Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».(слайд 1 , 2)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.
Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».(слайд 1 , 2)
Составили:
воспитатель: Слав М.С.
«Кто в куклы не играл,
тот счастья не видал» –
(народная мудрость)
В старшем дошкольном возрасте самостоятельность и независимость детей проявляется во многом и прежде всего, в играх, творчестве и труде. Осталось позади то время, когда взрослые учили ребёнка играть – показывали, что можно делать с мячиком, куклой, машинкой, конструктором. Теперь дети сами выбирают не только вид игры, но и включают в них взрослых на определённых условиях. Таким образом, исследуемая тема достаточна, актуальна и интересна для рассмотрения, ведь стремление к самостоятельности – одно из ценных свойств психики ребёнка, исходя из этого, мы решили приобщить детей к истокам русской национальной культуры через изготовление тряпичной куклы.
Почему пришли к данной теме:
(слайд 3)
Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей. (слайд 4)
Актуальность: Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему мы выбрали именно куклу? слайд 5
Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Занятия с детьми народной куклой учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по художественному творчеству.
Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.( слайд 6)
Цель: Приобщение к русской народной культуре и развитие самостоятельности у детей через знакомство с народными традициями и промыслами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;
- дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);
- изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);
- содействовать развитию ребенка во взаимодействии с родителями;
- формировать инициативного, активного, самостоятельного и творческого ребенка;
- развивать умения самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;
- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);
- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.
Этапы организации образовательного события: слайд 7
Весь образовательный процесс делится на пять этапов:
I этап – Определение тематики образовательного события.
II этап – Определение целей и задач, планирование этапов подготовки, определение дополнительных ресурсов, необходимых для проведения образовательного события.
(слайд 8)
Организация предметно-развивающей среды: в группе организованы театрально-игровые пространства, уголок изобразительной деятельности, уголки народного творчества. Книжный уголок пополняется иллюстрациями по народным промыслам.
В ходе режимных моментов использовали сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад», где происходило обучение игровым действиям с куклами. (слайд 9)
Дидактическая игры:
- «Узнай элемент узора» (научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках).
- «Что из чего» ( закрепление названий тканей, умение подбирать одежду к разным сезонам, понятия зимняя и летняя одежда).
Пальчиковые игры:
«Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы».
Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.)
Игра-драматизация по сказке «Терешечка» (слайд 10).
III этап - Подготовка к образовательному событию.
• Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые). Знакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.
• Знакомство с жизнью и бытом предков.
• Просмотр презентации «Русская народная кукла».
• Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы), индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве».
- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле
- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».
- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка». (слайд 11)
- Творческая мастерская (изготовление кукол способом скрутки, развивает интерес к народной кукле, способствует развитию творческой деятельности в процессе создания куклы). (слайд 12).
- Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».
- Знакомство с процессом изготовления кукол (Зайчик на пальчик, Закрутка, Берегиня).
- Изготовление с детьми кукол («пеленашка», «кукла-девочка»).
Так же планируется совместная деятельность с родителями и другими педагогами. (слайд 13)
- Работа с родителями:
- Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей». (слайд 14)
- Взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание народной куклы».
- Пополнение мини-музея тряпичными куклами, сделанными своими руками.
(слайд 15)
Работа с педагогами:
- Разучивание народных песен, хороводов, плясок с музыкальным руководителем.
- Разучивание народных подвижных игр с воспитателем по физической культуре
- Разучивание народных потешек, скороговорок, зазывалок с логопедом и психологом (слайд 16)
IV этап – проведение образовательного события.
Разработка сценария, оформление выставки, оформление места проведения события согласно тематики, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность. (слайд 17)
V этап – Рефлексия.
- Анализирование полученных результатов
- определение эффективности воспитательного воздействия
- принимать во внимание положительный и негативный опыт организации и осуществления события
- внесение корректив в учебно-воспитательный процесс.
Работа над данным событием стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. (слайд 18)
В результате:
- Пополнена предметно - развивающая среда группы
- У детей появился интерес к русской народной культуре, они стали проявлять творческую инициативу в самостоятельной деятельности.
- Презентация события «Куколка тряпичная – игрушка отличная».
Проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Ручной труд является одним из важных факторов воспитания самостоятельной личности. В процессе деятельности развиваются способности, умение и навыки, формируются новые виды мышления. Вследствие коллективной работы ребёнок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе. (слайд 19)
Планы на будущее:
- Создать в группе мини-музея «Народной игрушки»
- Содействовать развитию ребенка во взаимодействии с родителями (Организация мастер- классов, проектной деятельности);
- Продолжать творческое сотрудничество с социальными партнерами ДШИ «Дети синей птицы», библиотекой и школой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ»
ИТОГОВАЯ РАБОТА курсы повышения квалификации по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»(модуль инвариантной части по...
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в ходе рассматривания картин (использование технологии ТРИЗ)
Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. В стаье описан один из методов эффективного инструмента речевого и личностного развития детей, эт...
Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».
Презентация к сообщению - Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема:...
Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».
Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема: «Приобщение детей к...
Организация непосредственно-образовательной деятельности по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
Цель: создание условий для развития у дошкольников познавательного интереса к предметам и явлениям окружающего мира. Задачи приоритетной образовательной области: способствовать добровольному прис...
«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием специальных игр, упражнений, методических пособий».
В статье представлены собственно разработанные пособия для организации игр,способствующих развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста....