Программа дополнительного образования по развитию речи "Говорушки" в средней группе
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.
Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.
Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Родниковская
средняя общеобразовательная школа № 32
дошкольное отделение
ПРОГРАММА
дополнительного образования по развитию речи «Говорушки»
в средней группе
(2024-2025 уч.год)
Разработали воспитатели:
Гришина Ольга Васильевна;
Сидорова Галина Анатольевна
г.п. Родники
2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Речь-это удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им.
Г. Гегель.
Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время различаются следующие виды речи: внутренняя и внешняя.
Внутренняя речь - то, что мы произносим в своих мыслях.
Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.
Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.
Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.
Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.
Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры.
Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.
Система психолого-педагогических принципов, положенных в основу рабочей программы
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчётливыми и устойчивыми.
Восприятие становится более расчленённым. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным
психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечёт за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая, к своему роду, опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения с взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребёнка. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
Планируемые промежуточные результаты освоения программы.
К пятилетнему возрасту, при успешном освоении программы, должен быть, достигнут следующий уровень развития ребенка:
1.Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
2. Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый - печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.
3. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница).
4. Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
5. Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
6. Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать открытки из знакомых произведений.
7. Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
8. Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей дошкольников 4-5 лет в различных видах деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Программа охватывает речевое направление развития и образования детей.
Цель реализации программы – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи:
- осваивание ребёнком связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
- развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;
- развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;
- воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Содержание данной программы составлено с учётом следующих принципов:
- принцип развивающего обучения;
- принцип сочетания научности и практической применимости;
- принцип интеграции образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип.
Программа адресована дошкольникам 4-5 лет. В содержании программы учитываются такие возрастные психологические особенности детей этого возраста, как потребность в активном речевом развитии, для которого в этом возрасте характерно увеличение словарного запаса не только за счёт существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных.
Срок реализации программы – 1год. Возраст детей – 4-5 лет, средняя группа. Основная форма организации образовательной деятельности по освоению рабочей программы – занятия. Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Целевые ориентиры: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
2. Содержательный раздел
Методы освоения содержания данной программы:
Наглядные: наблюдения; использование иллюстративно – наглядного материала, использование ИКТ.
Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.
Практические: образные игры – имитации, драматизация, игровые ситуации; дидактические игры; сюжетно – ролевые игры.
3. Организационный раздел
Рабочая программа обеспечена средствами обучения и воспитания, в числе которых методическая и детская художественная литература, аудио – видео пособия, дидактические игры. Кроме того, выполнение содержания программы обеспеченно за счёт материально-технических средств и особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Программное содержание | Средства реализации |
Октябрь 1. | «Здравствуй, осень!» | Побуждать детей отвечать на вопросы простыми полными ответами, задавать вопросы и слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая друг друга. | Иллюстрации «Осень», дидактическая игра «Составь картинку» |
2. | «Зайчик в гостях у детей» | Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных, называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения. | Алгоритм для составления описательного рассказа. Игрушки: зайчонок, зайчиха, лиса, волк, белка, медведь, ежик, мяч. Аудиозаписи с детскими песнями; корзинка. |
3. | «Дары осени» | Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. | Картинки: «Сбор урожая на огороде», «Овощи», «Фрукты, ягоды», 2 корзинки. |
4. | «Нас приручил человек» | Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать на вопросы; формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детёнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, щенята и др.) | Иллюстрации домашних животных; аудиозапись голосов домашних животных; загадки о домашних животных; дидактические игры: «У кого кто?», «Кто чем питается?». Подвижная игра «Мышеловка» |
5. | Описание предметов по их признакам | Формировать умение описывать предмет, не называя его. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных). | Ширма, Петрушка. Игрушки: мяч, матрёшка, барабан, машина, кукла, корова, утёнок, султанчики. |
Ноябрь 6. | Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель» | Учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем. Учить правильно, называть предметы мебели, познакомить с их назначением; уточнить понятие «мебель»; учить правильно, использовать в речи предлоги и наречия с пространственным назначением значением: посередине, около, у, сбоку, перед. | Загадки о мебели, дидактические карточки «Мебель». |
7. | Рассказывание по картине | Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Формировать умение правильно образовывать формы имён существительных в родительном падеже. | Картина «Собака со щенятами». Игрушки: собака со щенятами, утка с утятами, крольчиха с крольчатами, картинка «сорока». |
8. | «Вежливые слова» | Продолжать развивать диалогическую речь. | Драматизация сказки «Добрый мышонок», атрибуты и декорации к сказке, игрушка - медвежонок. |
9. | Разучивание стихотворения | Формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая его настроение. | Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», дидактическая игра «Скажи ласково» |
Декабрь 10. | Описание и сравнение игрушек (кукол) | Формировать умение описывать и сравнивать кукол, правильно называя наиболее характерные признаки; высказываться законченными предложениями. | Две куклы – большая и маленькая, с разным цветом и длинной волос. Подвижная игра «Куклы». |
11. | Пересказ сказки | Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц. | Драматизация сказки «Заюшкина избушка», атрибуты и декорации. |
12. | «Моя любимая игрушка» | Развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием игрушки при этом чётко называть её признаки, действия. | Игрушки по выбору детей, алгоритм для составления описательного рассказа. |
13. | «Как зайчонок нашёл маму» | Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. | Игрушка – зайчик (большой и маленький), словесная игра «Ласковые слова», пальчиковая игра «Засолка капусты». |
Январь 14. | Описание предметов по картинкам | Продолжать формировать умение описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки; чётко и правильно произносить звук «щ», слышать этот звук в словах, выделять его. | Картинки с изображением разных зайчат; три щётки: зубная, обувная, одёжная. |
15. | «В мире профессий» | Продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями. | Проектор, ноутбук. Слайды: профессии, станции. Игрушка Буратино, карточки с изображением профессий, схема «Профессии», предметные картинки орудий труда |
16. | Рассказывание по картинке «Кошка с котятами» | Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта. | Картинка «Кошка с котятами», фланелеграф, картинки с изображением собаки, утки, сороки, щенков, телят, утят. Клубок ниток. |
Февраль 17. | Описание предметных картинок | Продолжать формировать умение отвечать на вопросы связно двумя-тремя предложениями, называя предмет, его признаки и действия. | Игрушки: щенок, утка, кубик, заяц. Предметы: ящик, щётки, клещи, ширма, посуда. Фланелеграф. |
18. | «Я – человек» | Продолжать побуждать детей к составлению описательного рассказа о человеке, его частях тела, отличии друг от друга. | Стихотворение «Части тела», дидактическая игра «Что у человека по два», загадки о частях тела человека, дидактические карточки «Как устроен человек». |
19. | «Семья» | Продолжать формировать умение вести диалог; формировать представления о семье и её членах. | ИКТ: презентация «Семья - детский сад», дидактические игры: «Здравствуйте, ребята! », «Собери из частей целое»; клубок ниток. |
20. | «День защитников Отечества» | Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления. | Слайды с изображением военных (моряк, танкист, пограничник, летчик). Картинки с изображением различных родов войск. Звукозапись «Военные звуки». |
Март 21. | Составление описательного рассказа «Моя мама» | Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа. | Дидактические и словесные игры: «Скажи ласково», «Какая мама?», «Назови детёныша». Алгоритм для составления описательного рассказа. |
22. | Пересказ сказки | Продолжать побуждать детей к пересказыванию сказки; развивать монологическую речь, ориентируясь на картинный план. | Андерсен Г. Х. «Гадкий утёнок», картинный план, игрушка утёнок. |
23. | «Звуковая культура речи: звуки щ – ч» | Подготовка детей к звуковому анализу слов. Формировать правильное произношение звуков «щ-ч» в слогах, словах, предложениях. | Стихотворения: Маршак С.Я. «Про все на свете», Сельвинский И. «Что правильно?». Пословица: «Щи да каша – пища наша». |
24. | «Уроки Мойдодыра» | Совершенствовать диалогическую речь. | Чуковский К.И. «Мойдодыр», дидактическая игра «Умывайся правильно», подвижная игра «Ровным кругом». Игрушка кошка. |
Апрель 25. | Описание предметов и игрушек | Продолжать формировать умение описывать предметы, игрушки; формировать чёткое и правильное произношение звука «л» (ль) | Игрушки, в названии которых есть звук «л», картинки с изображением домашних и диких животных. |
26. | Составление рассказа | Формировать умение создавать картину и рассказывать о ее содержании. | Фланелеграф, набор картинок, картинки-матрицы. |
27. | Закрепление обобщающих понятий | Продолжать формировать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова; формировать чёткое и правильное произношение звука «р» (рь) | Картина с изображением тигра, персонажи сказки «Теремок», фишки-игрушки. |
28. | «В мире транспорта» | Совершенствовать навыки описательного рассказа. | Картинки «Транспорт» или игрушки, сигнальные карточки «Светофор» |
Май 29. | «День Победы!» | Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы». | Иллюстрации «День Победы», стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы». |
30. | «В гостях у Мухи – Цокотухи» | Совершенствовать навыки ведения диалога, умение составлять описательный рассказ. | Ширма, игрушка Муха – Цокотуха, самовар, картинка «Насекомые в лесу». Чуковский К.И. «Муха-Цокотуха». |
31. | «Литературный калейдоскоп» | Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки. | Беседа о том, какие произведения знают дети. |
Использованная литература:
- В.И., Бабаева Т.И. и др. «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду» Санкт – Петербург, «Акцидент», 1997 г.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет»; программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2010 г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М. А. Васильевой.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» Москва, ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 г.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/27/picture-189660-1464379506.jpg)
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования кружок "Мастерская чудес" (средняя группа)
Данная программа разработана для детей 4-5 лет. Праграмма вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/04/picture-787627-1554378066.jpg)
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у среднего дошкольного возраста "Лепим и играем."
программа доп образования "Лепим и играем " для детей среднего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/12/picture-302000-1515756408.jpg)
программа дополнительного образования по развитию речи в средней группе "Говоруша"
Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить де...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/25/picture-1012282-1679754049.jpg)
Программа дополнительного образования по развитию физических качеств детей дошкольного возраста (программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования) (подвижные игры
Кружок "Непоседы"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/16/picture-473687-1555423542.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования Кружок с детьми средней группы «Изостудия Акварелька»
quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/05/picture-1423249-1696507029.jpg)
Программа дополнительного образования "Роботёнок" для детей средней группы
ПРОГРАММАДополнительного образования для детей дошкольного возраста«Роботёнок»(конструктивно-модельной направленности, для детей 4–5 лет)...