Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по экспериментированию. | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Удивительные свойства магнита»
Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.
Задачи:
Образовательные: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»; познакомить об использовании магнита человеком.
Развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.
Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Оборудование и материалы: магниты разной величины (на каждого ребенка), металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, стаканы с водой, автомобильные трассы нарисованные на картоне формата А 4, тарелки одноразовые, мяч.
Предварительная работа: беседа о научно-исследовательских институтах (чем занимаются, кто работает…).
Ход опытно-исследовательской экспериментальной деятельности
Дети и гости сидят на стульчиках
- Уважаемые младшие сотрудники, сегодня к нам в научно-исследовательский институт им.Магнитолика пришли гости, чтобы посмотреть, чем занимается наш институт.
Давайте с ними поздороваемся!
Дети здороваются
- Ребята, вчера поздно вечером к нам в институт привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать, что же это за предмет?
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним.
Ответы детей
(Магнит)
- Правильно, магнит!
Воспитатель достает из коробки магнит и показывает
Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
- А кто знает, что такое магнит?
Ответы детей
(Это камень, который притягивает к себе железные предметы…)
- Правильно!
- А вы знаете, почему этот камень так называют?
Ответы детей
(Нет! Да!)
- Тогда я предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне…
Легенда
(Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле)
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.
- Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?
Ответы детей
(Магнитная гора)
- Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?
Ответы детей
(Снял доспехи, сделанные из металла, железа…)
- Правильно! Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я приглашаю вас и наших гостей отправиться в волшебный мир опытов и экспериментов с этим удивительным камнем на базе нашего института им.Магнитолика.
Воспитатель приглашает детей к столам. На столах стоит все необходимое для опытов и экспериментов с магнитом на каждого ребенка.
Опытно-экспериментальная часть
- Ребята, что вы видите на своих рабочих столах?
Ответы детей
(Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани…)
- Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. И сейчас мы с вами проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.
Опыт № 1
- У вас на столах, находятся предметы из разных материалов. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на розовую тарелочку, а те которые не притягивает – на синию.
Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам
- Назовите, какие предметы притянул магнит.
Ответы детей
(Скрепки, монеты, гвоздики…)
- Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?
Ответы детей
(Из металла, железа)
- А какие предметы не притянул магнит?
(Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки…)
- Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?
Ответы детей
(Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)
- Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики…?
Ответы детей
(Потому что они металлические, железные)
- Правильно, все они металлические, железные. Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются.
- Это свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.
- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Опыт № 2
- Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло, воду?
Ответы детей
(Да! Нет!)
- Хорошо. Давайте проверим.
- Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку, скрепку) с помощью магнита через преграду - картон.
Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку
- Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.
- Готовы?
- На старт, внимание, марш!
- Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.
- Отчего так происходит?
Ответы детей
(Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…)
- Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические скрепки (монетки) и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду.
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду – картон.
Опыт № 3
- Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например - стекло, воду и другие препятствия?
Ответы детей
(Да! Нет!)
- Давайте проверим.
- У вас на столах стоят стаканы с водой. Бросьте в него скрепку и
представьте, что это затонувший корабль.
- Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через стекло достать затонувший корабль со дна моря?
Ответы детей
(Да! Нет!)
- Тогда давайте проверим.
- Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
- Что мы видим?
Ответы детей
(Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх...)
- Может магнит притягивать через преграду - стекло?
Ответы детей
(Да!)
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду - стекло.
Опыт № 4
- А сейчас давайте проверим, действует ли магнит через преграду - воду.
- Перед вами стоят стаканы с водой. Возьмите скрепку, монетку, кнопку и бросьте их в этот стакан, они будут играть роль различного мусора в пруду, а мы попробуем этот пруд очистить от мусора с помощью магнита и выяснить, сохраняет ли магнит свои свойства притягивать металлические предметы через преграду - воду.
- Берите магнит и опускайте его в воду. Что же мы видим?
Ответы детей
(Предметы примагничиваются через воду…)
- Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили пруд!
- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через воду.
- Ну, что пора немного отдохнуть, и я приглашаю вас поиграть в игру «Притянет – не притянет».
Воспитатель приглашает детей на ковер
Игра с мячом «Притянет - не притянет»
(Мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч).
Воспитатель предлагает детям вернуться к рабочим места
Опыт № 5
- Продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. Магнит может быть не только постоянным, но и временным.
Дети повторяют опыт
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
- Ребята, а вы знаете, что у магнита существует два полюса: северный и южный?
Ответы детей
(Да! Нет!)
- Кто знает? Какие полюса притягиваются, а какие отталкиваются?
Ответы детей
(Если полюса разные – притягиваются, если одинаковые – отталкиваются)
- Хотите проверить. Тогда я сейчас подойду к каждому из вас, и вы приложите свой магнитик к каждой из сторон моего магнита и узнаете так ли это.
Воспитатель подходит к каждому, дети прикладывают магнитик
Итог опытно-экспериментальной деятельности
- На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:
- С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом)
- Какие предметы притягивает магнит? (Металлические)
- Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)
- Какие свойства магнита вы запомнили?
(Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…; Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами).
- Сколько полюсов у магнита?
(Два - северный и южный)
- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?
Ответы детей
(Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…)
- Ребята, а вы знаете, где еще используются магниты?
Ответы детей
(В медицине, в различных приборах, для очистки водоемов, в качестве поисковиков, при строительстве и ремонте подводных сооружений, так как с их помощью удобно держать инструменты)
Если дети затрудняются ответить, то воспитатель им помогает
- Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много нового узнали об удивительном камне магните. Вы были настоящими исследователями. Спасибо, вам, за вашу научную работу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Прощаются!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Конспект открытого занятия по ФЭМП (образовательная обл. Познание) в подготовительной к школе группе. Тема : «Поможем Элли вернуться домой».
Программное содержание. Продолжать учить составлять число 10 из единиц. Познакомить с обозначением числа 10. Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10. Закреплять умение ориенти...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей подготовительной к школе группы в МДОУ №162 г. Саратова воспитателя Перетрухиной Е.А. Тема: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разб
Знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой. Знакомство детей с жанром устного народного творчества – «былины», их сходством со ...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе с ЗПР на тему: «Путешествие по временам года»
Цель: закрепить и обобщить полученные знания. Совершенствовать умение ориентироваться во временных понятиях и их последовательности; закрепить характерные признаки времен года....
Экспериментально-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе.«Знакомство со свойствами магнита» (опыты)
Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....
Конспект открытого занятия по ФЭМП (образовательная обл. Познание) в подготовительной к школе группе Тема :«Поможем Элли вернуться домой».
Тема :«Поможем Элли вернуться домой».Подготовила и провела воспитатель: Программное содержание. Продолжать учить составлять число 10 из единиц. Познакомить с обозначением числа 10. Закрепи...
Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»
Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.За...