Технологическая карта занятия по развитию речи.Тема занятия:«Животные жарких стран»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Животные жарких стран»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sycheva_t.v._dou_no_49_-tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx | 37.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
по развитию речи
Ф.И.О. участника:Сычева Татьяна Владимировна
Образовательные области:речевое развитие, познавательное развитие, физические развитие, художественно-эстетическое развитие
Тема занятия:«Животные жарких стран»
Возрастная группа: старшая
Цель:расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Животные жарких стран».
Задачи:
Обучающая:
- закреплять практический навык образования и употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употребления прилагательных в речи.
Развивающая:
- развитие связной речи, умения рассказывать о животных по плану, координация речи с движением.
Воспитательная:
- соблюдать правила участия в беседе (слушать говорящего, не перебивать); стремиться выполнять любое дело качественно.
Словарная работа:
джунгли, пустыня, Африка, прайд.
Индивидуальная работа:
Необходимая помощь детям, которые испытывают затруднения в выполнении заданий.
Подготовительная работа: беседы о жизни животных, рассматривание иллюстраций книг и энциклопедий, просмотр презентаций о жизни животных жарких стран, рисование и разукрашивание животных жарких стран в свободной деятельности, чтение рассказов о животных жарких стран, отгадывание загадок о животных
Материалы и оборудование:глобус с подсветкой, плоскостные изображения животных, закрепленных на подставках, иллюстрации льва, львицы, слона; компьютерные технологии: презентация животных к игре «Чей? Чья? Чье?», волшебная музыка для перемещения, запись голосов животных (обезьяна, лев, бегемот идр.)
Планируемый результат занятия: дети проявляют интерес к жизни и условиям обитания животных, активно поддерживают беседу, с удовольствием выполняют задания и проявляют свои знания о животных жарких стран в практической деятельности.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Заинтересовать детей предстоящей деятельностью | (приглашаю детей встать в круг) - Дети, что новое появилось у нас в группе?(глобус – модель Земли) – Друзья, а вы любите путешествовать? - Хотите отправиться в путешествие? А мне можно с вами?
(звучитволшебную музыку) – Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной: «Волшебный глобус я кручу, попасть я в Африку хочу!» | Сюрпризный момент - Словесный(беседа) - Словесный(художественное слово) - Наглядный (показ на глобусе) КТ | Дети встают в круг Внимательно слушают педагога. Проявляют интерес Отвечают на вопросы воспитателя Предлагают свои варианты ответов Дети выполняют указания воспитателя | Внимание со свободной деятельности переключено на воспитателя Замотивированы на дальнейшую деятельность Выполняют ряд последовательных действий в соответствии с задачей |
2. | Основной этап | |||||
2.1 | Этап постановки проблемы | Постановка проблемного вопроса | (фонограмма «Голоса животных) -Дети, чьи голоса вы услышали? Кто рычал? Кто трубил? -Как вы думаете, где же мы с вами оказались? - Животные спрятались, но мы можем видеть их части тела (лапы, хвосты, копыта). Посмотрите на экран и расскажите, кто же спрятался в джунглях? Части тела, какого животного вы видите? Д/игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» - Ребята наши глаза всматриваются вдаль, разглядывая кто там спрятался. Глаза напрягаются. Предлагаю сделать зарядку для глаз - Вспомните, кто еще живет в Африке? (пальчиковая гимнастика сопровождается словами) - Тигр, жираф, огромный слон, Зебра, пума и бизон, два шакала, бегемот - он стоит,разинув рот. А за ними царь зверей назови его скорей… | КТ Словесный: беседа, объяснение Игровой | Коммуникативная Предлагают варианты ответов Испытывают затруднение Присаживаются на индивидуальные коврики и обращают внимание на экран телевизора Дети дают ответы полным предложением: - Я вижу крокодилий хвост и т.д. - Я вижу обезьянью голову и т.д. - Я вижу слоновье туловище и т.д. - А я вижу львиные лапы, туловище, голову Дети выполняют зарядку для глаз Проговаривают текст, поочереднозагибая пальцы рук | Различают и называют голоса всех услышанных животных Образовывают притяжательные прилагательные Выполняют ряд последовательных действий в соответствии с задачей |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Строить вместе с детьми высказывания о животных Африки | - Кто же это царь зверей? - Как вы думаете,почему льву важно быть незаметным? – А чем внешне отличается лев от львицы? - Как называется львиная семья? (словарная работа) Лев – вожак, защищает свой прайд от врагов. Львицы по размеру Они очень сильные. Львицы заботятся о своих детенышах. Именно львицы выбирают какой лев будет вожаком вихпрайде. | Словесный: инструкция, рассказ воспитателя, объяснение Наглядный КТ | Рассматривают иллюстрации Дети дают ответы полным предложением – Лев хищник, выслеживает добычу –У льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет - Прайд | Составляют связный рассказ о животном из 2-3 предложений по схематическому плану Слушают и не перебивают друг друга |
- Послушайте, о ком пойдет речь в следующей загадке? - Огромный, серый, с добрым нравом, Идет по джунглям величаво И длинным носом, как рукой, Поднять он может нас с тобой. Слон — громадное животное. Шкура голая, без шерсти. Хобот слоны используют для того, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью. Если приучить слона, он будет хорошим помощником: деревья в лесу клыками выкорчевывать, большие камни с места на место перетаскивать. Слон - очень умное животное. (на столе расставлены животные плоскостные на подставках) - Дети, посмотрите, животные больше нас не боятся, гуляют спокойно. Д/упражнение «Расскажи о животных» ФИЗМИНУТКА - Чем питаются хищники? - Чем питаются травоядные животные? Если я называю травоядное животное – вы приседаете, а если хищное – шагаем на месте, поднимая колени. Черепаха - шагают, Лев - присели, Слон - шагают, Пантера - присели, Жираф - шагают, (танец под песню «У жирафа пятна…пятнышки везде») | Предлагают варианты ответов Составляют рассказ по схеме-плану, представленной на мнемотаблице (назвать животное, рассказать, какое оно по размеру, какого цвета, какие особенности внешнего вида можно у него отметить) Предлагают варианты ответов - Другими животными. - Листьями деревьев, травой, корнями. Дети рассказывают о животных, которых увидели Дети выполняют движения Дети танцуют | Выполняют ряд последовательных действий в соответствии с задачей Строят высказывания о животных Дети соблюдают правила диалогической речи, анализируют высказывания | ||||
