НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну вежливости»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
формирование у детей нравственного представления о вежливости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vezhlivost.docx | 143.45 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну вежливости»
Цель — формирование у детей нравственного представления о вежливости.
Задачи:
Образовательные: формировать знания и представления о потребности в доброжелательном общении с окружающими, правилах вежливого общения со взрослыми и сверстниками; совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве, упражняться в словообразовании.
Развивающие: развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; активизировать речевую и умственную деятельность детей, совершенствовать диалогическую речь, наглядно-действенное мышление, коммуникативные навыки. Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник.
Воспитывающие: воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным; воспитывать потребность в речевом общении, умение слушать педагога и сверстников, оказывать взаимопомощь
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное творчество», «Физическое развитие»
Методические приемы: беседа, вопросы, показ, создание мотивации, поощрение, дидактические игры, подвижные игры, игры, направленные на контакт с телом, сюрпризный момент.
Материалы и оборудование: картинки для составления слова «этикет», пазлы «Ключ», гимнастическая скамейка (для препятствия «мост», дуги для подлезании («ворота», удочки и рыбки-магниты с пословицами, мольберт, картинки с изображениями хороших и плохих поступков, гуашь разных цветов, ватман, трафареты для рисования цветов, «тычки» для нетрадиционного рисования, сундучок с воздушными шарами, портативная аудиосистема.
Предварительная работа: беседы с детьми о нормах и ценностях принятых в обществе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, разучивание стихов и пословиц на данную тему.
Ход НОД.
Психологический настрой.
Доброе утро, ребята!
Все скорее встаньте в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну, которой нет ни на одной карте.
Воспитатель -А как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие (ответы детей)
Воспитатель - А мы с вами поедем на поезде. А что нужно, чтобы попасть на поезд? (купить билет)
Воспитатель -Билет получает тот, кто назовет вежливое слово. (дети называют вежливое слово и получают билет)
Воспитатель - Кто из вас самый сообразительный и уже догадался, о чем мы будем сегодня говорить? В какую страну отправимся? (Ответы детей)
Воспитатель - Я приглашаю вас в путешествие в волшебную страну вежливости.
Воспитатель - Кто мне скажет, что значит быть вежливым? (ответы детей)
-Ну, что ж отправляемся в путь! (дети с песней из мультфильма «Паровозик из Ромашково» «едут на поезде» (музыка: Владимир Юровский, слова: Генрих Сапгир и Геннадий Цыферов) .
Воспитатель - Что же там впереди? (На мультимедийном экране заставка сказочного города).
Воспитатель - Мы приехали. (Выходит гном, приветствует детей)
Воспитатель: - А как же называется этот город?
Гном:- Чтобы узнать название города, нужно разгадать мой ребус.
(Дети расшифровывают название города по первым буквам в названиях картинок).
Гном:- Молодцы, ребята. Вы правильно расшифровали. Этот город называется ЭТИКЕТ. А что такое этикет?
1 ребенок.
Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет.
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет.
2 ребенок
Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести.
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.
3 ребёнок:
Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!
Игра «Пазлы»
Гном: - Чтобы попасть в город этикета вам нужно открыть ворота.
Но ключ от ворот города сломался, чтобы его починить, нужно не только вспомнить вежливые слова, но и сказать в каких случаях их говорят.
За каждый правильный ответ вы получите деталь от ключа
(примерные ответы детей)
Спасибо – говорят, когда хотят поблагодарить
Простите – когда хотят извиниться
До свидания – когда прощаются
Здравствуйте – когда приветствуем друг друга
Спокойно ночи – желают когда ложатся спать.
Приятного аппетита – желают, когда кто – то кушает.
За каждый правильный ответ дети получают деталь «Ключ» (разрезанный на 6 частей).
Воспитатель: - А теперь из деталей соберите ключ (дети собирают силуэт ключа).
Воспитатель: - Теперь мы сможем попасть в город.
Дети подлезают под воротами-дугой, и встают в круг.
Воспитатель: - Вот мы с вами и попали в город Этикет.
Гном: - Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? (ответы детей)
- А вы знаете, как можно поздороваться не словами, а жестами.
Дети: - Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день - кивнуть головой, улыбнуться.
Гном: - Молодцы, ребята, много знаете приветственных слов.
Воспитатель: - Приветствие – это одно из самых важных правил этикета. У всех людей на земле есть обычай приветствия. В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй». «Здравствуй», значит «будь здоров». Слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то, давно, люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
Воспитатель: - Давайте мы с вами поздороваемся и научим Гнома нашей игре.
Игра «Здравствуй друг»
-Повернитесь так, чтобы образовалась пара.
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в стороны)
Хорошо! (обнимаются)
-Почувствуйте тепло соседа.
Улыбнитесь друг другу и скажите «Давай жить дружно!»
Игра «Всем, кто вежливым растет»
Гном: - Ребята, мне очень понравилась ваша игра, и я с удовольствием буду играть в нее с друзьями.
