Тренинг «Способы развития детского речевого творчества в старшем дошкольном возрасте»
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Тренинг "Способы развития детского речевого творчества в старшем дошкольном возрасте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинг "Способы развития детского речевого творчества в старшем дошкольном возрасте" | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Способы развития детского речевого творчества в старшем дошкольном возрасте»
Цель тренинга: повысить компетентность педагогов в вопросах использования в работе способов развития детского речевого творчества в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
1.Актуализировать существующие проблемы по проведению способов речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
2.Содействовать повышению уверенности педагогов в работе с детьми.
3. Выработка правильных упражнений и игр по речевому развитию с детьми старшего возраста.
3.Упражнять педагогов в использовании в работе способов развития детского речевого творчества.
Основные блоки тренинга
Части блока | Содержание | |
Организацион но-мотивацион-ный | 1.Вступительное слово ведущего (тренера) 2. Упражнения на создание эмоционального комфорта, снятие напряжения 4.Игры, дискуссии или проблемные ситуации на формирование мотивации | В начале занятия участникам предлагается расположиться по кругу. Сообщение цели, задач, содержания тренинга: - Уважаемые «воспитатели», сегодня перед нами поставлена цель – повысить свою компетентность в вопросах использования в работе способов развития детского речевого творчества у старших дошкольников. В ходе тренинга мы попытаемся обозначить существующие проблемы в работе по развитию речи и определить способы развития детского речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста. Поупражняемся в выполнении упражнений и игр по развитию детского речевого творчества и проведении их с детьми. Упражнение-приветствие «Без слов» Упражнение «Наши ожидания» Участникам предлагается озвучить свои ожидания от занятий и те усилия, которые они готовы приложить в процессе работы. Ведущий задает вопросы: Каждый из нас чего-то ждет от нового дела. Чего вы ждете от этого тренинга? (записывает ожидания в левой части доски, ватмана). Что вы готовы вложить в тренинг? (записывает в правой части доски). Возможно, будет получено то, чего вы не ожидали, а оправданы ли будут высказанные вами ожидания, зависит от вашей активности. Введение правил поведения В данном тренинге существуют определенные правила, соблюдение которых гарантирует эффективность достижения желаемого результата: 1. Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. 2. Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. 3. Персонификация высказываний. Говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение. Чтобы положительно эмоционально настроиться, проявить сплоченность и уверенность в себе, я предлагаю начать работу, с игры «Комплимент». Давайте встанем в круг. 1.Сказать комплимент соседу на букву «А» (аккуратная 2. Комплимент соседу в его профессиональной деятельности (коммуникабельный, отзывчивый, справедливый, умный, творческий) 3. Комплимент со слов «Мне нравиться в тебе…» -Как вы думаете, какая речь должна быть у старшего дошкольника? (В виде ромашки заполняют лепестки и прикрепляют на мольберт: содержательной, грамматической, последовательной, живой, выразительной, творческой). -Как сделать так, чтобы речь у детей была именно такой (содержательной, грамматической, последовательной, живой, выразительной) мы знаем, а вот как развить у детей речевое творчество? Сегодня я вам покажу и научу некоторым способам развития речевого творчества. |
Информации нно- обучающий | 1. Сообщение знаний по теме тренинга знаний (в виде дискуссий, мини-монолога, разыгрывания ролей) 2. Отработка методов и приемов работы процессе взаимодействия с участниками тренингами | Мини-монолог ведущего По мнению исследователей (Е. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой, Л. М. Гурович, А. Е. Шибицкой, О. Н. Сомковой, О. В. Акуловой и др.), словесное творчество дошкольников может проявляться в следующих ф ор м а х: Я вам буду называть детеныша, а вы мне должны назвать его «маму» (в сопровождении мяча) Львенок-львица, зайчонок-зайчиха, теленок –корова, тигренок-тигрица ягнёнок (овца), лисенок-лисица, жеребенок (лошадь), поросенок (свинья), цыпленок (курица), олененок- олениха, медвежонок- медведица, верблюжонок-верблюдица. С помощью упражнения «Скажи одним словом» детей можно поупражнять в образовании сложных слов. Я вам называю два слова, вы попробуйте сказать одним словом: длинное ухо – длинноухий, короткий хвост – короткохвостый, длинные рога – длиннорогий, рыжий хвост – рыжехвостая, любит труд – трудолюбивый, ходит быстро – быстроходный. Сочинение стихотворений Дети очень любят сочинять стихи, это их естественная потребность. Игры в рифмы полезны для развития творческого воображения. Я предлагаю вам поиграть в игру « Добрый слон». Сочинение собственных рассказов и сказок. Существует очень много вариантов придумывания сказок: «Перевирание сказок», «Сказки о фантастических странах», «Сказки о чудищах», «Сказки по новому» и т.д.
знакомой сказке». Помогает научить детей находить ключевые слова, помогающие изменить название сказки, не потеряв ее смысл. А вы можете, как самые настоящие сказочники, придумать свои названия к знакомым сказкам? У нас в группе много сказочников! Я вам предлагаю поделиться на две команды и устроить соревнования: «Кто больше придумает новых названий». (соревнуются в командах). 1.Русская народная сказка «Царевна – лягушка» «Волшебница-лягушка» - «Заколдованная царевна» - «Иван Царевич и стрела» - «Чудеса в тридесятом царстве»» 2.Русская народная сказка «Репка» -«Дедушкины приключения» - «Веселые помощники» - «Сильная мышка» - «Хорошая удача» - «Дедка и репка» - «Семья на огороде» - «Тяжелая репка» - «С маленького зернышка до большой репки» 3. Русская народная сказка «По щучьему велению» - «Три желания Емели» - «Говорящая щука» - «Емеля и щука» - «Волшебная рыба» - «Чудеса сбываются» - «Царевна, Емеля и щука» 4. Русская народная сказка «Снегурочка» -«Внученька» -«Зимние чудеса» Предлагаю вам поделиться на пары и поиграть в игру «Придумай и свой конец сказки». Каждой паре достается своя сказка у которой нужно изменить и сочинить конец сказки. 1. «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …». 2. «Волку не удалось съесть козлят потому что…» 3. «Попил Иванушка из копытца и превратился….» Предлагаю вам поиграть в игру «Придумай рассказ». Я говорю предложение, передаю мячик следующему по кругу. Следующий по кругу добавляет предложение от себя. И так по кругу пока рассказ логически не завершиться. «Стоял солнечный жаркий июльский денек». Отгадывание и придумывание загадок. Предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Придумай загадку». Загадки-описания, например «Кто с хвостиком и ушками. У кого лапки с подушками? (Кошка) Маленькое, серенькое А хвостик, как шило. (Мышь) Пара длинных ушек, Серенькая шубка. Быстрый побегайчик А зовётся. (Зайчик) А теперь загадки, которые построены на основе сравнения и сопоставления, например «Лечит, а не врач, стучит, а не мастер» (Дятел) «Ночью много, а утром не найдёшь ни одной» (Звезда) Загадки – метафорические образы, например «Солнышко, которое горит каждый вечер» (Лампа) «Выросло на дереве оранжевое солнышко» (Апельсин) |
| Рефлексия | Рефлексия Упражнение «Интервью» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Овощи". Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...
Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...
Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...
"Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов, придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по...
"Зимние забавы". "Хвойные деревья"- методические материалы по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Материалы по расширению словарного запаса, различные загадки, дидктические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, чтение литературы, работа с родителями. Составлени...
Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Конспекты тематических занятий на тему "Жил-был Зайчонок"...
Методическое пособие по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема "Мебель"
Дети с нарушением речи в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессив...