Тренинг «Способы развития детского речевого творчества в старшем дошкольном возрасте»
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Плигина Елена Борисовна

Тренинг "Способы развития детского речевого творчества в старшем дошкольном возрасте"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг «Способы развития детского речевого творчества в старшем дошкольном возрасте»

Цель тренинга: повысить компетентность педагогов в вопросах использования в работе способов развития детского речевого творчества в старшем дошкольном возрасте.

Задачи:

1.Актуализировать существующие проблемы по проведению способов речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.

2.Содействовать повышению уверенности педагогов в работе с детьми.  

3. Выработка правильных упражнений и игр по речевому развитию с детьми старшего возраста.                                                  

3.Упражнять педагогов в использовании в работе способов развития детского речевого творчества.  

Основные блоки тренинга

Части блока

Содержание

Организацион

но-мотивацион-ный

1.Вступительное слово ведущего (тренера)

2. Упражнения на создание эмоционального комфорта, снятие напряжения

4.Игры, дискуссии или проблемные ситуации на формирование мотивации

В начале занятия участникам предлагается расположиться по кругу.

Сообщение цели, задач, содержания тренинга:

    - Уважаемые «воспитатели», сегодня перед нами поставлена цель – повысить свою компетентность в вопросах использования в работе способов развития детского речевого творчества у старших дошкольников. В ходе тренинга мы попытаемся обозначить существующие проблемы в работе по развитию речи и определить способы развития детского речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста. Поупражняемся в выполнении упражнений и игр по развитию детского речевого творчества и проведении их с детьми.

Упражнение-приветствие «Без слов» 
Участникам тренинга предлагается поприветствовать друг друга, используя только средства мимики и пантомимики (улыбку, рукопожатие, поглаживание, кивок головой). Каждый следующий участник предлагает свой способ приветствия.

 Упражнение «Наши ожидания» 
Цель: выявить и сопоставить индивидуальные и групповые ожидания участников тренинга.

Участникам предлагается озвучить свои ожидания от занятий и те усилия, которые они готовы приложить в процессе работы. Ведущий задает вопросы:

Каждый из нас чего-то ждет от нового дела. Чего вы ждете от этого тренинга? (записывает ожидания в левой части доски, ватмана).

Что вы готовы вложить в тренинг? (записывает в правой части доски).

Возможно, будет получено то, чего вы не ожидали, а оправданы ли будут высказанные вами ожидания, зависит от вашей активности.    

Введение правил поведения  

В данном тренинге существуют определенные правила, соблюдение которых гарантирует эффективность достижения желаемого результата:

1. Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

2. Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга.

3. Персонификация высказываний.

Говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

Чтобы положительно эмоционально настроиться, проявить сплоченность и уверенность в себе, я предлагаю начать работу, с игры «Комплимент». Давайте встанем в круг.

1.Сказать комплимент соседу на букву «А» (аккуратная
ангельская, артистичная, активная, азартная, авторитетная, абсолютно-непредсказуемая).

2. Комплимент соседу в его профессиональной деятельности (коммуникабельный, отзывчивый, справедливый, умный, творческий)

3. Комплимент со слов «Мне нравиться в тебе…»

-Как вы думаете, какая речь должна быть у старшего дошкольника? (В виде ромашки заполняют лепестки и прикрепляют на мольберт: содержательной, грамматической, последовательной, живой, выразительной, творческой).

-Как сделать так, чтобы речь у детей была именно такой (содержательной, грамматической, последовательной, живой, выразительной) мы знаем, а вот как развить у детей речевое творчество? Сегодня я вам покажу и научу некоторым способам развития речевого творчества.

Информации

нно-

обучающий

1. Сообщение знаний по теме тренинга знаний (в виде дискуссий, мини-монолога, разыгрывания ролей)

2. Отработка методов и приемов работы процессе взаимодействия с участниками тренингами

Мини-монолог ведущего

          По мнению исследователей (Е. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой, Л. М. Гурович, А. Е. Шибицкой, О. Н. Сомковой, О. В. Акуловой и др.), словесное творчество дошкольников может проявляться в следующих ф ор м а х:
— словотворчестве (в узком смысле);
— сочинении стихотворений;
— сочинении собственных рассказов и сказок;
— отгадывании и придумывании загадок.
Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя, дети образуют свои слова по аналогии с теми, которые уже усвоили.   Поэтому здесь важна работа по словообразованию: различные игры и упражнения, например,
дидактическая игра «У кого какая мама». С помощью этой игры у детей развиваются умения образовывать существительные при помощи суффиксов (- иц, - их, - ок).

Я вам буду называть детеныша, а вы мне должны назвать его «маму» (в сопровождении мяча)

Львенок-львица, зайчонок-зайчиха, теленок –корова, тигренок-тигрица ягнёнок (овца), лисенок-лисица, жеребенок (лошадь), поросенок (свинья), цыпленок (курица), олененок- олениха, медвежонок- медведица, верблюжонок-верблюдица.

 С помощью упражнения «Скажи одним словом» детей можно поупражнять в образовании сложных слов.

Я вам называю два слова, вы попробуйте сказать одним словом: длинное ухо – длинноухий, короткий хвост – короткохвостый, длинные рога – длиннорогий, рыжий хвост – рыжехвостая, любит труд – трудолюбивый, ходит быстро – быстроходный.

Сочинение стихотворений

Дети очень любят сочинять стихи, это их естественная потребность.  Игры в рифмы полезны для развития творческого воображения.

Я предлагаю вам поиграть в игру « Добрый слон».
Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),
Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Сочинение собственных рассказов и сказок.

    Существует очень много вариантов придумывания сказок: «Перевирание сказок», «Сказки о фантастических странах», «Сказки о чудищах», «Сказки по новому» и т.д.

  • Предлагаю начать с игры «Придумай новое название к

знакомой сказке». Помогает научить детей находить ключевые слова, помогающие изменить название сказки, не потеряв ее смысл.

А вы можете, как самые настоящие сказочники, придумать свои названия к знакомым сказкам? У нас в группе много сказочников! Я вам предлагаю поделиться на две команды и устроить соревнования: «Кто больше придумает новых названий».  (соревнуются в командах).

1.Русская народная сказка «Царевна – лягушка» «Волшебница-лягушка»

- «Заколдованная царевна»

- «Иван Царевич и стрела»

- «Чудеса в тридесятом царстве»»

2.Русская народная сказка «Репка» 

-«Дедушкины приключения»

- «Веселые помощники»

- «Сильная мышка»

- «Хорошая удача»

- «Дедка и репка»

- «Семья на огороде»

- «Тяжелая репка»

- «С маленького зернышка до большой репки»

3. Русская народная сказка «По щучьему велению»

- «Три желания Емели»

- «Говорящая щука»

- «Емеля и щука»

- «Волшебная рыба»

- «Чудеса сбываются»

- «Царевна, Емеля и щука»

4. Русская народная сказка «Снегурочка»

-«Внученька»

-«Зимние чудеса»

Предлагаю вам поделиться на пары и поиграть в игру «Придумай и свой конец сказки».

Каждой паре достается своя сказка у которой нужно изменить и сочинить конец сказки.

1. «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

2. «Волку не удалось съесть козлят потому что…»

3. «Попил Иванушка из копытца и превратился….»

Предлагаю вам поиграть в игру «Придумай рассказ». Я говорю предложение, передаю мячик следующему по кругу. Следующий по кругу добавляет предложение от себя. И так по кругу пока рассказ логически не завершиться. «Стоял солнечный жаркий июльский денек».

Отгадывание и придумывание загадок.

 Предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Придумай загадку».

Загадки-описания, например «Кто с хвостиком и ушками.

У кого лапки с подушками? (Кошка)

Маленькое, серенькое

А хвостик, как шило. (Мышь)

Пара длинных ушек,

Серенькая шубка.

Быстрый побегайчик

А зовётся. (Зайчик)

А теперь загадки, которые построены на основе сравнения и сопоставления, например «Лечит, а не врач, стучит, а не мастер» (Дятел)

«Ночью много, а утром не найдёшь ни одной» (Звезда)

Загадки – метафорические образы, например «Солнышко, которое горит каждый вечер» (Лампа)

 «Выросло на дереве оранжевое солнышко» (Апельсин)

   

Рефлексия

Рефлексия 

Упражнение «Интервью» 
Ведущий просит участников занятия представить себе, что корреспонденты известного издания будут брать у них интервью по поводу их впечатлений от тренинга. Передавая друг другу импровизированный «микрофон» (маркер), участники высказываются о результатах работы на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Овощи". Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

"Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов,  придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по...

"Зимние забавы". "Хвойные деревья"- методические материалы по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Материалы по расширению словарного запаса, различные загадки, дидктические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, чтение литературы, работа с родителями. Составлени...

Методическое пособие по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема "Мебель"

Дети с нарушением речи  в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение  объёма  активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессив...