Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе " Путешествие в царство Царицы-водицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данное занятие формирует и уточняет у детей представления о роли и значимости воды в природе, её значимости для жизни живых существ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1.docx | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема НОД, форма НОД | Тема: «Путешествие в царство Царицы - водицы» (старшая группа) Форма « Путешествие» |
Основная комплексная образовательная программа (парциальная), разработчик конспекта | Программы: «Детство», парциальная программа «Мир вокруг нас» - Тольятти, 2003г-132 с. Разработчик конспекта НОД: воспитатель д/с №188 «Степашка» Ильина С.Н. |
Классификация НОД в системе образовательных мероприятий | Классификация : НОД, основана на деятельном принципе - активное участие каждого ребёнка в экспериментальной деятельности. Интеграция образовательных областей: « Познание» - развитие познавательно-исследовательской деятельности; «Коммуникация»- развитие свободного общения со взрослым и детьми; « Художественное творчество»- развитие продуктивной деятельности. Форма организации детей: - подгрупповая Предварительная работа: -Чтение художественной литературы Ф.Тютчев «Вешние воды», М.Д.Перин «Живая вода»; -загадывание загадок о воде; -Рассматривание картины И.Левитана «Большая вода» - Художественное творчество «Волшебное облако»; -Прослушивание аудиозаписи «Шум дождя»; -Беседа с детьми о значении воды в жизни человека; -Дидактическая игра «Кому нужна вода»; -Экспериментально-исследовательская деятельность: превращение воды в лед и льда в воду. |
Цель НОД | Расширение кругозора детей, формирование знаний по многообразию окружающего мира |
Задачи НОД | П-Формировать и уточнять представления о свойствах воды, его значимость для жизни живых существ, Формировать представления о роли воды в жизни человека. Создавать целостное представление о воде как о природном явление. Воспитывать у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности. Учить вежливо включаться в экспериментальную деятельность, помогать друг другу в случае необходимости, проявлять терпимость. Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; Развивать у детей связную речь, упражнять в употреблении глаголов, точно отражающих действие: налить, перелить, вылить… С –воспитывать бережное отношение к природе, закреплять навыки дружелюбного отношения друг к другу. Х.Т.- закрепить навыки и приёмы работы с гуашью. |
Универсальные образовательные действия детей, на формирование которых направлена НОД (к чему должен стремиться воспитатель) | - Развитие способность самостоятельного выполнения задания, самостоятельно делать умозаключение. -Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время познавательно-экспериментальной деятельности. -Развитие умения использовать алгоритмы, модели и схемы, обозначая наиболее значимые для решения задачи связи между явлениями и предметами. -Развитие личностных качеств ребёнка: любознательность, самостоятельность, творческая активность. - Развитие умения соотносить свою позицию с интересами других детей. -Формировать умение отстаивать свою точку зрения в процессе взаимодействия при решении проблемной ситуации. |
Необходимое оборудование и материалы | Демонстрационный материал: -изображение капельки (размер 20х20); -Три ведерка для самооценки деятельности детей (плоскостные): красного, зеленого и синего цвета с прорезями (будут вставлять капельки); -шапочка «капелька» и голубой плащ. Раздаточный материал: - капельки на каждого ребенка (размер 3х4) красного, зеленого и синего цвета, которые будут вставляться в прорези ведерок. Капельки немного отличаются по цвету от ведерок (чуть светлее). -карточки – схемы проведения опытов; -карточки, сопровождающие проведение опыта детьми (накладывание символов). Предметы для проведения опытов: - прозрачные пластиковые стаканчики на каждого ребенка; -таз с водой; -пластиковые ложечки на каждого ребенка; -сахарница (сахар); -солонка (соль); - таз пустой; - гуашь черного цвета и кисточки по количеству детей; -чайник, орг.стекло; -гуашь голубого цвета, альбомные листы на каждого ребенка. Средства ТСО: магнитофон, аудиозапись «Шум дождя», «Ручей». |
Подробный конспект НОД ( непосредственной образовательной деятельности) | |||
Этапы НОД | Продолжительность этапа | Подробное описание АМО(активные методы обучения) | Описание действий участников НОД |
Вхождение или погружение в тему. | 3 мин. | Припоминание | Воспитатель обращает внимание детей на изображение капельки и три ведерка (красного, зеленого и синего) с прорезями, прикрепленных к доске. В-ль: Ребята, как вы думаете, для чего здесь изображены ведерки и капельки? Ответы детей. Вос-ль: А куда можно еще собирать в воду? Ответы детей. Вос-ль: А еще воду можно собрать в стакан. Ребята, как вы думаете, из чего состоит вода? (ответы детей) Вос-ль: Верно, вода состоит из многих капелек. Они собираются вместе и начинают между собой разговаривать «журчать». Давайте послушаем, как разговаривают капельки. Воспитатель включает аудиозапись «Голоса природы» - «Ручеек» и предлагает детям закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель одевает шапочку капельки и голубой плащ. Дети открывают глаза, когда заканчивается музыка. Капелька: Здравствуйте, ребята! Я капелька воды, живу в царстве царицы-водицы. Много путешествую по свету, много интересного видела и очень много знаю о воде. Сегодня я предлагаю вам отправится в путешествие в царство Царицы-водицы. Дети произносят слова: «1,2,3 повернись В царстве водицы очутись».
|
Интерактивная часть | 15 мин | Активный метод Организация самостоятельной работы над темой. Цель: Уточнить и закрепить знания детей о свойствах воды: жидкая прозрачная без запаха, без вкуса, может превращаться в пар. Учить проводить опыт, опираясь на алгоритм. Учить самостоятельно делать выводы, рассуждать, делать умозаключение, выводы; развивать мышление, логику. Участники: подгруппа детей 8-10 человек. Время проведения: 10 мин. Необходимые материалы: -прозрачные пластмассовые стаканы на каждого ребенка. - тазы с водой; -пластмассовые (разовые) ложечки на каждого ребенка, -емкость с сахаром; -емкость с солью; -таз пустой; -гуашь синего цвета, кисточки по количеству детей. -карточки схему проведения опытов. Проведение: Серия опытов: «Определим свойства воды». 1.Переливание воды из одного стакана в другой – вода жидкая. 2.Доказать, что вода бывает разной на вкус (в зависимости от того, что в нее добавить). 3.Доказать, что вода прозрачная – увидеть ложечку в стакане с прозрачной водой, подкрашенной. 4.Доказать, что вода может превращаться в пар. Оценка результата: Помогать детям самостоятельно делать выводы после проведения опытов. Развивающая игра «Хорошо – плохо» - ТРИЗ. Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, решать противоречия. Участники: подгруппа: 8-10 человек Время проведения: 3 мин. Правила игры: Воспитатель называет объект, у которого выявляются положительные и отрицательные свойства. Дети объясняют хорошо это или плохо.
| 1 часть НОД: Царица водица: Вот мы и попали в царство воды. Воспитатель подводит детей к тазу с водой. Вос-ль: Ребята, посмотрите как много воды. Сейчас я с ней поздороваюсь (опускает руки в таз с водой – вынимает руки). Вос-ль: Что стекает с рук? Дети: Капельки. Вос-ль: Правильно, это капельки. Вос-ль: А теперь вы поздоровайтесь с водой. (дети погружают руки в воду). Вос-ль: Какая вода, расскажите мне? Дети: Теплая, прозрачная и т.д. Вос-ль: А сейчас проведем игру, которая нам поможет раскрыть секреты пользы воды. Игра «Доскажите слово»1.Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна … (вода) 2. Чаще мойся – воды … (не бойся) 3. Мойте руки перед едой, будете … (здоровы) 4. Чистая вода – для микробов … (беда). От простой воды и мыла- у микробов тает … ( сила). Воду попусту не лей. Дорожить водой …(умей) У воды есть свои секреты, которые мы с вами попытаемся узнать с помощью опытов. (каждый опыт демонстрируется символом, превращающий в алгоритм) Опыт 1: «Вода жидкая» Воспитатель выставляет карточку схему (алгоритм). Ребята, посмотрите на схему и приготовьте материал, который нам будет необходим для опыта. Вос-ль: Ребята, как вы думаете воду можно переливать из одной емкости в другую? Дети: можно. Вос-ль: Давайте попробуем. Вос-ль с детьми проводят опыт. Вос-ль: А почему вода переливается, кто может ответить? Дети: Она жидкая. Вывод: Вода жидкая, ее можно переливать из одного сосуда в другой. Что ещё умеет вода?( плескаться, бежать, литься, течь, журчать, булькать, кипеть и т.д.) Предлагаю детям отметить наш опыт карточкой, показывающей, что вода жидкая.\ Вос-ль: Ребята, очень часто можно услышать фразу: « Вода такая вкусная» Когда люди так говорят? ( ответы) На самом ли деле вода вкусная? Давайте её попробуем. Опыт 2: «Вода без вкуса». Выкладываю алгоритм проведения опыта. Вос-ль: Ребята, попробуйте воду. (Дети пробуют воду) Какая она на вкус? Дети: безвкусная. Вос-ль: Предлагаю насыпать в стакан сахар, какая она теперь стала на вкус? Дети: Сладкая. Вос-ль: Почему стала сладкой? Дети: В воду добавили сахар, он растворился. Вода стала сладкой. Вос-ль: А что ещё может быть сладким? Вос-ль: Предлагаю добавить соль в воду, размешать и попробовать. Какая вода? Дети: Вода соленная. Вос-ль: А что ещё может быть солёным? Вывод: Вода может быть разной на вкус, сладкой – если добавить сахар; Соленой – если добавить соль, и водой без вкуса – если ничего не добавлять. Дети выставляют на доску соответствующую карточку. (на карточке изображен стакан с водой). Давайте поиграем в игру "Какая бывает вода?" Игра с мячом. "Какая бывает вода?"Дети встают в круг, воспитатель, с мячом в руках, становится в центре круга. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен поймать мяч и ответить на вопрос «какая бывает вода?» , после чего возвратить мяч воспитателю. (Вода бывает: минеральная, безвкусная, без запаха, речная, болотная, прозрачная, бесцветная, морская, водопроводная, родниковая...). Опыт 3: «Вода прозрачная» Выкладываю алгоритм проведения опыта. Перед детьми стоят 2 стакана. Один с обычной водой, другой – с подкрашенной синей гуашью. Предлагаю опустить детям ложечки в стаканы. Вос-ль: Ребята, посмотрите, пожалуйста на оба стаканы и скажите, в каком стакане видно ложечку, а в каком нет? Почему? Дети: В стакане с обычной водой ложечку видно, а в стакане с подкрашенной водой – нет, вода в ней не прозрачная. Вывод: Вода прозрачная, в стакане с водой видно ложечку. Выставляем на доску карточку с изображением стакана с водой, опущенной ложечкой, перечеркнутой знаком (Х). 2 часть: Вос-ль: Ребята, мы сегодня с вами играли с водичкой, проводили опыты. Вос-ль: Что мы узнали о воде? Дети : Вода прозрачная, жидкая, без вкуса. Вос-ль: Кто ещё может сказать о воде, какая ещё бывает вода? Дети: Вода бывает холодная, теплая, горячая. Вос-ль: Как можно получить теплую воду? Дети: Нагреть ее, поставить на солнышко, на батарею. Вос-ль: А как получит горячую воду? Дети: Нагреть на плите. Восль: А как получить кипяток? Дети: Если сильнее нагреть воду, она закипит (например в чайнике). Воспитатель проводит опыт с чайником: Опыт 4: «Вода может превращаться в пар». Вос-ль : открываю термос с кипятком- подношу огрстекло, на нём появляются капельки воды. Вос-ль: Что происходит с водой Артём, посмотри? Дима: Пар поднимается наверх, на стекле появляются капельки. Вос-ль убирает оргстекло и показывает детям. Вывод: Вода может превращаться в пар, если ее сильно нагреть. Вос-ль: Ребята, а во что еще может превращаться вода? Дети: В лед. Об этом мы узнаем с вами на следующем занятии. Физкультминутка: «Капельки» Капелька: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть со мной. Дети под включенную музыку бегают, когда воспитатель говорит вода – плывут, пар – бегают, лед – замирают на месте. 3 часть: Вос-ль: Ребята, посмотрите что лежит у меня на столе? ( карточки с изображением животных, растений ит.д. Как вы думаете, что связывает воду и предметы, изображённые на карточках?