А теперь предлагаю поиграть в замечательную игру, которая мне очень нравится. Я вас вежливо прошу: «Поиграйте, пожалуйста, со мной в игру: «Всем, кто вежливым растет».
Все дети встают в круг. Один идет за кругом. Все вместе говорим.
- Всем, кто вежливым растет мимо друга не пройдет!
Даже в самой жуткой спешке «Здравствуй» он произнесет.
-Тот, за чьей спиной остановился ведущий, выходит из круга. Они бегут в разные стороны при встрече быстро здороваются за руку.
Гном - Как мне сегодня хорошо и весело!
Воспитатель: - Ну, что ж, продолжаем наше путешествие.
-Ребята, перед нами река. Наверно в ней очень много рыбы. Порыбачим?
Рыбы в этой реке не простые, а с пословицами. Вы их поймаете, а я прочту пословицу на ее спинке. Но все не так просто. На спине рыбы будет только начало пословиц, а вы продолжите их. Подсказка: все пословицы о вежливости. (Дети забрасывают удочки и достают рыб (на магните), затем воспитатель читает начало пословицы, а ребенок продолжает).
Пословицы:
-Вежливости открываются (все двери).
-Если доброта, как солнце светит,( радуется и взрослые и дети).
-От худого слова, (навек ссора).
- Вежливость ничего не стоит, но (много приносит)
- Как аукнется, так (и откликнется)
- Доброе слово лечит, а (злое слово калечит)
Коллективное рисование «Цветы вежливости» (музыкальное сопровождение «Вальс цветов» П. Чайковский)
Воспитатель: - Жители города Этикет просят вас еще немного им помочь. Они хотят посадить цветы вежливости на всех клумбах. Поможем им?
-Тогда подходите к столу. Вам нужно нарисовать цветы вежливости. (Дети выбирают технику рисования по своему желанию и приступают к работе).
После выполнения задания Гном уточняет какого цвета краски использовали дети и почему? (Солнечные, яркие, красные, розовые, желтые, радостные)
Гном: - Какие замечательные цветы! Они украсят все клумбы нашего города. Спасибо вам!
Воспитатель: - Наше путешествие подходит к концу и мне еще раз хочется убедиться, что вы запомнили вежливые слова и знаете, когда их нужно употреблять.
Игра «Доскажи словечко»
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо)
- Зазеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день).
- Когда виноваты, сказать поспешите:
«Прошу Вас, пожалуйста (извините)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо) .
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста)
И в Перми, и в Рязани
На прощанье говорят (до свидания) .
Рефлексия.
-Чему вы учились сегодня?
-Что вам больше всего понравилось? Что вызвало затруднение?
-Покажите на «термометре настроения», какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей)
Гном: - Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали.
-А чтобы вам запомнилось путешествие, я хочу подарить вам сундучок.
Сюрпризный момент
(Играет мелодия группы «Барбарики» - «Друзья». Дети получают сундучок со сладкими подарками, благодарят Гнома и прощаются с ним).
Итог.
Воспитатель: - И закончить сегодняшнее занятие мне хотелось бы такими строками:
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив.
Ведь это основа - основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым - обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
(Дети с песней из мультфильма «Паровозик из Ромашково» «едут на поезде» обратно в группу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием образовательных областей (социально-коммуникативное, речевое, физическое) "Путешествие в страну здоровья"
Конспект организованной образовательной деятельности вподготовительной группепо познавательному развитию с использованиемобразовательных областей(социально-коммуникативное, речевое, физическое Те...
Нод "социально-коммуникативное развитие" "Путешествие в страну вежливости"
Форма проведения: тематическое занятие.Цель: Формировать общую культуру личности: навыки общения, правила этикета. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости.Задачи:- ...
Сценарий НОД по образовательной области "Речевое развитие" с применением ИКТ для детей старшей группы компенсирующей направленности с тнр: общее недоразвитие речи 3-го уровня речевого развития "Путешествие в страну вежливости"
Сценарий по развитию речи с применением ИКТ "Путешествие в страну Вежливости" (приуроченному к Дню Толерантности)...
Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие по стране вежливых слов» для старшей группы
Формировать у детей представления о вежливых словах, их значениях и ситуациях, в которых они используются....
Конспект НОД по познавательному развитию. «Путешествие по стране вежливости» в старшей группе
Цель: Систематизация знаний детей о правилах доброго, вежливого поведения....
Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну вежливости"
Цель: воспитать культуру поведения, вызвать желание соблюдать правила поведения; научить применять вежливые слова в жизни, воспитать вежливость, уважительное отношение к людям.Образовательные:учи...
Конспект занятия по социально коммуникативному развитию "Путешествие в страну вежливости"
Занятие раскрывает значение вежливых слов, формирует у детей представления и потребности в доброжелательном общении с окружающими. Формирует коммуникативные умения у детей, чуткость и отзывчивость....