Описательный рассказ "Шишкина зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Конспект
ООД «Развитие речи»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Группа: старшая
Выполнил:
воспитатель
Хайдарова Г.Ф.
Кв. категория первая
Туймазы – 2020 г.
Тема: Составление описательного рассказа по пейзажной картине И.И. Шишкина «Зима».
Цель: обучение детей умению последовательно составлять описательный рассказ по картине.
Задачи:
Образовательные:
-расширять, уточнять представления детей о природе через рассматривание картины;
-формировать умение устанавливать связь между явлениями природы, наблюдать, делать выводы;
-обогащать и активизировать словарь детей терминами, отражающими содержание картины (дремлет лес, поваленные деревья, теплое покрывало, одеяло).
Развивающие:
-развивать монологическую речь, эстетические чувства, художественное восприятие, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы и эмоционально откликнуться на ее красоту, наблюдательность.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать детскую познавательную активность, усидчивость, умение регулировать свое поведение.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Средства реализации: проектор, картина И.И.Шишкина «Зима», портрет художника, видеоролик, аудиозапись Вивальди «Зима», бумажные снежинки, коробка.
Методические приемы: внесение и рассматривание картины, вопросы, сравнение, анализ, синтез, беседа, игра, дыхательное упражнение.
Активизация словаря: зима, поваленные деревья, кремово-белый, коричневатый, желтоватый, голубоватый, дремлет лес под сказку сна,
Предварительная работа: экскурсия в парк, прогулка по территории детского сада, рассматривание репродукций картин художника И.И. Шишкина «Зимой», «Зимой в лесу».
Ожидаемый результат: целостное восприятие образа пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности и составление описательного рассказа по картине.
Ход ООД:
Вводная часть. Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
-Настроение хорошее?
-Ой, что это на столе, под салфеткой?
-Посмотри, Никита.
-Коробка, вроде посылка, что же там?
-Кто прислал? -(кручу коробку)
-Да это же Зимушка-Зима, я догадалась, она приглашает нас в зимний лес, чтобы мы полюбовались красотой зимнего леса, а чтобы попасть в зимний лес подуем на волшебные снежинки, поможем Зимушке-Зиме укрыть деревья, кустарники, землю белоснежным покрывалом (видео ролик на зимнюю тему).
Дыхательное упражнение: «Снежинки»
-Дуем правильно: вдыхаем воздух через нос, плечи не поднимаем, при выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку, в это время идет видео ролик на зимнюю тему).
Основная часть:
-Вот мы и в сказочном, зимнем лесу, присаживаетесь, дети.
На экране репродукция картины И. И. Шишкина «Зима».
-Посмотрите на нее, подумайте какое время года изображено, что главное на картине? (показываю портрет художника Ивана Ивановича Шишкина).
- И.И. Шишкин замечательный русский художник. Он очень любил зимнюю природу, зимний лес, пейзажную живопись. Чтобы передать красоту зимнего леса, он использовал такие цвета как кремово-белый, коричневый, нежно-голубой.
-Дети, перед вами картина.
-Какое время года изображено на картине? (зима)
-Почему вы так думаете?
-На переднем плане лежит снег, его очень? (много).
-Укрыты снегом что? (поваленные деревья)
-Скажем вместе, а теперь шепотом.
-Что вы скажите про елочки? (они укрыты снегом, словно одеялом)
-Снег какого цвета? (белого)
-Он чисто белый?
-Нет, посмотрите внимательно, он кремовый, коричневатый, желтоватый, а вдали голубоватый.
-Почему снег коричневатый, потому что на солнце отражается стена деревьев.
-Какие деревья здесь изображены?
- Изображены елки, они старые, стволы толстые.
-Как вы думаете, почему не видно верхушек деревьев?
-Художник изобразил картину с близкого расстояния, хотел передать красоту снежного, зимнего леса.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна…
С. Есенин
-Давайте все вместе скажем: «Дремлет лес под сказку сна…»
- Дети, на снегу есть какие - то следы?
- Нет.
- Почему? (он свежий, только выпал)
- Есть ли в лесу кто живой?
-Есть.
-Увидели птицу?
-Птица как и деревья, тоже словно заснула, задремала.
-Как вы думаете, как назвал картину И.И. Шишкин?
- Ответы детей
Физкультминутка
Встаньте, дети.
Давайте попробуем изобразить содержание картины.
Снега много, ой как много.
Деревья высокие, стволы толстые,
Ёлочки низкие, стволы тонкие
Скрип-скрип, снег скрипит.
-Присели (показываю руками)
-А теперь послушайте мой рассказ внимательно, после меня вы составите свой рассказ.
Зима.
- Наступила зима.
Кругом лежит снег, он укрыл деревья, елочки, поваленные деревья своим теплым одеялом.
На елке сидит птица, она затихла. Тихо в лесу! Дремлет лес, под сказку сна…
Сквозь стволы деревьев проникают солнечные лучи. Как красиво в волшебном зимнем лесу!
- Дети, вы послушали мой рассказ, кто хочет рассказать?
Два-три ребенка.
-Спасибо, Виолетта ты подробно описала картину И.И. Шишкина «Зима».
-Как называется картина, Ильдан?
-Сначала мы рассказали, что мы видим на переднем плане, в середине и на заднем плане.
Заключительная часть:
-По какой картине мы составляли рассказ? (И.И. Шишкин «Зима»)
-Чей рассказ вам больше понравился?
-Что вы на занятии, рассматривая картину, узнали о зиме?
-Картину «Зима» мы повесим в группе, будем ею любоваться, а в четверг мы с вами нарисуем зимний лес.
-Спасибо!
- Да, понравился.
- Сейчас вы тоже должны составить свой рассказ по картине с использованием мнемотаблицы.
- Кто желает?
-Виолетта, выйди к доске, составь описательный рассказ по пейзажной картине.
- Хорошо.
- Ильдан, послушаем тебя.
Вывод:
- Что изобразил художник на картине?
- Что такое пейзаж?
- Какое время года изобразил И.И.Шишкин ?
- Какая по настроению картина?
- Какая главная мысль, что хотел донести до нас художник? ( как прекрасна наша родная русская природа)
- Какой вывод вы можете сделать для себя? ( природа-красота и богатство Родины, ее надо охранять и беречь)
Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказал о зиме художник, поэт, композитор.
-Дети, закройте глаза, мы возвращаемся в детский сад
-Игра «Четвертый лишний», отгадайте, что лишнее? (достаю карточки).
-Почему?
1 карточка: снег идет, дети тепло одеты, катаются на санках, легко одетые дети играют;
2 карточка: Дед Мороз и Снегурочка, елочка нарядная, мешок с подарками, тает снег, сосульки;
3 карточка: сугроб, заснеженное дерево, елки под снегом, листопад.
Итог: (убираю карточки в коробку).
-Пришла зима, люди оделись тепло, много снега, зима детям принесла радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности.Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"...
Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».
Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Составление описательного рассказа “Зима” с опорой на мнемотаблицы».
В работе представлены разные варианты использования мнемотаблиц: разучивание стихов, отгадывание мнемозагадок, составление предложений по мнемодорожкам, составление описательного рассказа с опорой на ...
Непосредственно образовательная деятельность по составлению описательного рассказа "Зима" в старшей группе.
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Зима» в старшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познание», ...
Конспект НОД по речевому развитию на тему "Составление описательного рассказа "Зимующие птицы" для старшей группы компенсирующей направленности
Занятие направлено на упражнение детей в составлении описательного рассказа по мнемосхеме. Интеграция ОО: "Речевое развитие", "Социально- коммуникативное развитие", "Художественно- эстетическое развит...
Конспект интегрированной НОД логопеда и психолога в подготовительной к школе подгруппе.Составление описательного рассказа "Зима"
Конспект содержит материал по составлению описательного рассказа "Зима"...
Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Зима».
Конспект НОД по развитию речи...