Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры «Хорошо-плохо» в рамках технологии ТРИЗ-РТВ
учебно-методический материал по развитию речи

Воронькова Елена Викторовна

В данном материале описываются основные этапы игры  "Хорошо -плохо" (ТРИЗ-РТВ) и варианты её использования на занятиях по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_horosho_-ploho.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воронькова Елена Викторовна

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством

дидактической игры «Хорошо-плохо» в рамках технологии ТРИЗ-РТВ

Развитие и формирование речи является одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании, а также самой важной и трудной задачей на сегодняшний день.

В век высоких технологий, не секрет, что современные дети не умеют общаться, играть. Они предпочитают больше сидеть за телевизором, компьютером и гаджетами, на вопросы отвечать короткими фразами. А ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Ведь как известно, развитие речевой деятельности теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения .

Чем богаче, выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и успешнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Для полноценного развития  речи детей старшего дошкольного возраста необходимо использование наиболее эффективных, целесообразных, интересных, методов и приёмов, средств, направленных на формирование речевых умений и навыков. Сегодня, на мой взгляд, одной из лучших педагогических технологий для развития речи  у детей дошкольного возраста являются инструменты ТРИЗ-РТВ.

 Применение ТРИЗ технологий помогают ребенку снять скованность, учат выражать свои мысли, фантазировать, развивать воображение, а так же плодотворно влияет  на развитие  речи детей. ТРИЗ-РТВ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Дидактическая игра «Хорошо-плохо» в развитии речи детей дошкольного возраста используется:

  • для расширения словарного запаса (4-5 лет);
  • для выработки умения аргументировать ситуацию и делать выводы;
  • для развития вариативности мышления (5-6 лет);

        I этап игры (индивидуальная работа)

Для игры выбираем объекты «безразличные» для ребенка: тарелка, ножницы, шарф и т. п. Показываем ребенку сам объект или предметную картинку. Не акцентируем внимание,   сначала на «хорошо» или «плохо». Ребенок выбирает свой вариант ответа. Например, ножницы это «хорошо», так как с их помощью мы можем вырезать красивые картинки. Или  «плохо»,  так как можно пораниться, если не соблюдать правила безопасности при работе с ними. Другому ребенку показываем  уже другую картинку (объект) ,тоже без акцентирования «хорошо или плохо».

Затем демонстрируем   одну картинку (объект) , но задаем вопрос «хорошо или плохо»  уже всем детям. В итоге дети делают вывод , что объект один ,а ответов может быть много. Таким образом закладываются основы диалектики ( ФОП ДО ) и вариативность мышления.

II этап игры (фронтальная работа)

На втором этапе игры выбираем объекты, которые имеют для ребенка значимость-нравятся или не нравятся. Например: мороженое и  укол.  Для детей обычно мороженое ассоциируется с чем то очень вкусным и приятным, а укол с болью и страхом. Для современных дошкольников  может быть открытием, что мороженое это «плохо» ,так как может заболеть  горло, а укол может быть  «хорошо» ,так  помогает человеку выздороветь.

III этап игры(ситуация)

Для ребенка выбираем ситуацию. Это может быть иллюстративная картинка или можно проиграть ситуацию. Например: порезал палец, помог маме, угостил друга и т.п. Ребенок должен попробовать объяснить, что в этой ситуации «хорошо» или  что «плохо».

Вариант ответа: « Вася порезал палец  это «плохо», потому что ему больно».

Вариант ответа: «Вася порезал палец, но это  «хорошо», так как теперь он знает, что это опасно и теперь будет осторожен с острыми предметами»

IV этап игры (цепочка)

Выбираем ситуацию. Дети по очереди говоря что «хорошо или плохо». Педагог задаёт вопросы, «ведёт» диалог. Например, пошел дождь, что в этом плохого?А что может быть  в этом хорошего? Затем составляется цепочка ответа: «Пошел дождь и это хорошо, потому….Но это может  и плохо, потому что…»

        На основе одной этой  игры «Хорошо-плохо» или любого из её этапов можно построить целое занятие или использовать в качестве разминки. Эта игра эффективно применяется  и в коррекционных (логопедических) группах ДОУ.

К игре нужно возвращаться постоянно, например:

- на занятии по математике найти с детьми «ошибки» героя (что «хорошего», а что «плохого» , если допущены ошибки при выполнении задания);

- при анализе поступков героев (что было бы если герой поступил по другому);

-при анализе природных явлений(снег пошел);

-при анализе бытовых ситуаций (как нужно общаться, чтобы не ссориться);

-можно разделиться на команды и провести игру-соревнование(одна команда  называет только что «хорошо», вторая  что «плохо», затем меняются)

-в самостоятельной творческой деятельности ;

         Дидактическая игра «Хорошо-плохо»  рамках технологии ТРИЗ-РТВ способствует развитию речи дошкольников ,учит  анализировать,  делать выводы, отстаивать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи и расширять творческий потенциал ребенка, что соответствует ФОП ДО.

Литература:

1.Пчелкина Е.Л. курс вебинаров  «Использование инструментов ТРИЗ-РТВ для реализации целей ФОП ДО и ФОП НОО на занятиях по развитию речи детей», 2023 год.

2.Пчелкина Е.Л. «Дариз», изд. Галактика ,2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики....

Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь.   Се­годня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...

консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами»

Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические игры с предметами, а так же управлять поведением детей с помощью дидактической игры....

Обобщённый педагогический опыт Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Обобщённый педагогический опыт  Тема:«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Дидактическая игра – как средство, воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам дидактической игры

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. В современное время актуальность обусловлена приоритетными направлениями Национальной доктрины разв...