Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы компенсирующей направленности пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Елена Викторовна Жигулова

Разработанная деятельность направлена на создание условий для развития у детей умения связывать отдельные части рассказа в единое целое, систематизирования знания о жизни диких животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_kupanie_medvezhat.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Жигулова Елена Викторовна

Воспитатель

МДОУ – детский сад № 27 «Сказка» муниципального образования

г. Саяногорск

Занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности по развитию речи (связная речь) пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

Цель: Создание условий для развития у детей умения связывать отдельные части рассказа в единое целое, систематизирования знания о жизни диких животных.

Задачи:

1. Учить передавать текст последовательно, выразительно, объяснять значение некоторых слов другими словами.

2.Активизировать словарь.

3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: текст рассказа В. Бианки «Купание медвежат», предметные картинки с изображением медведицы, медвежат и охотника (подбирает логопед).

Предварительная работа: чтение художественных текстов: М. Пришвина «Еж», русских народных сказок в обработке Л.Н. Толстого «Маша и медведь», «Три медведя». Игры: «Чей домик?», «У кого кто?».

Ход занятия

  1. Организационный момент:

Приветствие:

Здравствуй, солнце ясное!   (Поднимают вверх правую руку).

Здравствуй, зима снежная!   (Поднимают левую руку).

Небу синему – привет!         (Скрещивают руки над головой).

Всем хотим мы дать совет: (Протягивают руки вперед, ставят на пояс).

Чтобы день удачным был, (Отводят правую руку)

Чтобы каждый вас любил, (Левую руку в сторону).

Не сердитесь, не ругайтесь, (Грозят пальцем).

А почаще улыбайтесь!           (Протягивают ладони вперед).

Дидактическое упражнение «Назови семью»

Воспитатель показывает картинки, а ребенок называет всю семью, отвечает:

по картинке, на которой изображена лиса: лис — лиса — лисята — это лисья семья;

по картинке, на которой изображен медведь:
медведь - медведица — медвежата — это медвежья семья и т.д.

2. Объявление темы.

Сегодня мы с вами отправимся в лес, где произошла удивительная история, которую описал В. Бианки. Но прежде скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться (Охотник).

Бианки Виталий Валентинович советский писатель (показ портрета) автор многих произведений для детей, всю жизнь путешествовал и писал рассказы. Рассказы и сказки В.В. Бианки рассказывают о прекрасном мире живой природы.

Это рассказ «Купание медвежат». Его написал Виталий Бианки сегодня мы прочитаем с вами этот рассказ.  Слушайте внимательно текст, и смотрите глазками на картинки мнемотаблицы.

3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.

Беседа по рассказу.

-  Ребята, вам понравился рассказ

-Кто шёл берегом лесной реки?

-Почему он влез на дерево?

-Чего он испугался?

Вспомните, как писатель описал появление медведицы? (Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка).

- Что медведица сделала с первым медвежонком? (Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку).

- Что делал медвежонок? (Медвежонок визжал и барахтался).

- А медведица, что делала? (но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.).

-Ребята, как вы понимаете выражение: «выполоскала в воде»? (она окунала медвежонка в воде в разные стороны).

- А как поступил второй медвежонок? (пустился удирать в лес).

- Чего он испугался? (холодной ванны).

- Как он бежал? (пустился удирать, т. е. очень быстро).

- Как мама наказала медвежонка? (догнала и надавала шлепков).

- Как чувствовали себя медвежата после купания? (Оба медвежонка остались очень довольны купанием).

- Почему они остались довольны? День был знойный и медвежатам было очень жарко в густых, мохнатых шубках).

- Чем закончилась история? (После купания медведи скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой).

- Ребята, охотник был злой или добрый? (ответы детей).

- Я думаю, что охотник был добрый. И он смеялся, сидя на дереве, как медведица воспитывает своих непослушных медвежат.

Физминутка «На водопой»

 - Ребята, давайте немного отдохнём. Выходите, становитесь в круг, превращайтесь в животных.

Жарким днём лесной тропой звери шли на водопой.

За мамой – лосихой топал лосёнок,

 За мамой лисицей крался лисёнок,

За мамой- ежихой катился ежонок,

За мамой- медведицей шёл медвежонок,

За мамою – белкой скакали бельчата,

За мамой зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят.

5.  Повторное чтение с установкой на пересказ.

6. Пересказ произведения детьми.

В.: - Дети, кто хочет пересказать рассказ со своим другом?

- Кто начнёт? Кто продолжит?

(Заслушиваются 2-3 пересказа).

- Дети, вам понравилось пересказывать по мнемосхеме рассказ?

- Кто, по-вашему, пересказал выразительнее всех.

7) Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

-У лисы, в лесу глухом, есть нора – надёжный дом.

- Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

- Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.

- Из ветвей, корней, коры, хатки делают бобры.

- Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.

- Есть у каждого свой дом. Всем тепло, уютно в нём.

8)Дидактическая игра «Доскажи словечко». 

Я буду называть взрослое животное, а вы – его детёнышей.

- У ежа – кто? (ежата)

- У ужа- кто? (ужата)

- У медведя- кто? (дети: медвежата).

(педагог повторяет скороговорку в медленном темпе).

Повторение скороговорки детьми «У ежа – ежата, у ужа – ужата, у медведя – медвежата).

7. Итог занятия.

- Как назывался рассказ?

- Чья семья испугала охотника?

- Что больше всего вам запомнилось из рассказа?

В. В. Бианки

«Купание медвежат»

                           

Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа В.Бианки " Купание медвежат"

Конспект заняти по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказ В.Бианки  " Купание медвежат "...

Занятие по развитию речи в старшей компенсирующей направленности группе.Тема: « Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа « Поздняя осень»

Успешно тренируется навык связных высказываний с применением наглядного материала. Это могут быть единичные картинки, а также серия изображений, которые отражают развитие сюжета.Дошкольника просят рас...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»....

Занятие по развитию речи 2 младшая группа. Пересказ рассказа М.Пришвина "Ёж" , рассказ в стихах А.Крылова "Неприятный случай"

Занятие по развитию речи 2 младшая группа. Пересказ рассказа М.Пришвина "Ёж" , рассказ в стихах А,Крылова "Неприятный случай"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью».

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью»....

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» (с опорой на графические схемы)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №29 «У Лукоморья»         Конспект занятия по развитию речи(старшая гр...