Конспект занятия по развитию речи по теме «Транспорт» в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи по теме «Транспорт» в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_formirovaniyu_ponyatiya_transport.docx | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 96 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по развитию речи по теме «Транспорт» в старшей группе.
Воспитатель:
Стрелкова Татьяна Николаевна
Конспект занятия по развитию речи по теме «Транспорт» в старшей группе.
Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”.
Задачи
- Образовательные: способствовать расширению представлений детей о видах транспорта, уметь их классифицировать (в зависимости от среды передвижения и назначения)
- продолжать формировать понятия: наземный, воздушный, водный; грузовой, пассажирский, специальный;
- Совершенствовать грамматический строй речи (развивая умение согласовывать числительные с существительными; образовывать множественное число существительных в именительном падеже; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), используя игровые упражнения.
- Развивающие: развивать мыслительную и речевую активность детей, совершенствовать логическое и ассоциативное мышление, внимание, память; развивать навыки зрительного обследования предметов, формировать умение объединять части в целое (зрительный анализ, синтез); развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитательные: воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, уважительное отношение к труду взрослых.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
1 часть (Вводная часть)
На столе стоит ящик с игрушками транспорта и паззл.
В: Ребята, сегодня я раньше всех пришла в нашу группу и такое увидела! На подоконнике я нашла посылку, но я решила её без вас не открывать. Хотите узнать, что внутри коробки? Кстати, наш тайный друг еще положил письмо.
Содержание письма:
«Здравствуйте ребята!
Я уверен, что вы меня уже видели, когда шли вместе с родителями в детский сад! Вы мне так понравились, что я решил сделать вашей группе небольшой подарок. Это волшебный ящик с тайнами. Чтобы его открыть нужно отгадать мои загадки!
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Ответ: Автомобиль
Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое? ...
Ответ: Самолет
Какие красавцы
Всегда и везде
На суше родятся –
Живут на воде?
Ответ: Корабли. »
Дети открывают коробку и достают игрушки (самолет, автомобиль, пароход, автобус, вертолёт, самосвал, поезд, велосипед).
2 часть (Основная часть)
В: Вот это да! Наш тайный друг подарил нам игрушки. Давайте посмотрим какие тут у нас есть?
Воспитатель достает 3 игрушки (самолет, пароход, автомобиль), на доске висят карточки с «признаками» (название, части, действие).
В: Ребята, смотрите, на доске висят карточки. Давайте решим, что они обозначают. Первая карточка – название. Вторая карточка – детали. Третья карточка – действие. Сейчас я буду показывать вам предмет, а вы будете его так описывать.
Первый предмет – автомобиль.
В: Как называется этот предмет? Правильно, это автомобиль. Из каких частей он состоит. Автомобиль состоит из колес, руля, сидений для пассажиров, фар, крыши, окна, капота и багажника. Как автомобиль передвигается? Автомобиль едет по дороге.
Второй предмет – самолёт.
В: Как называется этот предмет? Это самолёт. Из каких частей он состоит? Самолет состоит из корпуса, иллюминаторов, крыльев, хвоста, шасси. Как самолёт передвигается? Самолет летает в небе.
Третий предмет – пароход (корабль).
В: Как называется этот предмет? Это пароход или корабль. Из каких частей он состоит? Пароход состоит из палубы, трубы, якоря, борта, иллюминаторов. Как пароход передвигается? Пароход плывет по морю/Пароход ходит в море.
Воспитатель ставит перед детьми три игрушки.
В: А вы можете сказать, в чём главное отличие этих предметов? Я вам дам подсказку. Это отличие связано с действием.
Ответы детей: автомобиль ездит по земле, значит он наземный, самолет летает в небе, значит он воздушный, пароход ходит по воде, значит он водный.
В: Теперь поговорим о машинах. Есть машины, название которых состоит из двух слов . Как они называются?
Воду возит – водовоз,
Бензин возит – бензовоз,
Молоко возит – молоковоз,
Мусор возит – мусоровоз,
Цемент возит – цементовоз. Ребята, это специальные машины, предназначенные для работы.
3 часть (Заключительная часть)
Воспитатель достает все игрушки из коробки.
В: Теперь давайте назовём каждый из этих предметов.
Дети называют все выложенные игрушки.
В: А как это всё можно назвать одним словом? Как вы думаете?
Ответы детей: транспорт.
В: Правильно. Транспорт – это разные виды средств передвижения, которые перевозят пассажиров или грузы.
Воспитатель кладет перед детьми картинки с небом, водоемом и землей.
В: Давайте разделим весь транспорт по месту передвижения.
Самолёт - это воздушный вид транспорта.
Автомобиль - это наземный вид транспорта.
Пароход - это водный вид транспорта.
Автобус - это наземный вид транспорта.
Вертолёт - это воздушный вид транспорта.
Самосвал - это наземный вид транспорта.
Поезд - это наземный вид транспорта.
Велосипед - это наземный вид транспорта.
Рефлексия:
Вы большие молодцы. Все эти средства передвижения настолько разные, но всё это транспорт.
Кстати, в нашей посылке лежал еще один конверт с игрой. Хотите поиграть?
Это игра – лото. В неё вы можете поиграть в свободное время, но я предлагаю поиграть в мою игру «Найди лишнее».
Сейчас я буду вам показывать три карточки, а вы должны сказать, какая лишняя и почему.
- Поезд, машина, самолёт – лишнее самолёт, потому что это воздушный вид транспорта, а все остальные наземные.
- Самолёт, вертолёт, корабль – лишнее корабль, потому что это водный вид транспорта, а все остальные воздушные.
- Катер, подводная лодка, автобус – лишнее автобус, потому что это наземный вид транспорта, а все остальные водные.
Ребята, я считаю, что вы очень хорошо справились со всеми заданиями нашего тайного друга. Я обязательно напишу обратное письмо и расскажу о наших успехах. А пока вы можете играть в лото и в новые игрушки.
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
Шасси | Наземный | Ехать |
Иллюминатор | Воздушный | Летать |
Капот | Водный | Ходить (в море) |
Палуба | Пассажирский | Плавать |
Автомобиль | Грузовой | Водить (средство передвижения) |
Пароход |
Словарная работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи на тему "Транспорт"
Коррекционно-образовательные цели. Расширение и закрепление представлений о транспорте. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Транспорт» (транспорт, машина, грузовик, автобус, тролле...
ОД по развитию речи по теме: "Транспорт" в старшей группе
Программные задачи: 1. Образовательные:— расширять представления детей о разных видах транспорта;— продолжать знакомить с профессиями ( шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).2. Ре...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Транспорт. Приставочные глаголы» (с использованием приема мнемотехники).
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Транспорт. Приставочные глаголы» (с использованием приема мнемотехники)....
Конспект занятия по развитию речи на тему "Моя семья" старшая группа
Расширить представление о семье, уточнить понятие семья, родственники, учить детей кратко рассказывать о своих близких, продолжать развивать мелкую моторику рук....
Конспект НОД по развитию речи на тему «Транспорт» в старшей группе.
Конспект НОД по развитию речи на тему «Транспорт» в старшей группеЦель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”.Задачи:Ввести в словарь дете...
Конспект занятия по развитию речи по теме Настроение человека старшая группа
Конспект занятия по развитию речи по теме Настроение человека старшая группа...