Художественная литература как средство речевого развития детей с задержкой психического развития»
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важнейшее соедство воспитания чувств ребенка, развитие мышления, воображения, памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
donchuk_konsultatsiya_dlya_sayia.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 11 города Новокуйбышевск Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Надежда»
Консультация для педагогов
Тема: «Художественная литература как средство речевого развития детей с задержкой психического развития»
Подготовила
Учитель-дефектолог
высшей категории
Лариса Георгиевна Дончук
г.о. Новокуйбышевск, 2015 г.
Художественная литература-источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти. В дошкольном обучении чтение художественной произведений преследует еще одну задачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Эта задача связана с развитием у ребенка наглядно-образного и словесно-логического мышления. Ее решение во многом зависит от уровня эмоционального развития детей: воздействие литературного произведения тем сильнее, чем тоньше и глубже ребенок чувствует, понимает переживания других людей, проникается ими.
Чтение художественной литературы с учебной целью предполагает соблюдение ряда дидактических требований. Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, дает ребенку образцы правильного литературного языка.
Задача педагога при ознакомлении детей с художественной литературой — формировать у них интерес к книге, умение воспринимать и понимать прочитанный текст, учить отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать небольшие отрывки из сказки, рассказа, несложные произведения, развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им элементарную характеристику и оценку их поступков.
В большинстве случаев в структуре ЗПР наблюдается недостаточное развитие базовых психических функций. В связи с этим на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и тематическое планирование составлены с учетом необходимости проведения специальной коррекционной работы.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение значения авторской лексики. Следует привлекать внимание детей к образованию новых форм слов, знакомить с синонимами, антонимами, средствами художественной выразительности, используемыми в произведении.
Приобщаясь к художественной литературе, ребенок приобретает новый вид внутренней психологической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что закладывает основу всей последующей творческой деятельности. Особую роль при этом играют сказки. При анализе содержания и композиции сказки можно использовать наглядный план, где каждая часть ее иллюстрируется персонажами, которые могут быть изображены условно.
Педагогам рекомендуется читать произведения выразительно, перечитывать текст после его анализа, особенно если он недостаточно освоен. После прочтения произведения не следует спешить задавать детям вопросы. Необходимо дать время на осознание прочитанного, затем выслушать свободные высказывания детей, спросить, понравилось ли произведение и что именно; предложить подумать, почему у текста именно такое название. Только после этого можно приступать к работе над текстом по вопросам и заданиям.
При ознакомлении с поэтическим произведением педагоги должны стремиться к тому, чтобы дети воспринимали настроение произведения, его образность, ритмичность. Для развития творческого воображения дошкольников некоторые поэтические произведения следует преподносить без опоры на зрительное восприятие, без использования иллюстраций. В процессе ознакомления с художественной литературой надо воспитывать у детей бережное отношение к книге.
Замедленное созревание эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР требует обратить особое внимание на формирование у них эмоционально осознанного отношения к прослушанному художественному произведению: стремиться развивать у ребенка умение сопереживать героям, чувствовать характер произведения (грустный, лирический, веселый, торжественный).
Уже в старшей группе у дошкольников появляется устойчивый интерес к определенному виду деятельности: одни дети любят стихи, другие — загадки, всем нравятся сказки. Развиваются детские творческие способности: ребята придумывают загадки, сказки, используют в повседневной жизни потешки, поговорки. Дети могут оценить, кто лучше прочитал наизусть стихотворение, запомнил сказку, кто придумал новый сюжет и т.п.
Для полноценного и эмоционально окрашенного восприятия художественного произведения детьми с ЗПР необходимы не только его прослушивание, ответы на вопросы по содержанию прочитанного, пересказ, но и организация предметных и игровых действий. Образцы работы с текстом представлены в книге Н.А. Цыпиной, И.Н. Волковой «Почитаем — поиграем» (М., 1995).
Программа дополнена тематическим планированием занятий, что даст педагогу-дефектологу более конкретное представление о содержании работы.
Задания, предложенные в тематическом планировании, помогают детям осознать содержание литературного текста и выразить свое отношение к нему. Наиболее яркие эпизоды текста не только словесно воспроизводятся, но и инсценируются, сопровождаются движениями, музыкой, предметно-практической деятельностью.
Ряд заданий, включенных в занятия, развивают внимание и сообразительность детей, предлагают им находить в художественных героях черты сходства и различия, проводить аналогии, устанавливать закономерности, самим действовать по образцу или инструкции взрослого.
Многие предлагаемые задания развивают у детей творческое воображение, образность мышления, тренируют зрительное и слуховое восприятие, память. Различные эмоциональные состояния дети учатся выражать в процессе драматизации и игр. Используемые графические упражнения и задания способствуют также укреплению мелкой моторики руки.
Одним из направлений в коррекционной работе со старшими дошкольниками, имеющими задержку психического развития, является формирование коммуникативных умений.
У детей с ЗПР шестого года жизни отмечается несформированность языковых и речевых средств, что приводит к нарушению коммуникативной функции и снижает, в свою очередь, потребность в общении. Снижение мотивации в общении приводит к низкому уровню речевых средств, ситуативности речи, низкому уровню переработки словесной информации, содержательной бедности, структурной неполноте используемой речевой продукции.
