Составление описательного рассказа по картине И.Левитана "Золотая осень" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Золотая осень! Это самая красивая осенняя пора. Как же много можно о ней рассказать. В этом детям помогают творения художников, писателей, композиторов. Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности в школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
levitan_zolotaya_osen_podgotovitelnaya_gruppa.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОО по развитию речи
«Составление описательного рассказа
по картине И. Левитана «Золотая осень»
в подготовительной группе
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по пейзажной картине.
Задачи:
- закреплять представления о сезонных изменениях в природе осенью;
- учить рассматривать картину, формировать умение видеть красоту пейзажа;
- учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти - шести предложений, соблюдая композицию рассказа, используя в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения;
- формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, приобщать к изобразительному искусству;
- развивать диалогическую и монологическую формы речи;
- развивать умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже;
- развивать мыслительную и речевую активность детей;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать эмоционально- личностное отношение к художественному произведению.
Основная образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Предварительная образовательная деятельность: наблюдения в природе в осенний период, беседа об осеннем времени года, речевые игры «Какой, какая, какое», «Подбери сравнение», чтение стихов русских поэтов об осени (на усмотрение педагога).
Материалы и оборудование: репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень» (большого размера), презентация со слайдами, телевизор, ноутбук, аудиозапись «Времена года. Осенняя песнь» П.И.Чайковского, листы белой бумаги А-4 на каждого ребенка, бумажный кленовый лист с текстом стихотворения.
Ход занятия:
I.Вводная часть.
Воспитатель обращает внимание детей на кленовый лист, лежащий на подоконнике.
- Ребята, посмотрите, какой красивый листок залетел к нам в окно. Это какой- то необычный листок, на нем написано стихотворение. Послушайте, я вам прочитаю.
Тише, тише, тишина
В гости осень к нам пришла…
Осень не простая, осень золотая.
Краски яркие, цветные
С собой осень захватила.
В парке, в роще, и в лесу –
Всюду видим красоту.
Красота поры осенней -
Ты - источник вдохновенья.
- Ребята, а вы знаете, что такое вдохновение?
(Ответы детей)
В. - Вдохновение – это такое особое состояние человека, когда хочется сделать что-то очень красивое и хорошее. Вот, например, человек любуется красотой природы, и эта красота вдохновляет его на написание стихов, музыки или картин. Красота осенней природы особенно впечатляет всех людей. Многие художники посвятили свои картины этому времени года.
- Сегодня я предлагаю вам познакомиться с творчеством великого русского художника Исаака Ильича Левитана, а именно с его картиной, поделиться своими впечатлениями о ней.
(Дети садятся в полукруг)
II. Основная часть.
Беседа сопровождается демонстрацией слайдов.
Слайд (Портрет И.И.Левитана)
В. – Исаак Ильич Левитан написал несколько картин об осени. Он очень любил русскую природу, и изображал её в разное время года.
В. – Скажите, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена природа?
Дети – Пейзаж.
В. – Верно, и сейчас я предлагаю вам познакомиться с одним из красивейшим пейзажем И.И.Левитана и попробовать описать содержание картины, выразить словами свои впечатления и чувства.
Рассматривание картины.
В. – Перед нами репродукция картины «Золотая осень». Напомните, пожалуйста, что значит слово «репродукция»?
Дети – Это значит не настоящая картина, которую писал художник.
В– Верно. Репродукция – это копия картины. Для чего создаются репродукции картин?
Дети - Репродукции картин делают для того, чтобы все люди могли увидеть картину, ведь не все люди могут увидеть настоящую картину в музее.
В – Совершенно верно. Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины Левитана.
- Рассматривание картины, беседа по содержанию картины.
Дети рассматривают картину, звучит фоновая музыка «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковского
В. - Какое время года изображено на картине?
Дети - На картине изображена осень, потому что на деревьях много жёлтых листьев.
- На картине нарисована осень, потому что почти на всех деревьях листья пожелтели.
В – Как вы думаете, это начало, середина или конец осени?
