Дидактические игры и упражнения для развития речевых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Предложенная подборка дидактических игр и упражнений поможет воспитателям и родителям в формировании у детей грамматически правильной речи, умению говорить грамотно, ясно и красиво излагать свои мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 16.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры, позволяющие накопить и развить
речевые умения и навыки у детей старшего
дошкольного возраста.
Систематическая работа с использованием дидактических игр по формированию грамматически правильной речи приведёт к тому, что дети станут говорить правильно, исправлять свои ошибки и ошибки товарищей.
Ценность предлагаемых дидактических игр:
* Они непродолжительны по времени.
* Проходят непринуждённо, живо, в игровой форме.
* Не пользуются сложной грамматической терминологией.
Дидактические игры с использованием существительных:
1. «Подбери слово» - подбирать слова, сходные по звучанию (рифмующиеся).
- Сестричка - рукавичка, лисичка, невеличка, пуговичка, косичка.
- Матрёшка - серёжка, рыбёшка, поварёшка, лукошко.
- Крыльцо - кольцо, яйцо.
2. «Кузовок» - в кузовок можно класть только те слова, которые оканчиваются на - ок - ак - ёк.
- Замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок.
- Чудак, пятак, четвертак, мастак.
- Хорёк, зверёк, ручеёк, кулёк.
3. «Лишнее слово» - назови лишнее слово, объясни почему.
- Щука, карась, окунь, сом, рак.
- Роза, одуванчик, ромашка, ландыш, подорожник.
4. «Один - много».
- Лес - леса, дом - дома, стол - столы, кот - коты, мост - мосты.
5. «Много - один».
- Орехи - орех, розы - роза, стулья - стул, ноги - нога.
6. «Покажи на себе части тела и назови их ласково».
- Голова - головка, носик - нос, щёчка - щека, ножка - нога.
7. «Назови предметы большие и маленькие».
- Стол - столик, дом - домик, шар - шарик, дерево - деревце.
8. «Назови ласково».
- Таня - Танечка, Танюша, Танюшенька.
9. «Закончи предложение».
- Учитель учит …, почтальон разносит …, врач лечит …, повар готовит…
Дидактические игры с использованием глаголов:
1. «Не ошибись» - закрепление знаний о том, что дети делают в разное время суток.
- Утро - просыпаются, здороваются, умываются, чистят (зубы), причёсываются, одеваются, завтракают и тд.
2. « Кто больше знает» - обогащать знания о предмете, как его можно использовать.
- Стакан - пить, поливать, измерять, накрывать, ставить.
- Платок - повязывать, заворачивать, перевязывать, накрывать, завязывать.
3. «Кто больше назовёт» - назвать как можно больше слов, обозначающих то, что может: давить, лететь, измерять, накрывать, ставить, стучать и др.
- Что может лететь: самолет, парашют, планер, птица, стрела, пуля, звук, облако, бабочка.
4. «Назови движения» - назвать все движения, из которых состоит действие.
- Шить: брать, продевать, втыкать, протыкать, протаскивать, вытаскивать, натягивать, смотреть, завязывать, отрезать.
5. «Кто как кричит»
- Корова - мычит, собака - лает, петух - кукарекает, свинья - хрюкает.
6. «Кто как передвигается».
- Лягушка - прыгает, птица - летает, уж - ползает, белка - лазает.
7. «Кто это».
- Летает, жужжит, жалит - пчела. Лакает, мурлыкает, умывается, охотится - кошка.
8. «Подбери действия к предмету».
- Огонь - горит, пылает, тлеет, жжёт, согревает, обжигает.
9. «Придумай предложение».
- Гремит - сверкает, идет - дует, свистит - метёт, светит - греет.
Дидактические игры с использованием прилагательных:
1. «Кто больше назовёт признаков».
- Ёлка - зелёная, пушистая, колючая, стройная, новогодняя, нарядная.
2. « Отгадай предмет по признакам».
- Пушистый, жёлтый (одуванчик, цыплёнок). Жёлтый, кислый (лимон).
3. «Скажи по - другому».
- Мальчик радостный (весёлый, улыбчивый, смеющийся).
4. «Скажи наоборот».
-Кислый - сладкий, мягкий - жёсткий, тёплый - холодный.
5. «Скажи правильно».
Молоко - горячее, чай - горячий, каша - горячая, пирожки - горячие.
Варенье - сладкое, сок - сладкий, малина - сладкая, ягоды - сладкие.
Дидактические игры с использованием предлогов:
1. «Угадай, где спряталась матрёшка».
- За стулом, под столом, на столе, в горшке, около двери и тд.
2. «Солнечный зайчик».
- На стене, под столом, на потолке, около окна за дверью.
3. «Делай так, как я скажу».
- Маша, встань у доски, сядь около окна, подойди к двери, спрячься за столом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...
Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка по теме «Развитие исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов»
На сегодняшний день новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера, и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если вчера нужен был исполнитель, то сегодня –...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста....
ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На сегодняшний день анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о тревожных тенденциях. Данные которые представляют следующие ...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. (Игры с прищепками)
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить ...
Проект по развитию графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Умелый карандаш»
Проект по развитию графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Умелый карандаш»...