Занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Новикова Анастасия Сергеевна

Цель: формирование опыта у детей связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

Обучающие: активизировать знания детей в подборе синонимов, антонимов к прилагательным. Уточнить и закрепить правильное произношение звука (ж, учить дифференцировать его в словах, произносить скороговорку с этим звуком в разном темпе: быстро, умеренно, медленно. Учить самостоятельно делать выводы и умозаключения.

Развивающие: развивать способность к наглядному моделированию. Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно. Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений.

Воспитательные: воспитывать любознательность, любовь к братьям нашим меньшим; умение работать в коллективе; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал и оборудование: Картина «Медвежья семья»; мнемосхемы к рассказу; портрет В. В. Бианки; карточки со словами для активизации словаря «за шиворот», «окунала», «надавала шлепков», «удирать», «знойное», «медведица» «любящая», «внимательная», «заботливая»; коробочка; рассказ В. В. Бианки «Купание медвежат», загадки по теме, оборудование мольберт.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных. Отгадывание загадок о медведе. Беседа о жизни диких животных. Разучивание физминутки. Беседа о писателе В.Бианки, знакомство с его произведениями.

Словарная работа: рассказ, шиворот, окунала, шлепок, удирать, знойное, медведица, любящая, внимательная, заботливая.

Место проведения: групповое помещение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_rasskaza_v_bianki_kupanie_medvezhat.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Аленка»

Занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»»

Подготовила, воспитатель:

Новикова Анастасия Сергеевна

Г. Гурьевск

2024 г.

Цель: формирование опыта у детей связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

Обучающие: активизировать знания детей в подборе синонимов, антонимов к прилагательным. Уточнить и закрепить правильное произношение звука (ж, учить дифференцировать его в словах, произносить скороговорку с этим звуком в разном темпе: быстро, умеренно, медленно. Учить самостоятельно делать выводы и умозаключения.

Развивающие: развивать способность к наглядному моделированию. Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно. Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений.

Воспитательные: воспитывать любознательность, любовь к братьям нашим меньшим; умение работать в коллективе; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал и оборудование: Картина «Медвежья семья»; мнемосхемы к рассказу; портрет В. В. Бианки; карточки со словами для активизации словаря «за шиворот», «окунала», «надавала шлепков», «удирать», «знойное», «медведица» «любящая», «внимательная», «заботливая»; коробочка; рассказ В. В. Бианки «Купание медвежат», загадки по теме, оборудование мольберт.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных. Отгадывание загадок о медведе. Беседа о жизни диких животных. Разучивание физминутки. Беседа о писателе В.Бианки, знакомство с его произведениями.

Словарная работа: рассказ, шиворот, окунала, шлепок, удирать, знойное, медведица, любящая, внимательная, заботливая.

Место проведения: групповое помещение

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель собирает детей в круг.

Воспитатель: Ребята, я сегодня, по пути в детский сад, встретила очень интересного человека. Внешне он был похож на охотника. Только у него было не обычное ружье. Оказалось, что это фоторужье. Он каждый день ходит в лес и фотографирует из своего фоторужья всех жителей леса. Любит наблюдать за ними, сочинять загадки для детей. Охотник, когда узнал, что я иду в детский сад передал вам эту коробочку.

(Направляет внимание детей на коробочк).

Воспитатель: Хотите узнать, что там?

Дети: Ответ детей.

Воспитатель: Ребята, здесь для вас фотография и загадка. Фотографию

можно увидеть только после того, как разгадаете загадку.

Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой.

Летом по лесу гуляет, в рот малину собирает.

Любит рыбу, муравьёв, отгадайте, кто таков?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто же это?

Дети разгадывают загадку.

Воспитатель: Назовите медвежью семью? (медведь, медведица,

медвежата.)

Воспитатель: Я вас с этой семьёй сейчас познакомлю (выставить

картину.)

Воспитатель: Ребята, опишите пожалуйста, медведицу и ее медвежат

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, какие у медведей шубки?

(густые, мохнатые, тёплые)

Воспитатель: Ребята, в летний солнечный день, как чувствуют себя медведи? (им жарко, неуютно, некомфортно).

Воспитатель: Ребята, здесь в коробочке еще что-то есть. Достаю из коробочки книгу и представляю её детям.

Воспитатель: да это же книжка. Рассказ называется «Купание медвежат». Его написал советский писатель, автор многих произведений для детей – Виталий Валентинович Бианки.

Воспитатель показывает фотографию писателя.

Воспитатель: Ребята, прочитать вам этот рассказ?

Воспитатель читает текст рассказа. Показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.

Воспитатель: Кто вышел из леса?

Ответы детей: из леса вышла бурая медведица с медвежатами)

Воспитатель: куда вышла медведица с медвежатами?

Ответы детей: Медведица с медвежатами вышли к реке.

Воспитатель: что делает медведица?

Ответы детей: Медведица купает медвежонка. (другое фото).

Воспитатель: Она купает медвежонка, значит медведица какая?

Ответы детей: Медведица заботливая.

Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая?

Ответы детей: Медведица любящая, внимательная, ласковая.

Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что

можно сказать о её размерах?

Ответы детей: Медведица большая.

Воспитатель: Как сказать по-другому?

Ответы детей: Медведица огромная, здоровенная, большущая.

Воспитатель: Как медведица схватила медвежонка?

Ответы детей: Медведица схватила медвежонка за шиворот.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот? Ответы

детей: значить взять за воротник.

Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.)

Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку

купаться в реке?

Ответы детей: медвежонку страшно купаться в реке.

Воспитатель: Что сделал второй медвежонок?

Ответы детей: Второй медвежонок испугался и убежал.

Воспитатель: Чего надавала мама медвежонку?

Ответы детей: Медведица надавала медвежонку шлепков.

Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат

купаться?

Ответы детей: Она их заставляет купаться, чтобы они были чистыми –

всем нужна чистота.

Воспитатель: Вспомните, какое время года изобразил художник?

(лето). А как в рассказе назывался очень жаркий день? (знойный). Так

почему же мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко,

шерсть у медвежат загрязнилась). Остались ли медвежата, довольны купанием?

Ответы детей: Медвежата остались довольны купанием.

Воспитатель: Ребята, вам понравился рассказ?

(Воспитатель показывает схему, концентрирует внимание детей.)

Воспитатель: Что бы нам проще было пересказывать воспользуемся

мнемосхемой.

Рассказ с опорой на мнемосхему.

Воспитатель задаёт вопросы: берегом лесной реки шел кто? Почему он

влез на дерево? Кто вышел из леса? (Из леса вышла большая

медведица, два веселых медвежонка)

-Как купали первого медвежонка? (Схватила медвежонка зубами за

шиворот и давай окунуть его в речку.)

-Что сделал другой медвежонок? (Другой медвежонок испугался и

убежал в лес.)

-Чего надавала второму медвежонку? (Надавала медвежонку шлепков.)

-Остались ли медвежата довольны купанием? (Медвежата остались

довольны купанием.)

- Почему они остались довольны? (День был знойный и медвежатам

было очень жарко в густых, мохнатых шубках).

- Чем закончилась история? (После купания медведи скрылись в лесу, а

охотник слез с дерева и пошёл домой).

Воспитатель организовывает физкультминутку, вовлекая в совместную

деятельность.

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнём. Выходите,

становитесь в круг, превращайтесь в животных.

Физическая минутка:

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна!

Осень к нам опять пришла.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращение головой)

Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)

Вот он по лесу идёт (Ходьба)

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки

Для медведя витаминки

Наконец медведь наелся

И на бревнышко уселся.

Обращается к детям с предложением пересказать рассказ с опорой на

мнемосхему.

Пересказывать такой большой текст одному сложно. А если разбить

текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером.

- Дети, кто хочет пересказать рассказ со своим другом? Кто начнёт?

Кто продолжит? Ребята постарайтесь в своих рассказах употребить те

слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.

-Сначала надо рассказать о том, как полоскали первого медвежонка. А

потом? (как купали второго) И чем завершить пересказ? (Выкупанные

медведи остались довольны).

Воспитатель обращает внимание детей на употребление тех слов и выражений, которые использовались при чтении текста. (Заслушиваются 2-3 пересказа).

- Дети, вам понравилось пересказывать по мнемосхеме рассказ? Кто по

- вашему мнению пересказал выразительнее всех? А ты, Люба, как

думаешь? А у тебя, Соня, какое мнение? Молодцы, ребята. Подойдите

сейчас ко мне. Будьте внимательны, я сейчас голосом выделю в слове

медвежонок звук, а вы определите, и назовите этот звук (ответ детей)

- В названиях, каких животных, птиц, насекомых есть звук «Ж»?

Ответы детей: Журавль, жук, жаба.

- Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

Дети совместно со взрослым проговаривают скороговорку со звуком

«Ж» в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.

Воспитатель стимулирует детей к самоанализу занятия.

Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились? Кто автор

рассказа? А что нового сегодня узнал? Какие новые слова и выражения

вы сегодня узнали? Что вам больше всего запомнилось из рассказа?

(ответы детей)

Воспитатель: Как вы считаете, что нам удалось лучше всего? Как

думаете, кто сегодня был самым активным? Какое задание вам больше

всего понравилось?

Мне понравилось, как вы сегодня справились с заданием. Я благодарю

вас за вашу работу и ваше настроение и хочу подарить вам наклейки

для пополнения вашей коллекции.

Дети делятся впечатлениями, анализируют и оценивают.

Воспитатель: Ребята, в коробке есть еще для вас подарки от охотника –

это раскраски. На столе вас ждут карандаши и фломастеры – можете в

свободное время присесть и раскрасить все вместе. Затем придумать

свой рассказ по рисункам и рассказать. Я с удовольствием послушаю

ваши рассказы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Игры зимой»

Тема занятия: «Игры зимой»Цель: научить детей составлять рассказы о событиях из личного опыта.Задачи:Образовательная:Связная речь:  Формировать умение логично, четко, последовате...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24669852","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Продолжать развивать интерес к художественным произведениям и творчеству Н.Н.Носова.О...

Технологическая карта занятия ( педагогического мероприятия) с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Тема:  «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»Культурная практика: чтение художественной  литературы.Культурно – смысловой контекст: пересказать дома родителям рассказ...

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Составление описательного рассказа по теме «космос» с использованием метафор»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.«Составление описательного рассказа по теме «космос» с использованием метафо...

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Измени сказку»

АктуальностьВозрастные особенности детей Федеральной Образовательной Программы старшего дошкольного возраста говорит нам что дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строит...

Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы компенсирующей направленности пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат"

Разработанная деятельность направлена на создание условий для развития у детей умения связывать отдельные части рассказа в единое целое, систематизирования знания о жизни диких животных....