КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида № 55
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры
Выполнила
Воспитатель
Макеева Т. И.
г. Саранск 2016
2. Дидактическая игра – как средство, воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней они охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельно игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Под руководством профессора, доктора педагогических наук О. С. Ушаковой в лаборатории развития речи и речевого общения Института развития дошкольного образования РАО были проведены экспериментальные исследования. Осветившие вопрос речевого воспитания детей, главной целью которого является творческого освоение норм и правил родного языка, умение применять их в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными способами.
Речь ребенка развивается в общении с взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействие и взаимообщение детей. Как подчеркиваю ученые, игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.
Двухстороннюю связь между речью и игрой рассматривали З. Я. Репина. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – игра развивается в процессе развития речи. Игра сопровождается в процессе развития словами, с помощью которых ребенок создает образ, разыгрывает роль, подражания речи, поступками и действиям изображаемых людей. По Л. С. Выготском, игра является движущей силой развития ребенка, а разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка – дошкольника (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, С. Л. Новоселова, Д. Б. Эльконин) [1,113]
Дидактическая игра, специально создаваемая или приспособленная для целей обучения игры. Система дидактических игр впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начального обучения – О. Декроли. В педагогической практике 1940 – 1950 годы дидактические игры рассматривались преимущественно как форма работы в дошкольном воспитании. В 1960 – 1970 годы дидактические игры стали переменяться не только в начальных, но и средних классах. Введение обучения с шестилетнего возраста в 70 – 80 годы стимулировало использование дидактическую игру в учебном процессе. Специфическим признаком дидактической игры является сочетание условного игрового плана деятельности учащихся с ее учебной цели и предполагаемый результат.
Дидактические игры в детском саду являются важным средством обучения, из содержание и характер определены программой детского сада для каждой возрастной группы.
В работе с дошкольниками воспитатель использует дидактические игры на занятиях и самостоятельной деятельности. Она уже не является основным средством обучения, но помогает обобщать знания, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни, учит применять их в новой обстановке, углубляет познавательные интересы. Вот почему дидактическая игра рассматривается как одно из средств закрепления, уточнения, расширения знаний дошкольников.
Несмотря на то, что руководство педагога дидактической игрой носит открытый характер, его отношения с детьми выражаются в игривой форме (он – участник игры). Без этого условия игры перестает быть игрой.
В дидактической игре обязательно наличие и единство всех ее компонентов: дидактических и игровых задач, игрового действия и правил.
Содержание игры должно расширяться и обогащаться от младшей группы к старшей.
Дидактическая игра, предназначена для обучения. Она по сравнению с другими играми имеет одну характерную особенность; цель дидактической игры учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.
Содержание дидактической игры – это осуществление, каких – либо нравственных задач.
Структура дидактической игры включается:
- Задачу:
- Действие,
- Правила
- Результат, заключение игры.
В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактическая цель. Задачи в игре составляет учебное содержание игры. Задачи в игре всегда выражает причину, по которой собственно составлена играю каждая дидактическая игра предлагает детям такие задачи, решение которых требует определенного систематического напряжения, умственной работы.
Действие – самое существенная часть игры, без действий осуществление роли игры было бы только «сухим» дозированием, оно отпугивало бы детей, чем привлекали их. Действие в игре – это единственный способ выполнения задачи в игре. В каждой дидактической игре задачи выполняется действием, которое определяется и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив.
Характерная особенность дидактической игре – связь учебных элементов с элементами игры. Учебное, дидактическое содержание уравновешивается другой стороной дидактической игры – деятельности. Деятельность в больше сосредотачивала внимание детей.
Дидактическая игра – игры, специально предназначенные для целей обучения дошкольников и младших школьников. Эти игры развивают сенсорные (чувственные) ориентировки детей на форму, величину, цвет, и так далее, а так же формируют наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, представление об окружающем мире. Они имеют также большое значение для нравственного воспитания, так же способствуют развитию целеустремленности, чувства коллективизма, в дошкольной педагогике дидактически игры можно разделить на три основных вида: настольно – печатные, игры с предметами. Игра проводится со специальными дидактическими игрушками башенками, вкладышами, мозаиками, лото, картинками; существуют словесно дидактические игры (например: загадки, звукоподражающие игры.) могут быть использованы различные предметы жизненного обихода и природного материала (пуговицы, камушки, шишки).
К большинству игры даются варианты: а) для обучения детей на занятиях; б) для индивидуальной работы с одним ребенком или небольшой группы из четырех – шести человек; в) для самостоятельных игр детей. Два последних вида представляют собой интерес, так как в методической литературе пока недостаточно широко освещены вопросы, касающиеся работы с детьми вне занятия.
Словесные дидактические игры имеют большое значение в речевом развитии детей. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельства. Дети самостоятельно решают разнообразные мысленные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и другие.
Словесные дидактические игры формирую слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру.
Время, отведенное для детских игр, желательно организовывать с небольшими подгруппами детей дидактические игры («что изменилось?», «чего не стало», «чудесный мешочек»), в которых дети упражняются в использовании трудных грамматических форм.
Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, но упражняет в правильном произношении звуком и слов
В речевом воспитании маленьких детей большую роль играют потешки, песенки. Они создают ту речевую среду, которая благоприятствует своей динамичностью, содержанием, их легко иллюстрировать игрушками. Воспитатель добивается, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли предметы, учит их по громкости определять, например, кому принадлежит голос – взрослому животному или его детёнышу.
Познавательный опыт детей раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенного влияние на обогащение их знание о свойствах, об окружающем мире. В дидактических словесных играх дети приобретают очень ценный в педагогическом отношении опыт драматизации, эмоционального сопереживания и переживания.
В младших и средних группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнении, закреплении и активизацию словаря, развитие правильной ориентировке в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используются для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.
Но дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе. Игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии поставленной задачей.
С помощью словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Для удобства использования словесные игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: « Отгадай-ка», «Магазин», « Радио», «Где был Петя?», «да – нет». Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алгоритмы, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?».
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: « кому что нужно?», « назови три предмета», «Назови одним словом».
В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает».
Таким образом, дидактическая игра – игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений, что делает ее более интересней перед детьми дошкольного возраста. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчат процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игровой деятельности ребенок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения. Именно через игру происходит формирование у ребенка сложных эмоциональных отношений к взрослым, сверстникам, совершенствуется развитие его личности, самосознания, а значит, формируется готовность к речевому общению. А игра именно помогает сделать любой учебный материал легко запоминающим и интересным.
Подготовительная группа.
«Какой звук есть во всех словах» Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков, в правильном назывании твердых и мягких согласных.
«Назови первый звук в слове» Цель: Учить детей различать на слух и в произношении согласные звонкие и глухие, выделять в словах первый звук
«Назови последний звук в слове» Цель: Учить детей различать на слух и в произношении согласные твердые и мягкие, выделять в словах последний звук
«В каких словах звук лишний, в каких пропущен» Цель: Развивать фонематическое восприятие, развивать внимание к звуковой стороне слова, определять в словах наличие заданного или отсутствие звука.
«Чем отличаются слова» Цель: правильно указывать различия в словах и четко и внятно произносить отдельные звуки.
«Часы» Цель: Упражнять в четкости и правильности произношении звуков «Ш, Ж, Ч, Щ, JI, Ль, Р, Рь», выделять и называть первый и последний звук в названии предметов.
«Собери букет» Цель: упражнять детей в различении заданного звука в словах.
«Найди пару» Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематисеский слух.
«Построим пирамиду» Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в словах.
«Цветочный магазин» Цель: Упражнять в делении слов на слоги, закреплять в словаре детей названия цветов.
«Включи телевизор» Цель: упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов из трех-четырех букв.
«Как их зовут?» Цель: Закреплять у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена.
«Украсим елку» Цель: Развивать у детей фонематический слух, упражнять в делении слов на слоги.
«Поезд» Цель: Учить детей определять наличие указанного звука в словах, упражнять в определении количества звуков в словах, упражнять в определении количества слогов в словах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...
Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам дидактической игры
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. В современное время актуальность обусловлена приоритетными направлениями Национальной доктрины разв...
Консультация родителей «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Консультация родителей «Развитие речи детей раннего возрастапосредством дидактической игры» Речь детей необходимо развивать как средство общения,создавать условия, при которых о...
Консультация для родителей "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует...
консультация для родителей "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности"
в данной консультации описаны пути и средства развития речи детей в домашних условиях посредством театральной деятельности....
Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Сущ...
Консультация родителей «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Речь детей необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому илисверстнику...