Конспект ООД по речевому развитию на тему: "Космос"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Формирование представлений детей о космосе. Расширение, уточнение и активизация словаря на тему "Космос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_razvitiyu_rechi_na_temu_kosmos_hairova.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по развитию речи

на тему: «Космос»

в группе «В» компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР

 

Подготовила: Хаирова И.А.

Дата: 06.04.2021г.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос» (космос, космонавт, корабль, ракета, станция, иллюминатор, спутник, полет, планета, звезда, орбита; первый, космический, орбитальный; осваивать, летать, запускать).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки по теме «Космос», картинка В. М. Каратая «Строительство космической станции» Все работы хороши. Детям о профессиях,— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.), тетради по числу детей, контейнер с карандашами, плоскостные изображения звезд с написанными на них словами и ракет, маленькие предметные картинки со звуком [р] в названиях, мяч.

Предварительная работа. Рассматривание картинок в любой детской энциклопедии или слайдов с изображениями звездного неба, Луны, Млечного пути, некоторых созвездий, беседа по теме «Космос» на занятии по развитию речи. Проведение игры «Космонавты» в центре сюжетно-ролевых игр. Разучивание упражнения «Ракета». Образование однокоренных слов к слову звезда на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие навыков слогового анализа слов. Объявление темы занятия.]

Воспитатель организует приветствие и предлагает им приготовиться к занятию. На столе перед каждым ребенком лежит предметная картинка.

Воспитатель. Встаньте около стульчиков, посмотрите на свои картинки. Сядет тот, кто назовет свою картинку и разделит ее название на слоги.

1-й р е б е н о к. Ра-ке-та. В этом слове три слога.

2-й ребенок. Спут-ник. В этом слове два слога.

3-й ребенок. Кос-мо-навт. В этом слове три слога.

4-й ребенок. Лу-на. В этом слове два слога. Добавить

Воспитатель. Молодцы! Вы быстро и правильно выполнили первое задание.

1. Рассматривание картины «Строительство космической станции» и беседа по ней. [Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос». Развитие диалогической речи.]

Воспитатель помещает на магнитную доску картину и обращает на нее внимание детей.

Воспитатель. Посмотрите на картину, которая называется «Строительство космической станции». Что и кого вы видите на ней?

Дети. Мы видим космическую станцию и космонавтов.

Воспитатель. Верно. Это действительно космическая станция. Ее называют орбитальной, потому что она находится на земной орбите и с огромной скоростью движется вокруг Земли. Космонавты вышли из орбитальной станции в открытый космос и монтируют новое оборудование. Оно необходимо им для исследования космоса. Что еще вы видите в космосе?

Дети. Мы видим Землю, Луну и много звезд.

Воспитатель. Что вы можете сказать о Земле? Какая Земля?

Дети. Голубая, далекая, красивая.

Воспитатель. А Луна какая?

Дети. Маленькая, холодная, круглая.

Воспитатель. Какие звезды вы видите?

Дети. Большие, блестящие, яркие.

Воспитатель. Как вы думаете, какая работа у космонавтов?

Дети. Трудная, интересная, важная, опасная.

Воспитатель. Правильно. Космонавты действительно выполняют очень важную работу. Благодаря этой работе на Земле развиваются наука и техника.

Воспитатель убирает картину.

3. Отгадывание загадок. [Развитие связной речи, мышления.]

Воспитатель. А теперь попробуйте отгадать мои загадки. Какая станция мчится быстрее любого поезда?

Дети. Орбитальная.

Воспитатель. Почему вы так решили?

Д е т и. У нее очень большая скорость.

Воспитатель.

Угли пылают —

Совком не достать.

 Ночью их видно,

А днем не видать.

Что это?

Дети. Это звезды.

Воспитатель. Как вы догадались?

Дети. Звезды ярко горят, но днем их не видно.

Воспитатель. Какие же вы сообразительные! Молодцы!

4. Работа в тетради. (Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.)

Воспитатель раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Воспитатель. Посмотрите на страницу слева. Что вы видите?

Дети. Это ракета и спутник.

Воспитатель. Возьмите любой цветной карандаш. Обведите ракету по контуру, а потом раскрасьте ее.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу, а потом убирает тетради и карандаши.

5. Подвижное упражнение «Ракета». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.]

Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и предлагает сделать знакомое упражнение.

А сейчас мы с вами, дети,

Маршируют по кругу.

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

Поднимаются на носки, тянут руки

вверх, сомкнув их.

А потом руки вниз.

Опускают руки.

Раз, два, потянись.

Вновь тянутся вверх.

Вот летит ракета ввысь!

Бегут по кругу на носочках.

В. Волина

6. Упражнение «Кто же это?» [Уточнение словаря по теме «Профессии».]

Воспитатель берет в руки мяч.

Воспитатель. Теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете, что делают представители разных профессий. Я буду говорить, что делает человек, а вы будете называть его профессию. Учит детей.

1-йребенок. Учитель.

Воспитатель. Лечит людей.

2-й ребенок. Врач.

Воспитатель. Водит поезд.

3-й ребенок. Машинист.

Воспитатель. Исследует космос.

4-й ребенок. Космонавт.

Воспитатель. Молодцы! Вы справились и с этим моим заданием.

7. Игра с мячом «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]

Воспитатель. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову звезда. Садитесь на ковер. Будем катать мяч друг другу. Как можно ласково назвать звезду?

1 -й р е б е н о к. Звездочка.

Воспитатель. Если на небе много звезд, какое оно?

2-й ребенок. Звездное.

Воспитатель. Как можно назвать корабль, который летит к звездам?

3-й ребенок. Звездолет.

Воспитатель. Как называют в сказках волшебника, который определяет будущее по звездам?

4-й ребенок. Звездочет.

Воспитатель. Великолепно! Вы меня порадовали.

8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались, перечислить игры и задания, а затем оценивает работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООДпо физическому развитию во второй младшей группе

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни путём использования здоровьесберегающих технологий. Задачи:Образовательные:-учить детей ходить в колоне по одному-бегать врассыпную-учить прыж...

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию на тему"Космос".

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию на тему"Космос"....

КОНСПЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ "КОСМОС"

Цель: знакомство с космосом, с профессиями людей, занятых в освоении космоса....

Конспект ООД в младшей группе (Образовательная область: речевое развитие) на тему "Космос"

Данный конспект способствует совершенствованию речевого развития детей через закрепление темы "Космос"...

Конспект по познавательному развитию на тему "Космос " во второй младшей группе.

Цель: формировать первоначальные знания о космосе, о профессии космонавта.Задачи:Образовательные: дать представление о космосе, звёздах, солнце, о космонавтах.Развивающие: развивать у детей речь, вооб...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Космос» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: активизировать словарный запас детей по данной теме.Задачи:-развивать навыки творческого рассказывания;-уточнить знания детей о космосе; представление о планетах;- развивать логическое мышл...