Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в лес»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Михайлова Лариса Анатольевна

Систематизация знаний детей о диких животных через словестные дидактические игры и упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ульяновская область    Ульяновский район

МДОУ «Ишеевский детский сад «Ромашка»

 Конспект ОД  по  речевому развитию в старшей группе

«Путешествие в лес»

Подготовила воспитатель: Михайлова  Лариса Анатольевна

Цель: Систематизировать знания детей о диких животных через словесные дидактические игры и упражнения.

Задачи:

Обучающие: Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о диких животных, расширению представления детей об особенностях внешнего вида, семье, повадках, питании, жилища животных; упражнять в образовании качественных прилагательных; формировать умение составлять рассказ по схеме; обогащать словарный запас детей;

Развивающие: Развивать любознательность,  логическое мышление, внимание; развивать связную речь, интерес к познавательной деятельности;

Воспитательные: Воспитывать интерес, бережное отношение к окружающей среде, позитивное отношение к окружающему миру. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним. Чтение рассказов Г.А. Скребицкий «Колючая семейка», «Барсучонок», «Хитрая птица», «Белочка- хлопотунья»; ТА.Шорыгина «Какие звери в лесу?».

Материал:  кленовые, берёзовые  и дубовые листья жёлтого и оранжевого цвета с загадками; солнечные очки по количеству детей; мягкие игрушки среднего размера: заяц, волк, белка, ёжик,  медведь, лиса; картинки с изображением животных в единственном и множественном числе;

 картинки – пазлы «Семья животных»;  карточка-схема для составления рассказа о животном; шишка, раскраски «Дикие животные»; музыкальное сопровождение.

 Ход занятия:

Вводная часть

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Давайте начнём наш день с хорошим настроением, поздороваемся со всеми:

«Здравствуйте, ладошки, – хлоп, хлоп, хлоп.

Здравствуйте, ножки, - топ, топ, топ.

Здравствуйте, щечки, - плюх, плюх, плюх.

Здравствуйте, губки, - чмок, чмок, чмок.

Здравствуйте, носик, - бим, бим, бим.

Здравствуйте, гости! - (машут рукой, обращаясь к  гостям).

Воспитатель: Дети, я хочу пригласить вас, на прогулку в  волшебный лес, где происходят разные чудеса.  Для того, чтобы попасть в него, нам помогут «Волшебные очки» ( дети надевают солнечные очки)

 Нам нужно произнести волшебные слова.

 «Вокруг себя покружись и  в лесу окажись!»

Воспитатель: Вот и оказались мы в волшебном лесу.

(дети снимают очки и складывают в коробку)

 Посмотрите, дети, сколько вокруг опавших листьев!

Почему они упали на землю? Как вы думаете?

Дети: Наступила осень. Был листопад. Дул сильный ветер.

Воспитатель: Давайте покажем, как дует сильный ветер. Делаем глубокий вдох через нос и с силой выдыхаем воздух через рот, вытянув губы трубочкой, не надувая щеки. Как дует слабый ветер? Делаем глубокий вдох через нос и медленно выдыхаем воздух через рот. Молодцы, дети!

Дыхательная гимнастика «Ветер»

Воспитатель: Ребята, возьмите листочек в руку (дети берут по одному листочку). Листья у всех разные. Скажите, с какого дерева листья?

Дети:

1.У меня листок с берёзы. Это берёзовый листок.

2.У меня листок упал с клёна. Это кленовый лист.

3. А у меня листок дубовый.

Воспитатель: Ребята, эти листья не простые – с загадками.

А мы умеем с вами отгадывать загадки. Прежде чем ответить, дослушайте загадку до конца  (Воспитатель загадывает загадки).

Д/игра «Отгадай загадку»

1.Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

2.Рыжая, с пушистым хвостом,

живет под кустом. (Лиса)

3.Зимой белый, летом серый,

Никого не обижает, а сам всех боится. (Заяц)

4.Серый, зубастый, по полям рыщет,

Зайцев  ищет. (Волк)

 5.Маленький зверёк,

По деревьям скок-поскок!

Мех тёплый, как грелка.

6.Кто же это? (Белка)

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками (Ёж)

   Молодцы, все загадки отгадали. Про кого мы отгадали загадки?

Дети: Про  животных.

Воспитатель: А где эти животные живут?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Значит, как этих животных называют?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Я здесь нашла  большую сосновую шишку. Давайте с ней поиграем. Я буду бросать вам шишку по очереди, а вы отвечайте мне на вопросы «Какой?» «Какая?»

Д/игра «Какой?» «Какая?»

-Заяц какой?  (трусливый, белый, серый, ушастый, длинноухий, пушистый, боязливый…

-Медведь какой? (большой, огромный, косолапый, сильный, могучий, страшный….)

-Волк какой? (злой, зубастый, серый, голодный….)

-Белка какая? (ловкая, быстрая, прыгучая, запасливая…)

-Ёжик какой? ( колючий, маленький, коротконогий, серый…)

-Лиса какая? (хитрая, рыжая, пушистая….)

Воспитатель:  Ребята, давайте прогуляемся по лесу. Но будьте осторожны, ведь здесь водятся дикие животные. Далеко от меня не отходите, держитесь все вместе.

-Посмотрите, ребята, кто это притаился под кустом? Это заяц спрятался от волка. Давайте о нём немного расскажем с помощью вот этой схемы (показываю схему - мнемотаблицу).

Это заяц. Он серого цвета. У зайца длинные уши, короткий хвост, большие задние лапы. Туловище у зайца покрыто короткой шерстью.

Заяц травоядное животное. Он питается травой, корешками растений, корой осины. У зайца нет дома. Он живёт где придётся. Прячется под кустом или  в корнях упавшего дерева. Зимой заяц не спит. Меняет серую шубку на белую и прячется в пушистом снегу.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте посмотрим, кто ёщё живёт в лесу.

Это волк (подходим к игрушке). Расскажите, что вы знаете о волке?

Волк – хищное  животное. Шерсть у волка серого цвета, густая, жесткая, взъерошенная. Голова у  него всегда опущена вниз. У волка большие острые зубы. Волк хорошо видит ночью, слышит  шорох, чувствуют едва уловимые запахи.

Зимой волки сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи – так охотиться легче. В волчьей стае всегда есть вожак. Всей стаей волки охотятся на крупных животных – лосей, оленей, кабанов.

Густая и плотная шерсть хорошо защищает их от морозов. Волки не делают запасов на зиму, им помогают пережить зиму сильные ноги и острые зубы. 

Воспитатель:  Волк  хочет с нами поиграть (воспитатель показывает карточки).

Д/игра «Один-много»

Один медведь - много медведей

Один ёж - много ежей

Один волк - много волков

Одна белка - много белок

Одна лиса - много лис

Воспитатель:  Мы справились с заданием! Слышите, как воет волк (запись голоса волка). Давайте быстро убежим от волка….

А сейчас мы подошли к высокому дереву, в котором есть дупло.

А в дупле живёт белка. Шубка у неё, весной и летом рыжевато-золотистая, а к зиме становится серебристо-серой. Главная гордость белочки- её великолепный пушистый хвост. Хвост не только украшает и согревает белку. Он помогает ей в прыжках. Белка удобно устроилась на ветке и, ловко зажав шишку передними лапами, выгрызает из неё семена. Белка  очень запасливая. Сделала себе много разных запасов. Давайте посмотрим,  какие запасы сделала белка?

(воспитатель демонстрирует картинки с изображениями:  гриб,  шишка, орех, ягода, трава,  листок).

Ребята, скажите ласково, что запасла на зиму белка?

Д/игра «Скажи  ласково»

Гриб-грибочек

Шишка-шишечка

Орех-орешек

Ягода- ягодка

Трава-травка

Листок-листочек

 Воспитатель:  Молодцы, ребята! Белка очень рада, что мы зашли к ней в гости. Давайте пройдём в чащу леса, посмотрим, кто же здесь живёт?

Это бурый медведь. Послушайте, как он рычит…(рычание медведя).

Он ещё не лёг в берлогу, не спит и хочет сделать с вами в «Лесную зарядку».

Физминутка: Музыкально-ритмическая игра  «Лесная зарядка»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь под деревом лежит какой -то колючий комочек! Вы догадались, кто это?

Конечно, это ёжик. Давайте рассмотрим его. ( Рассматривание игрушки ёж)

Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками. На ней маленькие чёрные глазки. Но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный. Лапы  короткие с маленькими коготочками. На спине ёж носит колючие иголки. Они спасают его от врагов. Свернётся ёжик в колючий клубочек, ощетинет свои острые иглы- попробуй-ка съешь его!

Ёжик нам говорит, что мы так расшумелись в лесу, что все детёныши у животных разбежались и потерялись. Давайте поможем найти им маму.

Д/игра «Найди маму» (дети раскладывают картинки с изображением детёнышей в соответствии с заданием)

У зайчихи – зайчонок -зайчата

У волчицы – волчонок -волчата

У белки – бельчонок - бельчата

У медведицы – медвежонок - медвежата

У ежихи – ежонок - ежата

У лисы – лисёнок - лисята

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Вы помогли детёнышам найти маму.

     Посмотрите, в этой норке живёт лиса.

     (Дети приседают и рассматривают лису)

 Что мы знаем о лисе?

Лиса рыжая, у неё вытянутая мордочка, стоячие уши. У неё отличный слух.

Ноги у лисы короткие и тонкие, зимой на лапах у лисы отрастает густая шерсть, лиса ходит как в валенках, лапы ее никогда не зябнут.  Лиса всеядна, но больше всего она любит мясо, а также ест рыбу, лягушек, жуков. Выходит лиса на охоту ночью  за птицами, ежами, зайцами.

Лиса хочет спросить, есть ли у вас  семья? Конечно! Семья- это папа, мама и ребёнок. Вот и у животных есть своя семья тоже. Давайте её сложим из карточек, которые лежат в конвертиках. А потом назовём всех членов семьи.

Д/игра «Семья. Дикие животные»

папа — медведь, мама - медведица, детеныш (и) — медвежонок (медвежата); папа — волк – волчица - волчонок (волчата);

папа — заяц – зайчиха - зайчонок (зайчата)

папа — ёж – ежиха - ежонок (ежата)

папа    - лис – лиса - лисёнок ( лисята)

папа    - лось –лосиха - лосёнок (лосята)

             Воспитатель:   Молодцы ребята! Мы  справились со всеми заданиями.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад (надевают «волшебные» очки).

«Вокруг себя покружись- в детском саду окажись!»

Заключительная часть

Воспитатель: Вот мы снова в детском саду!

 Дети, где мы сегодня были? Что мы там делали? Что вы узнали? Что вам запомнилось?

(Ответы детей)

Воспитатель: На память о нашем удивительном путешествии звери подарили вам раскраски. Выберите себе  изображение  животного, которое вам больше нравиться и раскрасьте его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе. «Путешествие в королевство математики».

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе. «Путешествие в королевство математики».Воспитатель:Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в королевство математики, чтобы узна...

Конспект ОД (познавательное развитие) в старшей группе «Путешествие в страну Светофорию».

Изучение правил дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе " Путешествие в царство Царицы-водицы"

Данное занятие формирует и уточняет у детей представления о роли и значимости воды в природе, её значимости для жизни живых существ....

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Путешествие в лес»

Цель: Развитие интеллектуальных компетенций на НОД познавательно-речевой направленности.Задачи:1.      Уточнить знания детей о геометрических фигурах, днях недели, месяцах.2....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе: "Путешествие в страну сказок"

Конспект занятия по теме «Развитие эмоций через общение детей старшего дошкольного возраста» «Путешествие в страну сказок»Цели и задачи:·         Продолжат...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие» в старшей группе «Путешествие в сказочную страну».

Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении со взрослым и сверстниками.Задачи.Задачи.Обучающая. Углублять, расширять и закрепл...