Речевое развитие (4-5 лет). Тема: Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Образовательная область: речевое развитие
Тема занятия: русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевое развитие (4-5 лет). Тема: Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО: Ильина Елена Юрьевна
Образовательная область: речевое развитие
Тема занятия: русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Цель занятия: закрепить знания о русских народных сказках, развивать речь, память, воображение в процессе знакомства со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».
Задачи занятия:
Образовательные:
– познакомить с зерновой культурой – бобами, ввести в активный словарь детей слова: боб, бобы, бобовое зёрнышко;
– формировать у детей умения отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста.
– продолжать работу по формированию интереса к русской народной сказке.
Развивающие:
– развивать связную речь, мелкую моторику кистей рук.
– продолжать развивать у детей внимание, память, мышление.
Воспитательные:
– поддерживать интерес у детей к русским народным сказкам.
– воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Словарная работа: сказка, боб, бобы, петушок, кузнец, коса.
Планируемые результаты занятия: осознание детьми содержания сказки; введение в активный словарь детей слов: боб, бобы, бобовое зёрнышко; сформированность у детей умения отвечать на вопросы по содержанию сказки; сформированность интереса к русской народной сказке;
Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц; игры с игрушками, изображающими животных; загадывание загадок; беседы о домашних животных и птицах; разучивания физкультминутки «Вышла курочка гулять».
Материалы и оборудование: магнитофон, аудиозапись русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», аудиозапись Е. Железновой «Вышла курочка гулять», кукла-бибабо «Курочка», корзинка с фасолью, мяч, иллюстрации к сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь»), силуэты петушков без хвостов, прищепки, поощрительные наклейки.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Формы, методы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемый результат |
1 | Организационно – мотивационный этап ( 2 минуты) | Создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность | Ребята, а вы любите слушать сказки? Какие сказки вы любите? А знаете ли вы, почему сказки называются русскими народными? Я вам сейчас расскажу. Русский народ сочинял сказки, чтобы рассказывать своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Когда дети вырастали, они рассказывали своим детям эти же сказки. И так сказки переходили от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам. Потому-то их и называют народными. И получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами очень любим их слушать. - Ребята, а к нам на занятие сегодня пришла гостья из сказки. Вы хотите узнать кто это? Для этого нам нужно разгадать загадку. Зёрнышки она клюёт. | - словесный (беседа - диалог, художественное слово) - наглядный (показ) | Отвечают на вопросы педагога, рассматривают куклу-бибабо «Курица». - Курица | Эмоциональный настрой на восприятие материала |
Вводный (5 минут) Дидактическое упражнение «Игры с бобами» | Создать условия для подведения к реализации задач. развивать связную речь, мелкую моторику кистей рук. | Артикуляционная гимнастика «Курочка». Проснулась курочка утром и стала зевать: откроет клювик, закроет. Покажите, как курочка зевала. Курочка клювик открывала и язычок показывала, потом прятала; показывала и прятала. Вышла курочка из домика-курятника, посмотрела на солнышко, посмотрела на травку. Когда смотрела на солнышко – язычок поднимала вверх, к солнышку. Когда смотрела на травку, язычок опускала вниз. Улыбнулась курочка солнышку, улыбнулась травке, улыбнулась всем во дворе. Откапала курочка во дворе зернышко – улыбнулась. Взяла зернышко в клювик на язычок: то поднимет его вверх, то вниз опустит; то в одну сторону отведет, то в другую. Проглотила зернышко – улыбнулась. Ребята, а курочка для нас что-то принесла. (Воспитатель показывает корзинку с бобами). А еще фасоль можно назвать по-другому – бобы. Люди тоже едят бобы, но только их нужно сначала сварить. В корзинке у нас много бобов. А у меня в руке - один боб. Или можно сказать – бобовое зернышко – проговаривание. Я бобы в руках катаю, Мы ладонями катаем | - словесный (объяснение, разъяснение, художественное слово) - практический - наглядный (показ, демонстрация) - игровой | Выполняют упражнения артикуляционной гимнастики Повтор слова «бобы» хором, и по одному Проговаривание «бобовое зернышко». Катают бобы между большими и указательными пальцами. Затем пытаются зажать бобы между большими и средними пальцами (безымянными, мизинцам). | Подвижность органов артикуляторного аппарата (губы, язык), отработка определенных движений, умение удерживать речевые органы в заданном положении. Развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания. | |
2. | Основной этап (10 минут) | |||||
Этап постановки проблемы | Познакомить детей с словами: бобовое зёрнышко, кузнец, коса | Ребята, вы знаете, про бобовое зернышко даже есть русская народная сказка. А еще герои этой сказки, петушок, курочка, хозяин, хозяйка, коровушка и кузнец. Вы знаете, кто такой кузнец? Это мастер, который кует из железа всякие необходимые вещи: оружие, топоры, косы. Косы не только у девочек бывают. Коса – это еще и инструмент, которым косят траву. | - словесный (беседа - диалог, объяснение, разъяснение) | Внимательно слушают | ||
Этап ознакомления с материалом | развивать речь, память, воображение в процессе знакомства со сказкой «Петушок и бобовое зернышко». Беседа по содержанию | А теперь садитесь поудобнее, спинки держим ровно, сказка начинается. Прослушивание аудиозаписи сказки «Петушок и бобовое зернышко». Беседа по содержанию - Ребята, вы внимательно слушали сказку? 1. Какие слова говорила курочка петушку, когда просила его не торопиться? 2. К кому курочка обращалась за помощью? 3. О чем курочка просила коровушку? Как она просила? Скажите так же. 4. Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе? 5. Смогла ли курочка вылечить петушка? А почему смогла? Воспитатель: Эта сказка учит всех не торопиться во время еды и помогать другу, если он попал в беду. | - словесный (беседа - диалог, вопросы) | Внимательно слушают аудиозапись сказки. Отвечают на вопросы по содержанию сказки Петя, не торопись. Петя, не торопись. Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку «Курочка» и произнести эту фразу. Затем ее произносят все дети хором. К хозяйке, коровушке, хозяину, кузнецу. 3. -Коровушка, голубушка, дай скорее молока. Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку «Курочка» и произнести эту фразу. Затем ее произносят все дети хором. Все, как могли, помогали курочке достать маслица. Да -Потому что ей помогали, и курочка знала, чем помочь петушку | Мотивация дальнейшего изучения русских народных сказок, формирование умения воспринимать на слух художественный текст. | |
Физкультминутка «Вышла курочка гулять». | Вышла курочка гулять В конце физминутки. Воспитатель: А я – строгий петушок, Золотистый гребешок! Стану вас я догонять, И в курятник загонять! | - игровой | Выполняют движения, согласно текста физминутки. Дети присаживаются на стульчики. | Снятие эмоционального и физического напряжения. | ||
Игра «Назови ласково». Чистоговорка. Дидактическая игра «Отгадай загадку». | Ребята, а как мы можем ласково назвать корову? Давайте поиграем в игру «Назови ласково» (с мячом, кому воспитатель бросает мяч, тот отвечает и бросает мяч обратно). Я буду называть слова, а вы повторите их ласково: - Сказка; зерно; петух; курица; хозяйка; молоко; трава – (травка), горло – (горлышко), масло – (маслице), дом – (домик), забор – (заборчик), дерево – (деревце). Ребята, с кем мы не успели поиграть, мы обязательно поиграем немного попозже. Скажите чистоговорку тихо-громко, медленно-быстро. Ку-ку, ку-ку – спел петух кукареку (хлопать в ладоши) Ги-ги, ги-ги – на лужок скорей беги. (хлопать по коленям) Давайте пройдем к доске и посмотрим на картинки на ней. Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску. Есть ли на ней картинки из сказки «Петушок и бобовое зернышко»? (На доске размещены иллюстрации к сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь»). Верно, здесь нет нужных нам картинок, а из каких же сказок другие иллюстрации? Дидактическая игра «Отгадай загадку». 1. Как-то мышка невеличка На пол сбросила яичко. Плачет баба, плачет дед. Что за сказка, дай ответ! 2. Я по коробу скребён, По амбару метён, Я в печке печён, На сметане мешён. На окошке стужён. Круглый бок, румяный бок, Это сказка … 3. Выросла она на грядке. И тянули по порядку: дедка, бабка, внучка, Жучка – не смогли! – большая штучка! Кошка с мышкой лишь пришли – сразу вытянуть смогли! 4. Возле леса, на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? | - словесный (беседа - диалог, вопросы, объяснение, разъяснение, - игровой - игровой - словесный (объяснение, разъяснение) - наглядный (показ) - словесный (беседа - диалог, вопросы, объяснение, разъяснение, художественное слово) | - Коровушка. - сказочка; зернышко; петушок; курочка; хозяюшка; молочко; травка; Повторяют чистоговорку Отгадывают загадки. - Курочка Ряба. -Колобок -Репка -Три медведя | Обогащение речи детей, формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательные существительные. Развитие внимания, памяти, улучшение речи, дикции детей. | ||
3 | Заключительный этап (2-3 минуты) | Рефлексия…. Развитие чувства единства группы. | У меня есть вот такие петушки. Но, кажется, у них чего-то не хватает. Упражнение с прищепками «Укрась хвост петушку» - Какие у петушков получились замечательные хвосты! Яркие, красивые, разноцветные! Петушки очень довольны! - Ребята, вам понравилось играть с курочкой? Понравилась вам сказка «Петушок и бобовое зернышко»? А что еще вам сегодня запомнилось? - А мне очень понравилось как отвечала сегодня Лера, Артем очень внимательно слушал сказку, Карина сделала петушку очень яркий хвост. Вы все сегодня очень хорошо поработали. И у меня для вас кое-что есть. (Воспитатель раздает детям поощрительные наклейки). | - игровой - словесный (беседа - диалог, вопросы, объяснение, разъяснение, художественное слово) | Дети с помощью прищепок делают петушку хвост. Отвечают на вопросы педагога, описывают свои впечатления. | Развитие мелкой моторики рук. Подведение итогов. Оценка собственной деятельности на занятии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованное представление «Петушок и бобовое зёрнышко» (по русской народной сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»)
Цель: формировать у детей дошкольного возраста интерес к устному народному творчеству в процессе театрализованной деятельностиЗадачи:• создать психологический комфорт в процессе театрализации;• способ...
Краткосрочный проект в логопедической группе " Русская народная сказка " Петушок и бобовое зёрнышко"".
Цель: Создание условий для развития устойчивого интереса к сказке, развитие познавательной активности. Создание условий для положительного взаимодействия взрослых и детей, развитие взаимопонимания, тв...
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе №2 Колокольчики ДК 7 по теме "Русская народная сказка "Петушок и бобовое зёрнышко""
Представленная методическая разработка направлена на развитие сязной речи и мелкой моторики....
Сценарий сказки- инсценировки по русской народной сказке "Петушок и бобовое зёрнышко".
Сказка для детей средней группы. Немного текста, всё доступно....
Конспект занятия по развитию речи для дошкольников от 4 до 5 лет Тема: «Знакомство с русской народной сказкой Петушок и бобовое зёрнышко»
Цель. Ознакомление со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».Задачи:- Учить детей отвечать полным предложением на вопросы по содержанию сказки;- Развивать связную речь, интонационную выразит...
Конспект руководства непосредственно образовательной деятельностью по речевому развитию детей во второй младшей группе. Тема: чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»
Овладение речью как средством общения и культуры;развивать диалогическую форму речи;вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций;обучать умению вести диалог: слушать и понимать задан...