Проект "Играя пальчиками, развиваем речь"
проект (подготовительная группа) по теме
Проект "Играем пальчиками, развиваем речь" разработан на 2015 - 16уч. год . Целью проекта является развитие и коррекция речи детей, посещающих ДОУ, через развитие мелкой моторики кистей рук. Определены задачи, сроки и этапы: 1-й - аналитико - диагностический, 2-й - основной, 3-й - заключительный. На основе комплексно -- тематического планирования разработано планирование проектной деятельности, оно включает: пальчиковые игры, кинезиологические упражнения, самомассаж кистей рук и ладоней, пальчиковый и перчаточный театр, настольные игры. Главными помошниками в реализации проекта являются родители, для них было проведено анкетирование "В какие игры играете дома с ребёнком". В течение учебного года запланированы для родителей консультации, "Устные журналы", папки - передвижки, мастер - классы, конференция. Для реализации проекта с помощью родителей пополнен центр мелкой моторики и театральной деятельности связан пальчиковый театр и сшит перчатрчный, приобретена бльшая ширма для театрализованных представлений. Результатм проектной деятельности будет являться повышенная речевая активность у детей и хорошо развитая мелкая моторика кистей рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gr_5.docx | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому направлению развития детей»
МБДОУ № 15 «Ромашка»
ПРИНЯТО На заседании педагогического совета Протокол №___________ от «_____»_________________2015 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ№ 15«Ромашка» ____________________ Е. А.Топоева Приказ № __ от «__»__________2015 г. |
Проект
"Играя пальчиками, развиваем речь"
Разработали и реализовали:
Агеева Светлана Валентиновна
Андрюшина Людмила Михайловна
воспитатели
I квалификационной категории
Г. Шарыпово
2015 – 2016 уч.г.
«Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках пальцев.
От них идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок.»
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта
Развитие мелкой моторики кистей рук детей необходима для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память, речь. Следовательно, движения руки всегда связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Недаром педагог В. Сухомлинский писал: “Ум ребенка находится на кончике его пальцев”. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.
Для решения поставленной цели не достаточно усилий только одного образовательного учреждения. Эффективность и результативность будет проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут сообща идти к намеченной цели. Для этого необходимо наладить такой прочный контакт с родителями воспитанников, чтобы они стали союзниками образовательного учреждения.
Цель | Развитие и коррекция речи детей, посещающих ДОУ, через развитие мелкой моторики кистей рук |
Задачи | Задачи:
|
Сроки и этапы | I. Подготовительный этап (сентябрь) Постановка цели, задач.
Проведение диагностики
II. Разработка проекта
III. Внедрение проекта (октябрь - март).
IV. Итоговый этап. (май)
|
Исполнители проекта и основные участники | Воспитатели, дети старшей логопедической группы, родители, учитель-логопед, педагог-психолог, старшая медсестра, музыкальный руководитель. |
Ожидаемый результат |
|
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в том, чтобы задачи реализовались при активном участи родителей (лиц, их заменяющих) воспитанников.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей
Реализация проекта предполагается с сентября по май и будет включать три этапа.
I.Аналитико-диагностический который будет включать следующие задачи:
- Определить уровень компетентности родителей по вопросам стимуляции мелкой моторики кистей рук.
- Познакомить родителей с проблемами развития мелкой моторики кистей рук с целью повышения речевого развития.
Решение задач подготовительного этапа предполагает следующие мероприятия: разработать опросник для родителей по изучению понимания значимости, степени осведомленности о развитии мелкой мускулатуры кистей рук, потребности в знаниях и умениях по решению этих проблем.
Предложить заполнить опросник каждой семье, проанализировать полученные результаты. Провести диагностику уровня развития детей, включающую в себя обследование мелкой моторики, артикуляционного аппарата, звукопроизношения, фонематического восприятия. Подобрать, изучить литературу по вопросам развития мелкой мускулатуры кистей рук, систематизировать материал.
II.Основной этап реализует следующие задачи:
- Познакомить родителей с проблемами мелкой моторики с целью повышения их мотивационной готовности к речевой работе с детьми.
- Создать комплекс упражнений, заданий, разминок, дидактических материалов, способствующих усвоению игровых упражнений по мелкой моторике кистей рук;
- Внедрить разработанные требования и направления к проведению пальчиковых игр в работе с детьми и обеспечить его психолого-педагогическое сопровождение.
Этап предполагает актуализацию в сознании родителей воспитанников своей роли в воспитании и обучении детей. Методами этой работы будут подгрупповые и индивидуальные игры, консультации, беседы, практикумы, тренинги проводимые педагогами – специалистами ДОУ.
Он включает подбор книги, материалов консультаций, специальных памяток в библиотеку для родителей, подборку с упражнениями пальчиковых гимнастик, приобретение и изготовление дидактических, настольно – печатных игр для развития мелкой моторики. Родители смогут взять книги, памятки, разработки, игры домой во временное пользование, а некоторые наиболее востребованные материалы можно тиражировать с помощью родителей.
Собранный методический и практический материал по проблеме развития мелкой моторики дошкольников предполагается презентовать родителям с помощью таких форм, как выпуск цветных рекламных проспектов, проведение обучающих семинаров, мастер – классов, практикумов.
В процессе занятий с детьми необходимо анализировать трудности, с которыми они сталкиваются при освоении материала.
