Составление описательного рассказа по картине И.Левитана "Золотая осень" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Верясова Каролина Александровна

Золотая осень! Это самая красивая осенняя пора. Как же много можно о ней рассказать. В этом детям помогают творения  художников, писателей, композиторов. Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности в школьному обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon levitan_zolotaya_osen_podgotovitelnaya_gruppa.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОО по развитию речи

«Составление описательного рассказа

по картине И. Левитана «Золотая осень»

 в подготовительной группе

Цель: формирование умения    составлять описательный рассказ по пейзажной картине.

Задачи:

- закреплять представления о сезонных изменениях в природе осенью;

- учить рассматривать картину, формировать умение видеть красоту пейзажа;

- учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти - шести предложений, соблюдая композицию рассказа, используя в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения;

- формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, приобщать к изобразительному искусству; 

- развивать диалогическую и монологическую формы речи;

- развивать умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже; 

- развивать мыслительную и речевую активность детей;

- обогащать словарный запас детей;

- воспитывать эмоционально- личностное отношение к художественному произведению.

Основная образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Предварительная образовательная деятельность: наблюдения в природе в осенний период, беседа об осеннем времени года, речевые игры «Какой, какая, какое», «Подбери сравнение», чтение стихов русских поэтов об осени (на усмотрение педагога).

Материалы и оборудование: репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень» (большого размера), презентация со слайдами, телевизор, ноутбук, аудиозапись «Времена года. Осенняя песнь» П.И.Чайковского, листы белой бумаги А-4 на каждого ребенка, бумажный кленовый лист с текстом стихотворения.

 Ход занятия:

I.Вводная часть.

Воспитатель обращает внимание детей на кленовый лист, лежащий на подоконнике.

- Ребята, посмотрите, какой красивый листок залетел к нам в окно. Это какой- то необычный листок, на нем написано стихотворение. Послушайте, я вам прочитаю.

Тише, тише, тишина

В гости осень к нам пришла…

Осень не простая, осень золотая.

Краски яркие, цветные

С собой осень захватила.

В парке, в роще, и в лесу –

Всюду видим красоту.

Красота поры осенней -

Ты - источник вдохновенья.

- Ребята, а вы знаете, что такое вдохновение?

(Ответы детей)

В. - Вдохновение – это такое особое состояние человека, когда хочется сделать что-то очень красивое и хорошее. Вот, например, человек любуется красотой природы, и эта красота вдохновляет его на написание стихов, музыки или картин. Красота осенней природы особенно впечатляет всех людей. Многие художники посвятили свои картины этому времени года.

- Сегодня я предлагаю вам познакомиться с творчеством великого русского художника Исаака Ильича Левитана, а именно с его картиной,  поделиться своими впечатлениями о ней.

(Дети садятся в полукруг)

II. Основная часть.

Беседа сопровождается демонстрацией слайдов.

Слайд (Портрет И.И.Левитана)

В. – Исаак Ильич Левитан написал несколько картин об осени. Он очень любил русскую природу, и изображал её в разное время года.

В. – Скажите, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена природа?

Дети – Пейзаж.

В. – Верно, и сейчас я предлагаю вам познакомиться с одним из красивейшим пейзажем И.И.Левитана и попробовать описать содержание картины, выразить словами свои впечатления и чувства.

Рассматривание картины.

В. Перед нами репродукция картины «Золотая осень».  Напомните, пожалуйста, что значит слово «репродукция»?

Дети – Это значит не настоящая картина, которую писал художник.

В– Верно. Репродукция – это копия картины. Для чего создаются репродукции картин?

Дети - Репродукции картин делают для того, чтобы все люди могли увидеть картину, ведь не все люди могут увидеть настоящую картину в музее.

В – Совершенно верно. Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины Левитана.

  • Рассматривание картины, беседа по содержанию картины.

Дети рассматривают картину, звучит фоновая музыка «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковского

В. - Какое время года изображено на картине?

Дети - На картине изображена осень, потому что на деревьях много жёлтых листьев.

- На картине нарисована осень, потому что почти на всех деревьях листья пожелтели.

В – Как вы думаете, это начало, середина или конец осени?

