«Развитие детского речевого творчества, фантазии посредством сказки в ходе совместной и самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника. А герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком, делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультативный материал для воспитателей
«Развитие детского речевого творчества, фантазии
посредством сказки в ходе совместной и самостоятельной деятельности
детей старшего дошкольного возраста»
Хорошая речь – важнейшее условие
всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче
ему высказывать свои мысли, тем активнее
осуществляется его психическое и речевое развитие.
В.А. Сухомлинский
Дошкольный возраст - это возраст сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника. А герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком, делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи, происходит совершенствование грамматического строя речи и освоение смысловой стороны слова. В этом возрасте основное освоение системы родного языка завершается, хотя по-прежнему активно протекает словотворческий процесс. Важную роль играет целенаправленное обучение, осуществляемое в игровой форме, направленное на совершенствование навыков построения высказываний. Ребенок в старшем дошкольном возрасте, узнает много нового об окружающем мире и естественно испытывает огромное желание, поделится со сверстниками и взрослыми своими наблюдениями и впечатлениями. Появляется потребность в овладении новыми формами и качествами родного языка.
Постижение ребенком окружающего мира, умение сочетать свои наблюдения и при этом ярко выражать свое эмоциональное отношение к исследуемым объектам, в своей речи, способствует развитию монологической речи и речевого творчества ребенка. Развитию речевого творчества способствует:
- использование речевых игр и упражнений;
- выразительное чтение;
- скандирование;
- разучивание потешек, скороговорок;
- упражнения на постановку ударения которое меняет смысл слова (пИли – пилИ, пОмни помнИ, зАмок – замОк, заплАчу – заплачУ, стоИт – стОит, полкИ – пОлки...);
- игры на подбор синонимов и антонимов;
- иллюстрирование поговорок, сказок, пословиц, загадок.
Необходимо обращать внимание на языковые особенности загадок; - составление описательных рассказов. Для овладения навыками описательного рассказа, хорошо использовать наряду с загадками, образцы литературных произведений. Так как дети в старшем дошкольном возрасте уже хорошо воспринимают литературные тексты, внимательно слушают, пытаются понять мотивы поступков, сопереживают героям. Читая книгу необходимо донести до детей характер героев. Обязательно проводить беседу по прочитанному, упоминая об авторе, если уместно можно познакомить с интересными фактами его биографии, доступными для понимания. Развитию речевого творчества способствует и сочинительство сказок. Однако наблюдения показывают, что у многих детей достаточно низкий уровень развития речевого творчества и плохо развито воображение. Многие дети не владеют элементарными приемами сочинительства, постоянно нуждаются в помощи взрослого при установлении причинно-следственных связей, невыразительно передают содержание текста, им приходится делать длительные паузы, так как словарный запас беден.
Также важным условием речевого развития является развивающая речевая среда. Наличие дидактических игр, детской художественной литературы, в том числе и познавательного характера, различных видов театра, книжек («Книжки малышки»), которые дети сами сделали, картинок на разные темы: это могут быть просто распечатанные картинки или вырезанные из старых журналов, такая своеобразная коробочка с «чудесными картинками». Ребенок может выбрать необходимую картинку из «чудесной коробочки» и заняться изготовлением собственной книжки, дополняя ее рисунками. Затем презентовать свою книжку сверстникам и взрослым.
Можно использовать для развития речевого творчества – творческую мастерскую. Эта форма способствует выявлять индивидуальные способности старших дошкольников и развивать продуктивную речевую деятельность. Поэтому необходимо создавать условия для практического экспериментирования, развития инициативности и любознательности и у детей.
Дошкольники любят сочинять сказки, в которых действуют их любимые игрушки и сказочные персонажи. Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены самые разнообразные сюжеты сказочного характера:
«Медведица учит медвежонка говорить»;
«Приключения в магазине игрушек»;
«Новогодние приключения деда Мороза»;
«Моя любимая игрушка»;
«Дюймовочка в гостях у кукол»;
«Как медвежонок потерял сапожки» и т.д.
