Конспект занятия познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Удивительный песок»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ознакомление и расширение представлений дошкольников о свойствах песка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_pesok.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербурга

Конспект занятия познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

тема:

 «Удивительный песок»

Технологии:

Игровые (создание игровой мотивации).

Развивающего обучения

Проблемного обучения

Цель: ознакомление и расширение представлений дошкольников о свойствах песка.

Образовательные задачи:

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах песка (сыпучий, пропускает воду); активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, делать выводы.

Развивающие задачи:

Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук ребёнка; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познавательной деятельности, аккуратность при работе с песком, наблюдательность и внимание; воспитывать умение работать в коллективе.

 развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность;

Виды деятельности: 

Игровая

Коммуникативная: диалоги, ответы на вопросы, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками

 Восприятие художественной литературы 

Двигательная: передвижение на местности, физминутка.

Познавательно-исследовательская: исследование карты, ориентация на местности

Интеграция образовательных областей: 

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Технологии:

Игровые (создание игровой мотивации).

Развивающего обучения

Проблемного обучения

Материал и оборудование:

Презентация о песке, 2 таза с сухим песком, 2 таза с мокрым, халаты для детей, материал для опытов, оборудование для самостоятельных игр с песком.

Предварительная работа: 

Чтение и рассматривание иллюстраций и энциклопедии для детей «Почемучка», экспериментирование с песком.

Ход занятия:

Воспитатель: Поиграем мы с утра

Заниматься нам пора

Но не лепкой и не чтеньем

Ждёт нас опыт и игра

Воспитатель: Мы сегодня станем исследователями и будем проводить опыты и эксперименты. Уважаемые коллеги, готовы?

Дети: Да

Воспитатель: А вот что будем исследовать, вам надо угадать.

Воспитатель: Ребята, перед вами ящик, но не простой (ящик накрыт салфеткой). Нужно опустить туда руку, и мы узнаем, что нужно нам для занятия.

Дети: песок

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: отвечают

Воспитатель: Ну что, проверим ваши предположения. Открываю ящик и там действительно сухой песок. Правильно?

Дети: Да

Воспитатель: Я вам предлагаю посмотреть небольшой сюжет о песке

Просмотр презентации о песке

 (на море, в пустыне, в строительстве, в украшении ландшафта, где применяется и что из него можно сделать)

Воспитатель: А теперь, уважаемые коллеги, я прошу вас пройти в лабораторию. Как настоящие ученные, мы сейчас оденем халаты и займем свои рабочие места.

Дети рассаживаются за столы.

Воспитатель: Но вначале давайте вспомним правила работы с песком. Какие вы знаете?

Дети: нельзя кидать в лицо, обсыпаться, брать в рот, и всегда мыть руки после игры.

Воспитатель: Молодцы. Так как правила вы знаете, то начнем нашу работу и будем исследовать песок. А начнем мы с первого опыта и рассмотрим песок вблизи? Какой нам потребуется инструмент, чтобы рассмотреть поближе песок?

Дети: Лупа 

Воспитатель: Насыпаем на бумагу небольшое количество песка, подносим лупу, смотрим внимательно, и что мы видим? Из чего состоит песок?

Дети: Из мелких песчинок, камушек

Воспитатель: Правильно. А теперь возьмите песок в руку и давайте руками обследуем песок. Какой он?

Дети: сухой, сыпучий.

Воспитатель: А кто знает растворяется он в воде или нет?

Дети: да, нет (кто как ответит)

Воспитатель: Хотите, проверим? Берите стакан с водой и высыпаем туда ложку песка. Перемешиваем. Хорошо перемешиваем, стараемся. Ну что, растворился?

Дети отвечают неоднозначно, кто да, кто нет.

Воспитатель: Ну раз мы с вами затрудняемся ответить на этот вопрос, я вам помогу. У меня есть соль, кто знает, растворяется соль в воде или нет? А когда мама варит суп, видно соль в нем или нет?

Растворяю соль в воде и показываю детям, ее не стало. Тут же беру стакан с песком, в котором имеется песчаный осадок

Воспитатель: Так какой мы можем сделать вывод?

Дети: Песок растворяется.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю, уважаемые коллеги проверить пропускает ли песок воду или нет. Как вы думаете

Дети: Да, нет

Воспитатель: Хотите проверить? Тогда берите баночку с воронкой, в которой заранее насыпан песок. В воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок?

Дети: Да

Воспитатель: Так какой мы можем сделать вывод?

Дети: песок пропускает воду

Воспитатель: посмотрите, я хочу вам загадать логическую задачу. Беру колбочку, бросаю туда камень, насыпаю песок и вопрос: Как сделать так, чтобы камень оказался на поверхности песка?

Дети: Воды налить, высыпать песок

Воспитатель: А вы проделайте тоже самое, и подумайте.

Дети насыпают на камень в колбе песок и думают. Если догадаются – хорошо. Если нет, воспитатель сама подсказывает.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Песок мельче, а камень тяжелее. Когда мы встряхиваем колбу, камень вместе с песчинками подлетает вверх, пока он летит вверх, маленькие легкие песчинки успевают затечь под него.

Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне. (Подходят к 2 тазам с сухим и 2 тазам с мокрым песком). Ребята, а определите какой песок сухой, а какой мокрый. Как ва догадались?

Дети: Темнее - мокрый, сыпучий - сухой.

Воспитатель: А давайте, коллеги, сделаем из мокрого песка колобок небольшой. Положите его на одну ладошку, а на вторую возьмите горсть сухого песка. Какой легче песок?

Дети: Сухой

Воспитатель: А почему?

Дети: В мокром песке есть вода и она прибавляет вес.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть с песком. Наши пальчики превращаются в лапы медведя. Покажите, как ходит мишка? Наши пальчики превратились в мышку, змею, бегемота, слона.

Дети имитируют движения животных.

Воспитатель: Посмотрите, какие получились разные следы, от разных животных. А на каком песке может остаться след?

Дети: На мокром

Воспитатель: А с каким песком вам больше нравится играть?

Дети: С мокрым

Воспитатель: Вот я вам и предлагаю поиграть с песком. (Даю формочки, лопатки, животных, пупсов)

Дети самостоятельно играют 3-4 минуты.

Воспитатель: Коллеги, вы не забыли, что мы с вами еще в лаборатории? Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте отряхнем ручки, возьмемся за руки и закроем глаза.

Раз, два, три-с

В садике очутись

Я благодарю вас дети, ваши ручки и пальчики, они хорошо сегодня играли с волшебным песком, но ручки надо после работы помыть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие Звездочки».

формирование математических знаний и умений у детей старшего дошкольного возраста посредствам игры-путешествия....

Конспект НОД "Познавательное развитие" в подготовительной группе "Школа юных космонавтов"

Занятие в игровой форме позволяет обощить и систематизировать представления детей 6-7 лет опо теме "Космос"...

Конспект по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «4,3,2,1 ПОЕХАЛИ! »

Конспект по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «4,3,2,1 ПОЕХАЛИ! »        Конспект развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы....

Конспект занятия познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Магнит и его свойства»

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита....

Конспект занятия познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: Конструирование из бумаги «Новогодние игрушки»

Развивать у детей умение украшать поделку из бумаги используя различный материал. Формировать представления детей о встрече Нового года....