занятие по речевому развитию в старшей группе по теме "Поздняя осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

занятие по речевому развитию в старшей группе по теме "Поздняя осень".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности

Дата проведения:

ФИО педагога: Крохина Н.Г.

Возрастная группа воспитанников: старшая группа: Логопедическая группа компенсационной направленности.

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности обобщение и систематизирование знаний по теме: «Поздняя осень»

Цель:

Психолого-педагогические задачи:

Образовательные:

- уточнить и расширить активный словарь по теме «Поздняя осень», совершенствовать грамматический строй речи;

-  Формировать у детей умение образовать качественные прилагательные;

-  Развивать у детей умение согласовать существительные и прилагательные;

- учить передавать содержание текста полно и последовательно;

- совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Развивающие:

- Развивать слуховое восприятие, мышление, память у детей;

- развивать интерес к выполнению заданий.

Воспитательные:

Поощрять игровое и речевое взаимодействие между детьми. Вовлекать детей в общий разговор.

Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие»

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации непосредственно организованной образовательной деятельности:

«коммуникативная», «игровая», «познавательная», «речевая», «физическая».

Форма организации детей: групповая.

Форма организации обучения: Организационный момент, речевое упражнение.

Материал и оборудование: Иллюстрации: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень»; схема рассказа, для детей схемы для рассказывания, листочек.

Планируемый результат: дети называют прилагательные. Составляют рассказ по схеме. 

Предварительная деятельность с воспитанниками: беседы, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций различных периодов осени.

        

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы

 поддержки

 детской

инициативы

1 часть – вводная

Цель: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Создание

образовательной ситуации

Организационный момент

Звучит музыка П.И. Чайковского из серии «Времена года» «Осень»

Дети стоят врассыпную.

Подходит воспитатель.

Мотивация детей

на предстоящую деятельность: игра с детьми

Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.

Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадки:

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовёт к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да!

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ!

- О каком времени года я говорю?

- Да!

- Осени.

2 часть – основная

Цель: Выявление раннее полученных знаний.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Создание мотивационной ситуации

Этап осуществления самостоятельной деятельности детей

 Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие в гости к осени.

Какие осенние месяцы вы знаете?

Игра «Да или нет»        

Воспитатель: Я буду задавать вам вопросы. Если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если «нет», положить руки на колени.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто – часто льют дожди?

Дни становятся короче?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну, а что же надо делать? - куртки, шапки надевать?

Какая погода бывает осенью, если идёт дождь?

... дует ветер

если на улице холодно, какая погода?

если пасмурно

... сыро

... хмуро

... солнечно

... ясно

- Скажите со словом «осенний»

Небо осенью (какое?)

ветер осенью (какой?)

аллея осенью (какая?)

солнце осенью (какое?)

 дождь осенью (какой?)

 лес осенью (какой?)

погода осенью (какая?)

сапоги осенью (какие?)

день осенью (какой?)

утро осенью (какое?)

пальто осенью (какое?)

Парк осенью (какой?)

Аллея осенью (какая?)

Воспитатель: У осени три периода.

- Какая осень изображена на иллюстрации?

- Как вы догадались?

- А здесь какой период осени изображён?

- Почему вы так решили?

А сейчас мы проведём пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Поздняя осень»

- Солнышко греет уже еле - еле;

(Кисти развёрнуты. Пальцы в стороны.)

- Перелётные птицы на юг улетели;

(Кисти скрестили. Плавно машем пальцами.)

- Голы деревья, пустынны поля,

(Ладони вместе, пальцы вверх.)

- Пустынны поля,

(Развести ладони кверху в стороны.)

- Первым снежком принакрылась земля.

(Положить ладошку на ладошку.)

- Река покрывается льдом в ноябре.

(Руки сжать в замок.)

- Поздняя осень стоит на дворе.

(Разводим руками перед собой.)

- А какой период осени изображён на этой иллюстрации?

- Назовите признаки поздней осени?

