ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР
картотека по развитию речи (младшая группа)

Сухова Юлия Ивановна

Игры и упражнения, повышающие мотивацию к речевому общению дошкольников с ОНР и направленные на развитие их коммуникативной компетентности, формирование навыков речевого этикета, способности общаться со взрослыми и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_upr-ya.docx51.12 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР

 «Магнит»

Цель: формирование навыков сотрудничества, снижение застенчивости, развитие умения чувствовать других.

Дети стоят в кругу и держатся за руки. Пока звучит музыка, они двигаются по кругу. Когда музыка останавливается, взрослый называет чьё-нибудь имя (Юля). Тогда все дети, отпустив руки, бегут к Юле и встают вокруг нее в тесный кружок, так как Юля – магнит. Затем игра возобновляется.

Магнитом должен побывать каждый ребенок

«Мои руки хороши, а у соседа лучше»

Цель: формирование положительного отношения к сверстнику, сплочение группы

Дети стоят в парах и дотрагиваются до названой части тела сначала своей, а потом — товарища со словами: «Мои руки (показ) хороши, а у соседа лучше (взять товарища за руки). Мои ноги хороши, а у соседа лучше»

Перечисляются части тела: нос, плечи, уши, локти, коленки, пятки, спина.

«Испорченный телефон»

Цель: развитие слухового внимания, коммуникативных навыков, умения точно передавать и воспринимать информацию.

Дети встают в ряд. Первый ребенок говорит тихо на ухо какое-либо слово или фразу рядом стоящему, тот передает следующему и т.д. У последнего спрашивают, какое слово (фразу) он услышал. Если слово (фраза) правильное, то телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает у всех по очереди (начиная с последнего), какое они слышали слово. Так узнают, кто напутал – испортил телефон.

«Иголочка и ниточка»

Цель: развитие межличностного доверия, ответственности за других.

Выбирается водящий — он будет «иголочкой», а остальные дети держатся одной рукой за плечо впереди стоящего с закрытыми глазами — «ниточки». «Иголочка» бегает по комнате, «петляет». «Ниточка» — за ней, стараясь не «порваться» и «не запутаться». Игра проводится 2-3 раза, Хорошо, если роль иголочки исполняет застенчивый, зажатый, замкнутый ребенок.

«Где мы были, мы не скажем!»

Цель: развитие групповой сплоченности, находчивости, выразительности движений.

Дети делятся на две группы. Одна группа сначала договариваются, какую деятельность они будут изображать. А затем, со словами:

«Где мы были, мы не скажем,

А что делали – покажем!», показывают ее движениями. Вторая группа отгадывает. Затем группы меняются ролями.

Мои друзья

Цель: сплочение группы, повышение уверенности в себе и чувства защищенности

Дети встают в круг и, поочередно ударяя мячом об пол, говорят: «Я знаю пять имен моих друзей: Оля — раз, Ваня — два» и т.д., а затем передают мяч другому участнику.

По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой подводят детей к выводу о том, что хорошо иметь много друзей.

«Я хочу с тобой дружить»

Цель: сплочение группы, установление доверительного контакта между детьми.

Водящий произносит слова: «Я хочу дружить с…», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, о ком говорят, должен узнать себя, подбежать к водящему и пожать ему руку. Дал ее водящим становится он.

«Рукавички»

Цель:  развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

«Волшебный клубок»

Цель: формировать чувство близости с другими детьми.

Содержание: Дети сидят по кругу. Взрослый передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на большой палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание, ласково называет соседа по имени. Затем передает следующему ребенку. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

«Эстафета любви»

Цель: развивать чувство единства, чувство принадлежности к группе, сплоченность группы.

Содержание: Группа детей встает в хоровод. Начинает ведущий: "Я передала вам свою любовь, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что ее стало больше, т.к. каждый из вас добавил частичку своей любви. Пусть же она вас не покидает и греет»

«Нос к носу»

Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг  к другу.

Содержание: Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде взрослого, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

«С воздушным шариком»

Цель: прививать детям навыки вежливого общения, показывая все разнообразие «волшебных» слов. 

Содержание: Воспитатель выходит с красивым воздушным шариком и говорит: «К кому шарик прилетит, тот вежливое слово говорит». Дети ловят шарик и по очереди говорят вежливые слова.

«Дотронься до…»

Цель: игра нацелена на снятие телесных барьеров, умение быстро ориентироваться внутри группы, помогает развитию визуальной памяти и включению зрительных анализаторов. 

Содержание: Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить, у кого есть названный признак и нежно дотронуться до него.

«Весёлый паровозик»

Цель: Развитие сплочённости группы детей, умения сообща преодолевать препятствия

Активизация словарного запаса (называние определений).

Содержание: Ведущий является

«паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:

— Я веселый паровозик Лена, а ты кто?

— А я красивый вагончик Саша.

— Поехали дальше вместе.

— Поехали.

Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы») .

Проползти под столом («Въехали в тоннель»).

Пробраться через «дремучий лес».

Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не попасть в лапы диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к финишу в полном составе, награждается («Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути»).

«Пожалуйста»

Цель: развитие коммуникативных качеств посредством вежливого общения внутри группы. 

Содержание: Дети и воспитатель встают в круг. Педагог показывает какое-либо движение, прикасаясь ладонью к рядом стоящему ребёнку, и говорит: «Пожалуйста!», тот отвечает: «Спасибо!» - и показывает такое же движение. Все повторяют его несколько раз. Затем ребёнок «передаёт» другое движение следующему, говоря: «Пожалуйста!» - и прикасается к нему ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не «передадут» друг другу движение

«Доброе животное»

Цель: развивать чувство единства, чувство принадлежности к группе, сплоченность группы.

Содержание: Дети встают в круг и берутся за руки. Поиграем в игру, которая называется

"Доброе животное". Мы - одно  большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце.

Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.

«Раздувайся, пузырь»

Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Содержание: дети стоят в кругу очень близко друг к другу - это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад - «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» - «пузырь» лопается, все сбегаются к центру или разбегаются. по комнате

«Передай сигнал»

Цель: игра для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга.

Содержание: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.

«Ау»

   Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия                   . 

Содержание: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом.  

«Друзья»

Цель: формировать чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе.

Содержание: Дети стоят в кругу.

Поют:  Вот и ты, вот и я  – под слова протягивают ладони вперед,  

Ссориться нельзя -  кладут себе на грудь, затем грозят в центр пальцем

Вот и ты, вот и я  – под слова протягивают ладони вперед,  

Вместе мы друзья - кладут себе на грудь, затем взялись за руки.

Вот и ты, вот и я  – повтор движений в парах.

На окончание обнимают друг друга, а на проигрыш кружатся в парах 

«Пожалуйста»

Цель: развитие коммуникативных качеств посредством вежливого общения внутри группы. 

Содержание: Дети и воспитатель встают в круг. Педагог показывает какое-либо движение, прикасаясь ладонью к рядом стоящему ребёнку, и говорит: «Пожалуйста!», тот отвечает: «Спасибо!» - и показывает такое же движение. Все повторяют его несколько раз. Затем ребёнок «передаёт» другое движение следующему, говоря: «Пожалуйста!» - и прикасается к нему ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не «передадут» друг другу движение

«Доброе животное»

Цель: развивать чувство единства, чувство принадлежности к группе, сплоченность группы.

Содержание: Дети встают в круг и берутся за руки. Поиграем в игру, которая называется

"Доброе животное". Мы - одно  большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце.

Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.

«Менялки»

Цель: Развитие умения слышать, понимать и подчиняться правилам

Содержание: Упражнение проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих. Воспитатель говорит: «Меняются местами те, у кого…(светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим

«Тарелочка»

 Цель: оттачивать умения контролировать движения и работать по инструкции; Содержание: Играющие садятся на пол по кругу. Один ребенок выходит на середину круга, ставит тарелку на ребро, раскручивает ее, называет имя какого-нибудь ребенка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до тарелки, пока она крутится. Вновь раскручивает ее и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить ее, выбывает из игры.

 

«Холодно – горячо, право - лево»

Цель: Развивать умение контролировать движения и работать по инструкции Содержание: Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперед, три влево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать план-схему

«Так и не так»

.Цель: научить понимать детей, что можно, а что нельзя делать. Давать оценку поступкам, привычкам и поведению людей

Содержание: Педагог: У Вити сегодня день рождения. Он принес в группу угощение. А дети все отобрали у него и кричат: еще, еще! Дети: Не так! Педагог: А как? Дети дают ответы. Далее педагог предлагает детям самим придумать небылицы.

«Раздувайся, пузырь»

Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Содержание: дети стоят в кругу очень близко друг к другу - это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад - «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» - «пузырь» лопается, все сбегаются к центру или разбегаются. по комнате

«Магазин игрушек»

Цель: развивать умение говорить о своих намерениях (учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закреплять навыки общения в общественных местах)

Содержание: дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит:-У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Чтобы их приобрести, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила

«Передай сигнал»

Цель: игра для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга.

Содержание: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.

 

«Друзья»

Цель: формировать чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе.

Содержание: Дети стоят в кругу. Поют:  

Вот и ты, вот и я  – под слова протягивают ладони вперед,  

Ссориться нельзя -  кладут себе на грудь, затем грозят в центр пальцем

Вот и ты, вот и я  – под слова протягивают ладони вперед,  

Вместе мы друзья - кладут себе на грудь, затем взялись за руки.

Вот и ты, вот и я  – повтор движений в парах.

На окончание обнимают друг друга, а на проигрыш кружатся в парах 

                  «Ау»

 Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия                   . 

Содержание: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом.  

«Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Содержание: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Например: нужно назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

«Пожалуйста»

Цель: развивать желание и умение играть совместно,         формировать         навыки коллективной игры.

Содержание: Дети встают в круг. Ведущий горит, что он будет показывать разные движения, а играющие будут их выполнять, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выходит на середину и выполняет 5 приседаний.  

«Если «да» — похлопай,

если «нет»- потопай»

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Содержание: Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

«Секрет»

 Цель: умение находить общий язык со сверстниками, развивать добрые, тёплые отношения между детьми.

Содержание: ведущий всем участникам раздаёт «по секрету» из красивого сундучка (пуговицу, брошку, бусинку и т. п.), кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Дети ходят по группе, ищут способы уговорить каждого показать свой секрет.

«Пусть всегда будет»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Содержание: Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «ПУСТЬ».

Все дети хором кричат: "Пусть всегда будет

... », а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы

«Комплименты»

Цель:         развивать         эмоциональную чувствительность,         отрабатывать навыки вербального общения.

Содержание: Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых слов, за что – то хвалят.

Принимающий комплименты кивает головой и говорит: «Спасибо мне очень приятно!» Затем произносит комплимент своему соседу.

«Мы - разные»

Материал: картины птиц, зверей.

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.

Содержание: дети вместе с педагогом встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:

Кто из нас самый высокий?

У кого на голове есть бант?          

У кого на одежде есть пуговицы?

 Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других. Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками. Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, чем они отличаются.

«Танец в парах»

Цель: развивать у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта, дружеских взаимоотношений в группе.

Содержание: Воспитатель предлагает детям встать парами лицом друг к другу. Важно, чтобы расстояние между парами было достаточное для танцев, чтобы пары распределялись равномерно по всей площади ковра. Затем воспитатель дает каждой паре по плотному листу бумаги. Лист бумаги кладется на головы партнеров так, чтобы каждой паре было удобно удерживать его во время танца. Затем включается музыка, и дети начинают танцевать, стараясь удержать лист бумаги как можно дольше. Выигрывает та пара, которая удержала лист бумаги дольше других.

«Игра-ситуация»

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Содержание: Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

Два мальчика поссорились – помири их. 2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

Ребёнок плачет – успокой его.

У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

«Руки знакомятся, руки ссорятся,

руки мирятся»

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Содержание: Игра выполняется в парах: с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания: закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы

расстаётесь друзьями.

«Коврик примирения»

 

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Содержание: Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

«Я знаю пять имен своих друзей»

 

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Содержание: Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имен моих друзей. Ваня - раз, Лена - два ... " и т. д., а затем передает мяч другому ребенку. Тот делает то же самое и передает мяч следующему. Так, пока мяч не пройдет по кругу

«Волшебный стул» 

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

 «Люблю - не люблю»

Цель: развитие воображения и мимических движений.                                                    

Содержание: Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту.