Овладение детьми навыками творческой продуктивной речевой деятельности способствует развитию фантазии и воображения ребенка; памяти и внимания, развитию восприятия; активизации и обогащению словарного запаса; при этом совершенствуется структура речи и произношение; усваиваются нормы построения предложения и целого текста, а также происходит активизация мыслительной и речевой деятельности детей.
Доказано наукой и практикой, что у дошкольника знания и представления формируются несколько раньше и лучше, чем связная речь, хотя это очень взаимосвязано. Зачастую малыш во время рассказа стремится что-то объяснить, он останавливает рассказ, замолкает, начинает вспоминать, пытается подобрать нужные слова, при этом возникают ненужные паузы. Ребёнку нужно помочь перевести слова из его пассивного словаря, на уровне понимания, в активный словарь, т.е. тот, которым он постоянно пользуется. Для этого нужна тренировка активного словаря и с этой целью проводятся различные игры, игровые задания, логические задачки:
– игры на усвоение категорий рода, числа, вида времени и наклонения глаголов;
– игры на словообразование, на развитие понимания смысловой стороны слова;
– игры на формирование образной речи;
– игры на расширение простого предложения словами-определениями, словами-действиями, местоимениями и т.д.;
– игры на развитие нравственных качеств личности;
– игры на умение давать оценку качествам характера сказочных персонажей;
– игры на умение видеть в тексте правдивые события или небылицы;
– игры, развивающие логическое мышление, память, внимание и др.
Важным психологическим моментом является речевая активность самих педагогов и организация развивающей речевой среды. Поэтому в группах должны быть разнообразные виды театров; подобрана необходимая (познавательная) литература, иллюстрации, картины, дидактические игры, аудио и видеотека, картотека художественного слова.
Творческая мастерская – одна из самых демократичных форм организации воспитательно-образовательного процесса, т.к. каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.
На примере знакомых сказок, с использованием знаний об особенностях структуры, построения содержания сказки, дети, играя, учатся с помощью педагога или самостоятельно:
- излагать последовательность событий в сказке;
- сочинять сказки-загадки;
- пересказывать сказку по сюжетным картинкам;
- придумывать продолжение к действию, изображенному на иллюстрации (по сюжету знакомой сказки);
- моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели;
- сочинить сказки на заданную тему, по предложенному зачину;
- анализировать поступки героев;
- придумывать краткое продолжение к пересказанному тексту;
- воспроизводить сюжет сказки с помощью мнемотаблиц;
- сочинять сказки по трем опорным словам;
- оживлять предметы и рассказывать о них разные истории.
Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми:
1. Творческое начало, которое несёт в себе сама идея такой деятельности.
2. Импровизационный характер деятельности.
3. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.
4. Партнёрские взаимоотношения педагога и ребёнка.
5. Атмосфера эмоционального подъёма.
6. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.
7. Открытие нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.
8. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребёнка.
9. Педагогу нужно уметь: не мешать ребёнку, творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию; довериться ребёнку в минуты творческого поиска, т.к. он (ребёнок) сам чувствует и знает, что ему нужно; самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда.
10. При такой форме организации речевой деятельности дети «играют первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели.
11. Ребёнок реализует свои интересы через собственную инициативу.
12. Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребёнок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
13. Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности, что расширяются границы дозволенного. Дети имеют реальную возможность отодвигать эти границы, заглядывая в огромный и неопознанный мир.
Приобретенный опыт творческой деятельности, в «мастерской», дает возможность детям «трансформировать» в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность. Коллективная творческая деятельность помогает ребёнку быть более открытым и свободным в общении, даёт возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволяет понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.
Педагог-психолог В.Н. Вивчарь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к совместной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР по познавательно-речевому развитию. Тема: "Деревья".
В презентации показаны различные методы и приемы по ознакомлению детей с лексической темой "Деревья"....
Тренинг «Способы развития детского речевого творчества в старшем дошкольном возрасте»
Тренинг "Способы развития детского речевого творчества в старшем дошкольном возрасте"...
Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».
Презентация к сообщению - Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема:...
Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».
Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема: «Приобщение детей к...
Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.
Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».(слайд 1 , 2)...
"Развитие детского речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста".
Перспективный план по использованию ТРИЗ - технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста....