КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ на тему «Птицы» в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Аюшеева Цыпилма Владимировна

Конспект НОД на тему «Птицы» в старшей группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_razv_rechi_ptitsy.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

на тему «Птицы» в старшей группе.

Цели: развивать диалогическую речь детей,  побуждать к участию в беседе, учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по объекту; активизировать в речи детей прилагательные; учить подбирать точные сравнения,  воспитывать заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа.
Наблюдение за  птицами во время прогулок; рассматривание иллюстраций с изображением птиц; чтение рассказов о поведении  птиц, заучивание стихов, загадок, чистоговорок о птицах.
Оборудование: картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, таблички с названиями,  мнемотаблица птицы, аудиозапись голосов птиц.
Ход занятия:
Дети сидят на ковре, делают вид, что спят.
Воспитатель:
Доброе утро! Птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце встает и идет по делам.
Дети встают  в кругу. Воспитатель предлагает детям сказать друг другу «Доброе утро!»
Воспитатель: Как нужно говорить эту фразу? (Радостно, улыбаясь, весело.) Почему?
Желательно, чтобы все дети сказали эту фразу.
Воспитатель: Посмотрите на дерево, прилетели птицы. Педагог и дети называют перелетных и зимующих птиц.

Педагог предлагает пальчиковые игры.
1. «Птичка».

Пой-ка, подпевай-ка            ( Хлопаем в ладоши)

Десять птичек – стайка.        (Растопыриваем пальцы на обеих руках)

Эта птичка – соловей,           (Поочередно загибаем пальчики на правой руке     начиная с большого)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

2. «Птенчики в гнезде».
Дети обхватывают пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелят.

Птички в гнездышке сидят,

Маму ждут и есть хотят.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, предлагает детям рассмотреть их и выполнить задание. Картинки с изображением зимующих птиц поместить на ковролин, а картинки с перелетными птицами положить на стол.

Воспитатель предлагает загадку:
Особа всем известная,
Она крикуха местная,
Увидит тучку темную —
Взлетит на ель зеленую.
И смотрит словно с трона.
Кто она?  (Ворона.)

Дети показывают таблички.
Дети находят ее на ковролине, отмечают, что ворона — самая большая среди городских птиц. Воспитатель  читает вторую загадку:
Птичка-невеличка,
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок.
Кто это?  (Воробей.) Дети показывают таблички.
Воспитатель: Посмотрите и расскажите, воробей какой? (Маленький, шустрый, коричневый...)(описание по схеме)
•    Как мы его ласково назовем? (Воробышек)
•    А  теперь сравните ворону и воробья.
•    Лапки у воробья какие? (Маленькие лапки)
•    А у вороны лапы какие? (Большие)
•    У воробья голова какая? (Маленькая головка)
•    А у вороны? (Большая голова)
•    У воробья клюв какой? (Маленький клювик.)
•    А у вороны? (Клюв большой)
•    У воробья глаза какие? (Глазки маленькие — бусинки.)
•    А у вороны? (Глаза большие ).
•    У воробья хвост какой? (Малюсенький хвостик.)
•    А у вороны? (Большой черный )

Физкультминутка.

Скачет шустрая синичка   (дети прыгают на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится      (дети прыгают на месте на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок        (дети прыгают на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок      (дети кружатся на месте)

Вот присела на минутку     (дети приседают)

Почесала клювом грудку   (дети встают, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки на плетень      дети прыгают на месте на левом ноге)

Тири тири                             (дети прыгают на правой ноге)
Тень-тень-тень.                    (дети прыгают на месте на двух ногах)

Воспитатель: Как называются детеныши птиц вороны, воробья? (Птенцы вороны — воронята, птенцы воробья — воробьишки, совы-совенок, утки-утенок, курицы-цыпленок, сороки-сорочонок  и т.д.)

Релаксация «голоса птиц»
Педагог предлагает детям лечь на ковер, закрыть глаза, расслабиться и послушать пение птиц в аудиозаписи.

Музыка меняется на бодрую. Дети встают.(пока дети лежали педагог выставляет перелетных птиц.

Воспитатель: Посмотрите, пока мы отдыхали к нам прилетели и другие птицы. Как они называются (ласточка, грач, кукушка). Подберите к ним таблички. А что делают птицы весной (ответы детей). Как можно назвать этих птиц одним словом? (перелетные птицы) А птиц, которые были с нами всю зиму? (зимующие птицы).

Воспитатель: Ребята, что мы делали на занятии? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы ребята. Теперь вы много знаете про птиц.

Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи на тему «Птицы» в младшей группе.

Цель: познакомить детей с дикими птицами и обогатить словарный запас.Задачи:1.     Расширять представление о птицах, об их внешнем виде, повадках и  особенностях.2....

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Птицы»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме: «Птицы»...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Моя семья" старшая группа

Расширить представление о семье, уточнить понятие семья, родственники, учить детей кратко рассказывать о своих близких, продолжать развивать мелкую моторику рук....

Конспект занятия по развитию речи по теме Настроение человека старшая группа

Конспект занятия по развитию речи по теме Настроение человека старшая группа...

конспект занятия по развитию речи на тему "Птицы"

Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах с помощью мнемосхемы.Задачи:1. Образовательные• Учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;• Закреплять...

Конспект занятия по развитию речи по теме «Транспорт» в старшей группе.

Конспект занятия по развитию речи по теме «Транспорт» в старшей группе....