Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Слав Марианна Савельевна

Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».(слайд 1 , 2)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие   художественного  творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.

Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».(слайд 1 , 2)

Составили:

воспитатель: Слав М.С.

 «Кто в куклы не играл,

тот счастья не видал» –

(народная мудрость)

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность и независимость детей проявляется во многом и прежде всего, в играх,  творчестве и  труде. Осталось позади то время, когда взрослые учили ребёнка играть – показывали, что можно делать с мячиком, куклой, машинкой, конструктором. Теперь дети сами выбирают не только вид игры, но и включают в них взрослых на определённых условиях. Таким образом,  исследуемая тема достаточна, актуальна и интересна для рассмотрения, ведь стремление к самостоятельности – одно из ценных свойств  психики ребёнка, исходя из этого, мы решили приобщить детей к истокам русской национальной культуры  через  изготовление тряпичной куклы.

Почему пришли к данной теме:

(слайд 3)

Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей. (слайд 4)

Актуальность: Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали именно куклу? слайд 5

 Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Занятия с детьми народной куклой  учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной  умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по художественному  творчеству.

Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.( слайд 6)

Цель: Приобщение к русской народной культуре и развитие  самостоятельности у детей через знакомство с народными традициями и промыслами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Задачи:

- познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;

- дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

- изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);

- содействовать развитию ребенка во взаимодействии с родителями;

- формировать инициативного, активного, самостоятельного и  творческого ребенка;

- развивать  умения самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);

- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.

Этапы организации образовательного события: слайд 7

Весь образовательный процесс делится на пять этапов:

I этап – Определение тематики образовательного события. 

II этап – Определение целей и задач, планирование этапов подготовки, определение дополнительных ресурсов, необходимых для проведения образовательного события.

(слайд 8)

 Организация предметно-развивающей среды: в группе организованы театрально-игровые пространства, уголок изобразительной деятельности, уголки народного творчества. Книжный уголок пополняется иллюстрациями по народным промыслам.

В ходе режимных моментов использовали сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад», где  происходило обучение игровым действиям с куклами. (слайд 9)

Дидактическая игры:

  • «Узнай элемент узора» (научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках).
  • «Что из чего» ( закрепление названий тканей,  умение подбирать одежду к разным сезонам,  понятия зимняя и летняя одежда).

Пальчиковые игры:

 «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы».

Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.)

Игра-драматизация по сказке «Терешечка» (слайд 10).

III этап  - Подготовка к образовательному событию.

• Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые).  Знакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.

• Знакомство с жизнью и бытом предков.

• Просмотр презентации «Русская народная кукла».

• Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы), индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве». 

  • Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле
  • Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».
  • Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
  • Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка». (слайд 11)
  • Творческая мастерская (изготовление кукол  способом скрутки, развивает интерес к народной кукле, способствует  развитию творческой деятельности в процессе создания куклы). (слайд 12).
  • Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».
  •  Знакомство с процессом изготовления кукол (Зайчик на пальчик, Закрутка, Берегиня).
  • Изготовление с детьми кукол («пеленашка», «кукла-девочка»).

Так же планируется совместная деятельность с родителями и другими педагогами. (слайд 13)

  • Работа с родителями:
  • Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей».  (слайд 14)
  • Взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание народной куклы».
  •  Пополнение мини-музея тряпичными куклами, сделанными своими руками.

 (слайд 15)

Работа с педагогами:

  • Разучивание народных песен, хороводов, плясок с музыкальным руководителем.
  • Разучивание народных подвижных игр с воспитателем по физической культуре
  •  Разучивание народных потешек, скороговорок, зазывалок с логопедом и психологом  (слайд 16)

IV этап – проведение образовательного события.

Разработка сценария, оформление выставки, оформление места проведения события согласно тематики, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность. (слайд 17)

V этап – Рефлексия. 

  • Анализирование полученных результатов
  • определение эффективности воспитательного воздействия
  • принимать во внимание положительный и негативный опыт организации и осуществления события
  • внесение корректив в учебно-воспитательный процесс.

Работа над данным событием стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. (слайд 18)

В результате:

  • Пополнена предметно - развивающая среда группы
  • У детей появился интерес к русской народной культуре, они стали проявлять творческую инициативу в самостоятельной деятельности.
  • Презентация события  «Куколка тряпичная – игрушка отличная».

Проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Ручной труд является одним из важных факторов воспитания самостоятельной личности. В процессе деятельности развиваются способности, умение и навыки, формируются новые виды мышления. Вследствие коллективной работы ребёнок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе. (слайд 19)

Планы на будущее:

- Создать в группе мини-музея «Народной игрушки»

- Содействовать развитию ребенка во взаимодействии с родителями (Организация мастер- классов, проектной деятельности);

- Продолжать творческое сотрудничество с социальными партнерами ДШИ «Дети синей птицы», библиотекой и школой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА курсы повышения квалификации по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»(модуль инвариантной части по...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в ходе рассматривания картин (использование технологии ТРИЗ)

Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. В стаье описан один из методов эффективного инструмента речевого и личностного развития детей,   эт...

Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».

Презентация к сообщению - Развитие   художественного  творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема:...

Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».

Развитие   художественного  творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема: «Приобщение детей к...

Организация непосредственно-образовательной деятельности по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Цель: создание условий для развития у дошкольников познавательного интереса к предметам и явлениям окружающего мира. Задачи приоритетной образовательной области: способствовать добровольному прис...

«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием специальных игр, упражнений, методических пособий».

В статье представлены собственно разработанные пособия для организации игр,способствующих развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста....