Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Моя любимая книга»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

«Моя любимая книга»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

«Моя любимая книга»

Цель: воспитание интереса к книге, бережного отношения к ней.

Задачи:

образовательные:

  • закрепить и расширить знания детей о названии, авторах и содержании знакомых литературных произведений,
  • упражнять ориентироваться в жанровом многообразии литературы (сказка, рассказ, стихи)

развивающие:

  •  развивать речь и логическое мышление
  •  развивать слуховое и зрительное внимание
  • развивать интонационную выразительность речи, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении

воспитательные:

  • воспитывать желание быть читателем и получать удовольствие от чтения книг
  • воспитывать умение работать в команде
  • приобретать умение бережно обращаться с книгой

Оборудование: книжная выставка, иллюстрации к литературным произведениям разных жанров, костюм для персонажа, портфель для книжек, волшебный мешочек с предметами.

Ход:

1. Введение в тему, орг.   момент:

Воспитатель: Ребята, кто мне напомнит – чему посвящена и как называется предстоящая неделя? (Книгам)

Мы с вами много беседовали о книгах, и я знаю, что у каждого из вас есть любимые книжки.

А за что вы их любите?

Ответы детей:

В них разные приключения, можно прочитать что-то полезное, и это интересно- читать.

Послушайте, какие замечательные стихи есть о книгах!

Книга говорит беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней!

2. Основная часть:

Воспитатель: Итак, мы начинаем…Ребята, слышите, кажется к нам кто-то идет.  (Кот Котофеевич)

Кот Котофееч: Здравствуйте, ребята. Я слышал, что сегодня вы говорите о любимых книгах.

Воспитатель:  Да

Мой друг подарил мне замечательные книги, они лежали эдесь, в рюкзаке, но они потерялись. Что делать, не знаю.

Воспитатель:  Ребята, как мы можем помочь Коту Котофеевичу?

Дети: Найти книги.

Воспитатель:  Кот Котофеевич, ты помнишь, что было в первой книге?

Кот Котофеевич: Что-то о сказках.

Воспитатель: Наши дети очень любят сказки. Ребята, давайте вместе с отправимся на станцию «Сказочная» и поможем Коту Котофеевичу найти книгу сказок. Едем?

Дети: Да.

Воспитатель: Садимся в поезд.

Дети:                                         “Едет, едет паровоз

Две трубы и 100 колес,

Две трубы и сто колес,

Машинистом рыжий пес.

Мы поедем, мы помчимся,

На станции «Сказочная» очутимся.

Воспитатель: Приехали, ребята. Станция «Сказочная».

Рассаживайтесь на волшебной полянке. Я вижу конверт, а в конверте задание. Если мы с вами выполним задание, то сможем отыскать коту Котофеевичу книжку со сказками. Выполним задание?

Дети: Да

Воспитатель: Задание 1. Надо отгадать сказку.

Помогала им яблонька,

Помогала им печка,

Помогала им молочная речка.

Все им помогали, все их укрывали.

К матушке и батюшке

Они домой попали… («Гуси – лебеди»)

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Она распростилась с зелёною кожей

И стала красивой и очень пригожей… («Царевна лягушка»)

Сейчас потолкуем о сказке другой:

Тут синее море. Там берег морской.

Старик выйдет к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает и что-то попросит.

О жадной старухе рассказ тут идёт,

И жадность, ребята, к добру не ведёт

И кончится дело всё тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым… («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Где-то дом себе нашла,

Очень добрая была.

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов… («Теремок»)

«Лиса с Журавлём подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах. Вот и вздумала однажды Лиса угостить Журавля, пошла звать его к себе в  гости: - Приходи, куманёк, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!»

(«Лиса и Журавль»).

«Пела ночью мышка в  норке: - Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи»

(«Сказка о глупом мышонке» С. Маршак)

«Пошла муха на базар и купила самовар:

Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.»

(«Муха Цокотуха» К. Чуковский)

«Щенок спал на коврике около дивана.

Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то  сказал:«Мяу!»

Кто сказал«Мяу!» В. Сутеев)

Задание 2. Узнать из какой сказки герой сложить картинку с героем сказки из частей.

