Конспект занятия по речевому развитию (старшая разновозрастная группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Расширять и углублять представления детей о диких животных:
о пингвинах.
Задачи:
(П) Продолжать знакомить с животными холодных стран, закреплять
умение отличать их по внешнему виду.
(Р) Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы
воспитателя короткими и распространенными фразами при рассматривании
картинок и без них, пользоваться для ответов обобщающими понятиями.
(Р) Побуждать детей образовывать притяжательные прилагательные,
прилагательные в сравнительной степени. Упражнять в употреблении
существительных в родительном падеже, сложных слов, в подборе предлогов. Побуждать употреблять предложения с союзами потому что,
для того чтобы, при объяснении причинной зависимости.
(ФР) Способствовать развитию мелкой и общей моторики,
координации речи с движением, психических процессов: восприятия,
внимания, воображения, мышления.
(С-К) Формировать навыки инициативности, сотрудничества, уверенности. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Липецкая область
Елецкий муниципальный район
МБОУ СОШ с. Каменское - ООШ с. Малая Боевка
Конспект
открытого занятия
ОО «Речевое развитие» на тему:
«Животные холодных зон»
Старшая разновозрастная группа
(4-6 лет)
Подготовила: воспитатель
Инютина Алена Алексеевна
2023 г.
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: Расширять и углублять представления детей о диких животных:
о пингвинах.
Задачи:
(П) Продолжать знакомить с животными холодных стран, закреплять
умение отличать их по внешнему виду.
(Р) Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы
воспитателя короткими и распространенными фразами при рассматривании
картинок и без них, пользоваться для ответов обобщающими понятиями.
(Р) Побуждать детей образовывать притяжательные прилагательные,
прилагательные в сравнительной степени. Упражнять в употреблении
существительных в родительном падеже, сложных слов, в подборе предлогов. Побуждать употреблять предложения с союзами потому что,
для того чтобы, при объяснении причинной зависимости.
(ФР) Способствовать развитию мелкой и общей моторики,
координации речи с движением, психических процессов: восприятия,
внимания, воображения, мышления.
(С-К) Формировать навыки инициативности, сотрудничества, уверенности. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Оборудование и материалы:
Мультимедийный проектор, презентация
Наборы картинок:
- животные холодных стран;
- силуэтное изображение животных холодных стран;
- разрезные картинки
- пингвин, макет льдины,
-схемы слов, цветные фишки
Словарная работа
Словарь: Существительные: белый медведь, морж, тюлень, северный олень,
морской леопард, кит, бивни, клыки, копыта, хвост, ласты, север, мех, шерсть, лапы, ласты, уши, когти, детёныши (их названия), хищник, пасть, туловище, рога, животные, сюртук, Антарктида.
Глаголы: скачет, прыгает, плавает, бежит, спит, рычит, боится, спасается,
охотится, ловит, прячется, ловит, крадётся, спасается, защищается.
Прилагательные: храбрый, ловкий, пушистый, мягкая, меховая, острый,
мохнатый, огромный, добрый, умный, белый, неуклюжий, пугливый, ловкий,
опасный, передние, задние, крепкие. Наречия: страшно, ловко, тепло, быстро, медленно, громко, тихо, удобно,
осторожно, опасно.
Пропедевтическая работа
- Беседа о животных Арктики и Антарктики.
- Чтение: Л. Белоусова «Белый медвежонок», Г. Снегирев «Пингвиний пляж»,
«К морю», «Хитрый поморник».
- Рассматривание картинки одежды - сюртук.
- Обучение нахождению места звука в слове.
- Нахождение маленьких слов (предлогов) во фразах.
Ход занятия
1-я часть – подготовительная
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, встаньте свободно. Сегодня мы продолжим говорить о животных холодных стран. Обнимем себя руками, как моржи ластами: «мммм», «мммм», «мммм».
А теперь мы как тюлени-лежебоки сладко зевнём: «аааа», «аааа», «ааааа».
Молодцы, хорошо расслабили голосовые связки.
Воспитатель: Я напомню вам правила речи:
«Внимательно слушай, другим не мешай,
когда тебя спросят, тогда отвечай».
Воспитатель: В холодных странах, на севере живут удивительные животные.
Дорогие мои дети, я вас спрошу, а вы ответьте:
Воспитатель: На севере встретишь тюленя?
Дети: На севере встретишь тюленя.
Воспитатель: На севере встретишь белого медведя?
Дети: На севере встретишь белого медведя...
Воспитатель: На севере встретишь моржа?
Дети: На севере встретишь моржа.
Воспитатель: На севере встретишь песца?
Дети: На севере встретишь песца?
Воспитатель: Правильно. Садитесь.
2-я часть – основная
1.Упражнение «Чья тень?» (развитие речевого дыхания)
Воспитатель:
- Ребята, внимательно посмотрите на наборное полотно: тени не полностью совпадают с контурами тел животных. Вы узнали, чьи это тени?
Дети:
- Я узнал тень песца.
- Я узнал тень моржа.
-Я узнал тень тюленя. И т.п.
2.Упражнение «Сравнения»
Воспитатель: Да. Вы правильно назвали животных северных зон. А теперь попробуем их сравнить (работа со схемой предложения), но прежде чем мы приступим , давайте вспомним, как мы сравнивали животных Африки:
- У зебры длинная шея, а у жирафа?
Дети: - У жирафа шея длиннее.
Воспитатель: - У северного оленя мягкая шерсть, а у песца ?
Дети: - У песца шерсть мягче.
Воспитатель: - У тюленя крупное тело, а у моржа?
Дети: - У моржа тело крупнее.
Воспитатель: У белого медведя широкая пасть, а у кита?
Дети: -У кита шире.
3. Дидактическое упражнение «Чьи части?»
Воспитатель:
- Ребята, я подготовила для вас картинки животных, но они у меня выпали и перемешались. Помогите поставить их на место. (Работа за столом)
Посмотрите у соседа справа и скажите, что у него получилось?
Воспитатель: Хорошо. Теперь все картинки собраны.
4. Дидактическое упражнение «Назови одним словом»
Воспитатель:
А сейчас ребята давайте встанем в круг и поиграем в игру «Назови одним словом». Тот, кому я брошу мячик, должен будет ответить на мой вопрос.
-У медведя толстые лапы. Скажите одним словом он какой?
(Толстолапый).
- У моржа длинные усы. Он какой? (длинноусый)
- У песца мягкая шерсть. Он какой? (мягкошерстный)
- У северного оленя большие рога. Он какой? (большерогий)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас присаживайтесь на места и попробуйте отгадать загадку
В Антарктиде среди льдин
Ходит важный господин,
В чёрный он одет сюртук,
Крылья машут вместо рук.
Хоть на шее белый галстук,
На ногах надеты ласты.
Вы узнали господина,
Птицу важную — ... (пингвина)?(СЛАЙД 2)
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам отгадать загадку? (ласты, сюртук, птица, крылья
вместо рук, Антарктида…)
Воспитатель: Вот сейчас мы с вами и отправимся в холодную страну на самом юге нашей планеты – Антарктиду и познакомимся с пингвинами. Закройте глаза и скажите: влево- вправо повернись – в холодных зонах очутись! (СЛАЙД 3 ) (когда дети откроют глаза осыпать их снежинками)
6.Темпо-ритмическое упражнение «Пингвин».
Воспитатель: Мы в Антарктиде. Только тут живут императорские пингвины
(СЛАЙД ВИДЕО). Пингвины – это птицы. Они не умеют летать, и очень неуклюжи на суше, ходят вперевалочку.
7.Физминутка
Дуют ветры ледяные, (Взмахи руками в разные стороны)
Горы снежные, крутые, (Медленно поднять руки)
Там о лете не слыхали, (Приложить то правую ладонь к уху, то левую)
Там согреешься едва ли. (Обнять себя и попрыгать)
Он не мал и не велик, (Свести и развести руки)
Этот снежный материк. (Ритмично хлопать в ладоши)
Воспитатель: Садитесь. Давайте поиграем с пингвином и льдиной.
8.Дидактическое упражнение с демонстрацией действия
«Добавь маленькое слово в мою фразу».
Пингвин спрятался. . . льдину. (За)
Пингвин нырнул . . . льдину. (Под)
Пингвин плавает. . . льдины. (Вокруг)
Пингвин спрыгнул. . . льдины. (С)
9.Обсуждение рассказа
Воспитатель
- Пингвины едят рыбу. Им постоянно приходится прыгать с льдин в воду.
Послушайте рассказ Г. Снегирева «Отважный пингвиненок». Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё
только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у
нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его
сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул,
закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо
посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном
море.
Вопросы для обсуждения:
- Какой был пингвиненок?
- Что делали взрослые пингвины?
-Почему пингвиненок не сразу прыгнул в воду? - Как пингвиненок искупался в холодном море?
- Почему рассказ называется «Отважный пингвиненок»?
- Подберите слова похожие по смыслу (отважный, смелый, храбрый).
3-я часть – заключительная
Воспитатель Вам понравился рассказ?
Дети: Да.
Воспитатель. Очень забавные это птицы и название у них интересное.
- Найдите место звука Н в слове ПИНГВИН (Работа со схемой слова)
Закрасьте нужные клеточки синим цветом.
Итог занятия.
Воспитатель: Настало время вернуться назад: встаньте, вокруг себя обернитесь, в детский сад вернитесь.
- Что интересного узнали в путешествии?
- Какое правило выполняли?
- Чьи ответы понравились больше всего? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НОД «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Старшая разновозрастная группа (от 5 до 7 лет) Тема: Игра «Какой». Игра «Загадки»
Программные задачи: • Подбор прилагательных к существительному.• Развитие слухового внимания; обучение умению составлять связное монологическое высказывание (толкование загадок)• в...
КОНСПЕКТ НОД «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Старшая разновозрастная группа (от 5 до 7 лет)
Тема: «Какой бывает хлеб»Программные задачи:Подбор прилагательных к существительному.Развитие слухового внимания; обучение умению составлять связное монологическое высказывание (толко...
КОНСПЕКТ НОД по речевому развитию в разновозрастной группе на тему:«Петушок»
Цель:- формировать детей представление о характерных особенностях образа петуха и цыплят на основе изобразительно-выразительных средств поэтического слова....
Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»
Цель: создать условия для формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:Обучающие: Закреплять умения составлять самостояте...
Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»
Цель: создать условия для формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картинно.кЗадачи:Обучающие: Закреплять умения составлять самосто...
Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе "Путешествие в сказку"
Конспект ООД по развитию речидля детей разновозрастной группы (3-8лет)« Путешествие в сказку» Цель: Формировать эмоциональное отношение к сказкам.Задачи:1....