Дети – Я думаю, что это середина осени, потому что не все листья облетели и почти все листья желтые. А в начале осени еще мало желтых листьев на деревьях.
В – Молодец. А как в народе называют середину осени?
Дети – Золотая осень.
В – Верно. Как, по – вашему мнению, может называться эта картина?
Дети – Осень. Золотая пора. Золотая осень. Красавица осень.
В – Верно, ребята. Картина так и называется «Золотая осень».
В – Давайте рассмотрим, что изображено на картине. А я все ваши красивые и образные выражения буду складывать вот в эту корзиночку, чтобы не забыть их, когда будем составлять рассказ.
Дети. - Художник нарисовал осенние поля, деревья, реку, а вдали лес.
В. - Какое время суток запечатлел художник?
Дети - Мне кажется, что это день, потому что светло и ясно.
В. - Каким вы видите небо?
Дети - Художник нарисовал голубое небо, с плывущими облаками. Небо голубое, высокое.
В - А что можно сказать про солнце?
Дети - Самого солнца не видно на картине, но виден солнечный свет.
В. - Опишите погоду. Какая она?
Дети - Погода теплая, ясная, солнечная.
В. - Давайте рассмотрим деревья, расположенные на пригорке. Как они называются?
Дети – Это березы.
В. – Верно. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. С чем можно сравнить листву берез?
Дети – Деревья будто в разноцветных платьях, сарафанах.
В. - Хорошо! На что похожи листья березы?
Дети - Листья похожи на золотые монетки. Листья похожи на разноцветных мотыльков. Листья похожи на летающих желтых бабочек.
В. – Часть листвы уже осыпалась с деревьев. С чем можно сравнить опавшую листву?
Дети – С пестрым одеялом, покрывалом.
В. - Умницы! Ребята, а трава только зелёная?
Дети. - Нет, трава уже начинает вянуть. Трава стала сохнуть.
В. – Верно. А река выглядит, так же, как и летом?
Дети. - Нет, река выглядят по-другому. Река спокойная, холодная. Она отражает голубое небо, но выглядит темнее, чем летом.
В. – Молодцы! А сейчас я предлагаю вам взять лист бумаги и сделать из него «подзорную трубу».
В. – С помощью «подзорной трубы» рассмотрите, что изображено на заднем плане картины.
Дети в «подзорную трубу» рассматривают картину.
Дети. - На заднем плане картины изображены поле и лес.
В. – Найдите деревенские домики на картине. Где они находятся?
Дети – Дома находятся за полем.
В. – Дома находятся далеко, поэтому на картине они очень маленькие, словно… Подскажите слово.
Дети. – Игрушечные.
В. – Молодцы. Обратите внимание на зеленую кромку леса у самого неба. Как вы думаете, какие деревья растут в этом лесу?
Дети – Наверное, там растут ели или сосны.
В. – Почему так думаете?
Дети – Ели и сосны круглый год зеленого цвета.
В. – Посмотрите внимательно, все ли деревья уже «сменили» свой летний наряд на осенний?
Дети – Нет. Справа, на правом берегу реки, деревья еще зеленеют.
В. – Молодцы. А теперь отдохнём. Выполним зрительную гимнастику.
Зрительная гимнастика (выполняется стоя.)
Вот стоит осенний лес! (выполняем круговые движения глазами)
В нём много сказок и чудес!
Слева – сосны, справа – дуб (влево – вправо)
Дятел сверху, тук да тук (вверх – вниз)
Глазки ты закрой, открой.
Поиграли мы с тобой!
В. – Вернемся к нашей картине.
В. - Какими красками написана картина?
Дети-Художник брал жёлтые, оранжевые, красные, голубые, белые, зеленые, краски.
В. – А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «К нам пришел волшебник».
Представьте, что вы сами оказались в этом живописном месте, изображенном на картине, и можете слышать звуки. Что вы слышите?
Дети. – Я слышу, как шуршат листья под ногами, как шелестят листья на березах, как льется вода в реке.
В. – А теперь вы можете чувствовать запахи. Расскажите о них.
Дети. – Пахнет лесом, грибами. Пахнет речкой. Пахнет опавшей листвой.
