Программа дополнительного образования "Роботёнок" для детей средней группы
материал (средняя группа)
ПРОГРАММА
Дополнительного образования для детей дошкольного возраста
«Роботёнок»
(конструктивно-модельной направленности, для детей 4–5 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_robotenok_24-25gg._1.docx | 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – Детский сад №49
г/п Родники, Московской обл., Раменского городского округа, Московской области
Принята на Педагогическом совете Утверждено:
№ ____ Директор СОШ №32
Протокол № __ от _______202__г. _____________ /Юрьева А. О./
от _________202__г.
ПРОГРАММА
Дополнительного образования для детей дошкольного возраста
«Роботёнок»
(конструктивно-модельной направленности, для детей 4–5 лет)
на 2024–2025 учебный год
Разработали: воспитатели,
первой квалификационной категории
Лагутина Елена Валерьевна
Челидзе Ирина Борисовна
2024г.
Содержание
1. | Целевой раздел | Стр 3 |
1.1 | Пояснительная записка | Стр 3 |
1.2 | Цель и задачи | Стр 4 |
1.3 | Ожидаемые результаты | Стр 4 |
1.4 | Методика организации занятий | Стр 6 |
1.5 | Способы определения результативности программы | Стр 8 |
2. | Содержательный раздел | Стр 9 |
2.1 | Учебно-тематический план работы на 2021-2022 учебный год | Стр 9 |
3. | Приложение | Стр 11 |
3.1 | Педагогическая диагностика усвоения материала | Стр 11 |
4. | Список используемой литературы | Стр 12 |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1Пояснительная записка.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки.
Юные исследователи, войдя в занимательный мир образовательной робототехники, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять круг функций.
Программа «Роботёнок» учебно-инженерный комплекс создан по принципу от простого к сложному, сочетая учебную программу на основе естественно-научного и инженерно-технических профилей с заданиями из повседневной жизни. Программа направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.
Техническое образование является одним из важнейших компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни.
Развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка при освоении данной программы происходит, преимущественно, за счёт прохождения через разнообразные интеллектуальные, игровые, творческие формы, требующие анализа объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов для оптимального решения этих задач.
Главное в данной программе – это востребованность развития широкого кругозора дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы – конструктивно-модельная.
1.2 Цель программы – развить интерес к науке, к экспериментам, к творчеству, чтобы дети не боялись делать ошибки и всегда стремились идти к поставленной цели.
Задачи программы:
Обучающие: - формирование представлений о роботе, способах конструирования из деталей конструктора, приведение в движение механизмов модели.
Развивающие: - учить детей создавать сложные подвижные механизмы;
- формировать первичные представления об образовательной робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
-развивать фантазию, творческое мышление, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук;
- сформировать у детей понятие основных законов физики и механики в игровой форме;
- учить детей правильно работать с пошаговыми инструкциями.
Воспитывающие: - формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
1.3 Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на то, чтобы помочь детям применить полученные новые знания в повседневной жизни, способствуя развитию инновационных навыков, новых компетенций и способностей.
Ожидаемый результат после 1 года обучения.
Дети должны знать:
- понятие робот, виды роботов; - числа от 1 до 5.
Дети должны уметь:
- называть и конструировать плоские и объемные модели;
- конструировать колесных роботов; - конструировать роботов специального назначения;
- сравнивать и классифицировать объекты по 1 - 2 свойствам;
- определять число деталей в простейшей конструкции модели и их взаимное расположение;
- ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;
- конструировать плоские и объемные модели по образцу, по модели, по схеме, по условию, по собственному замыслу, овладеть навыками каркасного конструирования;
- планировать этапы создания собственного робота;
- работать в группе.
Формы и режим занятий
Ведущей формой организации занятий является индивидуальная работа. Наряду с индивидуальной формой работы, во время занятий осуществляется групповая работа и дифференцированный подход к детям. Занятия строятся на основе практической работы с образовательным робототехническим конструктором.
Продолжительность занятий: 20 минут.
Формы реализации программы: реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. Занятия проводятся по подгруппам (по 10 человек в подгруппе), 1 раз в две недели.
Сроки реализации программы: 2024-2025 учебный год
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 4–5 лет (средний дошкольный возраст)
1.4 Методика организации занятий.
При организации и проведении занятий используется система формирования творческого конструирования, состоящая из трех частей.
Этапы формирования творческого конструирования:
1. Организация широкого самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом. Экспериментирование с материалом вне постановки каких-либо задач – вначале с деталями конструктора, а затем с набором блоков разной конфигурации, составленных взрослым из этих деталей.
2. Решение с детьми проблемных задач двух типов: - на развитие воображения: задачи на достраивание блоков-каркасов разной конфигурации в форме загадок типа: «Это недостроенная фигура подумай и скажи, что я начал строить и дострой». - на формирование обобщенных способов конструирования (использование умения экспериментировать с новым материалом): новые образы строятся способом «опредмечивания» (создание новых целостностей на одной основе) или способом «включения» (использование заданной основы в качестве детали разных ценностей).
3. Организация конструирования по собственному замыслу. Новизна тематики и содержания конструкции — в богатстве замыслов и оригинальности способов их реализации, в умственной активности, которые проявляются в поисках разных вариантов решения и т.п.
Организация занятий первого типа:
Большинство занятий можно построить по единому принципу: в начале занятия несколько минут отводится организационному моменту, затем следует само занятие, в котором можно выделить три этапа работы. Организационный момент.
Взрослый подготавливает конструктор и прочие необходимые материалы для занятия. Все рассаживаются вокруг одного большого стола, если нужно, вспоминают, как и с каким элементом конструктора работать.
- Рассказ-показ.
Взрослый показывает-рассказывает историю. Дети могут, отвечая на вопросы, придумывая, помогают создать эту историю. В итоге у детей складывается образ предмета, который будет воспроизводиться из деталей конструктора. Также активно можно использовать загадки, для стимулирования познавательного интереса дошкольников. Первая часть занятия представляет собой совместное обсуждение того, как решить поставленную задачу, планирование, а во второй части взрослый помогает реализовать намеченное.
- Выполнение работы.
Дети делают свои работы, вспоминая и обсуждая рассказ-показ взрослого. Взрослый помогает тем, кто нуждается в помощи, задает наводящие вопросы.
Выполнение работы — это наиболее сложный этап. Он состоит из нескольких частей:
- Отбор необходимых деталей для создания модели;
- Обсуждение цвета основных деталей (например: цвет крыльев бабочки);
- Пошаговая работа с деталями;
- Оформление работы (добавление сюжетных элементов, например: корм для белки);
- Проверка модели (в движении, в правильности конструкции).
3. Просмотр работ, обсуждение.
Все детские работы по возможности объединяются общей идеей, превращаются в общую игру, в которую каждый может поиграть.
Организация занятий второго типа:
Методика организации творческого занятия при конструировании объекта по замыслу включает в себя прохождение нескольких этапов.
1. Постановка задачи: что мы хотим изобрести?
2. Уточнение задачи: что должно «уметь» наше изобретение? Прежде чем приступать к решению задачи, необходимо ответить на вопросы:
- Как можно играть с изобретением?
- Каковы функциональные возможности и вариативность игры, конструктора?
- Что демонстрирует изобретение? Какие способы игры предусматривает?
3. Решение задачи.
Для простых задач – предложить варианты решения.
Для сложных задач — ответить на вопрос: «Из чего должно состоять наше изобретение и каков должен быть его принцип действия, чтобы оно «умело» делать то, что мы хотим от него получить?»
4. Изготовление рабочего чертежа общего вида изобретения – проекта.
5. Изготовление опытного образца.
6. Испытание опытного образца.
7. Коррекция чертежа и опытного образца.
8. Испытание скорректированного опытного образца
1.5 Способами определения результативности программы являются:
- Итоговая диагностика (1 раз в год);
- Фото - выставка (проводится 1 раз в 6 месяцев).
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ НА 2024 – 2025 г.г.
