Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе на тему «Устное народное творчество. По следам фольклора»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
«Устное народное творчество. По следам фольклора»
Цель: приобщение детей к устному народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_folklor.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Миляш» с.Кунашак
Конспект непрерывной образовательной деятельности
в младшей группе
на тему «Устное народное творчество. По следам фольклора»
Автор-составитель:
воспитатель
Шигаутдинова Г.С.
с.Кунашак
2023 г.
Образовательная область: Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Тема: «Устное народное творчество. По следам фольклора»
Цель: приобщение детей к устному народному творчеству.
Программные задачи:
• Развивать произношение, интонационную выразительность речи, память.
• Воспитывать интерес и любовь к творчеству, к народным сказкам.
• Способствовать развитию умения слушать потешки. Вызвать чувство сопереживания, желание помочь.
Индивидуальная работа:
Предварительная работа: заучивание потешек «Петушок», «Как у нашего кота», заклички «Солнышко»; чтение пословиц, русских народных сказок, чистоговорок; разучивание физминутки «Теремок».
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, рассказ педагога, потешки, индивидуальные и хоровые ответы детей. Напоминание, наблюдение, поощрение, повторение, обобщение.
•Наглядные: солнышко с лучиками на магнитной доске, сказка на липучках «Теремок», иллюстрации петушка и кота, дид.игра «Пословицы. Найди пару»
•Игровые: сюрпризный момент, физминутка «Теремок» подвижная игра «Паровоз».
Материалы и оборудование: корзиночка с клубочком, дерево сказочное, сундучок с заданием, книга с загадками.
Планируемые результаты:
Личностные: умения детей действовать самостоятельно; проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками и взрослым; воспитание нравственных качеств.
Интеллектуальные: развитие интереса к устному народному творчеству, его значимости; расширение и активизация словарного запаса детей.
Ход НОД
Вступительная часть
Воспитатель:
- Ребята, утро начинается
все вокруг просыпается
а вы ребята проснулись?
Дети - Да
Воспитатель - Ребята, я хочу сказать, что мы не одни с вами засыпаем и просыпаемся, послушайте загадку.
Ночью спрячется оно
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное …
Дети - солнце!
Воспитатель - правильно, давайте позовем солнышко.
- Солнышко, солнышко
Загляни в окошечко
Ждут тебя детки
Ждут малолетки.
Основная часть
Воспитатель - посмотрите вот оно солнышко выглянуло (на магнитную доску прикрепляем солнышко), но только что-то грустное оно.
Воспитатель - Ребята, как вы думаете почему солнышко грустное? Что у солнца не хватает?
Дети - Лучиков не хватает.
Воспитатель - Лучики по полям, по лесам разбежались.
Надо помочь их найти. Поможем, ребята?
Дети - Да
Воспитатель - А для этого надо выполнить задания. А какие задания мы сейчас узнаем. Поможет нам в этом клубочек. Я бросаю клубочек, и он куда поведет, там и остановимся. И так, клубок остановился возле книги. Лучик упал на книгу. Открываем книгу и тут.
1 Задание - Загадки
Ночью он совсем не спит
Дом от мышек сторожит.
Молоко из миски пьет
Ну конечно это.
Дети - Кот
Воспитатель -Правильно. Давайте расскажем коту потешку, похвалим его.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые, зубки белые.
Воспитатель - Тут еще одна загадка, слушайте внимательно.
Как будильник на заре
Всех он будит во дворе.
Ходит он не в сапогах
Но есть шпоры на ногах.
Вместо шапки гребешок
Кто же это?
Дети - Петушок.
Воспитатель - Расскажем потешку петушку.
Петушок, петушок
Золотой гребешок.
Масляна головушка
Шелкова бородушка.
Выгляни в окошко.
Дам тебе горошка.
Воспитатель - Молодцы, ребята, справились заданием. Вернули мы один лучик.
Дальше я клубочек бросаю. Клубочек катится и останавливается, смотрим тут письмо, открываем и читаем. Следующий лучик упал в лес.
Воспитатель: Ой, это же далеко. А поедем мы на паровозе. Чтобы попасть на него, необходимо рассказать пословицы. Вы знаете, ребята, пословицы? Тогда начинаем!
Дети подбирают карточки вторых половинок пословиц к первым на магнитной доске и по очереди становятся в паровозик.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Любишь кататься, люби и саночки возить
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Воспитатель: Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился. А теперь поехали. Идите по дорожке осторожно, друг за другом, чтобы с пути не сбиться.
(Играет музыка про паровоз. «Паровоз-букашка»)
Возле домика останавливаются.
2 задание - Сказка
Воспитатель: Нам надо отгадать, как называется этот домик, и кто в нем живет, Слушайте, ребятки.
В этом домике живет
Очень маленький народ. Кто?
Дети: Мышка, лягушка, зайчонок, лиса,
Серый волчонок и медведь.
Воспитатель - Вот чудеса!
Только Мишка им помог
Развалил их …
Дети - Теремок.
Воспитатель: Этот домик - Теремок. И живут в теремочке: Мышка, Лягушка, Лисичка, Заяц и Медведь.
Проводится физкультминутка
В чистом поле теремок
Был не низок, не высок. (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили
Жили дружно, не тужили. (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой -подружкой (повертели хвостиком)
Серый волк- зубами щелк (показали руками пасть)
В дружбе знали они толк (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались
Поскорее разбежались. (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Воспитатель: Ребята, всех зверей мы узнали из сказки Теремок?
Дети -Да
Воспитатель - Теремок нам еще один лучик вернул. Ребята все лучики мы вернули?
Дети - Нет.
Воспитатель -Последнего лучика не хватает. Еще раз клубочек бросаю.