2.3 | Этап практического решения проблемы | Постановка проблемного вопроса | - А какие еще животные живут в Африке, вы узнаете, если составите разрезные картинки Предлагаю подойти к столу по два человека и сложить разрезные картинки - Кто у вас получился? Словесная игра «Какой, какая?» - Все животные имеют особенности внешнего вида, назовём их: (воспитатель бросает ребенку мяч и называет) - У жирафа длинная шея, значит он какой? - У крокодила острые зубы, он какой? - У слона толстые ноги, он какой? (толстоногий) - У обезьяны длинный хвост, она какая? (показ слайдов «Животные и их детёныши») Словесная игра«Потерялся ребёнок» - Ветер поднялся, бушует, ревёт Каждая мама ребёнка зовёт. Тихо бормочет мама спросонок - Помогите скорее. Потерялся ребёнок! Как зовут? Не припомню никак! Помогите скорей! Позовите зверят! Львица зовёт – Слониха зовёт – Зебра зовёт – Мама жирафа зовёт – Тигрица зовёт – Черепаха зовёт – - Спасибо дети! Помогли мамам найти своих детёнышей
| Словесный (инструкция, объяснение) Практический Наглядный Игровой | Дети складывают разрезные картинки: зебры, песчаной лисицы, носорога, пантеры Предлагают варианты ответов - Длинношеий - Острозубый - Длиннохвостая - Толстокожий -Короткошерстный - Коротколапый - Коротконогая - Тонконогий Дети продолжают начатое воспитателем предложение - львёнка - слонёнка - зебрёнка - жирафёнка - тигрёнка - черепашонка. | Дети образовывают прилагательные Дети образовывают существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги, провести оценку собственной деятельности | - Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Какие животные встретились в Африке? - Что вам запомнилось? - Что было трудно выполнять? - Вы справились со всеми заданиями? - Благодарю вас за работу! Возьмемся за руки и скажем: - Мы молодцы! | Рефлексия Словесный (беседа) | Отвечают на вопросы | Пополнили словарный запас по теме «Животные жарких стран» Дети смогут применять их при составлении предложений, рассказов о животных |
Самоанализ проведенного мероприятия
Организовала и провела занятие в 2024г. на День открытых дверей по теме «Животные жарких стран»
На занятии присутствовали: 9 педагогов и10 родителей.
Возрастная категория детей: 5-6 лет. На занятии присутствовало 10 детей (4 девочки и 6 мальчиков).
Занятие «Животные жарких стран» разработано в рамках реализуемой АОП ДО для детей с ТНР и спланировано по принципу интеграции образовательных областей через использование разнообразных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательной). Занятие организовано в форме путешествия.
Применяла технологии: игрового, диалогового обучения; проблемного обучения (когда в ходе создаваемых на занятии проблемных ситуаций, у детей появляется эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответов).
Стимулировала поисковую активность детей через создание ситуации затруднения.
С целью мотивации и развития внимания детей использовалаинформационные технологии, что позволило представить обучающий материал, наполненный исчерпывающей структурированной информацией.
Деятельность детей имела познавательно-развивающий характер. Они принимали проблемные ситуации и понимали их, что свидетельствовало о степени их включенности в образовательный процесс. Дети охотно вступали в диалог, самостоятельно находили решения поставленных задач.
На заключительном этапе с целью систематизации полученных детьми знаний, использовала контрольные вопросы (рефлексия).
Применила такие формы организации занятия как: интегрированная совместная деятельность, фронтальная, индивидуальная.
Считаю, что цель и задачи реализованы. Результат: положительные отзывы педагогов, родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по развитию речи. Тема: «Животные жарких стран»
образовательные целиЗакрепление представлений о животных юга и их детёнышах, их внешнем виде. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи закрепле...
Технологическая карта занятия по Развитию речи, тема "Игрушки", во второй ранней группе.
Цели: - Развивать навыки связной речи. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. - Развивать пространственное восприятие. - Формировать и активизировать словарь игрушки: дудочка, кукла, кубик, рыбк...
2021. Технологическая карта НОД по развитию речи тема: Чтение рассказа «Кот-ворюга» К.Г. Паустовского Старшая группа
Технологическая карта НОД по развитию речи тема: Чтение рассказа «Кот-ворюга» К.Г. ПаустовскогоСтаршая группа...
Технологическая карта занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»
Технологическая карта занятия Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»Возрастная группа: Старшая группаОбразовательная область: «Развитие речи» В процессе...
Технологическая карта занятия по ПДД в старшей группе «Путешествие в страну Светофорию».
Это занятие помогает педагогам формировать интерес детей к содержанию занятия - создание игровой ситуации, нацеливание на предстоящую деятельность (рассказ о предстоящем путешествии)....
Технологическая карта занятия по развитию речи "В стране игрушек"
Технологическая карта занятия по развитию речи "В стране игрушек"...
Технологическая карта занятия по развитию речи. Тема: Осень. Лес. Грибы. Пересказ литературного произведения
Закрепление умения детей пересказывать небольшое литературное произведение....