Дети – Я думаю, что это середина осени, потому что не все листья облетели и почти все листья желтые. А в начале осени еще мало желтых листьев на деревьях.

В – Молодец. А как в народе называют середину осени?

Дети – Золотая осень.

В – Верно. Как, по – вашему мнению, может называться эта картина?

Дети – Осень. Золотая пора. Золотая осень. Красавица осень.

В – Верно, ребята. Картина так и называется «Золотая осень».

В – Давайте рассмотрим, что изображено на картине. А я все ваши красивые и образные выражения буду складывать вот в эту корзиночку, чтобы не забыть их, когда будем составлять рассказ.

Дети. - Художник нарисовал осенние поля, деревья, реку, а вдали лес.

В.  - Какое время суток запечатлел художник?

Дети - Мне кажется, что это день, потому что светло и ясно.

В. - Каким вы видите небо?

Дети - Художник нарисовал голубое небо, с плывущими облаками. Небо голубое, высокое.

В - А что можно сказать про солнце?

Дети - Самого солнца не видно на картине, но виден солнечный свет.

В. - Опишите погоду. Какая она?

Дети - Погода теплая, ясная, солнечная.

В. -   Давайте рассмотрим деревья, расположенные на пригорке. Как они называются?

Дети – Это березы.

В. – Верно. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. С чем можно сравнить листву берез?

Дети – Деревья будто в разноцветных платьях, сарафанах.

В.  - Хорошо! На что похожи листья березы?

Дети - Листья похожи на золотые монетки. Листья похожи на разноцветных мотыльков. Листья похожи на летающих желтых бабочек.

В.  – Часть листвы уже осыпалась с деревьев. С чем можно сравнить опавшую листву?

Дети – С пестрым одеялом, покрывалом.

В. - Умницы! Ребята, а трава только зелёная?

Дети. - Нет, трава уже начинает вянуть. Трава стала сохнуть.

В. – Верно. А река выглядит, так же, как и летом?

Дети. - Нет, река выглядят по-другому. Река спокойная, холодная. Она отражает голубое небо, но выглядит темнее, чем летом.

В. – Молодцы! А сейчас я предлагаю вам взять лист бумаги и сделать из него «подзорную трубу».

В. – С помощью «подзорной трубы» рассмотрите, что изображено на заднем плане картины.

Дети в «подзорную трубу» рассматривают картину.

Дети.  - На заднем плане картины изображены поле и лес.

В. – Найдите деревенские домики на картине. Где они находятся?

Дети – Дома находятся за полем.

В. – Дома находятся далеко, поэтому на картине они очень маленькие, словно… Подскажите слово.

Дети. – Игрушечные.

В. – Молодцы.  Обратите внимание на зеленую кромку леса у самого неба. Как вы думаете, какие деревья растут в этом лесу?

Дети – Наверное, там растут ели или сосны.

В. – Почему так думаете?

Дети – Ели и сосны круглый год зеленого цвета.

В. – Посмотрите внимательно, все ли деревья уже «сменили» свой летний наряд на осенний?

Дети – Нет. Справа, на правом берегу реки,  деревья еще зеленеют.

В. – Молодцы. А теперь отдохнём. Выполним зрительную гимнастику.

Зрительная гимнастика (выполняется стоя.)

Вот стоит осенний лес!    (выполняем круговые движения глазами)

В нём много сказок и чудес!

Слева – сосны, справа – дуб                  (влево – вправо)

Дятел сверху, тук да тук                          (вверх – вниз)

Глазки ты закрой, открой.

Поиграли мы с тобой!

В. – Вернемся к нашей картине.

В. - Какими красками написана картина?

Дети-Художник брал жёлтые, оранжевые, красные, голубые, белые, зеленые,  краски.

В. – А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «К нам пришел волшебник».

Представьте, что вы сами оказались в этом живописном месте, изображенном на картине,  и можете слышать звуки. Что вы слышите?

Дети. – Я слышу, как шуршат листья под ногами, как шелестят листья на березах, как льется вода в реке.

В. – А теперь вы можете чувствовать запахи. Расскажите о них.

Дети. – Пахнет лесом, грибами. Пахнет речкой. Пахнет опавшей листвой.

В. – Какие у вас возникают желания, глядя на картину? (Пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом, послушать шум реки, шелест осенней листвы, собрать листочки и подбросить их высоко-высоко.)

В. – Хорошие желания. Мне тоже захотелось оказаться на природе, за городом, глядя на эту картину. Как вы думаете, почему художнику захотелось нарисовать эту картину?

Дети. - Я думаю, что художник увидел красоту золотой осени. И ему захотелось нарисовать её.

Художнику захотелось, чтобы другие люди увидели, как красиво бывает осенью.

В.-   Какое настроение было у живописца, когда он писал эту картину?

Дети. -  У художника было радостное, светлое настроение. И от этого картина получилась солнечной, светлой.

В. - А что вы чувствуете, когда смотрите на картину?  Чем вам она нравится?

(Ответы детей)

В. -. А как вы думаете, что хотел сказать нам художник, создавая этот пейзаж?

Дети. - Как красива наша природа!

Природу надо любить и беречь.

В. – Верно. Наша русская природа прекрасна в любое время года, а осенью она расцветает самыми яркими красками.  Природа – это наше богатство, источник вдохновения, и ее надо любить и беречь.

В. - А сейчас давайте представим, что мы легкие, золотые листочки.

Физкультминутка

Мы листики осенние,                           (руки вверх)

На веточках висели.                           (покачать кистями рук)

Ветер дунул, полетели.          (качаем руками, наклоны туловища в стороны)

Мы летели, мы летели,                   (покружиться)

И на землю тихо сели.                           (присесть, опустив руки)

Ветер снова набежал                           (встаём)

И листочки вверх поднял.                    (поднимаем руки вверх)

Закружились, полетели                    (качаем руками)

И опять на землю сели.                    (садимся на корточки)

  • Составление рассказа.

Рассказ воспитателя.

Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.

Небо голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.

На берегу реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.

В. - На картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» мы видим русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Синее с белыми плывущими облачками небо на горизонте. Картину пересекает узкая речка с невысокими берегами. Перед нами березовая рощица. Листики берез словно трепещут на ветру, переливаются как золото в солнечном свете. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый, оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.

3. Этап осуществления самостоятельной деятельности детей.

В. – А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать рассказать, что вы видите, слышите, чувствуете, рассматривая эту картину. Не забывайте   использовать те красивые, образные выражения, которые мы складывали в эту корзинку.

- Кто хочет начать рассказ?

- Кто продолжит?

- Каким может быть конец рассказа?

В. – Молодцы, ребята.

Физкультминутка.

В. – Предлагаю вам отдохнуть.

Входит осень в лес дремучий (Дети шагают на месте)

Машет жёлтой кистью                   ( Движения руками)

Ветерок сгребает в кучи

Золотые листья,                   (Наклоны вперёд, движения согнутыми руками к груди).

И они, забывши ветви,

Кружат на поляне…       (Поворачиваются кругом, понимают руки вверх).

Осень встала на опушке      (Разводят руками в стороны)

В жёлтом сарафане.

(Т. Ткаченко.)

В. – Продолжим делиться своими впечатлениями о картине. Кто готов составить целый рассказ от начала до конца?

(Выслушать рассказы еще 2-3 детей, в зависимости от времени)

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов, педагогическая оценка результатов деятельности детей.

В. – Молодцы, ребята. Спасибо вам за содержательные рассказы.

Вы сумели подобрать красивые, образные выражения, сумели красиво выразить свои чувства, вызванные картиной. Мне было интересно с вами беседовать и слушать вас.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....

Непосредственная образовательная деятельность по составлению описательного рассказа по картине «Ранняя весна» в старшей группе.

  Обучать умению составлять связный последовательный рассказ по картине; использовать разные типы предложений (простые, распространенные и сложные). Способствовать формированию ц...

Составление описательного рассказа по картине «Лиса с лисятами». Подготовительная группа

Составление описательного рассказа по картине «Лиса с лисятами»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»...

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи».

Учить детей составлять рассказ по картине; включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок....

Составление описательного рассказа по картине в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ

Тема занятия: Составление описания синицы по предметной картине по плану. Цель. Коллективное составление плана - описания синицы...