Технологическая карта (технология системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г.) Вид деятельности познавательно-исследовательская Тема: Промысловые рыбы Байкала
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Тарасенко Валентина Владимировна

Цель:Создать условия для способствования развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром Прибайкалья

организовать деятельность детей  по развитию способностей анализировать делать выводы, устанавливать простейшее причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта43.99 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

(технология системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г.)

Вид деятельности   познавательно-исследовательская

Тема: Промысловые рыбы Байкала

Цель: Создать условия для способствования развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром Прибайкалья.

Организовать деятельность детей по развитию способности детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Организовать деятельность детей по воспитанию бережного  отношения к природе,

Метод и приемы: рецептивный беседа

Материалы и оборудование: стулья, столы,, карточки с точками, мяч, разрезанные на части изображения.

Используемые технологии: коммуникативная

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей.

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы

. Ребята, вы любите путешествовать?

. Чтобы узнать, куда мы отправимся в путешествие , послушайте стихотворение. Но слушать его я предлагаю с закрытыми глазами. Закройте глазки и представляйте, что я говорю.

А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое, все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!

Ответы детей

озеро Байкал!

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Это озеро Байкал. Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал находится на территории России, в Сибири. Край, где расположен Байкал, называют Прибайкальем. Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это Озеро Байкал со всех сторон окружено горами, покрытыми тайгой, где произрастают различные растения, некоторых из них больше нет нигде на планете. Богаты окрестности ягодами

Развитие познавательного интереса

3. Затруднение в ситуации

Как вы думаете, кто главные обитатели этого озера?

рыбы

Развитие логического мышления.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Действительно, рыбы. Давайте посмотрим и узнаем, какие именно рыбы живут в о. Байкал.(слайды: голомянка, хариус, осетр, омуль, щука)

Дети слушают рассказы воспитателя

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

  Выложите рыб  по схеме из цветных палочек. Проходите за столы, присаживайтесь. У вас на поддонах лежат палочки, рядом схема. Выложите изображение, используя схему. Кто у вас получился?

Ответы детей

6.Осмысление

(итог,рефлексия)

Вот и подходит к концу наше путешествие. Пришло время возвращаться домой.  У меня есть с собой камень со дна о. Байкал, но он не простой, а волшебный. Кто его в руки возьмет, тот обязательно вспомнит о Байкале. Давайте попробуем.

Например, я помню, что в озере Байкал водится рыбка голомянка.

А что вы помните?

Дети передают камень по цепочке и вспоминают о Байкале

Ответы детей

                                                         

                                                       ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

(технология системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г.)

Вид деятельности изобразительная                                           группа подготовительная

Тема: Строение рыбы

Цель: Создать условия для развития умений  рисовать чешую рыбы, штриховку на плавниках.

Организовать деятельность детей по формированию представлений о разнообразии видов рыб; расширение кругозора.

Организовать деятельность детей по развитию творческой инициативы и воображения; развивать чувство ритма, цвета, композиции; Материалы и оборудование: тетради с силуэтами рыб, простые карандаши, цветные карандаши.

Методы и приемы: рецептивный наглядно-практический

Используемые технологии: коммуникативная

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей.

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы

Ребята на Ольга Васильевна предложила поучаствовать в конкурсе « Подводный мир Байкала»- вы готовы?

Ответы детей

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

. Из каких частей состоит рыбка? (А на какие геометрические фигуры они похоже? Предложить детям показать части тела рыбы, объяснить их назначение. Плавники служат рулём и тормозом, хвост служит мотором рыбы.

Фиминутка

Пять маленьких рыбок ныряли в реке

(имитация рыб).

Лежало большое бревно на песке

(развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

(имитация ныряния).

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

(грозят указательным пальцем).

Третья сказала:- мне хочется спать

(руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать

(потереть кистями плечи).

Пятая крикнула:- здесь крокодил

(руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил

(убегают).

(чешуя, тело – овал, хвостик – треугольник, плавники, глазки). 

Развитие коммуникативных навыков

3. Затруднение в ситуации

Ребята а как выделить чешую у рыбы, каким способом?

Ответы детей

Развитие познавательного интереса

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

 Давайте возьмем простой карандаш и дорисуем чешую на теле рыбы и продолжим штриховку на ее плавниках. (Дети самостоятельно выполняют задание.) 

. (Дети самостоятельно выполняют задание.) 

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

Дети работают самостоятельно

Развитие творческих навыков детей

6.Осмысление

(итог,рефлексия)

 Если вам понравилось занятие, то возьмите красную или желтую рыбку. Если не понравилось занятие, то  можете взять зеленую или  синюю  рыбку. 
(Дети приклеивают рыбки на магнитную доску

(Дети приклеивают рыбки на магнитную доску

                                                         ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

(технология системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г.)

Вид деятельности коммуникативная                                           группа подготовительная

Тема: «Сказки Байкала»

Цель: Создать условия  для развития  познавательного интереса к уникальному озеру Сибири – Байкалу.

Организовать деятельность детей по развитию  связной речи.

Организовать деятельность детей по закреплению знаний о рыбах ; внешним виде,

Методы и приемы: рецептивный беседа

Материал и оборудование: картинки виды рыб

Используемые технологии: коммуникативные социо-игровая

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей.

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы

Ребята моему сыну в школе дали задание составить рассказ об озере Байкал, но он многое не знает о Байкале вы сможете ему помочь7

Ответы детей

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Давайте закроем глазки и представим себе, что мы стоим на берегу озера (звучит музыка: шум прибоя). Плещут волны, слышно как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и тихонько откатываются назад. Ярко светит солнышко, его тёплые лучи ласкают, наши лица яркими бликами играют на воде. Отроем глазки.

Мы с вами на берегу озера Байкал. Давайте построим лодку и на ней поплывём по просторам священного моря..

Воспитатель: Основная промысловая рыба на Байкале – омуль.

Что за рыбка – невеличка

Меньше вашей рукавички?

Жаль, на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает. Это – голомянка.

В Красную книгу занесена рыба – хищник: хариус. Хариуса узнают по крупным и ярким спинным плавникам. Наверное, они помогают этой рыбе, охотясь за летающими насекомыми, выпрыгивать из воды на высоту до полуметра.

(Дети ставят стулья в форме лодки, садятся на них).

Развитие коммуникативных навыков

3. Затруднение в ситуации

 Ребята а вы сможете  составить рассказ по вот такой схеме «мнематаблица»рыбы

Ответы детей

Развитие познавательного интереса

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

План рассказа.

Кто изображён ? Какого цвета?

– это рыба, птица или зверь? Почему?

Строение рыбы?

Где живёт? Чем питается?

Как выводит  детёнышей? Почему?

Какую пользу приносит?

Дети составляют рассказ

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

Дидактическая игра «Собери разрезанные картинки» .Дети собирают разрезанные картинки  разделившись по  группам с изображением  омуля, голомянки, осётра, щуки, Нужно собрать картинку и узнать, кто на ней изображён и рассказать


Дети работают в микрогруппах

Развитие счетных навыков

6.Осмысление

(итог,рефлексия)

Спасибо, дети. За работу вашу напою водой чистой, полезной – вода из озера Байкал. Пришло время прощаться с озером

                                                                    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИи

(технология системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г.)

Вид деятельности  познавательно-исследовательская                                         группа подготовительная

Тема: Состав числа 10

Цель: Создать условия для развития умений детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10;

Организовать деятельность детей по   закреплению прямого и обратного счета в пределах 10; закрепить состав и образование числа от 1 до 10 из меньших чисел, упражнять в названии состава числа на слух: повторить слова, противоположные по смыслу, закрепить названия дней недели и месяцев; закрепить названия геометрических фигур

Материал и оборудование : тетради, простой карандаш. Геометрические фигуры из самоклеющейся бумаги для поощрения детей по окончании занятия,.

Методы и приемы: рецептивный словесный

Используемые технологии: коммуникативная рефлексия

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей.

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в удивительный мир математики - в страну Заниматику. Это страна, в  которой дети повторяют и закрепляют все знания, которые они прошли вы готовы?

да

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Первая станция «Сосчитай-ка»
Перед детьми на столе набор цифр от 0 до 10. Предложить разложить цифры по порядку слева направо.

Повторить прямой и обратный счет до 10. (на доске расположены цифры в

беспорядке).

Ребята, нужно навести порядок. Аня, иди к доске и наведи порядок, а остальные раскладывают у себя.

 назови все числа от 0 до 10

наоборот назови все числа от 10 до 0;

Как называется такой счет,  (обратный);

Затем дети  считают в обратном порядке от заданного числа.(Задания выполняют несколько детей)

Назовите соседей числа 3, 7, 10.

Назовите число, следующее за 9, 7, 5, 8.

Назовите предыдущее числу 10,6, 4, 8.

Назовите число на один меньше чем 3,9, 7, 5.

Назовите число на один больше чем 6, 5, 7, 4.

Молодцы! Справились с первым заданием!

  станция «Закрепляй-ка».
Мы с вами прошли состав чисел от одного до десяти. Давайте вспомним состав числа 4,7,5  .
назовите  вслух громко состав числа 5

.
дети отвечают на вопросы

Работа у доски. Дети разбирают состав числа 8.

Развитие коммуникативных навыков

3. Затруднение в ситуации

 А какой состав числа 10?

Ответы детей

Развитие познавательного  интереса

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Знакомство с составом числа десять с помощью «таблица состав числа десять»

Дети слушают

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

Дети самостоятельно разбирают состав числа с помощью цифр

Развитие счетных навыков

6.Осмысление

(итог,рефлексия)

  • В какой стране сегодня побывали?
  • На каких станциях останавливались?
  • Чем занимались на занятии?
  • Что понравилось?
  • Что вам запомнилось?
  • Что интересного было?
  • Что было тебе трудным, что легким?
  • Что закрепили и повторили

Ответы детей

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИи

(технология системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г.)

Вид деятельности  изобразительная                                         группа подготовительная

Тема:  рыбы

Цель: Создать условия закрепления знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.

Организовать деятельность детей по закреплению  знаний детей о рыбах

Организовать деятельность детей  развитию навыков по нетрадиционным техникам работы с пластилином

Организовать деятельность детей по закреплению  ранее изученных приемов лепки: сплющивание, ощипывание от целого куска.

Материалы и оборудование: плакат "Рыбы";пластилин, дощечки, салфетки;

Методы и приемы: рецептивный наглядно-практический

Используемые технологии коммуникативная

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей.

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы

Ребята в озере Байкал может случиться экологическая катастрофа исчезнуть рыба, такая как омуль, поэтому я предлагаю вам поучаствовать в акции  «Сохраним рыб Байкала»

Вы готовы?

да

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Давайте вспомним, какие именно рыбы живут в о. Байкал.(слайды: голомянка, хариус, осетр, омуль, щука)

.дети отвечают на вопросы

Развитие коммуникативных навыков

3. Затруднение в ситуации

 Ребята а каким способом мы можем поддержать экологическую акцию, из чего мы можем сделать рыб?

Слепить из пластилина

Развитие познавательного  интереса

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

: Ребята, у нас сегодня будет необычная лепка. Мы будем рисовать пластилином ". Берем с вами пластилин. Заполняем им хвост, голову рыбки, размазывая пластилин тонким слоем: сначала отщипываем маленький кусочек пластилина, делаем из него шарик, кладем на основу (голова, хвост) и размазываем. Делаем все аккуратно, не выходя за контуры. Затем размазываем пластилин на плавники.

Дети слушают

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

Самостоятельная работа детей

Развитие счетных навыков

6.Осмысление

(итог,рефлексия)

Ребятки, какие вы молодцы! Поучаствовали в акции слепили рыб Большое вам спасибо! За ваши старания, за вашу помощь.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ОС (автор Петерсон Л.Г) коммуникативной деятельности в разновозрастной группе "Что умеют делать звери?". Воспитатель Халикова Валентина Владимировна

Цель: создать условия для  расширения представления об образе жизни диких животных.Задачи: организовать деятельность детей, по знакомству с дикими животными ; их жилищами; характерными признаками...

Технологическая карта(технология системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г.) Вид деятельности: коммуникативная

Тема: "-Викторина- что мы знаем о Байкале"Цель: Создать условия для закрепления знаний детей об озере Байкал,его многообразии его рыбного богатства, об эндемиках  голомянке и нерпе,особ...

Технологическая карта образовательной ситуации. (технология системно-деятельного подхода, автор Петерсон Л.Г.).по изобразительной деятельности в подготовительной группе " Укрась варежку".

Тема: Укрась варежку.Цель: Создание условий для украшения варежек с помощью пластилина.Задачи:1. Организация деятельности детей по развитию творческих способностей2. Организация деятельности по актуал...

- Технологическая карта образовательной ситуации № 10. (технология системно-деятельного подхода, автор Петерсон Л.Г.). Вид деятельности: коммуникация Подготовительная группа Тема: заучивание стихотворения Е.Трутневой «Первый

Цель: создание условий для чтения стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники, передавая интонационную выразительность . Задачи:1. Организация деятельности детей по заучиванию нового сти...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (технология системно - деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г.) Группа __подготовительная_________________________________ Тема ОС Решение задач на сложение и вычитания Культурна практика Познавательн

Создать условия для формирования умения детей составлять задачи Закреплять умения измерять объем жидких веществ с помощью условной мерыРазвивать умения ориентироваться на листе бумаги в клеткуВос...

Технологическая карта образовательной деятельности познавательно – исследовательской направленности «Мы маленькие волшебники» с учетом Реджио подхода.

Технологическая карта образовательной деятельности  познавательно – исследовательской направленности «Мы маленькие волшебники» с учетом Реджио подхода....