Тема | Форма организации занятия | № занятия | Время проведения |
Знакомство с образовательным конструктором | Конструирование по образцу | 1 | сентябрь |
Семён идёт в гости | Моделирование программы. Движение вперёд | 2 | октябрь |
Разбуди Федю | Кодирование программы, движение вперёд и назад. | 3 | октябрь |
Экскурсия в новый дом | Кодирование программы с использованием числовых карточек. | 4 | ноябрь |
Пиппи без ума от сыра | Циклы; кодирование программы с карточками, простой зеленый цикл. | 6 | ноябрь |
Не простой путь к сыру | Отладка. Кодирование программы изученными карточками. | 7 | декабрь |
Поиски сыра продолжаются | Датчик. Старт красной функции. | 8 | декабрь |
Пиппи дразнит Кузю | Компьютерное мышление | 9 | январь |
Арти танцует с Тарти | Передача энергии; Кодирование программы для вращения механизма. | 11 | январь |
Переполох в парке | Функция; кодирование программы. | 12 | февраль |
Арти беседует с Тарти | Программа; Кодирование программы с воспроизведением звука. | 13 | февраль |
Завершение путешествия Арти | Мехатроника, применение полученных навыков для кодирования программ на практике. | 14 | март |
Найди кубики по цвету и одинаковые по количеству. | Классификация, составление пары. | 16,17 | апрель |
Найди кубики в последовательности | Последовательность, сериация. | 18,19 | апрель |
Диагностика | май |
3.Приложение.
3.1 Педагогическая диагностика усвоения материала.
№ п/п | Ф.И., возраст ребенка | Ознакомление с программированием | Программирование по готовой графической модели | |
Узнавание деталей по технической карте | Воспроизведение конструкции по схематическому изображению | |||
Уровни усвоения материала.
Низкий: дети правильно выбирают не более одной детали, практически не узнают их без помощи воспитателя или подсказки других детей; ошибаются в выборе деталей и их расположении относительно друг друга; воспроизводят по схеме только отдельные фрагменты конструкции, используют все детали, в т.ч. лишние, нуждаются в помощи взрослого; замысел не устойчив, тема меняется в процессе практических действий с материалом; схематические зарисовки будущей конструкции неопределенны. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию, объяснить их смысл и способ построения дети не смогут.
Средний: дети узнают 2–3 детали правильно, остальные с помощью воспитателя; пытается читать схему «на глаз», но допускают неточности и ошибки, исправляют их при словесной помощи воспитателя или практического наложения детали на схему; тему определяют заранее; используют схематический рисунок для программирования. Схему не детализируют и не разбивают конструкцию – способ ее построения находят путем практических проб.
Высокий: дети узнают 4-5 деталей, определяют их правильно и без помощи взрослого; действуют самостоятельно и практически без ошибок в размещении предметов относительно друг друга; могут самостоятельно и безошибочно «читать» схему «на глаз», недостающую деталь заменяют правильно; воспроизводят конструкцию точно по схеме; самостоятельно разрабатывают замысел в разных его звеньях, могут рассказать о способе программирования и ее особенностях, объяснить свой интерес к этой теме.
4.Список используемых ресурсов:
- Учебно-инженерный комплекс Gigo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста "Загадки вокруг нас"
Программа направлена на обучение составлению загадок как средство развития речи детей дошкольного возраста....
Итоги реализации программы по дополнительному образованию детей средней группы «Колобок» кружок «Моя малая родина» 2016-17 учебный год Воспитатель Кобзаренко С.Г.
Презентация. Из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников....
Программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста по художественно - творческой деятельности
Программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста по художественно - творческой деятельности...
Примерная программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста по развитию ручной умелости «Пластилиновое чудо» на 2018 -2019 учебный год Руководитель: Федак Татьяна Васильевна
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И. П. Павлов....
Программа дополнительного образования в средней группе "Юные пожарные"
Дополнительная общеразвивающая программа «Юные пожарные»Направление: формирование основ безопасностиВозраст детей: 4 – 5 летСрок реализации: 1 год...
Рабочая программа дополнительного образования «Затейники» средняя группа
Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребёнка в школе. Движение рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет з...
ПРОГРАММА дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста по художественно- творческой деятельности «Пластилиновое чудо» на 2018-2019 учебный год
Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия п...