?

- Ответы детей

Физкультминутка

Встаньте, дети.

Давайте попробуем изобразить содержание картины.

Снега много, ой как много.

Деревья высокие,  стволы толстые,

Ёлочки низкие, стволы тонкие

Скрип-скрип, снег скрипит.

-Присели (показываю руками)

-А теперь послушайте мой рассказ внимательно, после меня вы составите свой рассказ.

Зима.

- Наступила зима.

   Кругом лежит снег, он  укрыл деревья, елочки,  поваленные деревья своим теплым одеялом.  

   На елке сидит птица, она затихла. Тихо в лесу! Дремлет лес, под сказку сна…

  Сквозь стволы деревьев проникают солнечные лучи. Как красиво в волшебном зимнем лесу!

- Дети, вы послушали мой рассказ, кто хочет рассказать?

Два-три ребенка.

-Спасибо, Виолетта ты подробно описала картину И.И. Шишкина «Зима».

-Как называется картина, Ильдан?

-Сначала мы рассказали, что мы видим на переднем плане, в середине и на заднем плане.

Заключительная часть:

-По какой картине мы составляли рассказ? (И.И. Шишкин «Зима»)

-Чей рассказ вам больше понравился?

-Что вы на занятии, рассматривая картину, узнали о зиме?

-Картину «Зима» мы повесим в группе, будем ею любоваться, а в четверг мы с вами нарисуем зимний лес.

-Спасибо!

- Да, понравился.

- Сейчас вы тоже должны составить свой рассказ по картине с использованием мнемотаблицы.

- Кто желает?

-Виолетта, выйди к доске, составь описательный рассказ по пейзажной картине.

- Хорошо.

- Ильдан, послушаем тебя.

Вывод:

- Что изобразил художник на картине?

- Что такое пейзаж?

- Какое время года изобразил И.И.Шишкин ?

- Какая по настроению картина?

- Какая главная мысль, что хотел донести до нас художник? ( как прекрасна наша родная русская природа)

- Какой вывод вы можете сделать для себя? ( природа-красота и богатство Родины, ее надо охранять и беречь)

Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказал о зиме художник, поэт, композитор.

-Дети, закройте глаза, мы возвращаемся в детский сад

-Игра «Четвертый лишний», отгадайте, что лишнее? (достаю карточки).

-Почему?

1 карточка: снег идет, дети тепло одеты, катаются на санках, легко одетые дети играют;

2 карточка: Дед Мороз и Снегурочка, елочка нарядная, мешок с подарками, тает снег, сосульки;

3 карточка: сугроб, заснеженное дерево, елки под снегом, листопад.

Итог: (убираю карточки в коробку).

-Пришла зима, люди оделись тепло, много снега,  зима детям принесла радость.

https://klike.net/uploads/posts/2019-12/1575639674_2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности.Составление  описательного рассказа "Зимующие птицы"...

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Составление описательного рассказа “Зима” с опорой на мнемотаблицы».

В работе представлены разные варианты использования мнемотаблиц: разучивание стихов, отгадывание мнемозагадок, составление предложений по мнемодорожкам, составление описательного рассказа с опорой на ...

Непосредственно образовательная деятельность по составлению описательного рассказа "Зима" в старшей группе.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Зима»  в старшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познание», ...

Конспект НОД по речевому развитию на тему "Составление описательного рассказа "Зимующие птицы" для старшей группы компенсирующей направленности

Занятие направлено на упражнение детей в составлении описательного рассказа по мнемосхеме. Интеграция ОО: "Речевое развитие", "Социально- коммуникативное развитие", "Художественно- эстетическое развит...