Воспитатель: Мы выполнили два задания, в конверте появилась подсказка : книжка Котофеевича со сказами находится в кукольном уголке, под подушкой.

Воспитатель: Вот видишь, Котофеевич, как хорошо знают сказки наши дети. Мы нашли твою первую книжку со сказками. А что было во второй книге?

Котофеевич: А во второй книге были стихи. Что-то про зиму.

Помню только одну строчку. «Мороз и солнце! День чудесный» Ребята, вы случайно не знаете, кто написал этот стих?

Дети: Александр Сергеевич Пушкин

Воспитатель: вам нравятся стихи Александра Сергеевича Пушкина?

Дети: Да

Воспитатель: Отправляемся на станцию «Поэтическая» и поможем Степашке найти книгу со стихами. Садимся в поезд. По дороге мы еще заедем на станцию Мартышкино и сделаем физразминку.

Дети:“Едет, едет паровоз

Две трубы и 100 колес,

Две трубы и сто колес,

Машинистом рыжий пес.

Мы поедем, мы помчимся,

На станции «Мартышкино» очутимся.

Мы- веселые мартышки,

И мы тоже любим книжки.

А пока мы их отложим

И попрыгать с вами можем.

Дружно прыгнем к потолку,

Палец поднесем к виску,

Растопырим ушки,

Хвостик на макушке,

Шире рот откроем

И гримассы строим

Как скажу я «Раз, два, три, мартышка с книжкою замри»

Забавные мартышки получились. А главное — активные читатели. Поехали дальше.

Дети:“Едет, едет паровоз

Две трубы и 100 колес,

Две трубы и сто колес,

Машинистом рыжий пес.

Мы поедем, мы помчимся,

На станции «Поэтическая» очутимся.

Воспитатель: Ребята, мы приехали. Рассаживаемся по местам. А вот и конверт с заданием:

1. Расскажите, чем стих отличаетя от рассказа и сказки. Прочитайте стихотворение с выражением.

Чтение стихотворений и ответы детей.

Какое настроение поэт хотел передать читателю?

2. Закончите стихотворные строчки в рифму (Не все строчки, на выбор воспитателя)

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала-(шишка)

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий (шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке (каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался-(сом).

Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много-(дыр).

Мама мыла чисто пол,

Папа ждал: когда же (гол).

На палубу упала пачка,

Потому, что была -(качка).

Пишет маме письмо дочка,

В конце рассказа стоит-(точка).

Дымится в миске кашка,

С чаем стоит -(чашка).

Было в сказке очень худо,

Пока не появилось-(чудо).

Воспитатель: Ой! Смотрите, ребята, вы так хорошо стихи читали и задание выполняли, что в конверте появилась подсказка: книжка Кота Котофеевича находится в филиале нашей библиотеке за книгой рассказов «Синие листья».

Вот она твоя книга, Кот Котофеевич «Сборник стихов о природе»

Кот Котофеевич: Молодцы, ребята. У меня еще была одна книгакнига рассказов, очень веселых. Там было про телефон и про огуцы, и про какую то кашу.

Воспитатель: Догадались, ребята, что это за рассказы?

Дети: Рассказы Николая Носова

Воспитатель: Кот Котофеевич,не теряй книжки. А чтобы книги никогда не терялись и оставались чистыми и аккуратными, есть правила, которые все должны соблюдать, правда ребята? Какие это правила? (должны сказать дети)

- Не брать книги грязными руками. –

Не перегибать переплё ткниги могут потерять самые интересные страницы.

- Пользоваться закладкой и не загибать страницы, они порвутся.

Книги любят чистоту, но боятся воды.

- Нельзя рисовать на страницах ни ручкой, ни  карандашомкнигу будет трудно читать.

Воспитатель: Кот Котофеевич, ты запомнил правила? Это мы сейчас проверим и заодно повторим правила обращения с книгой. Предлагаю вам игру «Да – нет».

Что любит книжка?

– Обложку? — Да!

– Грязные руки? — Нет!

– Закладку? — Да!

– Дождик и снег? — Нет!

– Бережное отношение? — Да!

– Ласку? — Да!

– Яичницу? — Нет!

– Чистые руки? — Да!

– Валяться на полу? — Нет!

– Драться? — Нет!

– Жить на книжной полке? — Да!

-Любознательных читателей? — Да!

Постарайтесь их выполнять. А теперь, Кот Котофеевич, давай

поиграем. Наши ребята очень любят играть в подвижную игру «Море волнуется» – посмотри и угадай, каких героев изображают наши ребята.

Воспитатель: Понравилась тебе игра, Кот Котофеевич?

Кот Котофеевич:

Спасибо, ребята, и за книжки, и за игру – побегу к друзьям, до свидания!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Столько всего интересного и полезного вы рассказали Коту Котофеевичу

Возвращаемся из нашего путешествия в группу.

Дети:“Едет, едет паровоз

Две трубы и 100 колес,

Две трубы и сто колес,

Машинистом рыжий пес.

Мы поедем, мы помчимся,

Снова в садике очутимся.»

Воспитатель:

Приехали. Занимаем свои места. Ребята, Вам понравилось занятие?

Мы сегодня повторили, чем рассказ отличается от сказки и от стиха.

Давайте повтоим еще раз.

А что вам больше всего понравилось на занятии, что было самым интересным?

А вы аккуратно обращаетесь с книгами?

Ответы детей.

Молодцы! Мне понравилось, как вы отвечали. Впечатления воспитателя от занятия. На этом наше занятие закончилось.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

«Моя любимая книга»

Цель: воспитание интереса к книге, бережного отношения к ней.

Задачи:

образовательные:

  • закрепить и расширить знания детей о названии, авторах и содержании знакомых литературных произведений,
  • упражнять ориентироваться в жанровом многообразии литературы (сказка, рассказ, стихи)

развивающие:

  •  развивать речь и логическое мышление
  •  развивать слуховое и зрительное внимание
  • развивать интонационную выразительность речи, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении

воспитательные:

  • воспитывать желание быть читателем и получать удовольствие от чтения книг
  • воспитывать умение работать в команде
  • приобретать умение бережно обращаться с книгой

Оборудование: книжная выставка, иллюстрации к литературным произведениям разных жанров, костюм для персонажа, портфель для книжек, волшебный мешочек с предметами.

Ход:

1. Введение в тему, орг.   момент:

Воспитатель: Ребята, кто мне напомнит – чему посвящена и как называется предстоящая неделя? (Книгам)

Мы с вами много беседовали о книгах, и я знаю, что у каждого из вас есть любимые книжки.

А за что вы их любите?

Ответы детей:

В них разные приключения, можно прочитать что-то полезное, и это интересно- читать.

Послушайте, какие замечательные стихи есть о книгах!

Книга говорит беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней!

2. Основная часть:

Воспитатель: Итак, мы начинаем…Ребята, слышите, кажется к нам кто-то идет.  (Кот Котофеевич)

Кот Котофееч: Здравствуйте, ребята. Я слышал, что сегодня вы говорите о любимых книгах.

Воспитатель:  Да

Мой друг подарил мне замечательные книги, они лежали эдесь, в рюкзаке, но они потерялись. Что делать, не знаю.

Воспитатель:  Ребята, как мы можем помочь Коту Котофеевичу?

Дети: Найти книги.

Воспитатель:  Кот Котофеевич, ты помнишь, что было в первой книге?

Кот Котофеевич: Что-то о сказках.

Воспитатель: Наши дети очень любят сказки. Ребята, давайте вместе с отправимся на станцию «Сказочная» и поможем Коту Котофеевичу найти книгу сказок. Едем?

Дети: Да.

Воспитатель: Садимся в поезд.

Дети:                                         “Едет, едет паровоз

Две трубы и 100 колес,

Две трубы и сто колес,

Машинистом рыжий пес.

Мы поедем, мы помчимся,

На станции «Сказочная» очутимся.

Воспитатель: Приехали, ребята. Станция «Сказочная».

Рассаживайтесь на волшебной полянке. Я вижу конверт, а в конверте задание. Если мы с вами выполним задание, то сможем отыскать коту Котофеевичу книжку со сказками. Выполним задание?

Дети: Да

Воспитатель: Задание 1. Надо отгадать сказку.

Помогала им яблонька,

Помогала им печка,

Помогала им молочная речка.

Все им помогали, все их укрывали.

К матушке и батюшке

Они домой попали… («Гуси – лебеди»)

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Она распростилась с зелёною кожей

И стала красивой и очень пригожей… («Царевна лягушка»)

Сейчас потолкуем о сказке другой:

Тут синее море. Там берег морской.

Старик выйдет к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает и что-то попросит.

О жадной старухе рассказ тут идёт,

И жадность, ребята, к добру не ведёт

И кончится дело всё тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым… («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Где-то дом себе нашла,

Очень добрая была.

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов… («Теремок»)

«Лиса с Журавлём подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах. Вот и вздумала однажды Лиса угостить Журавля, пошла звать его к себе в  гости: - Приходи, куманёк, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!»

(«Лиса и Журавль»).

«Пела ночью мышка в  норке: - Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи»

(«Сказка о глупом мышонке» С. Маршак)

«Пошла муха на базар и купила самовар:

Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.»

(«Муха Цокотуха» К. Чуковский)

«Щенок спал на коврике около дивана.

Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то  сказал:«Мяу!»

Кто сказал«Мяу!» В. Сутеев)

Задание 2. Узнать из какой сказки герой сложить картинку с героем сказки из частей.

Воспитатель: Мы выполнили два задания, в конверте появилась подсказка : книжка Котофеевича со сказами находится в кукольном уголке, под подушкой.

Воспитатель: Вот видишь, Котофеевич, как хорошо знают сказки наши дети. Мы нашли твою первую книжку со сказками. А что было во второй книге?

Котофеевич: А во второй книге были стихи. Что-то про зиму.

Помню только одну строчку. «Мороз и солнце! День чудесный» Ребята, вы случайно не знаете, кто написал этот стих?

Дети: Александр Сергеевич Пушкин

Воспитатель: вам нравятся стихи Александра Сергеевича Пушкина?

Дети: Да

Воспитатель: Отправляемся на станцию «Поэтическая» и поможем Степашке найти книгу со стихами. Садимся в поезд. По дороге мы еще заедем на станцию Мартышкино и сделаем физразминку.

Дети:“Едет, едет паровоз

Две трубы и 100 колес,

Две трубы и сто колес,

Машинистом рыжий пес.

Мы поедем, мы помчимся,

На станции «Мартышкино» очутимся.

Мы- веселые мартышки,

И мы тоже любим книжки.

А пока мы их отложим

И попрыгать с вами можем.

Дружно прыгнем к потолку,

Палец поднесем к виску,

Растопырим ушки,

Хвостик на макушке,

Шире рот откроем

И гримассы строим

Как скажу я «Раз, два, три, мартышка с книжкою замри»

Забавные мартышки получились. А главное — активные читатели. Поехали дальше.

Дети:“Едет, едет паровоз

Две трубы и 100 колес,

Две трубы и сто колес,

Машинистом рыжий пес.

Мы поедем, мы помчимся,

На станции «Поэтическая» очутимся.

Воспитатель: Ребята, мы приехали. Рассаживаемся по местам. А вот и конверт с заданием:

1. Расскажите, чем стих отличаетя от рассказа и сказки. Прочитайте стихотворение с выражением.

Чтение стихотворений и ответы детей.

Какое настроение поэт хотел передать читателю?

2. Закончите стихотворные строчки в рифму (Не все строчки, на выбор воспитателя)

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала-(шишка)

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий (шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке (каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался-(сом).

Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много-(дыр).

Мама мыла чисто пол,

Папа ждал: когда же (гол).

На палубу упала пачка,

Потому, что была -(качка).

Пишет маме письмо дочка,

В конце рассказа стоит-(точка).

Дымится в миске кашка,

С чаем стоит -(чашка).

Было в сказке очень худо,

Пока не появилось-(чудо).

