Консультация для родителей «Литература как средство речевого развития дошкольников».
методическая разработка (младшая группа)

Ахметшина Рушанья Гарифовна

Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них гуманные чувства — способность проявить участие, доброту, милосердие, чувство справедливости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Литература как средство речевого развития дошкольников».

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.

Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. В младшем возрасте ребенок не только умеет слушать произведение, рассматривать иллюстрации, отвечать на несложные вопросы по тексту, но и испытывает огромное удовольствие от общения с книгой, которая открывает для него такой загадочный и разнообразный мир. Дети младшего возраста только начинают вступать в жизнь, познавать окружающее, поэтому их память по скорости развития опережает другие способности. Они непроизвольно запоминают все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Поэтому рассматривая картинки, слушая тексты, видя различные предметы, начинают рассказывать, говорить, подражать речи взрослого. Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Трехлетний возраст является очень важным этапом в интеллектуальном развитии малыша. Психологи считают, что за первые три года ребенок усваивает колоссальный объём информации, его речь развивается настолько, что при помощи наводящих вопросов или иллюстраций он может пересказать прочитанный ему текст. Умеет рассуждать и даже сам пытается «читать», то есть берет в руки книгу и, воспроизведя знакомое произведение по памяти, «читает» его вслух.  

Вопрос, что читать и как читать детям, особенно актуален в наши дни. Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему, и, как следствие, много знающему, необходимо воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте мышление детей носит конкретно-образный характер, их жизненный опыт невелик и они не всегда могут представить себе то, о чем говорится в произведениях. В этом возрасте необходимо широко использовать наглядность. Чтение следует сопровождать показом игрушек, предметов, картин, близких по содержанию теме. Например, перед чтением стихотворений, сказок  или рассказов про «Снег», можно рассмотреть снег с ребенком на прогулке, показать картинку, на которой изображена зима: падает белый снег, радостные дети катаются на санках, играют и веселятся.

Смысл новых, непонятных детям слов и речевых оборотов следует раскрывать в наглядных игровых действиях. Например, для пояснения фразы «и верхом поеду в гости» можно посадить куклу на игрушечного коня, приговаривая: «кукла села верхом на лошадку и поехала к детям в гости».                                                                                          

Важно также в ходе чтения произведений нужно использовать разнообразные оттенки голоса, которые помогают нарисовать в воображении детей героев, характеры, настроения, поступки, показать своё отношение к изображаемым героям. Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, во время чтения художественной литературы нужно также использовать такие элементы, как: ударение, сила голоса, темп, паузы, повышение и понижение голоса, тембр (качественная окраска голоса).                                                                                            Для лучшего запоминания стихотворения, рассказа или сказки можно использовать неоднократные повторения в игровой форме. Например, читая стихотворение Е.Благининой «Флажок», можно предложить ребенку походить  с флажком по комнате. 

         В книжном уголке у ребенка литературные жанры должны быть представлены потешками, песенками, сказками, стихами, рассказами, книгами-картинками.

Тематика книг - об игрушках и играх детей, о животных, о природных явлениях, понятных детям. Обязательно проводить беседу по содержанию книги. Беседы с детьми после чтения проводятся с целью усиления воздействия художественного произведения на ум и чувства детей, для того чтобы дать им возможность вспомнить и вновь пережить содержание книги.                                                                                                                       Книги старайтесь подбирать по интересам, по сезону, к общественным праздникам.

В младшем возрасте родители обязательно должны совместно рассматривать книги; знакомить детей с правилами пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками); починка книг должна быть в присутствии детей. Не забывайте, что книга играет огромную роль в социализации ребенка. Именно совместное чтение с родителями открывает новые возможности для ребенка и является богатейшим средством духовного развития ребенка. К сожалению, в настоящее время наблюдается спад родительской активности в совместном с детьми чтении художественных произведений, связанный с увеличением числа телевизионных каналов, компьютерных игр и других информационных источников, которые становятся доступными для детей, начиная с раннего возраста. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает речь, речевое творчество, воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки». Сделать ребенка грамотным читателем в дошкольном детстве вовсе не означает научить его анализировать прочитанное по всем канонам филологической науки. Чтобы воспитать в ребенке читателя, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу. Не лениться читать и следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом и быть искренним в выражении своих чувств, тогда- то он и не заметит, как и когда рядом с ним вырастет содержательный и глубокий человек.                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста» .

Целью данных методических рекомендаций является развитие речи детей с помощью загадки.Работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами – логопедами и родителями. Для этого используются актив...

Консультация для родителей "Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников"

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и...

Консультация для родителей «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»

Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить понятие интеллектуальное развитие ...

Консультация для родителей "Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста"

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Любую из них можно безошибочн...

Консультация для родителей "Роль потешек в речевом развитии дошкольников"

Консультация для родителей "Роль потешек в речевом развитии дошкольников"...

Консультация для родителей «Логосказки, как средство речевых нарушений дошкольников»

В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей все больше места занимают специальные техники, куда входят такие направления как: логопедические сказки. Сказка являетс...