НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну вежливости»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

формирование у детей нравственного представления о вежливости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivost.docx143.45 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну вежливости»

Цель  — формирование у детей нравственного представления о вежливости. 

Задачи:

Образовательные: формировать знания и представления о потребности в доброжелательном общении с окружающими, правилах вежливого общения со взрослыми и сверстниками;  совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве, упражняться в словообразовании. 

Развивающие: развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики;  активизировать речевую и умственную деятельность детей, совершенствовать диалогическую речь, наглядно-действенное мышление, коммуникативные навыки.  Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник.

Воспитывающие: воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным;  воспитывать потребность в речевом общении, умение слушать педагога и сверстников, оказывать взаимопомощь

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное творчество», «Физическое развитие»

Методические приемы: беседа, вопросы, показ, создание мотивации, поощрение, дидактические игры, подвижные игры, игры, направленные на контакт с телом, сюрпризный момент.

Материалы и оборудование: картинки для составления слова «этикет», пазлы «Ключ», гимнастическая скамейка (для препятствия «мост», дуги для подлезании («ворота», удочки и рыбки-магниты с пословицами, мольберт, картинки с изображениями хороших и плохих поступков, гуашь разных цветов, ватман, трафареты для рисования цветов, «тычки» для нетрадиционного рисования, сундучок с воздушными шарами, портативная аудиосистема.

Предварительная работа: беседы с детьми о нормах и ценностях принятых в обществе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, разучивание стихов и пословиц на данную тему.

Ход НОД.

Психологический настрой.

Доброе утро, ребята!

Все скорее встаньте в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну, которой нет ни на одной карте.

Воспитатель -А как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие (ответы детей)

Воспитатель - А мы с вами поедем на поезде. А что нужно, чтобы попасть на поезд? (купить билет)

Воспитатель -Билет получает тот, кто назовет вежливое слово. (дети называют вежливое слово и получают билет)

Воспитатель - Кто из вас самый сообразительный и уже догадался, о чем мы будем сегодня говорить? В какую страну отправимся? (Ответы детей)

Воспитатель - Я приглашаю вас в путешествие в волшебную страну вежливости.

Воспитатель - Кто мне скажет, что значит быть вежливым? (ответы детей)

-Ну, что ж отправляемся в путь! (дети с  песней из мультфильма «Паровозик из Ромашково»   «едут на поезде» (музыка: Владимир Юровский, слова: Генрих Сапгир и Геннадий Цыферов) .

Воспитатель - Что же там впереди? (На мультимедийном экране заставка сказочного города).

Воспитатель - Мы приехали. (Выходит гном, приветствует детей)

Воспитатель: - А как же называется этот город?

Гном:- Чтобы узнать название города, нужно разгадать мой ребус.

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

 

 (Дети расшифровывают название города по первым буквам в названиях картинок).

Гном:-  Молодцы, ребята. Вы правильно расшифровали. Этот город называется ЭТИКЕТ. А что такое этикет?

1 ребенок.

Что ж такое этикет?

Кто-то знает, кто-то - нет.

Это правила такие,

Надо знать их с малых лет.

2 ребенок

Что сказать, когда войти,

Как в гостях себя вести.

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

3 ребёнок:

Если вежливыми стать

И воспитанными быть,

То всегда и всюду будут,

Уважать вас и любить!

Игра «Пазлы»

Гном: - Чтобы попасть в город этикета вам нужно открыть ворота.

Но ключ от ворот города сломался, чтобы его починить, нужно не только вспомнить вежливые слова, но и сказать в каких случаях их говорят.

За каждый правильный ответ вы получите деталь от ключа

(примерные ответы детей)

Спасибо – говорят, когда хотят поблагодарить

Простите – когда хотят извиниться

До свидания – когда прощаются

Здравствуйте – когда приветствуем друг друга

Спокойно ночи – желают когда ложатся спать.

Приятного аппетита – желают, когда кто – то кушает.

За каждый правильный ответ дети получают деталь «Ключ» (разрезанный на 6 частей).

Воспитатель: - А теперь из деталей соберите ключ (дети собирают силуэт ключа).

Воспитатель: - Теперь мы сможем попасть в город.

Дети подлезают под воротами-дугой, и встают в круг.

Воспитатель: - Вот мы с вами и попали в город Этикет.

Гном: - Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? (ответы детей)

- А вы знаете, как можно поздороваться не  словами, а жестами.

Дети: - Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день -  кивнуть головой, улыбнуться.

Гном: - Молодцы, ребята, много знаете приветственных слов.

Воспитатель: - Приветствие – это одно из самых важных правил этикета. У всех людей на земле есть обычай приветствия. В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй». «Здравствуй», значит «будь здоров». Слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то,  давно, люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми,  крепкими, могучими, как дерево. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Воспитатель: - Давайте мы с вами поздороваемся и научим Гнома нашей игре.

Игра «Здравствуй друг»

-Повернитесь так, чтобы образовалась пара.