Воспитатель: Ой! Смотрите, ребята, вы так хорошо стихи читали и задание выполняли, что в конверте появилась подсказка: книжка Кота Котофеевича находится в филиале нашей библиотеке за книгой рассказов «Синие листья».

Вот она твоя книга, Кот Котофеевич «Сборник стихов о природе»

Кот Котофеевич: Молодцы, ребята. У меня еще была одна книгакнига рассказов, очень веселых. Там было про телефон и про огуцы, и про какую то кашу.

Воспитатель: Догадались, ребята, что это за рассказы?

Дети: Рассказы Николая Носова

Воспитатель: Кот Котофеевич,не теряй книжки. А чтобы книги никогда не терялись и оставались чистыми и аккуратными, есть правила, которые все должны соблюдать, правда ребята? Какие это правила? (должны сказать дети)

- Не брать книги грязными руками. –

Не перегибать переплё ткниги могут потерять самые интересные страницы.

- Пользоваться закладкой и не загибать страницы, они порвутся.

Книги любят чистоту, но боятся воды.

- Нельзя рисовать на страницах ни ручкой, ни  карандашомкнигу будет трудно читать.

Воспитатель: Кот Котофеевич, ты запомнил правила? Это мы сейчас проверим и заодно повторим правила обращения с книгой. Предлагаю вам игру «Да – нет».

Что любит книжка?

– Обложку? — Да!

– Грязные руки? — Нет!

– Закладку? — Да!

– Дождик и снег? — Нет!

– Бережное отношение? — Да!

– Ласку? — Да!

– Яичницу? — Нет!

– Чистые руки? — Да!

– Валяться на полу? — Нет!

– Драться? — Нет!

– Жить на книжной полке? — Да!

-Любознательных читателей? — Да!

Постарайтесь их выполнять. А теперь, Кот Котофеевич, давай

поиграем. Наши ребята очень любят играть в подвижную игру «Море волнуется» – посмотри и угадай, каких героев изображают наши ребята.

Воспитатель: Понравилась тебе игра, Кот Котофеевич?

Кот Котофеевич:

Спасибо, ребята, и за книжки, и за игру – побегу к друзьям, до свидания!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Столько всего интересного и полезного вы рассказали Коту Котофеевичу

Возвращаемся из нашего путешествия в группу.

Дети:“Едет, едет паровоз

Две трубы и 100 колес,

Две трубы и сто колес,

Машинистом рыжий пес.

Мы поедем, мы помчимся,

Снова в садике очутимся.»

Воспитатель:

Приехали. Занимаем свои места. Ребята, Вам понравилось занятие?

Мы сегодня повторили, чем рассказ отличается от сказки и от стиха.

Давайте повтоим еще раз.

А что вам больше всего понравилось на занятии, что было самым интересным?

А вы аккуратно обращаетесь с книгами?

Ответы детей.

Молодцы! Мне понравилось, как вы отвечали. Впечатления воспитателя от занятия. На этом наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ННОД по развитию речи в подготовительной группе. Творческое рассказывание детей из опыта на тему «Любимая игрушка»

Занятие по развитию речи в подготовительной группе.Творческое рассказывание детей на тему «Любимая игрушка»...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Наши любимые книги»

Цель: воспитание интереса к книге, бережное отношение к ней.Задачи: 1. Закрепить и расширить знания детей о названии и содержании знакомых литературных произведений.2. Упражнять ориентироваться в жанр...

Конспект по развитию речи в младшей группе «Моя любимая книга»

Конспект по развитию речи в младшей группе «Моя любимая книга»...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Книги-наши друзья!»

План-конспект занятия  по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Книги-наши друзья!»...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Мои любимые сказки»

Закрепление знаний детей о сказках через совершенствование развития всех компонентов речевой деятельности и совместную продуктивную деятельность....

Развитие речи (2 младшая группа) «Моя любимая книга»

Развитие речи, 2 младшая группа.Тема: «Моя любимая книга»Цель. Закрепление знаний детей о значении книги в жизни людей. Задачи:Образовательные: уточнить знания детьми сказок и...