Конспект по познавательному развитию
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Фатаува Гелюся Зайнитовна

формировать представление детей о героическом прошлом города Санкт-Петербург (в те годы Ленинград), о блокаде, о помощи жителей нашего города ленинградцам в годы Великой Отечественной Войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_blokadnyy_leningrad.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты - Мансийского автономного округа

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

           Конспект образовательной деятельности

в подготовительной группе

на тему: «Детям о блокаде Ленинграда»

                   

                                                                                  Воспитатель: Фатаува Г.З.

                                                                                                   

Пыть-Ях, 2024        


Тема: «Детям о блокаде Ленинграда» 

Цель: формировать представление детей о героическом прошлом города Санкт-Петербург (в те годы Ленинград), о блокаде, о помощи жителей нашего города ленинградцам в годы Великой Отечественной Войны.

Вид деятельности: коммуникативная.

Форма проведения: групповая.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

* расширять знания детей о жизни жителей Ленинграда во время блокады;

* познакомить детей с историей создания сквера «Сибирских кошек» в Тюмени;

* развивать интерес к истории своей страны;

* развивать способность сопереживать, сочувствовать;

*развивать зрительное внимание и восприятие;

*формировать любовь к своей стране и родному городу;

*воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к старшему  

  поколению;

Словарная работа: активизировать словарный запас по теме (война, блокада).

Методы:

*Словесный (рассказ педагога, объяснение, уточнение, вопросы к детям).

*Наглядный (слайды, фотографии, демонстрация образцов –кусочки хлеба и сахара).

Предварительная работа:

1) рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной Войне 1941-1945г.

2) беседы с детьми о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.

3) прослушивание песен и стихов о Великой Отечественной Войне.

4) чтение повести Ю. Герман «Вот как это было».

Ресурсы:

Музыкальный центр, экран, ноутбук, видео-презентация(слайды), аудио-запись (сирена воздушной тревоги и объявление Левитана о начале войны), кусочки хлеба (125 гр.) и кусочки сахара.

Приложения:

1) презентация – слайды

Ход ОД:

1.Организационный момент.

Звучит аудио - запись (сирена воздушной тревоги и диктор Левитан объявляет о начале войны).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в каких случаях звучит этот сигнал? И что он обозначает?

Дети: сирена включается в случае какой-то опасности, чтобы привлечь всеобщее внимание.

Воспитатель: Верно, ранним утром 22 июня 1941 года, когда все мирно спали, фашисты напали на нашу страну. Фашисты-это злые и жестокие люди. Они решили, что на всей Земле должен остаться только их народ, который они считали лучшим. А все другие народы должны быть уничтожены.

Послушайте стихотворение:

22 июня.

Все на рассвете мирно спали,

Ночь темная, как - будто тень

И жители земли еще не знали,

Какой рождался страшный день.

Не знали, что в двадцатом веке

Он станет самым черным днем,

От крови покраснеют реки,

Земля опалится огнем! (слайд 1)

2.Основная часть.

 Воспитатель: Немецкие самолеты начали бомбить наши города, аэродромы, железнодорожные станции, больницы, детские сады. Фашисты хотели захватить нашу землю, а всех людей убить или сделать рабами. Началась Великая Отечественная Война, которая длилась долгих 4 года. Для всех людей закончилась мирная жизнь (слайд 2).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему эту войну назвали Великой Отечественной? (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Войну назвали так, потому что это была для нашего народа справедливая, направленная на защиту своего Отечества, война. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна.

Воспитатель: Через 2.5 месяца после начала войны фашисты окружили кольцом блокады город Ленинград. Ребята, может кто-нибудь из вас знает, как сейчас называется этот город?

Дети: Петербург, Санкт-Петербург.

Воспитатель: Да, сейчас этот город носит название Санкт-Петербург, в честь Петра 1, который его основал. В сентябре 1941 года враги очень близко подошли к городу и обстреливали его из пушек (слайд 3).

Если город окружен со всех сторон врагами - это значит, что он в блокаде. Как вы думаете, во время блокады можно завезти в город продукты?

Дети: нет…

Воспитатель: Ребята, блокада-это значит, что все дороги к городу заблокированы, и туда ничего нельзя доставить. Это было очень страшное время. Постоянные обстрелы, голод, холод. Фашисты хотели стереть город Ленинград с лица земли-взорвать и сжечь всю его красоту, уничтожить всех жителей.

Мы помним, как душило нас блокадное кольцо,

Как смерть пугала и не раз смотрела нам в лицо,

Да, были холод, голод, град снарядов, взрывов гул,

Пожаров дым. Но Ленинград стоял назло врагу! (слайд 4).

Воспитатель: В блокадном Ленинграде остановились трамваи, автобусы, троллейбусы. Не работало отопление, во многих домах не было света и воды. Продуктов почти не осталось. Каждому жителю выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба (слайд 5).

Если потеряешь свою карточку-останешься голодным.

Воспитатель: Вот такой кусочек хлеба получал ребенок или старик на весь день. Посмотрите ребята, какой маленький кусочек (показ кусочка хлеба). Как вы думаете, можно быть сытым, съев такой кусочек, и больше ничего за весь день?

Дети: нет!

Воспитатель: И кроме такого кусочка хлеба еды почти не было. Хлеб на вкус был горьким, потому что его делали из отрубей и клея. Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку, чтобы он остался жив. Конечно, этого не хватало, люди умирали от голода, замерзали на улицах, потому что у них не было сил дойти до дома (слайд 6).

Воспитатель: Маленькие дети жили в детских садах. Они гуляли, кушали, спали, играли, если не было бомбежки (слайд 7).

Детей кормили жидкими кашами на воде и супами, в которых плавали несколько кусочков картошки. А когда начиналась бомбежка, детей уводили в темный подвал. Дети сидели, тесно прижавшись друг к другу, и слушали, как наверху взрываются бомбы (слайд 8).

Воспитатель: Как вы думаете, деткам было страшно?

Дети: Да, конечно!

Воспитатель: Дети постарше продолжали ходить в школы. В школах было очень холодно, поэтому уроки были короткие и дети ничего не писали, потому что чернила замерзали. Чтобы хоть как-то согреться, делали вот такие небольшие железные печки-буржуйки (слайд 9).

Вместо дров в них жгли деревянную мебель и книги. Пока печка топится-тепло, закончил топить-опять в комнате холодно, как на улице.

Воспитатель: Несмотря на все трудности, город продолжал жить и бороться! Взрослые решили, что нельзя оставлять детей без Новогоднего праздника. И он состоялся! В город привезли тысячу новогодних елок. А по застывшему Ладожскому озеру под обстрелом вражеских истребителей (машина получила 49 пробоин), привезли мандарины (слайд 10).

Для малышей организовали елки в школах и детских садах с выдачей подарков. Но самое главное-всех детей накормили горячим обедом из трех блюд! (слайд 11,12).

В подарок дети получили пакетики с сухариками, мандарины и по несколько кусочков сахара. Посмотрите, ребята, дети были очень рады получить в подарок от Деда Мороза сахар (показ сахара-рафинада).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, дети обрадовались подаркам от Деда Мороза? А вы бы были рады, получив в подарок сахар? (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем, вставайте и повторяйте за мной все движения:

Физминутка

-Если ты солдатик бравый,

Помаши рукой на правой.

Если ты солдатик смелый,

Помаши рукой нам левой.

Если ты солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка!

А теперь солдатик бравый

Маршируем до заставы.

Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь. Я расскажу вам ещё про блокадный Ленинград. Во время блокады вся страна переживала за ленинградцев. Ребята, а как бы вы помогли жителям блокадного города? (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Люди посылали продукты, теплую одежду. Да только возможности все это передать жителям Ленинграда не было-немцы не давали приблизиться к городу. Единственная дорога-узкая полоска воды по Ладожскому озеру, которая постоянно обстреливалась.

Воспитатель: Жители нашего города Тюмень тоже помогали блокадному Ленинграду. В наш регион были эвакуированы (это значит перевезены) два завода из Ленинграда. В Тюмень привезли больше 12 тысяч детей из блокадного города, в том числе воспитанников детских домов (слайд 13).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что не только люди помогали Ленинградцам? Догадайтесь, какие животные спасли блокадный город от крыс?

Дети: Кошки?

Воспитатель: Конечно, кошки! В Ленинграде был страшный голод, и умерли почти все домашние животные, в том числе и кошки. И город настигла новая беда-полчища крыс (слайд 14).

Крысы нападали на больных и истощенных детей и стариков, когда те спали. Полчища крыс переходили улицы, не давая проехать транспорту, они уничтожали зерно на мельнице, где мололи муку для всего города. Крысы проникли в Эрмитаж (это музей, где хранятся картины великих художников), и начали их уничтожать (слайд 15).

Воспитатель: Крыс травили, давили танками, но их количество только росло. Сразу после прорыва блокады в Ленинград доставили 4 вагона дымчатых кошек из Ярославской области. Кошек везли под усиленной охраной, как очень ценный груз. Половину кошек выпустили на вокзале, остальных отдали жителям (слайд 16). Многим Ленинградцам кошек не хватило. За кошку отдавали самое дорогое-хлеб. Много кошек погибло в борьбе с крысами, нужна была подмога. Тогда по всей Сибири стали собирать лучших крысоловов. Зимой 1944 года милиция Тюмени начала собирать кошек для отправки в Ленинград. Многие Тюменцы отдали своих пушистых любимцев, чтобы помочь Ленинградцам. За 2 недели жители Тюмени собрали 240 котов и кошек (слайд 17).

Воспитатель: Как вы думаете, наши сибирские кошки справились с крысами?

Дети: Да, конечно!

Воспитатель: Сибирским кошкам удалось почти полностью очистить Ленинград от крыс. С тех пор кошки пользуются особым уважением и любовью в этом героическом городе.

Воспитатель: А в нашем городе 12 лет назад был открыт сквер «Сибирских кошек» с бронзовыми фигурками кошек, в память о тех животных, которые спасли блокадный город от крыс и эпидемий (слайды 18,19,20).

Воспитатель: Ребята, кто-то из вас, наверное, был в этом сквере?

Дети: Да, я был

Воспитатель: Обязательно сходите с родителями в этот сквер, он находится рядом с Цветным бульваром и Цирком, погладьте кошечек и расскажите мамам и папам, что вы сегодня узнали о блокаде Ленинграда и том, как наши сибирские кошки помогли жителям этого города.

3) Заключительная часть(рефлексия).

Воспитатель: Ребята, про какую войну я вам сегодня рассказывала? (Великая Отечественная война)

Воспитатель: Какой город находился в кольце блокады? (Ленинград)

Воспитатель: Какие животные помогли жителям блокадного города? (кошки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.

Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но  и родителям, а также работникам  групп дополнительного образования....

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП  НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель:    дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...

Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.

Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия  жилищ животных (бер...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага"

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность.  Тема: "Удивительная бумага" подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)...