Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры «Хорошо-плохо» в рамках технологии ТРИЗ-РТВ
учебно-методический материал по развитию речи
В данном материале описываются основные этапы игры "Хорошо -плохо" (ТРИЗ-РТВ) и варианты её использования на занятиях по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_horosho_-ploho.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воронькова Елена Викторовна
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством
дидактической игры «Хорошо-плохо» в рамках технологии ТРИЗ-РТВ
Развитие и формирование речи является одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании, а также самой важной и трудной задачей на сегодняшний день.
В век высоких технологий, не секрет, что современные дети не умеют общаться, играть. Они предпочитают больше сидеть за телевизором, компьютером и гаджетами, на вопросы отвечать короткими фразами. А ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Ведь как известно, развитие речевой деятельности теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения .
Чем богаче, выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и успешнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Для полноценного развития речи детей старшего дошкольного возраста необходимо использование наиболее эффективных, целесообразных, интересных, методов и приёмов, средств, направленных на формирование речевых умений и навыков. Сегодня, на мой взгляд, одной из лучших педагогических технологий для развития речи у детей дошкольного возраста являются инструменты ТРИЗ-РТВ.
Применение ТРИЗ технологий помогают ребенку снять скованность, учат выражать свои мысли, фантазировать, развивать воображение, а так же плодотворно влияет на развитие речи детей. ТРИЗ-РТВ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Дидактическая игра «Хорошо-плохо» в развитии речи детей дошкольного возраста используется:
- для расширения словарного запаса (4-5 лет);
- для выработки умения аргументировать ситуацию и делать выводы;
- для развития вариативности мышления (5-6 лет);
I этап игры (индивидуальная работа)
Для игры выбираем объекты «безразличные» для ребенка: тарелка, ножницы, шарф и т. п. Показываем ребенку сам объект или предметную картинку. Не акцентируем внимание, сначала на «хорошо» или «плохо». Ребенок выбирает свой вариант ответа. Например, ножницы это «хорошо», так как с их помощью мы можем вырезать красивые картинки. Или «плохо», так как можно пораниться, если не соблюдать правила безопасности при работе с ними. Другому ребенку показываем уже другую картинку (объект) ,тоже без акцентирования «хорошо или плохо».
Затем демонстрируем одну картинку (объект) , но задаем вопрос «хорошо или плохо» уже всем детям. В итоге дети делают вывод , что объект один ,а ответов может быть много. Таким образом закладываются основы диалектики ( ФОП ДО ) и вариативность мышления.
II этап игры (фронтальная работа)
На втором этапе игры выбираем объекты, которые имеют для ребенка значимость-нравятся или не нравятся. Например: мороженое и укол. Для детей обычно мороженое ассоциируется с чем то очень вкусным и приятным, а укол с болью и страхом. Для современных дошкольников может быть открытием, что мороженое это «плохо» ,так как может заболеть горло, а укол может быть «хорошо» ,так помогает человеку выздороветь.
III этап игры(ситуация)
Для ребенка выбираем ситуацию. Это может быть иллюстративная картинка или можно проиграть ситуацию. Например: порезал палец, помог маме, угостил друга и т.п. Ребенок должен попробовать объяснить, что в этой ситуации «хорошо» или что «плохо».
Вариант ответа: « Вася порезал палец это «плохо», потому что ему больно».
Вариант ответа: «Вася порезал палец, но это «хорошо», так как теперь он знает, что это опасно и теперь будет осторожен с острыми предметами»
IV этап игры (цепочка)
Выбираем ситуацию. Дети по очереди говоря что «хорошо или плохо». Педагог задаёт вопросы, «ведёт» диалог. Например, пошел дождь, что в этом плохого?А что может быть в этом хорошего? Затем составляется цепочка ответа: «Пошел дождь и это хорошо, потому….Но это может и плохо, потому что…»
На основе одной этой игры «Хорошо-плохо» или любого из её этапов можно построить целое занятие или использовать в качестве разминки. Эта игра эффективно применяется и в коррекционных (логопедических) группах ДОУ.
К игре нужно возвращаться постоянно, например:
- на занятии по математике найти с детьми «ошибки» героя (что «хорошего», а что «плохого» , если допущены ошибки при выполнении задания);
- при анализе поступков героев (что было бы если герой поступил по другому);
-при анализе природных явлений(снег пошел);
-при анализе бытовых ситуаций (как нужно общаться, чтобы не ссориться);
-можно разделиться на команды и провести игру-соревнование(одна команда называет только что «хорошо», вторая что «плохо», затем меняются)
-в самостоятельной творческой деятельности ;
Дидактическая игра «Хорошо-плохо» рамках технологии ТРИЗ-РТВ способствует развитию речи дошкольников ,учит анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи и расширять творческий потенциал ребенка, что соответствует ФОП ДО.
Литература:
1.Пчелкина Е.Л. курс вебинаров «Использование инструментов ТРИЗ-РТВ для реализации целей ФОП ДО и ФОП НОО на занятиях по развитию речи детей», 2023 год.
2.Пчелкина Е.Л. «Дариз», изд. Галактика ,2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры
Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики....
Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...
консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...
Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами»
Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические игры с предметами, а так же управлять поведением детей с помощью дидактической игры....
Обобщённый педагогический опыт Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Обобщённый педагогический опыт Тема:«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры
Дидактическая игра – как средство, воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста....
Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам дидактической игры
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. В современное время актуальность обусловлена приоритетными направлениями Национальной доктрины разв...