В. – Какие у вас возникают желания, глядя на картину? (Пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом, послушать шум реки, шелест осенней листвы, собрать листочки и подбросить их высоко-высоко.)
В. – Хорошие желания. Мне тоже захотелось оказаться на природе, за городом, глядя на эту картину. Как вы думаете, почему художнику захотелось нарисовать эту картину?
Дети. - Я думаю, что художник увидел красоту золотой осени. И ему захотелось нарисовать её.
Художнику захотелось, чтобы другие люди увидели, как красиво бывает осенью.
В.- Какое настроение было у живописца, когда он писал эту картину?
Дети. - У художника было радостное, светлое настроение. И от этого картина получилась солнечной, светлой.
В. - А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Чем вам она нравится?
(Ответы детей)
В. -. А как вы думаете, что хотел сказать нам художник, создавая этот пейзаж?
Дети. - Как красива наша природа!
Природу надо любить и беречь.
В. – Верно. Наша русская природа прекрасна в любое время года, а осенью она расцветает самыми яркими красками. Природа – это наше богатство, источник вдохновения, и ее надо любить и беречь.
В. - А сейчас давайте представим, что мы легкие, золотые листочки.
Физкультминутка
Мы листики осенние, (руки вверх)
На веточках висели. (покачать кистями рук)
Ветер дунул, полетели. (качаем руками, наклоны туловища в стороны)
Мы летели, мы летели, (покружиться)
И на землю тихо сели. (присесть, опустив руки)
Ветер снова набежал (встаём)
И листочки вверх поднял. (поднимаем руки вверх)
Закружились, полетели (качаем руками)
И опять на землю сели. (садимся на корточки)
- Составление рассказа.
Рассказ воспитателя.
Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.
Небо голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.
На берегу реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.
В. - На картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» мы видим русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Синее с белыми плывущими облачками небо на горизонте. Картину пересекает узкая речка с невысокими берегами. Перед нами березовая рощица. Листики берез словно трепещут на ветру, переливаются как золото в солнечном свете. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый, оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.
3. Этап осуществления самостоятельной деятельности детей.
В. – А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать рассказать, что вы видите, слышите, чувствуете, рассматривая эту картину. Не забывайте использовать те красивые, образные выражения, которые мы складывали в эту корзинку.
- Кто хочет начать рассказ?
- Кто продолжит?
- Каким может быть конец рассказа?
В. – Молодцы, ребята.
Физкультминутка.
В. – Предлагаю вам отдохнуть.
Входит осень в лес дремучий (Дети шагают на месте)
Машет жёлтой кистью ( Движения руками)
Ветерок сгребает в кучи
Золотые листья, (Наклоны вперёд, движения согнутыми руками к груди).
И они, забывши ветви,
Кружат на поляне… (Поворачиваются кругом, понимают руки вверх).
Осень встала на опушке (Разводят руками в стороны)
В жёлтом сарафане.
(Т. Ткаченко.)
В. – Продолжим делиться своими впечатлениями о картине. Кто готов составить целый рассказ от начала до конца?
(Выслушать рассказы еще 2-3 детей, в зависимости от времени)
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов, педагогическая оценка результатов деятельности детей.
В. – Молодцы, ребята. Спасибо вам за содержательные рассказы.
Вы сумели подобрать красивые, образные выражения, сумели красиво выразить свои чувства, вызванные картиной. Мне было интересно с вами беседовать и слушать вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)
Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...
Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.
Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....
Непосредственная образовательная деятельность по составлению описательного рассказа по картине «Ранняя весна» в старшей группе.
Обучать умению составлять связный последовательный рассказ по картине; использовать разные типы предложений (простые, распространенные и сложные). Способствовать формированию ц...
Составление описательного рассказа по картине «Лиса с лисятами». Подготовительная группа
Составление описательного рассказа по картине «Лиса с лисятами»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»...
Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи».
Учить детей составлять рассказ по картине; включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок....
Составление описательного рассказа по картине в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ
Тема занятия: Составление описания синицы по предметной картине по плану. Цель. Коллективное составление плана - описания синицы...