Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине "Собака со щенятами"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Учить детей описывать картину в определённой последовательности, называть картину. Учить детей описывать внешней вид животного, описывать изображение на картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx | 31.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Крепыш»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ
«СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ»
Воспитатель:
Валиуллина Г.С.
Цель:
Учить детей описывать картину в определённой последовательности, называть картину. Учить детей описывать внешней вид животного, описывать изображение на картине.
Задачи:
Обучающие:
Учить детей составлению небольшого рассказа по картине. Упражнять в подборе определений к явлениям. Отработать употребление в речи детей уменьшительно - ласкательные формы существительных. Учить правильно образовывать формы родительного падежа существительных.
Развивающие:
Развивать внимание, память, мышление. Способствовать развитию речи при описании сюжета картины. Развивать словарный запас, наблюдательность. Развивать зрительно-пространственные ориентировки, воображение.
Воспитывающие:
Воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным. Воспитывать умение слушать своего товарища и не перебивать. Воспитывать навыки коллективной работы. Активизировать словарь, используя разные предложения с однородными членами. Закреплять грамматический строй речи (название детёнышей животных).
Словарная работа: Собака, щенок.
Оборудование: Игрушка – собака, карточки-подсказки для ведущего, мягкий мяч дл физкультминутки.
Демонстрационный материал: Картина «Собака со щенятами».
Раздаточный материал: Маски.
Подготовка воспитателя к занятию:
Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Воспитатель определяет тему занятия, собирает материалы, готовит текст занятия, учит стихи, текст и т.п.
Предварительная работа с детьми:
Перед занятием, воспитатель проводит ряд мероприятий по определению уровня знаний и умений детей, проводит тесты, беседы, игры. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, чтение стихотворений и рассказов о животных, рассматривание картины «Кошка с котятами», словесные игры «Назови ласково», «Чего не стало?».
Картина предварительно вывешена утром на фланелеграфе для самостоятельного рассматривания детьми.
Методы и приёмы на занятии:
1. Игровой.
2. Наглядный: показ;
3. Словесные: словесные игры; беседа; пояснение; вопросы детям; образец воспитателя; дополнение ответа, словесная дидактическая игра, оценка рассказа, совместное составление рассказа с воспитателем, опорные слова.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поздороваемся с гостями, которые пришли к нам в группу.
Дети: Здравствуйте
Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие красивые и весёлые, давайте поделимся друг с другом своей добротой. Я предлагаю нам встать в круг и передавать своему соседу мячик, но не просто отдать ему в руки, а посмотрев ему в глаза, улыбнитесь ему и скажите что-то доброе и приятное, например: «Дима, у тебя сегодня такое хорошее настроение». Дети передают по кругу мяч с комплиментами.
Воспитатель: Какие вы молодцы, столько доброго и приятного друг другу сказали. Предлагаю всем присесть на свои стульчики.
Дети занимают места за столами.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку, слушайте внимательно:
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи! (Собака)
Воспитатель: Кто это?
Дети: (хором) Собака
Воспитатель: А почему вы думаете, что это собака?
Дети: доказывают
Воспитатель: Правильно, ребята, это собака. Ребята, а где живёт собака? Только я вас попрошу ответить полным предложением «Собака живёт…»
Дети: Собака живёт дома, в будке
Воспитатель: Верно, а собака – это какое животное?
Дети: Собака – домашнее животное.
Воспитатель: Правильно, собака живёт рядом с человеком.
Артикуляционная гимнастика «Собачка»
Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнёт, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
Широко открываем рот. Кладём мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3–5 секунд. Убираем язычок. Даём ребёнку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Воспитатель: Какие же вы молодцы, всё правильно.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам выйти из-за столов и поиграть в игру с мячом. Вставайте на линию ковра, я вам буду говорить про то, что есть у мамы-собаки и бросать вам мяч, а вы называете то же самое ласково, что есть у щенков, например: У мамы-собаки глаза, а у щенка…глазки
• У мамы лапы – у щенка (лапки)
• У мамы хвост – у щенка (хвостик)
• У мамы морда – у щенка… (мордочка)
• У мамы зубы – у щенка (зубки)
• У мамы когти - у щенка (коготки)
• У мамы уши – у щенка (ушки)
• У мамы нос – у щенка (носик)
• У мамы спина – у щенка (спинка)
Воспитатель: Молодцы, ребятки, вы столько знаете о собаках! Давайте с вами опять присядем на стульчики.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Замечательные рассказы у вас получились, спасибо. Давайте еще поиграем в одну игру – представим, что наш ковёр – это полянка из картины, я – мама-собака, а вы – щенята, вам очень хочется попасть на полянку ко мне.
Дидактическая игра «Прятки»
У воспитателя игрушки - белая и черная собачки; корзина, коробка, ботинок, кукольная мебель. Воспитатель говорит, что собачки хотят поиграть с детьми в прятки. Дети закрывают глаза, воспитатель «прячет» собачек так, чтобы они были заметны детям. Открыв глаза, дети отвечают, где спряталась белая (черная) собачка.
Например:
Белая собачка в корзине.
Черная собачка за диваном.
Воспитатель поправляет детей, если в их ответах пропущены или неверно употреблены предлоги.
Пальчиковая гимнастика «Собачка»
Ав-ав-ав, никого я не пугаю. (Локоть правой руки опирается о стол, кисть - параллельно столешнице).
Ав-ав-ав, я с детишками играю. (Разводить и сводить большой палец с остальными сомкнутыми пальцами).
(То же другой рукой).
Воспитатель вывешивает картину «Собака со щенятами» на доску.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на картину очень внимательно.
Дети рассматривают картину 1 минуту.
Воспитатель: Кого вы видите на картине? Только я попрошу вас ответить полным предложением, вот так «Я вижу на картине…» дожидаясь от детей полного ответа «Я вижу собаку и щенков»
Воспитатель: Что ещё вы видите на картине кроме собаки и щенят? Воспитатель обращается поимённо к детям индивидуальные ответы
Дети: ответы
Воспитатель: Что делает собака?
Дети: Собака лежит на траве
Воспитатель: Какая собака? Опишите её, пожалуйста, полным предложением (индивидуальные ответы)
Дети: Собака большая
Воспитатель: Какая у нее шерсть?
Дети: У собаки густая, пушистая, коричневая, белая.
Воспитатель: Сколько лап у собаки?
Дети: У собаки четыре лапы
Воспитатель: Кто сидит около собаки?
Дети: Около собаки сидит щенок.
Воспитатель: А что делает другой щенок?
Дети: Он смотрит на воробьёв
Воспитатель: Какой щенок, опишите его, пожалуйста, полным предложением.
Дети: Щенок маленький.
Воспитатель: Послушайте, как я про него скажу: «Это щенок. Он маленький, пёстрый, забавный. Он похож на маму-собаку. Глаза у него маленькие. Хвостик беленький. Он смотрит на воробьёв».
Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы очутиться на той полянке рядом с собаками?
Дети: Да
Воспитатель: А как вы думаете, собаки нас не покусают?
Дети: Нет
Воспитатель: Да, ребята, если мы с вами не будем дразнить собак, кричать на них, то они нас не тронут.
Воспитатель: Тогда давайте представим, что мы рядом с собаками на поляне. Давайте погладим щенка, какой он?
Дети: Мягкий, тёплый
Воспитатель: А какая миска?
Дети: Железная, холодная
Воспитатель: Давайте представим, что мы подошли к будке, какая она на ощупь?
Дети: Деревянная, шершавая, твердая
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Замечательно, вы столько всего увидели в картине. Я вами очень довольна. А как бы вы назвали эту картину?
Дети: Варианты ответов индивидуальные.
Воспитатель: А художник назвал эту картину «Собака со щенятами» (Образец рассказа воспитателя).
Ребята, кто-нибудь хочет нам рассказать о картине, не стесняйтесь, я буду вам помогать.
Выходит ребёнок к доске, составляет рассказ по картине с помощью опорных слов воспитателя. «Это … собака со щенятами. Собака …большая, лохматая, добрая. У собаки двое … щенят. Один …. лежит около мамы. Другой …стоит и смотрит на воробьёв. Щенки … маленькие, пушистые. Воробьи не улетают, потому, что … не боятся собак»
Вызвать второго ребёнка для самостоятельного ответа. Похвалить.
Воспитатель: Отгадайте, пожалуйста, о ком я вам сейчас расскажу – о собаке или о щенках:
• Большая, лохматая, заботливая? (мама-собака)
• Маленький, любопытный, смешной? (щенок)
Ответы детей
Воспитатель: ребята, вы такие у нас молодцы, столько сегодня загадок отгадали, столько интересного рассказали о картине, знаете, что собаки добрые, живут рядом с людьми. «Собака – друг человека». Давайте попрощаемся с гостями, поблагодарим их. Что они к нам пришли в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа» в подготовительной группе на тему: «Подиум»
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа» в подготовительной группе на тему: «Подиум» Цель: 1.Упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ОБ ОВОЩАХ И ФРУКТАХ"
Вашему вниманию представляется конспект занятия по развитию речи по составлению описательного рассказа об овощах и фруктах....
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках – лисёнке, медвежонке».
Цель: развитие умения составлять описание игрушки, объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ.Программные задачи: Связная речь: учить детей по вопросам составлять описание иг...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ»
Учить детей описывать картину в определённой последовательности, называть картину. Учить детей описывать внешней вид животного, описывать изображение на картине....
Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана " Весна.Большая вода"
Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана " Весна.Большая вода"...
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы» средняя группа
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы» средняя группа...
Конспект занятия по развитию речи .Составление описательного рассказа по предметной картине Спасская башня"
Конспект занятия по развитию речи поможет педагогам познакомить детей с достопримечательностью Москвы-Спасской башней и составить о ней рассказ по картине....