Капелька: Вывод: Без воды жить нельзя. 4 часть занятия: Капелька: Ребята, я приготовила вам подарок. Достает листы бумаги. Они волшебные. Хотите увидеть, что на них нарисовано. Но увидеть их вы можете, если закрасить листы бумаги полностью голубой краской. (На листах бумаги с помощью свечи нарисованы рисунки, которые проявляются после нанесения краски). Дети закрашивают листы бумаги. Капелька: Ребята, какие вы молодцы! Ну а теперь скажите, что изображено на этих листах? Ответы детей. Капелька: А теперь ребята, мне и моим друзьям пора отправляться домой.
|
Проработка содержания темы | 2 мин. | 1.Развитие образной памяти, образного мышления. 2.Развитие речи. 3.Формировать умение анализировать, делать выводы. | Вос-ль: -Ребята, понравилось вам наше путешествие с капелькой. Вопросы к детям: -Что нового и интересного вы узнали? -Что вам больше всего запомнилось? -О каких свойствах воды вы сегодня узнали? Вос-ль: Пора нам возвращаться. Дети проговаривают слова: «Закрываем мы глаза Домой возвращаться нам пора» |
Подведение итогов | 2 мин. | Рефлексия своей деятельности | Вос-ль: А сейчас мы подойдем к доске и оценим Если вам занятие понравилось, и вы много интересного узнали, то возьмите синие капельки и прикрепите к красному ведерку. А если вам все понравилось, но вам было трудно и вы не смогли самостоятельно выполнить задание, вам помогали друзья, прикрепите синие капельки к синему ведерку. Если занятие для вас было сложным и не понятным, вы многое не смогли выполнить, прикрепите капельки к зеленому ведерку. Посчитайте, сколько капелек у нас в ведерках. Вос-ль: Посмотрите, сколько много капелек в красном, синем ведерке, а зеленое ведерко у нас пустое, значит, вам всем было интересно и вы все справились с задание. Молодцы. |
Дополнительная информация
Ожидаемые/ полученные результаты НОД | Занятие проводилось с 2 подгруппами детей (по 10 человек в каждой группе) По результатам занятия: - получили новые знания – 100 % детей; - самостоятельно проводили опыты, используют схемы – 90 %; - требовалось помощь в проведении опытов – 10% детей; - способны были самостоятельно делать выводы – 70% участников; - пытались договориться с другими участниками в совместных действиях – 55%; - дети, самостоятельно оценившие (с помощью символизации) свои способности и уверенность в успехе – 10%. |
Анализ и оценка воспитателем НОД с применением АМО ( активные методы обучения) | Применение активных методов работы в опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего возраста помогают оценить способности и возможности каждого ребенка. Игровая мотивация занятия позволяет быстро и с удовольствием включиться в игровой процесс. Задачи, решаемые на занятиях, интерактивными методами работы учат самостоятельно делать выводы и умозаключения, оказанию взаимопомощи, решения задач разными способами. |
АНО ДО «Планета детства «Лада»
детский сад №188 «Степашка»
г.о.Тольятти
Непосредственная образовательная деятельность – область «Познание»
с детьми средней группы
Тема: «Путешествие в царство Царицы - водицы»
(мастер-класс
Тема: составление интегрированных конспектов с учетом реализации ФГТ по областям
ноябрь 2011 г.)
Составила: воспитатель Ильина С.Н.
г.Тольятти
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы "Путешествие в прошлое города Мичуринска" (Козловский Троицкий монастырь)
Ознакомление детей с достопримечательностями родного города....
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в сказочный зимний лес"
Образовательная область: интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое, познаниеТема занятий: «Путешествие в сказочный зимний лес»Программное содержание:1.Образов...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе “Путешествие в кинотеатр”
систематизируем знания детей о правилах этикета: внешний вид и поведение в коллективе, поведение в транспорте, театральный этикет.Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с с...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе « Путешествие с Электрошкой»
Это занятие познакомить детей с природными источниками энергии на земле и способствует экономичному и безопасному стилю жизни....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в мир камней".
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в мир камней" - итоговое занятие по изучению камней и созданию мини-музея "Удивительные камни"....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в мир комнатных растений»
Цель:- уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растенияхЗадачи:1. «Познавательное развитие»:- Познакомить детей с новым комнатным растением- обобщить представления ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в прошлое лампочки"
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в прошлое лампочки"...