Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе на тему «Устное народное творчество. По следам фольклора»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Шигаутдинова Гульнара Сагидулловна

«Устное народное творчество. По следам фольклора»

Цель: приобщение детей к устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_folklor.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Миляш» с.Кунашак

Конспект непрерывной образовательной деятельности

в младшей группе

на тему «Устное народное творчество. По следам фольклора»

Автор-составитель:

воспитатель

Шигаутдинова Г.С.

с.Кунашак

2023 г.

Образовательная область: Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тема: «Устное народное творчество. По следам фольклора»

Цель: приобщение детей к устному народному творчеству.

Программные задачи:

• Развивать произношение, интонационную выразительность речи, память.

• Воспитывать интерес и любовь к творчеству, к народным сказкам.

• Способствовать развитию умения слушать потешки. Вызвать чувство сопереживания, желание помочь.

Индивидуальная работа:

Предварительная работа: заучивание потешек «Петушок», «Как у нашего кота», заклички «Солнышко»; чтение пословиц, русских народных сказок, чистоговорок; разучивание физминутки «Теремок».

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, рассказ педагога, потешки, индивидуальные и хоровые ответы детей. Напоминание, наблюдение, поощрение, повторение, обобщение.

•Наглядные: солнышко с лучиками на магнитной доске, сказка на липучках «Теремок», иллюстрации петушка и кота, дид.игра «Пословицы. Найди пару»

•Игровые: сюрпризный момент, физминутка «Теремок» подвижная игра «Паровоз».

Материалы и оборудование: корзиночка с клубочком, дерево сказочное, сундучок с заданием, книга с загадками.

Планируемые результаты:

Личностные: умения детей действовать самостоятельно; проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками и взрослым; воспитание нравственных качеств.

Интеллектуальные: развитие интереса к устному народному творчеству, его значимости; расширение и активизация словарного запаса детей.

Ход НОД

Вступительная часть

Воспитатель:

- Ребята, утро начинается

все вокруг просыпается

а вы ребята проснулись?

Дети - Да

Воспитатель - Ребята, я хочу сказать, что мы не одни с вами засыпаем и просыпаемся, послушайте загадку.

Ночью спрячется оно

Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Бьётся радостное …

Дети - солнце!

Воспитатель - правильно, давайте позовем солнышко.

- Солнышко, солнышко

Загляни в окошечко

Ждут тебя детки

Ждут малолетки.

Основная часть

Воспитатель - посмотрите вот оно солнышко выглянуло (на магнитную доску прикрепляем солнышко), но только что-то грустное оно.

Воспитатель - Ребята, как вы думаете почему солнышко грустное? Что у солнца не хватает?

Дети - Лучиков не хватает.

Воспитатель - Лучики по полям, по лесам разбежались.

Надо помочь их найти. Поможем, ребята?

Дети - Да

Воспитатель - А для этого надо выполнить задания. А какие задания мы сейчас узнаем. Поможет нам в этом клубочек. Я бросаю клубочек, и он куда поведет, там и остановимся. И так, клубок остановился возле книги. Лучик упал на книгу. Открываем книгу и тут.

1 Задание - Загадки

Ночью он совсем не спит

Дом от мышек сторожит.

Молоко из миски пьет

Ну конечно это.

Дети - Кот

Воспитатель -Правильно. Давайте расскажем коту потешку, похвалим его.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые, зубки белые.

Воспитатель - Тут еще одна загадка, слушайте внимательно.

Как будильник на заре

Всех он будит во дворе.

Ходит он не в сапогах

Но есть шпоры на ногах.

Вместо шапки гребешок

Кто же это?

Дети - Петушок.

Воспитатель - Расскажем потешку петушку.

Петушок, петушок

Золотой гребешок.

Масляна головушка

Шелкова бородушка.

Выгляни в окошко.

Дам тебе горошка.

Воспитатель - Молодцы, ребята, справились заданием. Вернули мы один лучик.

Дальше я клубочек бросаю. Клубочек катится и останавливается, смотрим тут письмо, открываем и читаем. Следующий лучик упал в лес.

Воспитатель: Ой, это же далеко. А поедем мы на паровозе. Чтобы попасть на него, необходимо рассказать пословицы. Вы знаете, ребята, пословицы? Тогда начинаем!

Дети подбирают карточки вторых половинок пословиц к первым на магнитной доске и по очереди становятся в паровозик.

  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Любишь кататься, люби и саночки возить
  • Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Воспитатель: Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился. А теперь поехали. Идите по дорожке осторожно, друг за другом, чтобы с пути не сбиться.

(Играет музыка про паровоз. «Паровоз-букашка»)

Возле домика останавливаются.

2 задание - Сказка

Воспитатель: Нам надо отгадать, как называется этот домик, и кто в нем живет, Слушайте, ребятки.

В этом домике живет

Очень маленький народ. Кто?

Дети: Мышка, лягушка, зайчонок, лиса,

Серый волчонок и медведь.

Воспитатель - Вот чудеса!

Только Мишка им помог

Развалил их …

Дети - Теремок.

Воспитатель: Этот домик - Теремок. И живут в теремочке: Мышка, Лягушка, Лисичка, Заяц и Медведь.

Проводится физкультминутка

В чистом поле теремок

Был не низок, не высок. (присели, встали руки вытянуты)

Звери разные там жили

Жили дружно, не тужили. (поклон)

Там и мышка (руки перед собой на носочках)

И лягушка (присели)

Зайчик (прыжки)

С лисонькой -подружкой (повертели хвостиком)

Серый волк- зубами щелк (показали руками пасть)

В дружбе знали они толк (поклон)

Но набрел на теремок

Мишка косолапый (изобразить мишку)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)

Звери очень испугались

Поскорее разбежались. (бег на месте)

А потом собрались снова

Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)

Воспитатель: Ребята, всех зверей мы узнали из сказки Теремок?