(Вывешиваю схему ответов)

Воспитатель: Давайте попробуем придумать рассказ, который назовём: «Поздняя осень»     (Примерный рассказ воспитателя)

- Наступила поздняя осень. День стал короче. А ночь длиннее. Небо стало хмурым, пасмурным, серым. В ноябре солнце почти не светит, часто идут дожди, иногда со снегом. Деревья стоят голые. Перелётные птицы уже улетели на юг. Насекомые спрятались в землю или под кору деревьев. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Медведи, ежи, барсуки готовятся к спячке. Лисы, белки, зайцы меняют свои шубки на зимние Люди одели теплую одежду. Делают заготовки на зиму. Начинают топить печи. Еще немного и наступит зима.

(Далее заслушиваются рассказы нескольких детей. Другие дети слушают и дополняют.)

- Сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Нет

- Да

- Да

- Да

- Да

- Да

- Да

- Да

- Да

- Да

- Нет

- Нет

- Да

- дождливая

- ветреная

- холодная

- пасмурная

- сырая

- хмурая

- солнечная

- ясная

- осеннее

- осенний

- осенняя

- осеннее

- осенний

- осенний

- осенняя

- осенние

- осенний

- осеннее

- осеннее

- осенний

- осенняя

- Ранняя осень.

- Листья только начали желтеть..

- Золотая осень

- Все листья окрасились в жёлтый, красный и коричневый цвет.

(Дети повторяют слова и показывают действие руками.)

(Дети показывают.)

(Дети показывают.)

-

 Поздняя осень.

- Солнце греет плохо, солнечных дней меньше, часто идёт дождь, дует холодный ветер, деревья стоят голые, небо хмурое, серое, тёмное, облачное, пасмурное, перелётные птицы уже улетели на юг, дни короткие, а ночи длинные, люди одели тёплую одежду, землю покрывает первый снег, насекомые спрятались в коряги, пни, под кору деревьев, звери меняют шкурку, другие укладываются спать.

- Присядьте на стулья.

- Руки на колени.

- Хлопок в ладоши.

- Встанем в круг.

Я буду вам передавать листочек и задавать вопросы. А вы мне отвечайте и обратно передавайте листочек.

Присядьте.

Вывешиваю иллюстрацию «Ранней осени»

Вывешиваю иллюстрацию «Золотой осени»

Вывешиваю иллюстрацию «Поздней осени»

А поможет вам схема.

3 часть – заключительная

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

Вот и подходит к концу наше путешествие.

- О каком периоде осени мы с вами говорили?

- Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

- О чём бы вы ещё раз хотели бы вспомнить и поговорить?

Поздняя осень – немного грустный период. Природа поздней осенью как будто засыпает, но мы знаем, что впереди нас ждёт другое интересное и красивое время года - какое?

- О поздней осени

- Зима!

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

А сейчас я приглашаю вас оформить в нашу группу, а для этого нам нужно раскрасить иллюстрации осенних пейзажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с ОНР "Осенние превращения"

Конспект СОД логопеда, воспитателя и музыкального руководителя по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Цель СОД: систематизация знаний детей о признаках ...

Занятие по речевому развитию в старшей группе "Дары осени"

Занятие по развитию речи с интеграцией образовательных областей( соц-коммуникативное, речевое, худ-эстетическое развитие)для дошкольников старшего возраста в соответствие с ФГОС....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе "Прогулка в осеннем лесу"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе "Прогулка в осеннем лесу" с элементами ТРИЗ и использование нетрадиционного дидактич...

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной деятельности « Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Осень»

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной деятельности « Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Осень»...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе по теме: «Приключения в осеннем лесу»

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе по теме: «Приключения в осеннем лесу» Цель: формирование связной речи посредством составления рассказов по карт...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Приметы осени"

Конспект занятия с детьми выстроен с учетом принципа интеграции образовательных областей:1.Познавательное развитие2.Речевое развитие3.Социально- коммуникативное развитиеВ ходе мероприятия используются...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие осеннего листочка»

Цель: Обучение детей связной монологической речи через придумывание сказки.Задачи:Образовательная:-Формировать навык умения составлять сказку по плану, предложенному воспитателем.-Упражнять дете...