Конспект занятия по развитию речи по теме «Транспорт» в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи по теме «Транспорт» в старшей группе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_formirovaniyu_ponyatiya_transport.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 96 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по развитию речи по теме «Транспорт» в старшей группе.

Воспитатель:

Стрелкова Татьяна Николаевна


Конспект занятия по развитию речи по теме «Транспорт» в старшей группе.

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”.

Задачи

  • Образовательные: способствовать расширению представлений детей о видах транспорта, уметь их классифицировать (в зависимости от среды передвижения и назначения)
  • продолжать формировать понятия: наземный, воздушный, водный; грузовой, пассажирский, специальный;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (развивая умение согласовывать числительные с существительными; образовывать множественное число существительных в именительном падеже; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), используя игровые упражнения.
  • Развивающие: развивать мыслительную и речевую активность детей, совершенствовать логическое и ассоциативное мышление, внимание, память; развивать навыки зрительного обследования предметов, формировать умение объединять части в целое (зрительный анализ, синтез); развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитательные: воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, уважительное отношение к труду взрослых.

 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

1 часть (Вводная часть)

На столе стоит ящик с игрушками транспорта и паззл.

В: Ребята, сегодня я раньше всех пришла в нашу группу и такое увидела! На подоконнике я нашла посылку, но я решила её без вас не открывать. Хотите узнать, что внутри коробки? Кстати, наш тайный друг еще положил письмо.

Содержание письма:

«Здравствуйте ребята!

Я уверен, что вы меня уже видели, когда шли вместе с родителями в детский сад! Вы мне так понравились, что я решил сделать вашей группе небольшой подарок. Это волшебный ящик с тайнами. Чтобы его открыть нужно отгадать мои загадки!

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Ответ: Автомобиль

Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что такое? ...

Ответ: Самолет

Какие красавцы

Всегда и везде

На суше родятся –

Живут на воде?

Ответ: Корабли. »

Дети открывают коробку и достают игрушки (самолет, автомобиль, пароход, автобус, вертолёт, самосвал, поезд, велосипед).

2 часть (Основная часть)

В: Вот это да! Наш тайный друг подарил нам игрушки. Давайте посмотрим какие тут у нас есть?

Воспитатель достает 3 игрушки (самолет, пароход, автомобиль), на доске висят карточки с «признаками» (название, части, действие).

В: Ребята, смотрите, на доске висят карточки. Давайте решим, что они обозначают. Первая карточка – название. Вторая карточка – детали. Третья карточка – действие. Сейчас я буду показывать вам предмет, а вы будете его так описывать.

Первый предмет – автомобиль.

В: Как называется этот предмет? Правильно, это автомобиль. Из каких частей он состоит. Автомобиль состоит из колес, руля, сидений для пассажиров, фар, крыши, окна, капота и багажника. Как автомобиль передвигается? Автомобиль едет по дороге.

Второй предмет – самолёт.

В: Как называется этот предмет? Это самолёт. Из каких частей он состоит? Самолет состоит из корпуса, иллюминаторов, крыльев, хвоста, шасси. Как самолёт передвигается? Самолет летает в небе.

Третий предмет – пароход (корабль).

В: Как называется этот предмет? Это пароход или корабль. Из каких частей он состоит? Пароход состоит из палубы, трубы, якоря, борта, иллюминаторов. Как пароход передвигается? Пароход плывет по морю/Пароход ходит в море.

Воспитатель ставит перед детьми три игрушки.

В: А вы можете сказать, в чём главное отличие этих предметов? Я вам дам подсказку. Это отличие связано с действием.

Ответы детей: автомобиль ездит по земле, значит он наземный, самолет летает в небе, значит он воздушный, пароход ходит по воде, значит он водный.

В: Теперь поговорим о машинах. Есть машины, название которых состоит из двух слов . Как они называются?
Воду возит – водовоз,

Бензин возит – бензовоз,
Молоко возит – молоковоз,
Мусор возит – мусоровоз,
Цемент возит – цементовоз. Ребята, это специальные машины, предназначенные для работы.

3 часть (Заключительная часть)

Воспитатель достает все игрушки из коробки.

В: Теперь давайте назовём каждый из этих предметов.

Дети называют все выложенные игрушки.

В: А как это всё можно назвать одним словом? Как вы думаете?

Ответы детей: транспорт.

В: Правильно. Транспорт – это разные виды средств передвижения, которые перевозят пассажиров или грузы.

Воспитатель кладет перед детьми картинки с небом, водоемом и землей.

В: Давайте разделим весь транспорт по месту передвижения.

Самолёт - это воздушный вид транспорта.

Автомобиль - это наземный вид транспорта.

Пароход - это водный вид транспорта.

Автобус - это наземный вид транспорта.

Вертолёт - это воздушный вид транспорта.

Самосвал - это наземный вид транспорта.

Поезд - это наземный вид транспорта.

Велосипед - это наземный вид транспорта.

Рефлексия:

Вы большие молодцы. Все эти средства передвижения настолько разные, но всё это транспорт.

Кстати, в нашей посылке лежал еще один конверт с игрой. Хотите поиграть?

Это игра – лото. В неё вы можете поиграть в свободное время, но я предлагаю поиграть в мою игру «Найди лишнее».

Сейчас я буду вам показывать три карточки, а вы должны сказать, какая лишняя и почему.

  1. Поезд, машина, самолёт – лишнее самолёт, потому что это воздушный вид транспорта, а все остальные наземные.
  2. Самолёт, вертолёт, корабль – лишнее корабль, потому что это водный вид транспорта, а все остальные воздушные.
  3. Катер, подводная лодка, автобус – лишнее автобус, потому что это наземный вид транспорта, а все остальные водные.

Ребята, я считаю, что вы очень хорошо справились со всеми заданиями нашего тайного друга. Я обязательно напишу обратное письмо и расскажу о наших успехах. А пока вы можете играть в лото и в новые игрушки.


Существительные

Прилагательные

Глаголы

Шасси

Наземный

Ехать

Иллюминатор

Воздушный

Летать

Капот

Водный

Ходить (в море)

Палуба

Пассажирский

Плавать

Автомобиль

Грузовой

Водить (средство передвижения)

Пароход

 Словарная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему "Транспорт"

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и закрепле­ние представлений о транспорте. Уточнение, расширение и акти­визация словаря по теме «Транспорт» (транспорт, машина, грузо­вик, автобус, тролле...

ОД по развитию речи по теме: "Транспорт" в старшей группе

Программные задачи: 1.   Образовательные:— расширять представления детей о разных видах транспорта;— продолжать знакомить с профессиями ( шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).2. Ре...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Транспорт. Приставочные глаголы» (с использованием приема мнемотехники).

Конспект  занятия  по развитию речи на тему: «Транспорт. Приставочные глаголы»  (с использованием приема мнемотехники)....

Конспект занятия по развитию речи на тему "Моя семья" старшая группа

Расширить представление о семье, уточнить понятие семья, родственники, учить детей кратко рассказывать о своих близких, продолжать развивать мелкую моторику рук....

Конспект НОД по развитию речи на тему «Транспорт» в старшей группе.

Конспект НОД по развитию речи на тему «Транспорт» в старшей группеЦель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”.Задачи:Ввести в словарь дете...

Конспект занятия по развитию речи по теме Настроение человека старшая группа

Конспект занятия по развитию речи по теме Настроение человека старшая группа...