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в стороны)

Хорошо! (обнимаются)

-Почувствуйте тепло соседа.

Улыбнитесь друг другу и скажите «Давай жить дружно!»

Игра «Всем, кто вежливым растет»

Гном: - Ребята, мне очень понравилась ваша игра, и я с удовольствием буду играть в нее с друзьями.

А теперь предлагаю поиграть в замечательную игру, которая мне очень нравится. Я вас  вежливо прошу: «Поиграйте, пожалуйста, со мной в  игру: «Всем, кто вежливым растет».

Все дети встают в круг. Один идет за кругом. Все вместе говорим.

- Всем, кто вежливым растет мимо друга не пройдет!

Даже в самой жуткой спешке «Здравствуй» он произнесет.

-Тот, за чьей спиной остановился ведущий, выходит из круга. Они бегут в разные стороны при встрече быстро здороваются за руку.

Гном - Как мне  сегодня хорошо и весело!

Воспитатель: - Ну, что ж, продолжаем наше путешествие.

-Ребята, перед нами река. Наверно в ней очень много рыбы. Порыбачим?

Рыбы в этой реке не простые, а с пословицами. Вы их поймаете, а я прочту пословицу на ее спинке. Но все не так просто. На спине рыбы будет только начало пословиц, а вы продолжите их.  Подсказка: все пословицы  о вежливости. (Дети забрасывают удочки и достают рыб (на магните), затем воспитатель читает начало пословицы, а ребенок продолжает).

Пословицы:

-Вежливости открываются (все двери).

-Если доброта, как солнце светит,( радуется и взрослые и дети).

-От худого слова, (навек ссора).

- Вежливость ничего не стоит, но (много приносит)

- Как аукнется, так (и откликнется)

- Доброе слово лечит, а (злое слово калечит)

Коллективное рисование «Цветы вежливости» (музыкальное сопровождение «Вальс цветов» П. Чайковский)

Воспитатель: - Жители города Этикет просят вас еще немного им помочь. Они хотят  посадить цветы вежливости на всех клумбах. Поможем им?

-Тогда подходите к столу. Вам нужно нарисовать цветы вежливости. (Дети выбирают технику рисования по своему желанию и приступают к работе).

После выполнения задания Гном уточняет какого цвета краски использовали дети и почему? (Солнечные, яркие, красные, розовые, желтые, радостные)

Гном: - Какие замечательные цветы! Они украсят все клумбы нашего города. Спасибо вам!

Воспитатель: - Наше путешествие подходит к концу и мне еще раз хочется убедиться,  что вы запомнили вежливые слова и знаете, когда их нужно употреблять.

Игра «Доскажи словечко»

- Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо)

- Зазеленеет старый пень

Когда услышит (добрый день).

- Когда виноваты, сказать поспешите:

«Прошу Вас, пожалуйста (извините)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо) .

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

И в Перми, и в Рязани

На прощанье говорят (до свидания) .

Рефлексия.

-Чему вы учились сегодня?

-Что вам больше всего понравилось? Что вызвало затруднение?

-Покажите на «термометре настроения», какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей)

Гном: - Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали.

-А чтобы вам запомнилось путешествие, я хочу  подарить вам сундучок.

Сюрпризный момент

(Играет мелодия группы «Барбарики» - «Друзья».  Дети получают сундучок со сладкими подарками, благодарят Гнома и прощаются с ним).

Итог.

Воспитатель: - И закончить сегодняшнее занятие мне хотелось бы такими строками:

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив.

Ведь это основа - основ.

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым - обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

(Дети с  песней из мультфильма «Паровозик из Ромашково»   «едут на поезде» обратно в группу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием образовательных областей (социально-коммуникативное, речевое, физическое) "Путешествие в страну здоровья"

Конспект организованной образовательной деятельности вподготовительной группепо познавательному развитию с использованиемобразовательных областей(социально-коммуникативное, речевое, физическое Те...

Нод "социально-коммуникативное развитие" "Путешествие в страну вежливости"

Форма проведения: тематическое занятие.Цель: Формировать общую культуру личности: навыки общения, правила этикета. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости.Задачи:- ...

Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие по стране вежливых слов» для старшей группы

Формировать у детей представления  о вежливых словах, их значениях и ситуациях, в которых они используются....

Конспект НОД по познавательному развитию. «Путешествие по стране вежливости» в старшей группе

Цель: Систематизация знаний детей о правилах  доброго, вежливого поведения....

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну вежливости"

Цель: воспитать культуру поведения, вызвать желание соблюдать правила поведения; научить применять вежливые слова в жизни, воспитать вежливость, уважительное отношение к людям.Образовательные:учи...

Конспект занятия по социально коммуникативному развитию "Путешествие в страну вежливости"

Занятие раскрывает значение вежливых слов, формирует у детей представления и потребности в доброжелательном общении с окружающими. Формирует коммуникативные умения у детей, чуткость и отзывчивость....