Конспект интегрированной НОД логопеда и психолога в подготовительной к школе подгруппе.Составление описательного рассказа "Зима"
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Свиридова Надежда Ивановна

Конспект содержит материал по составлению описательного рассказа "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zima.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности логопеда и психолога в подготовительной к школе подгруппе.

Цель: Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы Т.А. Ткаченко.

Задачи: Развивать монологическую речь. Учиться строить высказывания с причинно-следственной связью (потому что, чтобы).

Закрепить и обобщить знания об изменениях в жизни людей, живой и неживой природы.

Развивать творческое воображение; развивать мелкую и общую моторику; речевое дыхание и силу голоса; фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;

Вызвать эмоциональный отклик (красота зимней природы);

Воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать товарища, контролировать свое поведение.

Материал к занятию: Конверты с заданиями (на каждом конверте с одной стороны-изображение снежинки; с другой- элемент схемы для составления описательного рассказа о временах года по Т.А.Ткаченко); предметные картинки- птицы зимующие и перелетные, дикие животные, одежда разных сезонов; Материал для проведения аппликаций- клей, бумага, вата и т.д.

НОД:

1. Логопед: Какое время года наступило? (Зима). Что можете рассказать о зиме? Какая она? Зимой холодно, значит зима?- (холодная), зимой много снега, то зима?- (снежная). Зимой морозно, значит зима?- (морозная). А какой бывает снег?

Дети. Серебристый, холодный, блестящий, искрящий, белый, мокрый.

Входит психолог, вносит снегиря.

Психолог: Ребята, к нам из зимнего леса прилетела птица. Что это за птица?

Дети: Снегирь.

Логопед: как догадались, что это снегирь? Его название произошло от слова снег, он прилетает к нам, когда на улице много снега. Прилетел из лесу. Там холодно, а ближе к домам людей можно найти корм, да и люди кормят птиц.

Психолог: Снегирь рассказал, что в лесу случилась беда. Налетел северный ветер, унёс снежинки и теперь деревья замерзают без снега. Как вы думаете, почему деревьям холодно?

Дети. Снег служит деревьям покрывалом. Он сохраняет тепло.

Психолог. Снегирь просит помочь деревьям, вернуть снежинки в лес. Поможем?

Психогимнастика.

Психолог: Представьте, как холодно деревьям, птицам и мы тоже замёрзли.

(дети напрягают мышцы всего тела)

Психолог: Приятно вам чувствовать холод?

Дети. Нет.

Психолог. Что нужно делать, чтобы согреться?

Дети. Нужно двигаться.

Психолог. Покажите правую руку. Теперь левую. (Дети показывают то правую, то левую руки). Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга. (Дети трут ладони). Разогретыми руками быстро потрите щёки. Сожмите правую руку и быстро и энергично погладьте ею внешнюю и внутреннюю стороны левого предплечья. Наоборот. (Дети выполняют задание). Ещё нам нужно хорошее настроение. Давайте улыбнёмся. Ведь улыбка согревает как солнышко. Чувствуете, как от доброй улыбки нам стало хорошо, тепло и уютно?

2. Психолог. Мы согрелись, а теперь необходимо помочь зимнему лесу. Но как нам помочь? Надо найти снежинки.

Психолог. (Находит большую снежинку, на ней написано послание от ветра, читает послание).

«Для того, чтобы снежинки прилетели обратно, нужно выполнить задания и красиво рассказать про зиму».

Логопед: Посмотрите внимательно вокруг. Ветер принёс снежинки к нам в группу. Где они лежат? Твоя снежинка на столе, твоя- под столом, на стуле,  твоя на кровати, под стулом, твоя- под кроватью. (дети поднимают снежинки, говорят, где они лежали и отдают их логопеду)

Дети. Снежинка лежала под столом. (Под стулом, под шкафом, на столе, в коробке…)

Логопед: Сядем полукругом и выполним задание

1-ая снежинка: игра: «Поймай слово».

Дети должны хлопнуть в ладоши, услышав слово относящееся к зиме :

сугроб, лыжи, шуба, бабочка, мороз, лед, сосулька, ромашка, санки, снеговик, ручеек, снежинка, коньки, валенки, велосипед, горка, снег, сандалии.

Снежинка ставится на наборное полотно.

2-ая снежинка:

Логопед: Зимой дует холодный ветер, давайте покажем какой? Язык горкой, зубы заборчиком, ветерок подул с горки сссс. А теперь поднялась метель. Что такое метель? (сильный ветер со снегом). Нам очень холодно, погреем ладошки. Вдох носом, выдох ртом, на выдохе произнесите-шшш.  Одинаковые или разные звуки с-ш? Чем отличаются?

3-я снежинка: каких птиц называют зимующими? (тех, которые остаются зимовать и не улетают в теплые края). Игра «Зимующая -перелетная»

У детей на столах по две сигнальные карточки с изображением снежинки и солнышка. Логопед показывает картинку, дети называют птицу, определяют, зимующая это птица или перелётная и поднимают соответствующую сигнальную карточку. Либо просто отобрать только зимующих птиц.

4-ая- снежинка. «Зашумленные картинки»

Расколдуйте зверей. Каких зверей вы увидели? Что зимой делает медведь, еж, кто меняет шубу? Чем питается зимой заяц, лиса, белка?

5-ая снежинка: отобрать одежду и обувь, которую мы носим зимой? ( дети выбирают, сапоги, валенки, шуба, шапка, шарф, варежки). Какой одинаковый звук встретился в словах- шапка, шуба и т.д- [ш], в слове сапоги-[ с].

6-ая снежинка: В какие игры играют дети зимой? Рассматривание и припоминание детских игр-забав.

3. Психолог: Физминутка.

Вот на улице мороз!

Руки на поясе.

Ну-ка, все потрите нос!

Трут кончик носа.

Ни к чему нам бить баклуши,

Грозят правым указательным пальцем.

Ну-ка, взялись все за уши: Покрутили, повертели, Вот и уши отогрели!

Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперед, за тем назад.

По коленкам постучали,

Стучат ладонями по коленям.

По плечам похлопали,

Руки на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.

Ножками затопали!

Топают ногам.

4.Логопед: Снежинки с секретом. Они помогут рассказать о зиме. Переворачиваем снежинки поочередно.

Глядя на картины и схему, вы без труда вспомните, все, что вы знаете о зиме. Но сначала вспомним, что обозначает каждая схема.

Рассматривается первое изображение -солнце, небо, осадки. Какое зимой солнышко? (зимой солнце низкое, неяркое, лучи короткие, оно светит, но не греет. Какое небо зимой, какие осадки выпадают? (небо серое, низкое, тяжелое, дует ветер, часто идет снег. )

Перевернем вторую снежинку.Что происходит с землей, деревьями? Чем покрыта земля? Что происходит с деревьями? (зимой земля замерзает, нет ни травки, ни цветов, а реки часто покрыты льдом до весны) (листья на деревьях и кустарниках уже опали; только, когда выпадет снег, деревья одеваются в белоснежный наряд;  одни  елочки стоят зелененькие, им мороз не страшен, они стали еще красивее в снежном наряде.)

Третья снежинка. Какие изменения с приходом зимы произошли в жизни зверей? (белка и заяц поменяли шубки, медведь и еж уснули до весны).

Четвертая снежинка. Какие изменения произошли в жизни птиц? (Птицам холодно и голодно, поэтому зимующие птицы прилетают ближе к человеческому жилью, люди птиц подкармливают)

Пятая снежинка. Как одеваются люди и почему? (Чтобы не замерзнуть, люди одеваются потеплее- в шапку,шубу и т.д)

Шестая снежинка. Что делают дети и какое у них настроение? (детям весело, они катаются на санках, лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.)

Мы сейчас объединим все ваши высказывания, и желающие смогут рассказать о зиме самостоятельно.

5. Составление рассказа по цепочке со слов «Наступила холодная. Морозная зима…»

6. Самостоятельное рассказывание.

7. Логопед: Молодцы, ребята, все снежинки нашли, и про зиму хорошо рассказали. Еще раз посмотрите на снежинки. Какие они? (сверкающие, красивые, холодные, блестящие)

А если снега много, что мы можем вылепить? (снеговика)

Психолог: А теперь пришла пора и нам слепить снеговика. Давайте постараемся!

Упражнение на развитие мелкой моторики “Лепим мы снеговика”:

- Раз – рука, два – рука, лепим мы снеговика:

Мы катаем снежный ком – вот такой,

А потом поменьше ком – вот такой,

А наверх поставим мы маленький комок –

Вот и вышел снеговик – снеговичок!

8. Худ. Творчество. Изготовление коллективной аппликации-(на выбор и по желанию детей- снеговик, зимний пейзаж)

9.Психолог: А теперь снежинкам пора в лес, мы их проводим и превратимся в снежинки. (взмах волшебной палочкой)

Закружились, завертелись белые снежинки (кружиться на месте)

Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки. (поднять руки и кружиться в другую сторону)

Чуть затих ветер, улеглись повсюду. (постепенно ложатся на палас)

Засверкали, заискрились- все дивятся чуду. (лежать)

Под спокойную музыку психолог читает текст, дети лежат на паласе.

Глазки закрыли. Вы белые, пушистые, легкие снежинки. Вы лежите на земле. Вам хорошо, спокойно, вы расслаблены. Вдох-выдох, вдох-выдох. Глазки открываются, снежинки в детей превращаются. Вот мы и в группе.

10. Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили? Чему учились? Что понравилось? Что было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по психологии в подготовительной группе на тему: «Путешествие на другую планету »

Цель: закреплять счет в пределах 10, сравнивать предметы по их свойствам; способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива; развивать умение ан...

Конспект интегрированного занятия по психологии в подготовительной группе на тему:"Путешествие на другую планету".

Интегрированное занятие по психологии в подготовительной дошкольной группе....

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе. «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Конспект ООД  по развитию речи в подготовительной к школе группе.«Составление описательного рассказапо картине И. Левитана «Золотая осень»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе: «Составление описательного рассказа «Портрет сказочного героя»

Цель: научится составлять описательные рассказы по схемамЗадачи:закреплять навык словоизменения в процессе согласования прилагательных с существительными и существительных с числительными;обогащать сл...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе: «Составление описательного рассказа «Портрет сказочного героя»

Цель: научится составлять описательные рассказы по схемам Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласования прилагательных с существительными и существительных с числительными; обогащать...