Составление описательного рассказа по картине в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Трофимова Марина Николаевна

Тема занятия: Составление описания синицы по предметной картине по плану.

 

Цель. Коллективное составление плана - описания синицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_sinitsa.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Воспитатель: Трофимова М.Н.

Образовательная область - речевое развитие

Тема занятия: Составление описания синицы по предметной картине по плану.

Цель. Коллективное составление плана - описания.

Задачи:

  • упражнение в постановке вопросов и ответов на них
  • коллективное составление рассказа – описания с использованием приёма договаривания предложений.
  • обогащение речи синонимами
  • упражнение в употреблении в речи сложных предложений

Оборудование: предметные  картинки  «синица большая», «обыкновенная лазоревка», «белая лазоревка», схема слова «синица».

Предварительная работа: чтение рассказа К. Бальмонта  Рассказ о синице.

Ход занятия.

  1. Орг. момент. Припоминание зимующих птиц.
  2. Отгадывание зимующей птицы по схеме

а) рассматривание на картинках зимующих птиц;

б) сопоставление их со схемой.

  1. Припоминание детьми описания синицы в рассказе К. Бальмонта  Рассказ о синице. Дети вспоминают содержание рассказа, задавая репродуктивные и поисковые вопросы.

Предполагаемые вопросы:

  • Кто написал рассказ этот рассказ?
  • Что любит делать больше всего синица зимой?
  • Какая эта птица?
  • Какое гнездо у синиц?
  • Где гнездятся синицы?
  • Чем питается синица?
  1. Составление описательного рассказа о синице по предметной картинке.
  1. Выбор картинки для описания (обыкновенная, лазаревка, белая лазоревка)
  2. Рассматривание синицы на картинке: размер, строение (продолговатое туловище, короткий хвост, короткие лапы с 4-мя пальцами – 2 вперёд, 2 назад, небольшая голова, маленький и острый клюв, окрас оперения).
  3. Коллективное составление плана описания синицы:

- Где живёт синица?

- Как синица зимует?

- Чем питается и как добывает корм?

- Повадки синицы.

- Какую приносит пользу лесу и людям?

- Внешний вид синицы: размер, строение, форма, окрас оперения.

  1. Коллективное составление описательного рассказа методом договаривания предложений.

Синицы - очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти. Синицы бывают разные: длиннохвостая синица, лазоревка, московка и самая известная — большая синица, которую легко узнать по черной шапочке, желтой грудке и зеленой спинке.

Увидеть синицу можно не только в лесу, но и в городских парках. Ростом синица с воробья. У нее острый черный клюв, которым она ловит насекомых. Синица охотно селится в старых хвойных лесах. Место для гнезда обычно выбирает в гнилом пне или в пустом дупле, сделанном дятлом. Летом синица питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада; зимой - семенами ели, сосны и других растений. Любят они несоленое сало, семечки. Зимой трудно найти синицам пищу, поэтому любая птичья столовая станет для них постоянным местом кормежки и обитания.

  1. Повторение рассказа – описания синицы.

а) припоминание и повторение плана описания синицы;

б) описывание синицы по цепочке по плану.

  1. Игра «Скажи по – другому» - подбор синонимов:

- умная синица – мудрая, разумная, сообразительная, находчивая;

- трудолюбивая синица – работящий, деловой, старательный, деловитый, неугомонный;

- беречь (природу) — сохранять, щадить, оберегать, хранить.

Итог занятия.

Рассказ о синице детям

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки.

«Мороз и солнце – день чудесный» — гласит известный стих. И синица об этом знает. Она любит петь зимой. Скорее и зимой и весной. Только песни её разнятся…

Репертуар у каждой птицы свой. Некоторые виды синиц знают по десять песен различных типов.

Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная.

Гнездо синица любит закрытое. Особенно ей нравится дом-дупло, выдолбленное дятлом.

Но иногда синицы гнездятся в стволах или пнях гнилых, трухлявых деревьев, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнезд довольно наглых воробьёв.

Кладки у большинства видов синиц большие, по 6-10 штук, может быть и больше. Насиживает только самка, в это время самец не забывает подкармливать её. А вот пропитание новоявленным птенцам добывают уже оба родителя.

«И снова осень с чарой листьев ржавых,
Румяных, алых, желтых, золотых,
Немая синь озер, их вод густых,
Проворный свист и взлет синиц в дубравах….»
                                                      Константин Бальмонт

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи. Зима. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»

Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию  с целью продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине (пейзаж)....

Конспект занятия по развития речи в Подготовительной к школе группе на Тему: "Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана "Поздняя осень" с использованием наглядного моделирования.

Цель. Формировать связную монологическую речь у дошкольников, при помощи составления описательного рассказа по картине. Воспитательно-образовательные задачи: • Продолжать учить детей составлять описат...

НОД по развитию речи в подготовительной группе «Волшебная школа Снеговика» (составление описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы).

Описательный рассказ по картине осуществляется с помощью такого приема как мнемотаблица. Мнемотаблица — это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит изобра...

Непосредственная образовательная деятельность по составлению описательного рассказа по картине «Ранняя весна» в старшей группе.

  Обучать умению составлять связный последовательный рассказ по картине; использовать разные типы предложений (простые, распространенные и сложные). Способствовать формированию ц...

ООД Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» .Программа "От рождения до школы" Н.Е.Веракса.(подготовительная группа).

Цель: Обучение детей описывать пейзажную картину;Задачи:1. Учить детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона.2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенн...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе. «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Конспект ООД  по развитию речи в подготовительной к школе группе.«Составление описательного рассказапо картине И. Левитана «Золотая осень»...