конспект занятия по развитию речи на тему "Птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лычагина Ольга Николаевна

Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах с помощью мнемосхемы.

Задачи:

1. Образовательные

• Учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;

• Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;

• Учить образовывать сложные прилагательные; существительные множественного числа; притяжательные прилагательные;

• Закреплять навыки употребления сложноподчинённых предложений

2. Развивающие

• Развивать логическое мышление, память и внимание;

• Развивать слуховое восприятие;

3. Воспитательные

• Воспитывать умение слушать рассказы других детей;

• Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах с помощью мнемосхемы.

Задачи:

1. Образовательные

• Учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;

• Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;

• Учить образовывать сложные прилагательные; существительные множественного числа; притяжательные прилагательные;

• Закреплять навыки употребления сложноподчинённых предложений

2. Развивающие

• Развивать логическое мышление, память и внимание;

• Развивать слуховое восприятие;

3. Воспитательные

• Воспитывать умение слушать рассказы других детей;

• Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально- коммуникативное развитие.

Оборудование: картинки с изображением воробья, синицы, снегиря, сороки, дятла, кормушка, бумажные фигурки зимующих птиц, корм для птиц, телевизор, DVD

Ход НОД.

Дети входят в группу,  останавливаются возле воспитателя, здороваются с гостями.

Воспитатель: - Ребята, давайте поиграем в игру «Каких вы знаете птиц». Вставайте в круг, а поможет нам в этой игре Волшебный клубок. У кого в руках Клубок, тот называет любую птицу и передает Клубок следующему игроку, а нитку продолжает держать.

Дети называют птиц. Воспитатель: молодцы, ребята, много вы знаете птиц. А теперь садитесь на свои места, устраивайтесь поудобней, глазки смотрят на меня. Напоминаю, что отвечать необходимо полным ответом и отвечает только тот, кого я спрошу.

Я убедилась, что вы знаете много птиц. А скажите, что общего есть у всех птиц? Чем они похожи?

-клюв, -маленькая голова, -крылья, -тело покрыто перьями, -хвост, -лапки

Молодцы, ребята, вы все правильно ответили. Теперь мы знаем строение птиц и общие признаки наших пернатых друзей. Среди множества птиц есть птицы, которые улетают в теплые страны, а есть такие, кто остается зимовать. Кто такие зимующие птицы? – те, что остаются зимовать. 

Правильно, мы сегодня будем с вами разговаривать о зимующих птицах. Каких зимующих птиц вы знаете? –Воробей, снегирь, сорока, синица, дятел.

У каждой птицы есть свои особенности. Сейчас мы поиграем в игру «Кто какой?». Воробей какой? – маленький, серый, шустрый. Если у воробья короткий клюв, значит воробей какой? –короткоклювый. Если у воробья короткие лапки, значит воробей какой? –коротколапый. Если у воробья короткий хвост, значит воробей какой? –короткохвостый. Как подает голос воробей? –чик-чирик. Что делает воробей? –чирикает. Где живет воробей?- в городе. Вот какой замечательный воробей.

 Посмотрите на снегиря. Если у снегиря толстый клюв, значит снегирь какой? –толстоклювый. Если у снегиря красная грудь, значит снегирь какой? –красногрудый. Если у снегиря черная голова, значит снегирь какой?-черноголовый. Как подает голос снегирь? Фью, фью. Посвистывает. Где живет снегирь? В лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку. Вот какой красивый снегирь.

Посмотрите внимательно на синицу. Если у синицы жёлтая грудь, значит какая синица? -Желтогрудая синица. Если у синицы голова черная, значит какая синица? –черноголовая. Как подает голос синица? –тинь-тинь. Что делает синица? –тинькает. Где живет синица? - В лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку. Какая замечательная синичка.

Посмотрите внимательно на сороку. Сорока какая? –ловкая, суетливая. Если у сороки белые бока, значит какая сорока? –Белобокая. Если у сороки длинный хвост, значит какая сорока?-длиннохвостая. Как подает голос сорока? –тр-тр. Что делает сорока? –трещит. Где живет сорока?- в лесах, неподалеку от человека.

Какая еще зимующая птица изображена на картинке? – дятел. Дятел какой? –трудолюбивый, шумный. Если у дятла длинный клюв, значит какой дятел?- длинноклювый. Если у дятла красная голоыв, значит какой дятел?- красноголовый. Если у дятла белая грудь, значит какой дятел?- белогрудый. Как подает голос дятел?-кик-кик. Что делает дятел?-стучит. Где живет дятел? – в лесу.

Вот какие замечательные зимующие птицы, красивые и у каждой свои особенности. Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть? (да). Поиграем в игру «один-много»: 1 воробей-много воробьев-стая какая?-воробьиная. 1 снегирь-много снегирей-стая какая? Снегириная, 1 синица-много синиц- стая какая? Синичья, 1 сорока-много сорок-стая какая? Сорочья, 1 дятел-много дятлов-стая какая? Стая дятлов.

 Холодно и голодно птицам зимой. А кто заботится о них в холодное время года? (в холодное время года о птицах заботятся люди) Как заботятся люди о птицах? (люди для птиц делают кормушки, подкармливают птиц. А чем можно угостить наших пернатых друзей? – семечками, зерном, семенами, ягодами. А какой корм больше всего любит воробей? –семечки. А какое любимое блюдо у снегиря?- ягоды рябины. А чем бы полакомилась синичка? –салом сырым, несоленым. А что больше всего любит сорока?-зерно. А чем можно угостить дятла? –семенами, ягодами. Видите, ребята, насколько удивительны зимующие птицы: у каждой есть свое любимое блюдо, лакомство. И человек, подкармливая птиц, помогает им благополучно перезимовать.

Физкультминутка Игра «Столовая для птиц». Ребята, выходите на ковер, вставайте в рассыпную. Представьте, что вы птицы. Я вам дам картинки с изображением зимующих птиц, прочитаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на эту кормушку и ставит свою птичку к кормушке.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три сороки были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

а в четверг со всех краёв

Стая серых воробьев.

В пятницу в столовой нашей дятел лакомился кашей

А в субботу, воскресенье было общее веселье.

Молодцы, птички. Все собрались возле кормушки полакомиться семечками, ягодами. А теперь садитесь на свои места. Сейчас вы будете рассказывать о своей птичке, а поможет рассказать вам вот эта мнемосхема (на телевизоре). Остальные ребята должны внимательно слушать рассказ своего товарища.

Каждый ребенок составляет рассказ о своей птице.

- Молодцы, ребята, интересные рассказы вы составили о своих пернатых друзьях.  

Итог: О каких птицах мы сегодня составляли рассказ? –о зимующих. Как можно помогать птицам зимой? Мы сегодня рассказали о воробье, снегире, синице, сороке, дятле. Но зимующих птиц гораздо больше и мы будем о них говорить на следующих занятиях. Наше занятие на сегодня закончено.

Мнемосхема для составления рассказа о зимующих птицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...