Развитие речи Заучивание русской народной песенки " Тень- тень- потетень" в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Бекбатырова Нуржамал Жолбергеновна

Развитие речи- это целенапрвленная и последовательная педагогическая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.r_14.10.24.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

14.10.2024г.

Конспект по развитию речи в средней группе.

Тема: «Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень»

Цель: Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.

Задачи:

Учить последовательно запоминать песенку.

Развивать слуховое восприятие, внимание, память, речевую активность,      знакомить с новыми словами (плетень, изба)

Воспитывать доброжелательное отношение, желание сделать приятное близким.

Материалы и оборудование:  Стол, ложки, коробочка, игрушки: мячик, заяц, мишка; шапочка кота, бабушки; кастрюля, репка, тарелочки, половник.

                                                          Ход занятия                                       Организационный момент: 

                            Станем рядышком, по кругу,
                            Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
                             Нам здороваться ни лень:
                            Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
                             Если каждый улыбнётся -
                             Утро доброе начнётся.
                          - Доброе утро!

 - Дети у вас хорошее настроение?

 - Ребята, давайте поиграем? У меня есть волшебная коробочка, а в нем лежат предметы подсказки к известным нам уже стихотворениям. Предмет достаем и вспоминаем стихотворения. Давайте посмотрим, что в нем.  

- Маргарита, подойди и достань предмет из коробки.

- Что это? ( игрушка), назови  игрушку ( мячик)

«Ой, ребята, посмотрите какой разноцветный, веселый мяч.

- Давайте,  вспомним  стихотворение  о мяче (А. Барто «Наша Таня громко плачет»).

- Рассказывает стихотворение Маргарита.

- Матвей, достал из коробки Мишку, Дана зайца.

 ( дети  читают стихи про эти  игрушки  «Зайку бросила хозяйка», « Мишка косолапый».

- Ребята, в коробочке еще что- то лежит. Что это? ( ложки)

- Для чего эти ложки и что можно ими делать?

- Ребята эти ложки  волшебные и с их помощью мы отправимся в сказочное путешествие. (играю на ложках)

                        Дружно за руки друг друга берем

                        И за мною все идем.

                        Раз, два, три, четыре, пять!

                        Как приятно нам шагать.

                        По дорожке шли-шли

                        К стульчикам своим пришли.

 Основная часть:

( дети подходят к стульям, рядом стоит стол. На столе стоит кастрюля и тарелочки)

- Ребята, садимся на стульчики.

- Мы оказались в русской избе. А в русской избе  хозяйка, когда готовила обед, всегда  напевала песенки. И я вам сейчас прочитаю русскую народную песенку.

Тень-тень-потетень,

В огороде-то плетень.

В избе печка топится,

Бабушка торопится:

Она репу печет,

По тарелочкам кладет.

Кот к тарелке - скок!

Себе нос обжег.

- Понравилась ли вам песенка?

- Ребята, а вы знаете, что такое плетень? (плетеный из прутьев забор)

- А, что такое изба?  (дом)

( показываю деревянный домик- избу, забор из прутьев)

- Слушайте внимательно, я читаю песенку еще раз.

«Тень-тень-потетень, в огороде-то плетень?» (предлагаю ребятам повторить эти строки с утвердительной  интонацией)

- Повторите эти строки.

«В избе печка топится? Бабушка торопится?»

( затем читаю первые шесть строчек)

Тень-тень-потетень,

В огороде-то плетень.

В избе печка топится,

Бабушка торопится:

Она репу печет,

По тарелочкам кладет.

-  Если бабушка торопится и уже печеную репу по тарелочкам кладет,

 значит, кто-то вот-вот придет обедать. Но первым прибежал... (кот).

Кот к тарелке - скок!

Себе нос обжег.

( дети по очереди  повторяют эти строки)

( читаю песенку полностью)

Тень-тень-потетень,

В огороде-то плетень.

В избе печка топится,

Бабушка торопится:

Она репу печет,

По тарелочкам кладет.

Кот к тарелке - скок!

Себе нос обжег.

 - Я вам предлагаю проиграть песенку по ролям.

- Бабушкой будет Катя, котом Алан

( ребенок, показывает, как он раскладывает репу по тарелочкам, другой ребенок, изображающий кота, прыгает к тарелке, трет обожженный нос и мяукает, далее участвуют другие дети).

Рефлексия:

- Ребята, давайте еще раз  повторим  русскую народную песенку.

 Тень-тень-потетень,

В огороде-то плетень.

В избе печка топится,

Бабушка торопится:

Она репу печет,

По тарелочкам кладет.

Кот к тарелке - скок!

Себе нос обжег.

- Дети нам с вами пора возвращаться в нашу группу, а поможет нам в этом волшебная ложка (стукнув несколько раз в ложки, повернулись и в группу вернулись).

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Где мы побывали? ( в избушке)

- Кто там жил? ( Бабушка и кот)

- Что делала бабушка? ( репу пекла)

- Кого она ждала?

- Что сделал кот?

- Вам понравилась песенка?

- На этом наше занятие закончилось? Вы большие молодцы!

                       

Основная часть:

 - Ребята, вчера вечером нам в группу пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней.  Открывает посылку и достает разноцветный мяч.

«Ой, ребята, посмотрите какой разноцветный, веселый мяч. Предлагает вспомнить стихотворения о мяче (А. Барто «Наша Таня громко плачет»). Один из детей читает стихотворение. Воспитатель достает из посылки еще несколько игрушек (самолет, лошадка). Дети читают стихи про эти игрушки («Лошадка», «Самолет»).

Последним из посылки достается платок. Воспитатель сообщает детям, что платок - волшебный и с его помощью они отправятся в сказочное путешествие. (Дети берутся за края платка и идут за воспитателем).

                        Мы платочек все берем

                        И за мною все идем.

                        Раз, два, три, четыре, пять!

                        Как приятно нам шагать.

                        По дорожке шли-шли

                        К стульчикам своим пришли.

        Дети подходят к стульям. Рядом стоит стол, накрытый скатертью. На столе стоит кастрюля и тарелочки. Воспитатель предлагает сесть на стулья. Говорит, что мы оказались в русской избе. А в русской избе хозяйка, когда готовила обед, всегда напевала песенки.                                                                                 И я вам сейчас прочитаю русскую народную песенку.

Тень-тень-потетень,

В огороде-то плетень.

В избе печка топится,

Бабушка торопится:

Она репу печет,

По тарелочкам кладет.

Кот к тарелке - скок!

Себе нос обжег.

- Понравилась ли вам песенка?

- Ребята, а вы знаете, что такое плетень? (плетеный из прутьев забор)

- А, что такое изба? (дом)

( еще раз читаю песенку)

«Тень-тень-потетень, в огороде-то плетень?»  - предлагая ребятам повторить эти строки с утвердительной  интонацией (хоровой  и 3 - 4 индивидуальных ответа).

«В избе печка топится? Бабушка торопится?»  

Затем читает первые шесть строчек и поясняет: «Если бабушка торопится и уже печеную репу по тарелочкам кладет», значит, кто-то вот-вот придет обедать. Но первым прибежал... (кот).

Кот к тарелке - скок!

Себе нос обжег.

Дети по очереди повторяют эти строки. (4-5 детей)

Педагог читает песенку полностью.  Приглашаю к себе Катю, предложив ей выбрать сверстника на роль кота.

Первые две строчки произносят все дети, далее текст читает вызванный ребенок, показывая, как он раскладывает репу по тарелочкам (воображаемая ситуация). Другой ребенок, изображающий кота, прыгает к тарелке, трет обожженный нос и мяукает (обиженно или с негодованием).

Потом дети меняются ролями.

Если позволит время, можно еще раз разыграть сценку с участием других детей.                                                                                                                          Рефлексия:

- Давайте ребята, еще раз повторим русскую народную песенку.

- Дети нам с вами пора возвращаться в нашу группу.

( стукнув несколько раз в ложки повернулись и в группу вернулись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи «Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень».

Помочь детям закрепить и выразительно читать песенку.Программное содержание:   Учить последовательно запоминать песенку.   Развивать слуховое восприятие, внимание, память, ре...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи «Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи «Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень».Цель: Помочь детям запомнить и выразительно читать песенк...

Конспект НОД по развитию речи «Заучивание русской народной песенки «Тень, тень – потетень

Конспект НОД по развитию речи «Заучивание русской народной песенки «Тень, тень на плетень...

Конспект по развитию речи для детей 4-5 лет «Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень»

Цель: Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.Программное содержание:   Учить последовательно запоминать песенку.   Развивать слуховое восприятие, внимание, память, ре...