Речевое развитие (4-5 лет). Тема: Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ильина Елена Юрьевна.

Образовательная область: речевое развитие

Тема занятия: русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

Возрастная группа: средняя (4-5 лет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО: Ильина Елена Юрьевна

Образовательная область: речевое развитие

Тема занятия: русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

Возрастная группа: средняя (4-5 лет)

Цель занятия: закрепить знания о русских народных сказках, развивать речь, память, воображение в процессе знакомства со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

Задачи занятия:

Образовательные:

– познакомить с зерновой культурой – бобами, ввести в активный словарь детей слова: боб, бобы, бобовое зёрнышко;

– формировать у детей умения отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста.

– продолжать работу по формированию интереса к русской народной сказке.

Развивающие:

– развивать связную речь, мелкую моторику кистей рук.

– продолжать развивать у детей внимание, память, мышление.

Воспитательные:

– поддерживать интерес у детей к русским народным сказкам.

– воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.

Словарная работа: сказка, боб, бобы, петушок, кузнец, коса.

Планируемые результаты занятия: осознание детьми содержания сказки; введение в активный словарь детей слов: боб, бобы, бобовое зёрнышко; сформированность у детей умения отвечать на вопросы по содержанию сказки; сформированность интереса к русской народной сказке;

Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц; игры с игрушками, изображающими животных; загадывание загадок; беседы о домашних животных и птицах; разучивания физкультминутки «Вышла курочка гулять».

Материалы и оборудование: магнитофон, аудиозапись русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», аудиозапись Е. Железновой «Вышла курочка гулять», кукла-бибабо «Курочка», корзинка с фасолью, мяч, иллюстрации к сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь»), силуэты петушков без хвостов, прищепки, поощрительные наклейки.

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Формы, методы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1

Организационно – мотивационный этап ( 2 минуты)

Создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность

Ребята, а вы любите слушать сказки? Какие сказки вы любите? А знаете ли вы, почему сказки называются русскими народными? Я вам сейчас расскажу. Русский народ сочинял сказки, чтобы рассказывать своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Когда дети вырастали, они рассказывали своим детям эти же сказки. И так сказки переходили от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам. Потому-то их и называют народными. И получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами очень любим их слушать.

- Ребята, а к нам на занятие сегодня пришла гостья из сказки. Вы хотите узнать кто это? Для этого нам нужно разгадать загадку.

Зёрнышки она клюёт.
Яйца вкусные несёт.
Слышно на всю улицу
Как кудахчет…

- словесный (беседа - диалог, художественное слово)

- наглядный (показ)

Отвечают на вопросы педагога, рассматривают куклу-бибабо «Курица».

- Курица

Эмоциональный настрой на восприятие материала

Вводный (5 минут)

Дидактическое упражнение «Игры с бобами»

Создать условия для подведения к реализации задач.

развивать связную речь, мелкую моторику кистей рук.

Артикуляционная гимнастика «Курочка».

Проснулась курочка утром и стала зевать: откроет клювик, закроет. Покажите, как курочка зевала. Курочка клювик открывала и язычок показывала, потом прятала; показывала и прятала. Вышла курочка из домика-курятника, посмотрела на солнышко, посмотрела на травку. Когда смотрела на солнышко – язычок поднимала вверх, к солнышку. Когда смотрела на травку, язычок опускала вниз. Улыбнулась курочка солнышку, улыбнулась травке, улыбнулась всем во дворе. Откапала курочка во дворе зернышко – улыбнулась. Взяла зернышко в клювик на язычок: то поднимет его вверх, то вниз опустит; то в одну сторону отведет, то в другую. Проглотила зернышко – улыбнулась.

Ребята, а курочка для нас что-то принесла. (Воспитатель показывает корзинку с бобами).

А еще фасоль можно назвать

по-другому – бобы. Люди тоже едят бобы, но только их нужно сначала сварить. В корзинке у нас много бобов. А у меня в руке - один боб. Или можно сказать – бобовое зернышко – проговаривание.

Я бобы в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

Мы ладонями катаем
Бобовые зернышки
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки!

- словесный (объяснение, разъяснение, художественное слово)

- практический

- наглядный (показ,

демонстрация)

- игровой

Выполняют упражнения артикуляционной гимнастики

Повтор слова «бобы» хором, и по одному

Проговаривание «бобовое зернышко».

Катают бобы между большими и указательными пальцами. Затем пытаются зажать бобы между большими и средними пальцами (безымянными, мизинцам).

Подвижность органов артикуляторного аппарата (губы, язык), отработка определенных движений, умение удерживать речевые органы в заданном положении.

Развитие кончиков пальцев рук, развитие

внимания.

2.

Основной этап

(10 минут)

Этап постановки проблемы

Познакомить детей с словами: бобовое зёрнышко, кузнец, коса

Ребята, вы знаете, про бобовое зернышко даже есть русская народная сказка. А еще герои этой сказки, петушок, курочка, хозяин, хозяйка, коровушка и кузнец. Вы знаете, кто такой кузнец? Это мастер, который кует из железа всякие необходимые вещи: оружие, топоры, косы. Косы не только у девочек бывают. Коса – это еще и инструмент, которым косят траву.

- словесный (беседа - диалог, объяснение, разъяснение)

Внимательно слушают

Этап ознакомления с материалом

развивать речь, память, воображение в процессе знакомства со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

Беседа по содержанию

А теперь садитесь поудобнее, спинки держим ровно, сказка начинается.

Прослушивание аудиозаписи сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Беседа по содержанию

- Ребята, вы внимательно слушали сказку?

1. Какие слова говорила курочка петушку, когда просила его не торопиться?

2. К кому курочка обращалась за помощью?

3. О чем курочка просила коровушку? Как она просила?

Скажите так же.

4. Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе?

5. Смогла ли курочка вылечить петушка?

А почему смогла?

Воспитатель: Эта сказка учит всех не торопиться во время еды и помогать другу, если он попал в беду.

- словесный (беседа - диалог, вопросы)

Внимательно слушают аудиозапись сказки.

Отвечают на вопросы по содержанию сказки

Петя, не торопись. Петя, не торопись. Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку «Курочка» и произнести эту фразу. Затем ее произносят все дети хором.

К хозяйке, коровушке, хозяину, кузнецу.

3. -Коровушка, голубушка, дай скорее молока.

Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку

«Курочка» и произнести эту фразу. Затем ее произносят все дети хором.

Все, как могли, помогали курочке достать маслица.

Да

-Потому что ей помогали, и курочка знала, чем помочь

петушку

Мотивация дальнейшего изучения русских народных сказок, формирование умения воспринимать на слух художественный текст.

Физкультминутка «Вышла курочка гулять».

Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки!
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!
Ходят цыпки целый день
Нагибаться им не лень
Червячков не видно
Малышам обидно.

В конце физминутки.

Воспитатель: А я – строгий петушок,

Золотистый гребешок!

Стану вас я догонять,

И в курятник загонять!

- игровой

Выполняют движения, согласно текста физминутки.

Дети присаживаются на стульчики.

Снятие эмоционального и физического напряжения.

Игра «Назови ласково».

Чистоговорка.

Дидактическая игра «Отгадай загадку».

Ребята, а как мы можем ласково назвать корову? Давайте поиграем в игру «Назови ласково» (с мячом, кому воспитатель бросает мяч, тот отвечает и бросает мяч обратно). Я буду называть слова, а вы повторите их ласково:

- Сказка; зерно; петух; курица; хозяйка; молоко; трава – (травка), горло – (горлышко), масло – (маслице), дом – (домик), забор – (заборчик), дерево – (деревце). Ребята, с кем мы не успели поиграть, мы обязательно поиграем немного попозже.

Скажите чистоговорку тихо-громко,

медленно-быстро.

Ку-ку, ку-ку – спел петух кукареку (хлопать в ладоши)

Ги-ги, ги-ги – на лужок скорей беги. (хлопать по коленям)

Давайте пройдем к доске и посмотрим на картинки на ней.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску. Есть ли на ней картинки из сказки «Петушок и бобовое зернышко»? (На доске размещены иллюстрации к сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь»). Верно, здесь нет нужных нам картинок, а из каких же сказок другие иллюстрации?

Дидактическая игра «Отгадай загадку».

1. Как-то мышка невеличка

На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед.

Что за сказка, дай ответ!

2. Я по коробу скребён,

По амбару метён,

Я в печке печён,

На сметане мешён.

На окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок,

Это сказка …

3. Выросла она на грядке.

И тянули по порядку:

дедка, бабка, внучка, Жучка –

не смогли! – большая штучка!

Кошка с мышкой лишь пришли –

сразу вытянуть смогли!

4. Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

- словесный (беседа - диалог, вопросы, объяснение, разъяснение,

- игровой

- игровой

- словесный (объяснение, разъяснение)

- наглядный (показ)

- словесный (беседа - диалог, вопросы, объяснение, разъяснение, художественное слово)

- Коровушка.

- сказочка; зернышко; петушок; курочка; хозяюшка; молочко; травка;

Повторяют чистоговорку

Отгадывают загадки.

- Курочка Ряба.

-Колобок

-Репка

-Три медведя

Обогащение речи детей, формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

Развитие внимания, памяти, улучшение речи, дикции детей.

3

Заключительный этап (2-3 минуты)

Рефлексия….

Развитие чувства единства группы.

У меня есть вот такие петушки. Но, кажется, у них чего-то не хватает. Упражнение с прищепками «Укрась хвост петушку»

- Какие у петушков получились замечательные хвосты! Яркие, красивые, разноцветные! Петушки очень довольны!

- Ребята, вам понравилось играть с курочкой? Понравилась вам сказка «Петушок и бобовое зернышко»? А что еще вам сегодня запомнилось?

- А мне очень понравилось как отвечала сегодня Лера, Артем очень внимательно слушал сказку, Карина сделала петушку очень яркий хвост. Вы все сегодня очень хорошо поработали. И у меня для вас кое-что есть. (Воспитатель раздает детям поощрительные наклейки).

- игровой

- словесный (беседа - диалог, вопросы, объяснение, разъяснение, художественное слово)

Дети с помощью прищепок делают петушку хвост.

Отвечают на вопросы педагога, описывают свои впечатления.

Развитие мелкой моторики рук.

Подведение итогов.

Оценка собственной

деятельности на

занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованное представление «Петушок и бобовое зёрнышко» (по русской народной сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»)

Цель: формировать у детей дошкольного возраста интерес к устному народному творчеству в процессе театрализованной деятельностиЗадачи:• создать психологический комфорт в процессе театрализации;• способ...

Краткосрочный проект в логопедической группе " Русская народная сказка " Петушок и бобовое зёрнышко"".

Цель: Создание условий для развития устойчивого интереса к сказке, развитие познавательной активности. Создание условий для положительного взаимодействия взрослых и детей, развитие взаимопонимания, тв...

Сценарий сказки- инсценировки по русской народной сказке "Петушок и бобовое зёрнышко".

Сказка для детей средней группы. Немного текста, всё доступно....

Конспект занятия по развитию речи для дошкольников от 4 до 5 лет Тема: «Знакомство с русской народной сказкой Петушок и бобовое зёрнышко»

Цель. Ознакомление со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».Задачи:- Учить детей отвечать полным предложением на вопросы по содержанию сказки;- Развивать связную речь, интонационную выразит...

Конспект руководства непосредственно образовательной деятельностью по речевому развитию детей во второй младшей группе. Тема: чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

Овладение речью как средством общения и культуры;развивать диалогическую форму речи;вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций;обучать умению вести диалог: слушать и понимать задан...