Коррекционно-речевая деятельность, направленная на формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития, включает целенаправленную педагогическую работу по ознакомлению дошкольников с художественным словом, что обеспечивает ребенку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми.
Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей с ЗПР с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.
В большинстве случаев в структуре ЗПР наблюдается недостаточное развитие базовых психических функций. У детей с задержкой психического развития снижен уровень познавательной деятельности: слабая память, неустойчивость внимания, недостаточно сформировано восприятие. В связи с этим предлагаемая автором система занятий составлена с учетом необходимости проведения специальной коррекционной работы, которая направлена на решение следующих задач:
– развитие у детей интереса к художественной литературе, способности слушать литературные произведения различных жанров – малые формы поэтического фольклора, сказки, рассказы, стихотворения;
– умение ребенка отвечать на вопросы по содержанию произведения;
– обучение рассказыванию знакомых произведений, их частичной или полной драматизации;
– оценка поступков героев, мотивированное высказывание своего отношения к содержанию сказки, рассказа;
– стимулирование адекватного понимания и выражение ребенком смысла художественного текста во внешних действиях;
– умение выразительно рассказывать потешки, стихотворения.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми, представленные в пособии, включают различные виды детской деятельности, которые направлены не только на ознакомление детей с конкретным художественным произведением, но и на развитие всех компонентов психического развития детей: речь, слуховое, зрительное восприятие, память, внимание, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера, моторика и т. д. В ходе организованной педагогом образовательной деятельности дети также приобретают опыт общения, поведения, расширяют кругозор, проявляют интерес и активность.
Создать условия для всестороннего развития дошкольника в целях обогащения его социального и коммуникативного опыта в рамках ДОУ невозможно без современных подходов к организации образовательной деятельности. Поэтому формирование коммуникативных умений реализуется на основе интеграции нескольких образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», что соответствует Федеральным государственным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ.
Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда пересказывать сказки, небольшие рассказы, с выражением читать стихи, правильно используя тембр голоса и интонацию, легко воспроизводить многосложные слова. У него должен быть достаточно богатый и разнообразный речевой запас.
В средней группе все дети имеют существенные отклонения от возрастных норм развития речи: они не могут соединять слова и фразы, у них отсутствуют или присутствуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки; в их речи иногда отсутствуют предлоги. Они обладают маленьким и бедным запасом слов. Детям с ОНР, ЗРР тяжело только потому, что им иногда бывает не понятен смысл текста. Когда произведение большое, ребенок не может вспомнить его начало.
В основе планирования занятий по разделу «Ознакомление детей с художественной литературой», как и по другим направлениям работы, в соответствии с «Программой коррекционно - развивающей работы» Н. В. Нищевой лежит лексический принцип. Художественные произведения подобраны в соответствии с лексической темой недели.
Программные задачи необходимо решать на занятии и вне их.
1. Формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления:
- дошкольники ощущают границу между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что позволяет постепенно развивать у них первые представления о некоторых особенностях жанра (стихи, загадки, сказки, рассказы)
2. Развивать литературную речь
- при рассматривании книжных иллюстраций воспроизводит текст рассказа или сказки;
- пересказывает знакомые и услышанные впервые литературные произведения;
- использует яркие и точные слова и выражения, знает тексты хороводных игр, потешек.
3. Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие, эстетический вкус.
- получает удовольствие от общения с книгой, стремится к повторной встрече с ней;
- испытывает удовольствие от встречи с поэзией. стремление запомнить и воспроизвести.
Планируемые результаты освоения детьми раздела:
• Дети высказывают желание послушать определенное литературное произведение.
• С интересом рассматривают иллюстрированные издания детских книг.
• Могут назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.
• С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
• Дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение? », «Кто особенно понравился и почему? », «какой отрывок прочитать еще раз? ».
Художественная литература обогащает речь детей, помогает развитию интеллекта, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.
Библиография
1. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. / Под общей ред. С.Г.Шевченко – М.: Школьная Пресса, 2004.
2. Игры и упражнения для развития речи / Г.С.Швайко.-М.: 1988.
3. Коррекционно-развивающее обучение:организационно-педагогические аспкты. Метод . пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. –М.: ВЛАДОС, 1999.
4. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические средства сенсорного развития детей с задержкой психического развития.
Для того, чтобы развитие восприятия детей с задержкой психического развития шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики (то есть ставятся специальные цели, определяется содержание ...
Самообразование Тема: «Логоритмика как средство речевого развития детей с задержкой психического расстройства в непосредственно образовательной деятельности».
Во время практической деятельности большое внимание уделяется использованию логоритмики с целью коррекции речевых дефектов детей. Это выражалось в выполнении лог...
Консультация "Речевое развитие детей с задержкой психического развития посредством пальчиковых игр".
Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственн...
"Оценка речевого развития детей с задержкой психического развития"
Данная консультация для педагогов описывает все речевые особенности у детей с задержкой психического развития....
Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития
В презентации рассматривается особенности всех сторон речи у детей с задержкой психического развития...
Речевое развитие детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе
Речевое развитие детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе.Примерный список литературы для чтения детям...
Методические рекомендации к опыту работы по теме «Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Актуальность опыта Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ре...