«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Содержание: Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.) Затем         пары         по очереди демонстрируют способ приветствия.

«Как говорят части тела»

 

Цель:         учить         невербальным способам общения.

Содержание: Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи: как говорят плечи “Я не знаю”; как говорит палец “Иди сюда”; как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”; как говорит голова “Да” и “Нет”; как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать. Какие задания давал воспитатель.

«Охота на тигров»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Содержание: дети встают в круг, водящий

 отворачивается к стене и громко считает до 10.

Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает т игра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал,  то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнут ь во время игры у аутичных детей, потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети. Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне.

«Маски»

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности,

выразительности движений, понимание мимики.                                                  

Содержание: Дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление. Дети мимикой воспроизводят эти состояния.

«Бездомный заяц»

Цель: развитие реакции, навыков невербального взаимодействия.      

Содержание: Каждый игрок, заяц, становится в середину обруча, или чертит мелом вокруг себя круг. Расстояние между игроками - 1 - 2 метра. Один из зайцев бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего - во время обмена занять домик, оставшийся на время без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

«Жизнь в лесу»

Цель: учить невербальным способам общения. Содержание:  Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь -- тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда -- начали. Сейчас -- утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

«Птенцы»

Цель: развитие навыков невербального взаимодействия.                                      

Содержание: «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? -- спрашивает воспитатель. -- Они долго-долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает крылышками.

«Волны»

Цель: развитие умения детей изображать эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического удовольствия или неудовольствия, с помощью выразительных движений и мимики.

Содержание: Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

«Ожившие игрушки»

Цель: развитие воображения и выразительности мимических движений.               Содержание: Воспитатель говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». (Воспитатель изображает, например, неваляшку и пр.), подходит к каждому ребенку качаясь на ногах, осматривает его с разных сторон, подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.

«Хор животных»

Цель: игра направлена на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов.

Содержание: Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась ёлочка» не словами. А звуками животных, изображённых на картинках. Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря! Продолжают коровки: «Му-му-му-му!». Затем можно подключится ведущему и гостям (родители, педагоги, остальная часть группы), поющим как котята: «Мяу-мяумяу!» Ведущий по очереди показывает на каждую из групп, она продолжает пение. Потом говорит: «Поём все вместе» и общий хор животных заканчивает песню.

«Бабушка Маланья»

Цель: игра, направленная на формирование уверенного поведения, повышения самооценки.

Содержание: В этой игре водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные - его повторить. На ребёнка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню, сопровождая её выразительными движениями: «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими вот ушами, вот с такими вот носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают брови руками, делают круглые глаза, большой нос и уши, показывают усы). Ничего не ели, целый день сидели

(присаживаются на корточки). На неё глядели и делали вот так...(повторяют за  «Маланьей» любое смешное движение).»

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос и т. д. Движение должно повторятся несколько раз, чтобы дети могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для развития речевых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Предложенная подборка дидактических игр и упражнений поможет воспитателям и родителям в формировании у детей грамматически правильной речи, умению говорить грамотно, ясно и красиво излагать свои мысли...

Инструментарий педагога-психолога: Таблица анализа формирования коммуникативных умений и навыков у детей подготовительной группы.

Инструментарий педагога-психолога ДОУ:Таблица анализа формирования коммуникативных умений и навыков у детей подготовительной группы.     Таблица заполняется методом сбора экспертны...

5 игр (упражнений), направленных на формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

        1.Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)Цель:развитие коммуникативных навыков, актив­ного словаря, умения вступать в диалог.Возраст: 4-5 лет.Количеств...

"Формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста"

Презентация для родительского собрания на тему: "Формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста"...

Статья Детская журналистика как средство формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста

Детская журналистика как средство формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста...

"Игровой подход в формировании коммуникативных умений и навыков у дошкольников с ОВЗ"

quot;Игры для формирования коммуникативных умений и навыков у дошкольников с ОВЗ"...