Составление описательного рассказа по картине в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема занятия: Составление описания синицы по предметной картине по плану.
Цель. Коллективное составление плана - описания синицы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_sinitsa.docx | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
Воспитатель: Трофимова М.Н.
Образовательная область - речевое развитие
Тема занятия: Составление описания синицы по предметной картине по плану.
Цель. Коллективное составление плана - описания.
Задачи:
- упражнение в постановке вопросов и ответов на них
- коллективное составление рассказа – описания с использованием приёма договаривания предложений.
- обогащение речи синонимами
- упражнение в употреблении в речи сложных предложений
Оборудование: предметные картинки «синица большая», «обыкновенная лазоревка», «белая лазоревка», схема слова «синица».
Предварительная работа: чтение рассказа К. Бальмонта Рассказ о синице.
Ход занятия.
- Орг. момент. Припоминание зимующих птиц.
- Отгадывание зимующей птицы по схеме
а) рассматривание на картинках зимующих птиц;
б) сопоставление их со схемой.
- Припоминание детьми описания синицы в рассказе К. Бальмонта Рассказ о синице. Дети вспоминают содержание рассказа, задавая репродуктивные и поисковые вопросы.
Предполагаемые вопросы:
- Кто написал рассказ этот рассказ?
- Что любит делать больше всего синица зимой?
- Какая эта птица?
- Какое гнездо у синиц?
- Где гнездятся синицы?
- Чем питается синица?
- Составление описательного рассказа о синице по предметной картинке.
- Выбор картинки для описания (обыкновенная, лазаревка, белая лазоревка)
- Рассматривание синицы на картинке: размер, строение (продолговатое туловище, короткий хвост, короткие лапы с 4-мя пальцами – 2 вперёд, 2 назад, небольшая голова, маленький и острый клюв, окрас оперения).
- Коллективное составление плана описания синицы:
- Где живёт синица?
- Как синица зимует?
- Чем питается и как добывает корм?
- Повадки синицы.
- Какую приносит пользу лесу и людям?
- Внешний вид синицы: размер, строение, форма, окрас оперения.
- Коллективное составление описательного рассказа методом договаривания предложений.
Синицы - очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти. Синицы бывают разные: длиннохвостая синица, лазоревка, московка и самая известная — большая синица, которую легко узнать по черной шапочке, желтой грудке и зеленой спинке.
Увидеть синицу можно не только в лесу, но и в городских парках. Ростом синица с воробья. У нее острый черный клюв, которым она ловит насекомых. Синица охотно селится в старых хвойных лесах. Место для гнезда обычно выбирает в гнилом пне или в пустом дупле, сделанном дятлом. Летом синица питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада; зимой - семенами ели, сосны и других растений. Любят они несоленое сало, семечки. Зимой трудно найти синицам пищу, поэтому любая птичья столовая станет для них постоянным местом кормежки и обитания.
- Повторение рассказа – описания синицы.
а) припоминание и повторение плана описания синицы;
б) описывание синицы по цепочке по плану.
- Игра «Скажи по – другому» - подбор синонимов:
- умная синица – мудрая, разумная, сообразительная, находчивая;
- трудолюбивая синица – работящий, деловой, старательный, деловитый, неугомонный;
- беречь (природу) — сохранять, щадить, оберегать, хранить.
Итог занятия.
Рассказ о синице детям
Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки.
«Мороз и солнце – день чудесный» — гласит известный стих. И синица об этом знает. Она любит петь зимой. Скорее и зимой и весной. Только песни её разнятся…
Репертуар у каждой птицы свой. Некоторые виды синиц знают по десять песен различных типов.
Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная.
Гнездо синица любит закрытое. Особенно ей нравится дом-дупло, выдолбленное дятлом.
Но иногда синицы гнездятся в стволах или пнях гнилых, трухлявых деревьев, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнезд довольно наглых воробьёв.
Кладки у большинства видов синиц большие, по 6-10 штук, может быть и больше. Насиживает только самка, в это время самец не забывает подкармливать её. А вот пропитание новоявленным птенцам добывают уже оба родителя.
«И снова осень с чарой листьев ржавых,
Румяных, алых, желтых, золотых,
Немая синь озер, их вод густых,
Проворный свист и взлет синиц в дубравах….»
Константин Бальмонт
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи. Зима. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» (подготовительная группа)
Открытое занятие в подготовительной группе...
Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»
Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию с целью продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине (пейзаж)....
Конспект занятия по развития речи в Подготовительной к школе группе на Тему: "Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана "Поздняя осень" с использованием наглядного моделирования.
Цель. Формировать связную монологическую речь у дошкольников, при помощи составления описательного рассказа по картине. Воспитательно-образовательные задачи: • Продолжать учить детей составлять описат...
НОД по развитию речи в подготовительной группе «Волшебная школа Снеговика» (составление описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы).
Описательный рассказ по картине осуществляется с помощью такого приема как мнемотаблица. Мнемотаблица — это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит изобра...
Непосредственная образовательная деятельность по составлению описательного рассказа по картине «Ранняя весна» в старшей группе.
Обучать умению составлять связный последовательный рассказ по картине; использовать разные типы предложений (простые, распространенные и сложные). Способствовать формированию ц...
ООД Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» .Программа "От рождения до школы" Н.Е.Веракса.(подготовительная группа).
Цель: Обучение детей описывать пейзажную картину;Задачи:1. Учить детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона.2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенн...
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе. «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе.«Составление описательного рассказапо картине И. Левитана «Золотая осень»...