Выступление на РМО логопедов и дефектологов на тему: «Учим детей общению». Игры на развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ТНР
презентация по коррекционной педагогике
Игровой подход в формировании коммуникативных умений и навыков у дошкольников с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo.uchim_detey_obshcheniyu.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 г. Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Выступление на районном методическом объединении
Тема: «Учим детей общению».
Игры на развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ТНР
Подготовил:
учитель-логопед Макушева С.В.
Туймазы - 2020
Цель: поделится опытом работы по развитию коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игровых приемов.
Задачи:
- Показать актуальность развития коммуникативно-речевых умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
- Продемонстрировать игры и игровые приемы как средство развития коммуникативно-речевых умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Средства реализации: презентация «Учим детей общению. Игры на развитие коммуникативных умений у детей с ТНР».
Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил, что «Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения», и с этим нельзя не согласиться.
Действительно, общение – это то, что делает жизнь человека ярче, интересней, полнее, оно избавляет от чувства одиночества, и оно роскошь хотя бы потому, что счастье общения доступно не всегда и не всем.
Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. У ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры.
Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Например, по результатам диагностики:
- У 70 % детей старшего дошкольного возраста отмечаются трудности в коммуникативной сфере.
- 80 % детей этой категории имеют нарушение эмоционально-волевой сферы: проявляется тревожность, повышенная обидчивость, увеличивается количество страхов, отмечается повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям или напротив вялость, пассивность, двигательная расторможенность.
- Для 40 % характерен низкий уровень развития познавательных процессов
Особенно остро стоит необходимость формирования коммуникативных умений у детей с тяжелыми нарушениями речи. У этих детей отмечаются нарушения всех сторон речи. Речевые нарушения, являясь первичными в структуре дефекта детей данной категории, приводят к нарушению процесса коммуникации. Дети с нарушениями речи не понимают друг друга, с трудом поддерживают диалог, не могут точно донести свои мысли до собеседника. Часто дети, осознавая свой недостаток, испытывают трудности при установлении контактов со сверстниками и взрослыми, они малоактивны, не проявляют инициативу в общении.
Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.
Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей.
И для решения данной проблемы я стала подбирать игры и игровые упражнения, направленные на формирование коммуникативных умений у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.
Игровые упражнения формируют у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывают культуру общения (хорошие манеры), помогают сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Для детей с ТНР создаю игровые ситуации, стимулирующие их речь, поощряю любую речь, даже лепетную. Заставляю повторять отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы.
Среди игр и упражнений в своей работе я отдаю предпочтение дидактическим, творческим, пальчиковым, играм-имитациям, играм –забавам, играм-инсценировкам, которые имеют заметное влияние на развитие коммуникативных навыков, а именно дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. В процессе обучения детей той или иной игре необходимо помогать детям вести диалоги, приходя им на помощь всякий раз, когда они затрудняются сами выразить просьбу, желание, мысль в словесной форме.
Для установления дружеских симпатий, снятия скованности, положительного эмоционального настроя в начале занятия в качестве разминки я провожу игру-приветствия, одна из любимых это: «Подари добро или скажи хорошее, доброе слово, тому кто стоит рядом». Вторая игра-приветствие, это когда дети должны поприветствовать друг друга необычными способами: поздороваться плечом, кончиком носа, спиной, тыльной стороной ладони и т.д. После того, как все это у них получилось сделать, они остаются очень довольны.
Демонстрация игр с детьми по видео:
- Игра «Подари добро»;
- Игра «Угадай-ка»;
- Игра «Обезьянка»;
- Игра «Друг к дружке!»
Игры с правилами – дидактические, настольные - способствуют познавательному развитию, а также умению договариваться. В дидактических играх ребенка привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи, у них развиваются познавательные способности, умение сдерживаться и управлять своим поведением. Дети учатся применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, у них активизируются разнообразные умственные процессы, и они получают эмоциональную радость.
Таким образом, систематическое использование игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков, а также бесед, обсуждение различных ситуаций способствует формированию коммуникативных умений и навыков. У детей наблюдается положительная динамика, которая заключается в следующем: дети с ТНР становятся более общительными, открытыми, активными, уверенными, что делает их более адаптированными в обществе.
Список литературы
1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – «Академия развития» Ярославль, 1997.
2. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. , Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.
3. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – « Книголюб» М., 2006.
4. Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. - “Детство-Пресс” Спб, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных умений и навыков у детей
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих л...
Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Развитие коммуникативных умений и навыков у детей
Проблема общения ребенка со сверстниками продолжает волновать родителей. Как часто им бывает стыдно за поведение своего ребенка, особенно на детских площадках, в песочницах, в детском саду и т.д. Бесе...
Конспект НОД «Социально - коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие
общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества....
Актуальность и применение техники эффективного общения "я-сообщение" в развитии коммуникативных умений и навыков детей младшего дошкольного возраста
Коммуникация с другими людьми, то есть общение, по мнению многих психологов, например Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, является основой развития челов...
Использование сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативных умений и навыков у детей с недостатками речи
Аннотация: в статье рассматриваются особенности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и способы развития данных навыков у данной кате...
Семинар-тренинг «Эффективные способы общения». Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов.
Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотно...
- Мне нравится (1)