Конспект ОД по развитию речи. Пересказ сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кошманова Светлана

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Цель: Создание условий для формирования навыков пересказа сказки.

Задачи:

1. Развивать умение пересказывать знакомое содержание сказки с опорой на модель; обогащать речь детей путём подбора слов-синонимов, логически мыслить;

2. Совершенствовать фонематический слух, слуховое внимание; развивать художественное восприятие, эстетический вкус, творческое воображение, фантазию;

3. Развивать умственные способности детей: анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение и моделирование;

4. Развивать мелкую моторику; умение элементарного музицирования;

5. Развивать эмоционально-выразительную сторону речи.

6. Развивать диалогическую и монологическую речь.

7. Воспитывать интерес к художественному слову, умение внимательно слушать своих товарищей.

Предварительная работа: чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Материал и оборудование: магнитная доска, заместители (круги разного размера белого цвета, красного, 3 — коричневого и чёрного цвета), текст сказки, аудиозапись, музыкальные инструменты (металлофон, маракасы, шуршащая бумага, треугольник, две небольшие емкости с водой), картина Васнецова.

Ход занятия:

Воспитатель, стоя у книжного уголка:

— Ребята, для того, чтобы быть разносторонними, увлекательными и интересными людьми, мы с вами сегодня попробуем быть и сказочниками, и художниками, и музыкантами.

— У нас много увлекательных книг. А вы любите читать? Вы знаете, где живут сказки?

— А мои сказки живут в волшебном ларце. Хотите, откроем его?

Волшебный ларец, чудеса соверши:

Нам сказки свои покажи.

— Сколько здесь сказочных вещей: и кисть, и книга, и модели-круги. А это что? Это кокошник. Кокошник — это старинный русский головной убор. Я его одену и превращусь в сказочницу.

Слетались птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы сказки,

Одну я переняла да вам принесла.

— Садитесь поудобнее да слушайте повнимательнее.

Рассказывается начало сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

— Узнали сказку? Как она называется? Да, вот эта книга из ларца. Посмотрим, что ещё в ларце. Что это? (волшебная палочка) Она будет моей помощницей.

Волшебной палочкой взмахну.

В рассказчиков вас превращу.

— Давайте вспомним героев сказки (показываю 2 белых круга разного размера).

— Какой из этих кругов обозначает Иванушку? Почему? Соотносим модели-круги с героями.

— Итак, я начинаю, а вы продолжайте.

Рассказывание сказки до слов: Иванушка увидел коровье копытце.

— Что было дальше? Каким голосом спрашивает Иванушка? Какое у него выражение лица? Что отвечает Алёнушка? Каким голосом? Каким движением руки это можно показать?

Дети рассказывают сказку с помощью взрослого до того момента, как Иванушка стал козлёночком.

— Сказку можно не только пересказать, но и написать картину по ней. Это сделал великий русский художник Василий Васнецов. Однажды в детстве он услышал сказку про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку от своей няни, а когда вырос, написал картину и назвал её «Алёнушка». Вот она. Посмотрите.

Волшебной палочкой взмахну,

В художников вас превращу.

—Вместе с вами и я превращусь в художника. Кого изобразил художник Василий Васнецов?

—Что делает Алёнушка?

— Какого цвета вода в пруду? (тёмная, чёрная, тяжёлая, мрачная)

— Сидит Алёнушка на камушке и думу думает. А вокруг лес густой притих. Не шелохнётся. Какую краску взял художник, когда рисовал лес?

— Как одним словом назвать эти краски? (тёмные, мрачные)

— Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту картину? (грустное, печальное, тревожное)

Физминутка (выразительное движение)

Встаньте, пожалуйста. Давайте возьмём в руки воображаемую кисть и как художники изобразим пруд (овальные движения руками), лес (горизонтальные движения), белые берёзы на фоне тёмного леса (вертикальные движения). Положите кисти и покажите, как Алёнушка склонила голову. Садитесь.

— Сказку можно не только слушать, не только рисовать сказками, но и изобразить звуками. Композитор Ирина Кореневская написала музыку. Послушайте.

Аудиозапись

Волшебной палочкой взмахну,

В музыкантов вас превращу.

— Представьте, что картина ожила. Какие звуки картины можно отобразить? (плач, шум леса, шум воды, камыша, шуршание листьев)

Далее идёт распределение музыкальных инструментов (металлофон, маракасы, шуршащая бумага, треугольник, две небольшие емкости с водой) Показ техники работы. Совместное исполнение под музыку И Кореневской.

— Вот наша картина и ожила.

Волшебной палочкой взмахну,

В ребят вас снова превращу.

— Закончилась наша сказка. Убираю в волшебный ларец все волшебные вещи. Мне понравилось, что вы были активны, интересно пересказывали сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», подбирали удачные, разнообразные, точные слова, описывающие картину, замечательно, в такт музыкального произведения, играли на музыкальных инструментах.

Дополнительная информация для воспитателя. Описание картины Васнецова В.М. «Аленушка»

Картина «Аленушка» была написана Васнецовым В.М. в 1881 году. Можно увидеть молодую девушку в центре картины, которая сидит на камне рядом с поросшим осокой прудом. Она склонила голову на свои руки, сложенные на коленях.

В ее фигуре видна усталость, а широко распахнутые глаза выражают отчаяние и насилу сдерживаемые слезы. Длинные волосы девушки свободно рассыпались по ее плечам, ноги босые, в грязи и в пыли, подол цветного сарафана порван. Очевидно, что перед тем, она долго ходила по лесам в поисках своего пропавшего братика.

Художник запечатлел именно этот момент, когда девушка присела отдохнуть после длительных и безуспешных поисков. Вся природа, которая окружает Аленушку, как будто замерла, охраняя короткие моменты ее покоя. Густой хвойный лес стоит неподвижно, а гладь воды нарушена лишь несколькими листочками, опавшими с берез и осин, растущих на берегу. И хотя деревья еще зеленые, изредка листва деревьев уже озолотилась – вероятно, вот-вот придет осень.

Глядя на эту картину, нельзя не переживать вместе с Аленушкой – до такой степени чувственно и ярко художник показал ее грусть и усталость.

И девушка, и природа, окружающая ее, изображены так реалистично, что, казалось бы, ступив шаг – очутишься на берегу, вдохнешь запах воды, заговоришь с Аленушкой. Не зря эта картина является одной из лучших работ в русской школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.

Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....

Конспект НОД по развитию речи пересказ сказки М.Пляцковского "Урок дружбы".

Содержание направлено на обучение детей пересказу сказки М.Пляцковского "Урок дружбы" по ролям, закреплению материала по лексической теме "Перелетные птицы". На занятии используются тради...

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и Журавль"

Цель:     1. Учить детей выразительно рассказывать сказку               2.Закреплять умение детей пересказыват...

ОО «Речевое развитие» Конспект НОД по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе

Цель: продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту.Задачи:1. закрепить знания о русских народных сказках, где есть героиня – лиса;2. познакомить с новой русской народной сказкой «Л...

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"...