Требования к проведению пальчиковых игр
1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
Планирование.
Месяц, неделя | Лексическая тема | мероприятие | |
Сентябрь | Исследование | ||
ОКТЯБРЬ | |||
1-я неделя 5.10 – 9.10 | «Осень. Признаки осени. Деревья осенью» |
| |
2-я неделя 12.10 –16.10 | «Огород. Овощи» |
| |
3-я неделя 19.10-23.10 | «Сад. Фрукты» |
| |
4-я неделя 26.10 –30.10 | «Лес. Грибы и лесные ягоды» |
| |
НОЯБРЬ | |||
1-я неделя 2.11 – 6.11 | «Одежда» Звук [а], буква Аа |
| |
2-я неделя 9.11-13.11 | «Обувь» Звук [у], буква Уу |
| |
3-я неделя 6.11 –20.11 | «Игрушки» Звук [о], буква Оо |
| |
4-я неделя 23.11 –27.11 | «Посуда» Звук [и], буква Ии |
| |
ДЕКАБРЬ | |||
1-я неделя 30.11 – 4.12 | «Зима. Зимующие птицы» Звук [т], буква Тт |
| |
2-я неделя 7.12 – 11.12 | «Домашние животные зимой» |
| |
3-я неделя 14.12 –18.12 | «Дикие животные зимой» Звук [п], буква Пп |
| |
4-я неделя 21.12 –25.12 | «Новый год» Звук [ы], буква Ыы |
| |
ЯНВАРЬ | |||
2-я неделя 11.01 – 8.01 | «Мебель» Звук [н], буква Нн |
| |
3-я неделя 18.01 -22.01 | «Грузовой и пассажирский транспорт» Звук [э], буква Ээ |
| |
4-я неделя 25.01 – 29.01 | «Профессии на транспорте» Звук [м], буква Мм |
| |
ФЕВРАЛЬ | |||
1-я неделя 1.02 – 5.02 | «Детский сад. Профессии» Звук [к], буква Кк |
| |
2-я неделя 8.02 – 12.02 | «Ателье. Закройщица» |
Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Магазин одежды» Псих-е расслабление «Мишка» | |
3-я неделя 15.02 – 20.02 | «Наша армия» Звук [б], буква Бб |
| |
4-я неделя 22.02 – 26.02 | «Стройка. Профессии строителей» |
| |
МАРТ | |||
1-я неделя 29.03 – 11.03 | «Весна. Приметы весны. Мамин праздник» Звук [д], буква Дд |
| |
2-я неделя 14.03 – 18.03 | «Комнатные растения» Звук [г], буква Гг |
| |
3-я неделя 21.03 – 25.03 | «Пресноводные и аквариумные рыбы» |
| |
4-я неделя 28.03 – 1.04 | «Наш город» Звук [ф], буква Фф |
| |
АПРЕЛЬ | |||
1-я неделя 4.04 – 8.04 | «Весенние работы на селе» Звук [в], буква Вв |
| |
2-я неделя 11.04 – 15.04 | «Космос» |
| |
3-я неделя 18.04 – 22.04 | «Откуда хлеб пришел?» Звук [х], буква Хх |
| |
4-я неделя 25.04 – 29.04 | «Почта» Звук [с], буква Сс |
| |
МАЙ | |||
1-я неделя 2.05 – 6.05 | Каникулы | Каникулы | |
2-я неделя 9.05 – 13.05 | «Правила дорожного движения» Звук [з], буква Зз |
| |
3-я неделя 16.05 – 20.05 | «Лето. Насекомые» Звук [ш], буква Шш |
| |
4-я неделя 23.05 – 27.05 | «Лето. Цветы на лугу» Звук [ж], буква Жж |
Показателями эффективности проекта будут считаться:
- Уменьшения количества детей с низким уровнем речевого развития путем овладения пальчиковыми играми и развитием мелкой моторики.
- Преодоление дистанцирования родителей от детского сада, рост взаимопонимания и переход на уровень сотрудничества педагогов и семьи.
- Повышения уровня компетентности родителей в применении пальчиковых игр.
- Возникновение конструктивных дискуссий по инициативе родителей по использованию пальчиковых игр.
Распространение результатов
Опыт внедрения моего проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям, так как все они сталкиваются с проблемой ежегодного увеличения количества детей, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим перед специалистами детских садов встает задача создание оптимальных психолого – педагогических условий для усвоения пальчиковых игр и упражнений. Одним из решений данной проблемы становиться организация единого образовательного пространства для воспитанников, которое учитывается в ДОУ и семье.
В результате планомерной и систематической работы с детьми, имеющими нарушения речи, по развитию мелкой моторики увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети научились свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш.
Эти достижения помогут детям преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма в школе.
Вывод: умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"
В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....
Развивая пальчики развиваем речь
Взаимодействие с родителями...
Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"
Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....
Развиваем пальчики - развиваем речь!
Если движение руки соответствует возрасту, то и развитие речи находится в пределах нормы. Представлены упражнения для развития мелкой моторики, которые можно применить дома....
"Развиваем пальчики - развиваем речь"
Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести ...
Консультация для родителей "Развиваем пальчики- развиваем речь".
Движение рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию....
Методическая разработка "Развиваем пальчики,развиваем речь"
Пальчиковые игры...