Рассматривание картины Исаака Левитана "Золотая осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Фролова Татьяна Алексеевна

Знакомство старших дошкольников с произведениями художественного творчества — это не только увлекательный процесс, но и важный фактор их всестороннего развития. Используя разнообразные методы и подходы, воспитатели могут не только пробудить интерес к искусству, но и заложить основы для формирования культурной осознанности и творческого самовыражения у детей. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и создание условий для свободного творчества открывает двери к новым возможностям и вершинам понимания красоты мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи15.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Рассматривание картины Исаака Левитана "Золотая осень"

Цель занятия: Развитие у детей умения анализировать содержание картины, выражать свои мысли и чувства словами, а также формирование эстетического восприятия природы через знакомство с произведением искусства.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

   - Познакомить детей с творчеством художника Исаака Левитана.

   - Научить детей внимательно рассматривать картину, замечая мелкие детали и взаимосвязь между ними.

   - Обогащение словаря детей за счет новых понятий и эпитетов, связанных с осенним пейзажем.

2. Речевые задачи:

   - Активизация словаря по теме «осень».

   - Стимулирование связной монологической речи детей.

   - Совершенствование навыка составления предложений и ответов на вопросы воспитателя.

3.Воспитательные задачи:

   - Воспитание любви к природе и искусству.

   - Формирование эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений живописи.

   - Развитие уважения к труду художников и их творческому процессу.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие! Но чтобы узнать, куда именно, я предлагаю вам разгадать загадку:

Что за чудо-красота?  

Распитые ворота  

Показались на пути,  

В них ни въехать, ни войти.

Дети: Это картина!

(Воспитатель показывает детям картину Исаака Левитана «Золотая осень».)

Воспитатель: Давайте теперь познакомимся с художником Исааком Левитаном и историей создания картины «Золотая осень».

(Рассказ педагога о художнике и об истории создания картины.)

Воспитатель: Давайте внимательнее рассмотрим эту картину.

(Дети рассматривают картину.)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите оказаться внутри этой картины на этой лесной опушке?

Дети: Очень хотим!

Воспитатель: А как же нам осуществить эту мечту?

(Ответы детей: «Нужно войти в картину», «Волшебным образом» и т.д.)

Воспитатель: Чтобы попасть туда, нам нужен волшебный способ – техника «вход в картину». У меня есть специальные фигурки, которые помогут нам оказаться внутри картины. Вот они – мальчики и девочки. Выбирайте, какие вам больше нравятся.

(Дети выбирают фигурки.)

Воспитатель: Теперь давайте посмотрим, где оказались наши герои. Какое настроение вызывает эта картина? Почему?

Дети: Спокойствие, умиротворение, радость от красоты природы.

Воспитатель: Какие цвета использовал художник? Почему он выбрал такие цвета?

Дети: Основные цвета – золотой, желтый, оранжевый, зеленый. Эти цвета передают яркость осени.

Воспитатель: Что вы видите на переднем плане? А на заднем?

Дети: На переднем плане река, деревья, тропинка. На заднем – лес, небо.

Воспитатель: Какую погоду изображает художник? Как вы думаете, почему листья уже пожелтели?

Дети: Погода ясная, солнечная. Листья пожелтели, потому что наступила осень.

Воспитатель: Есть ли люди на этой картине? Если нет, то почему, по вашему мнению, художник решил их не рисовать?

Дети: Людей нет, возможно, художник хотел показать красоту природы без вмешательства человека.

(Анализ деталей картины: река, деревья, небо, листья.)

Воспитатель: Как выглядит река? Спокойная или бурная?

(Ответ детей: Спокойная.)

Воспитатель: Какие деревья? Высокие, стройные, с пышными кронами?

(Ответы детей: Да, высокие и красивые.)

Воспитатель: А небо какое?

(Ответы детей: Ясное, голубое, с легкими облаками.)

Воспитатель: Листья какого цвета? Почему они разного оттенка?

(Ответы детей: Цвета разные, потому что осень яркая и красочная.)

Работа с вырезанными фигурками:

Воспитатель: Представьте, что вы идёте по тропинке вдоль реки. Какое чувство у вас возникает?

(Ответы детей: Успокоение, радость.)

Воспитатель: Посмотрите вокруг. Что бы вы сделали, оказавшись в этом месте?

(Ответы детей: Играл бы в листьях, рисовал бы.)

Воспитатель: Подумайте, какие звуки вы могли бы услышать?

(Ответы детей: Шёпот листьев, журчание воды, пение птиц.)

Заключительная беседа:

Воспитатель: Понравилась ли вам картина?

Дети: Да, очень понравилась!

Воспитатель: Какой момент запомнился больше всего?

(Ответы детей: Красивые цвета, спокойная река.)

Воспитатель: Хотели бы вы побывать в таком месте в реальной жизни?

Дети: Да, конечно!

Подведение итогов:

Воспитатель: Сегодня мы познакомились с картиной великого русского художника Исаака Левитана «Золотая осень» и научились видеть красоту природы сквозь призму искусства. Вы молодцы, хорошо справлялись с заданиями и активно участвовали в обсуждении.

Рефлексия:

Воспитатель: Что нового узнали на занятии?

(Ответы детей: Узнали о художнике, о красоте осени.)

Воспитатель: Было ли сложно рассматривать картину и отвечать на вопросы?

(Ответы детей: Нет, это было интересно.)

Воспитатель: Хотите ещё раз отправиться в мир картин?

Дети: Да, очень хотим. Это было весело.

-Понравилось рассматривать картины и обсуждать их.  

- Хотелось бы увидеть другие картины!  

Воспитатель: Я рада, что вам понравилось! В следующий раз мы обязательно рассмотреть другую картину и узнать о новом художнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи в в старшей группе «Рассматривание картины Исаака Ильича Левитана «Март»

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи в в старшей группе «Рассматривание картины  Исаака  Ильича Левитана «Март»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассматривание репродукции картины Исаака Ильича Левитана « Деревня. Зима» и «Лес зимой»

Вызвать эмоциональное отношениме к природе. Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета. Учить самостоятельно придумывать сюжет использовать выразительные сре...

План-конспект НОД по Рассматриванию картины художника Исаака Ильича Левитана «Март»

План-конспект НОД поРассматриванию картины художника Исаака Ильича Левитана«Март»...

Методическая разработка по развитию речи с использованием информационно – коммуникативных технологий Тема: рассматривание картины Исаака Ильича Левитана «Март»

Методическая разработкавоспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речис использованием информационно – коммуникативных технологий      Тема...

Рассматривание картины художника Исаака Ильича Левитана «Март»

Рассматривание картины художника Исаака Ильича Левитаната «Март»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Рассматривание картины: "Что нам осень подарила?"

Конспект разработан для детей 4-5 лет. Данный материал поможет сформировать представление об осени....

Конспект ММР "«Рассматривание картины Левитана «Золотая осень »»

Конспект МРР в подготовительной к школе группе на тему "Рассматривание картины Левитана "Золотая осень""...