Конспект занятия по развитию речи по теме «Транспорт» в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи по теме «Транспорт» в старшей группе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_formirovaniyu_ponyatiya_transport.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 96 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по развитию речи по теме «Транспорт» в старшей группе.

Воспитатель:

Стрелкова Татьяна Николаевна


Конспект занятия по развитию речи по теме «Транспорт» в старшей группе.

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”.

Задачи

  • Образовательные: способствовать расширению представлений детей о видах транспорта, уметь их классифицировать (в зависимости от среды передвижения и назначения)
  • продолжать формировать понятия: наземный, воздушный, водный; грузовой, пассажирский, специальный;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (развивая умение согласовывать числительные с существительными; образовывать множественное число существительных в именительном падеже; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), используя игровые упражнения.
  • Развивающие: развивать мыслительную и речевую активность детей, совершенствовать логическое и ассоциативное мышление, внимание, память; развивать навыки зрительного обследования предметов, формировать умение объединять части в целое (зрительный анализ, синтез); развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитательные: воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, уважительное отношение к труду взрослых.

 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

1 часть (Вводная часть)

На столе стоит ящик с игрушками транспорта и паззл.

В: Ребята, сегодня я раньше всех пришла в нашу группу и такое увидела! На подоконнике я нашла посылку, но я решила её без вас не открывать. Хотите узнать, что внутри коробки? Кстати, наш тайный друг еще положил письмо.

Содержание письма:

«Здравствуйте ребята!

Я уверен, что вы меня уже видели, когда шли вместе с родителями в детский сад! Вы мне так понравились, что я решил сделать вашей группе небольшой подарок. Это волшебный ящик с тайнами. Чтобы его открыть нужно отгадать мои загадки!

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Ответ: Автомобиль

Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что такое? ...

Ответ: Самолет

Какие красавцы

Всегда и везде

На суше родятся –

Живут на воде?

Ответ: Корабли. »

Дети открывают коробку и достают игрушки (самолет, автомобиль, пароход, автобус, вертолёт, самосвал, поезд, велосипед).

2 часть (Основная часть)

В: Вот это да! Наш тайный друг подарил нам игрушки. Давайте посмотрим какие тут у нас есть?

Воспитатель достает 3 игрушки (самолет, пароход, автомобиль), на доске висят карточки с «признаками» (название, части, действие).

В: Ребята, смотрите, на доске висят карточки. Давайте решим, что они обозначают. Первая карточка – название. Вторая карточка – детали. Третья карточка – действие. Сейчас я буду показывать вам предмет, а вы будете его так описывать.

Первый предмет – автомобиль.

В: Как называется этот предмет? Правильно, это автомобиль. Из каких частей он состоит. Автомобиль состоит из колес, руля, сидений для пассажиров, фар, крыши, окна, капота и багажника. Как автомобиль передвигается? Автомобиль едет по дороге.

Второй предмет – самолёт.

В: Как называется этот предмет? Это самолёт. Из каких частей он состоит? Самолет состоит из корпуса, иллюминаторов, крыльев, хвоста, шасси. Как самолёт передвигается? Самолет летает в небе.

Третий предмет – пароход (корабль).

В: Как называется этот предмет? Это пароход или корабль. Из каких частей он состоит? Пароход состоит из палубы, трубы, якоря, борта, иллюминаторов. Как пароход передвигается? Пароход плывет по морю/Пароход ходит в море.

Воспитатель ставит перед детьми три игрушки.

В: А вы можете сказать, в чём главное отличие этих предметов? Я вам дам подсказку. Это отличие связано с действием.

Ответы детей: автомобиль ездит по земле, значит он наземный, самолет летает в небе, значит он воздушный, пароход ходит по воде, значит он водный.

В: Теперь поговорим о машинах. Есть машины, название которых состоит из двух слов . Как они называются?
Воду возит – водовоз,

Бензин возит – бензовоз,
Молоко возит – молоковоз,
Мусор возит – мусоровоз,
Цемент возит – цементовоз. Ребята, это специальные машины, предназначенные для работы.

3 часть (Заключительная часть)

Воспитатель достает все игрушки из коробки.

В: Теперь давайте назовём каждый из этих предметов.

Дети называют все выложенные игрушки.

В: А как это всё можно назвать одним словом? Как вы думаете?

Ответы детей: транспорт.

В: Правильно. Транспорт – это разные виды средств передвижения, которые перевозят пассажиров или грузы.

Воспитатель кладет перед детьми картинки с небом, водоемом и землей.

В: Давайте разделим весь транспорт по месту передвижения.

Самолёт - это воздушный вид транспорта.

Автомобиль - это наземный вид транспорта.

Пароход - это водный вид транспорта.

Автобус - это наземный вид транспорта.

Вертолёт - это воздушный вид транспорта.

Самосвал - это наземный вид транспорта.

Поезд - это наземный вид транспорта.

Велосипед - это наземный вид транспорта.

Рефлексия:

Вы большие молодцы. Все эти средства передвижения настолько разные, но всё это транспорт.

Кстати, в нашей посылке лежал еще один конверт с игрой. Хотите поиграть?

Это игра – лото. В неё вы можете поиграть в свободное время, но я предлагаю поиграть в мою игру «Найди лишнее».

Сейчас я буду вам показывать три карточки, а вы должны сказать, какая лишняя и почему.

  1. Поезд, машина, самолёт – лишнее самолёт, потому что это воздушный вид транспорта, а все остальные наземные.
  2. Самолёт, вертолёт, корабль – лишнее корабль, потому что это водный вид транспорта, а все остальные воздушные.
  3. Катер, подводная лодка, автобус – лишнее автобус, потому что это наземный вид транспорта, а все остальные водные.

Ребята, я считаю, что вы очень хорошо справились со всеми заданиями нашего тайного друга. Я обязательно напишу обратное письмо и расскажу о наших успехах. А пока вы можете играть в лото и в новые игрушки.


Существительные

Прилагательные

Глаголы

Шасси

Наземный

Ехать

Иллюминатор

Воздушный

Летать

Капот

Водный

Ходить (в море)

Палуба

Пассажирский

Плавать

Автомобиль

Грузовой

Водить (средство передвижения)

Пароход

 Словарная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему "Транспорт"

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и закрепле­ние представлений о транспорте. Уточнение, расширение и акти­визация словаря по теме «Транспорт» (транспорт, машина, грузо­вик, автобус, тролле...

ОД по развитию речи по теме: "Транспорт" в старшей группе

Программные задачи: 1.   Образовательные:— расширять представления детей о разных видах транспорта;— продолжать знакомить с профессиями ( шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).2. Ре...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Моя семья" старшая группа

Расширить представление о семье, уточнить понятие семья, родственники, учить детей кратко рассказывать о своих близких, продолжать развивать мелкую моторику рук....

Конспект НОД по развитию речи на тему «Транспорт» в старшей группе.

Конспект НОД по развитию речи на тему «Транспорт» в старшей группеЦель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”.Задачи:Ввести в словарь дете...

Конспект занятия по развитию речи по теме Настроение человека старшая группа

Конспект занятия по развитию речи по теме Настроение человека старшая группа...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ на тему «Птицы» в старшей группе.

Конспект НОД на тему «Птицы» в старшей группе....