Дети -Да

Воспитатель - Теремок нам еще один лучик вернул. Ребята все лучики мы вернули?

Дети - Нет.

Воспитатель -Последнего лучика не хватает. Еще раз клубочек бросаю.

Клубочек останавливается возле дерева. А это дерево не простое, а сказочное. Задания находятся в сундучке, а сундучок висит на дереве. Так, вот он сундучок. Достаем его и открываем.

3 задание – Чистоговорки

Воспитатель: Чтобы вернуть лучик, нам нужно сочинить чистоговорки. Умеете? Сейчас проверим.

МА-МА-МА – на улице… (зима) (Второй раз хором)

ОЗ-ОЗ-ОЗ – и не страшен нам … (мороз) (Второй раз хором)

СЫ-СЫ-СЫ –хвост пушистый у … (лисы) (Второй раз хором)

ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ – всех нас солнышко … (согрей) (Второй раз хором)

Воспитатель: А я для вас тоже придумала чистоговорку:

ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – вы сегодня молодцы!

Хорошо справились с заданием, вот последний лучик мы нашли.

Мы сегодня молодцы, постарались от души.

Сказку вспоминали и героям помогали.

Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вернули лучики солнцу. Теперь солнышко радуется, ярче светит. Благодарит вас солнышко и дарит подарки.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие задания вы выполняли?

Дети – загадки отгадали, угадали сказку и ее героев, потешки рассказывали петушку и коту, заклички читали и чистоговорки сочиняли.

Самоанализ

НОД «Устное народное творчество. По следам фольклора»

Данное мероприятие проводилось в младшей группе и состояло из трёх взаимосвязанных этапов, в ходе которых дети последовательно выполняли предложенные различные задания и действия. Данная структура НОД оправдана, т. к. каждый этап был направлен на решение определённых задач, с применением различных методов и приёмов. Организация НОД - совместная деятельность взрослого и ребенка, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Цель и задачи НОД соответствуют возрастным особенностям и уровню развития детей. Форма проведения НОД подгрупповая.

1. Водная часть НОД была нацелена на организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Для этого я использовала выставку русских народных сказок и иллюстрации к русским народным сказкам.

2. Основная часть, в ходе которой дети последовательно выполняли предложенные различные задания и действия, направленные на ознакомление с устным народным творчеством – закличками, сказками, потешками, пословицами и чистоговорками. Были включены задания на умственное развитие и речевое творчество (разгадывание загадок, сочинение чистоговорок) и систематизацию имеющихся знаний (рассказывание закличек, потешек, знание народных сказок) Для снятия общего переутомления была проведена подвижная игра. Индивидуальная работа проявлялась в оказании помощи затрудняющимся в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.

В заключительной части я подвела итог НОД (обобщение понятия народное устное творчество) и рефлексию (настроение детей и нацеливание на использование полученных знаний в повседневной жизни). Деятельность большинства детей оценила положительно.

В ходе НОД были использованы следующие технологии:

-Технология сотрудничества

-Личностно-ориентированная технология

-Игровая технология

- Здоровьезберегающая технология

Во время НОД было использовано всё групповое пространство и динамическая смена поз детей: стоя, перемещение по группе.

Во время НОД деятельность носила познавательно- речевой характер. Для активизации мыслительных операций детей были использованы следующие методы и приёмы:

Словесные: вопросы, рассказ педагога, потешки, индивидуальные и хоровые ответы детей. Напоминание, наблюдение, поощрение, повторение, обобщение.

•Наглядные: солнышко с лучиками на магнитной доске, сказка на липучках «Теремок», иллюстрации петушка и кота, дид.игра «Пословицы. Найди пару»

•Игровые: сюрпризный момент, физминутка «Теремок» подвижная игра «Паровоз».

На протяжении всего НОД не все дети были внимательны, активны, отвечали на вопросы, выполняли все предложенные задания и использовали полученные ранее знания, только те ребята, с которыми была проведена предварительная работа. Интерес у большинства детей к выбранной деятельности сохранялся на протяжении всего НОД.

Я считаю, что выбранная форма НОД была достаточно эффективной и динамичной.

В ходе НОД я старалась вызвать и сохранить интерес детей к выбранной деятельности, используя наглядный материал и различные задания, создать доброжелательную атмосферу, обращаться к опыту детей, видеть каждого ребёнка. Старалась следить за тем, чтобы мои вопросы и задания были чётко сформулированы, доступны для понимания детей, побуждала детей к проявлению самостоятельности и инициативе, поощряла за личные достижения. Я считаю, что поставленные цель и задачи в ходе НОД были решены не полностью, необходимо продолжать приобщение детей к устному народному творчеству

В дальнейшем планирую повышать свое педагогическое мастерство в организации проведения воспитательно - образовательного процесса с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению детей младшей группы с устным народным творчеством

Данная публикация содержит конкретный  перечень произведений и мероприятий для ознакомления дошкольников с устным народным творчеством. Сказки, песенки, потешки, загадки, поговорки, считалки явля...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Тема «Устное народное творчество. Потешки».

Конспект занятия по развитию речи в младшей группеТема «Устное народное творчество. Потешки»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Младшей группы «Где живут витамины"

Витамины – это очень маленькие вещества, настолько маленькие, что мы их видеть не можем, но в маленьких витаминах содержится большая сила и здоровье. Кто-нибудь из вас принимал витамины? В...

Конспект непрерывной образовательной деятельности младшей группе по сенсорному развитию: «Путешествие в разноцветную страну»

Цель: Закрепить умение детей сопоставить предметы по цвету, закрепить умение детей отбирать предмет нужного цвета, обращать их внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая эмоционально-п...