Клубочек останавливается возле дерева. А это дерево не простое, а сказочное. Задания находятся в сундучке, а сундучок висит на дереве. Так, вот он сундучок. Достаем его и открываем.
3 задание – Чистоговорки
Воспитатель: Чтобы вернуть лучик, нам нужно сочинить чистоговорки. Умеете? Сейчас проверим.
МА-МА-МА – на улице… (зима) (Второй раз хором)
ОЗ-ОЗ-ОЗ – и не страшен нам … (мороз) (Второй раз хором)
СЫ-СЫ-СЫ –хвост пушистый у … (лисы) (Второй раз хором)
ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ – всех нас солнышко … (согрей) (Второй раз хором)
Воспитатель: А я для вас тоже придумала чистоговорку:
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – вы сегодня молодцы!
Хорошо справились с заданием, вот последний лучик мы нашли.
Мы сегодня молодцы, постарались от души.
Сказку вспоминали и героям помогали.
Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вернули лучики солнцу. Теперь солнышко радуется, ярче светит. Благодарит вас солнышко и дарит подарки.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие задания вы выполняли?
Дети – загадки отгадали, угадали сказку и ее героев, потешки рассказывали петушку и коту, заклички читали и чистоговорки сочиняли.
Самоанализ
НОД «Устное народное творчество. По следам фольклора»
Данное мероприятие проводилось в младшей группе и состояло из трёх взаимосвязанных этапов, в ходе которых дети последовательно выполняли предложенные различные задания и действия. Данная структура НОД оправдана, т. к. каждый этап был направлен на решение определённых задач, с применением различных методов и приёмов. Организация НОД - совместная деятельность взрослого и ребенка, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Цель и задачи НОД соответствуют возрастным особенностям и уровню развития детей. Форма проведения НОД подгрупповая.
1. Водная часть НОД была нацелена на организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Для этого я использовала выставку русских народных сказок и иллюстрации к русским народным сказкам.
2. Основная часть, в ходе которой дети последовательно выполняли предложенные различные задания и действия, направленные на ознакомление с устным народным творчеством – закличками, сказками, потешками, пословицами и чистоговорками. Были включены задания на умственное развитие и речевое творчество (разгадывание загадок, сочинение чистоговорок) и систематизацию имеющихся знаний (рассказывание закличек, потешек, знание народных сказок) Для снятия общего переутомления была проведена подвижная игра. Индивидуальная работа проявлялась в оказании помощи затрудняющимся в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.
В заключительной части я подвела итог НОД (обобщение понятия народное устное творчество) и рефлексию (настроение детей и нацеливание на использование полученных знаний в повседневной жизни). Деятельность большинства детей оценила положительно.
В ходе НОД были использованы следующие технологии:
-Технология сотрудничества
-Личностно-ориентированная технология
-Игровая технология
- Здоровьезберегающая технология
Во время НОД было использовано всё групповое пространство и динамическая смена поз детей: стоя, перемещение по группе.
Во время НОД деятельность носила познавательно- речевой характер. Для активизации мыслительных операций детей были использованы следующие методы и приёмы:
Словесные: вопросы, рассказ педагога, потешки, индивидуальные и хоровые ответы детей. Напоминание, наблюдение, поощрение, повторение, обобщение.
•Наглядные: солнышко с лучиками на магнитной доске, сказка на липучках «Теремок», иллюстрации петушка и кота, дид.игра «Пословицы. Найди пару»
•Игровые: сюрпризный момент, физминутка «Теремок» подвижная игра «Паровоз».
На протяжении всего НОД не все дети были внимательны, активны, отвечали на вопросы, выполняли все предложенные задания и использовали полученные ранее знания, только те ребята, с которыми была проведена предварительная работа. Интерес у большинства детей к выбранной деятельности сохранялся на протяжении всего НОД.
Я считаю, что выбранная форма НОД была достаточно эффективной и динамичной.
В ходе НОД я старалась вызвать и сохранить интерес детей к выбранной деятельности, используя наглядный материал и различные задания, создать доброжелательную атмосферу, обращаться к опыту детей, видеть каждого ребёнка. Старалась следить за тем, чтобы мои вопросы и задания были чётко сформулированы, доступны для понимания детей, побуждала детей к проявлению самостоятельности и инициативе, поощряла за личные достижения. Я считаю, что поставленные цель и задачи в ходе НОД были решены не полностью, необходимо продолжать приобщение детей к устному народному творчеству
В дальнейшем планирую повышать свое педагогическое мастерство в организации проведения воспитательно - образовательного процесса с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по ознакомлению детей младшей группы с устным народным творчеством
Данная публикация содержит конкретный перечень произведений и мероприятий для ознакомления дошкольников с устным народным творчеством. Сказки, песенки, потешки, загадки, поговорки, считалки явля...
Конспект непрерывной образовательной деятельности "Матрёшки - забавницы", по речевому развитию детей с использованием фольклора,младшая группа.
Этот материал будет интересен для педагогав.Знакомства детей с русской традиционной игрушкой....
«Развитие активной речи детей младшей группы посредством устного народного творчества»
План по самообразованию...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Тема «Устное народное творчество. Потешки».
Конспект занятия по развитию речи в младшей группеТема «Устное народное творчество. Потешки»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Младшей группы «Где живут витамины"
Витамины – это очень маленькие вещества, настолько маленькие, что мы их видеть не можем, но в маленьких витаминах содержится большая сила и здоровье. Кто-нибудь из вас принимал витамины? В...
Конспект непрерывной образовательной деятельности младшей группе по сенсорному развитию: «Путешествие в разноцветную страну»
Цель: Закрепить умение детей сопоставить предметы по цвету, закрепить умение детей отбирать предмет нужного цвета, обращать их внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая эмоционально-п...