Доклад с презентацией на тему "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте в средней группе"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Кононова Мария Николаевна

Доклад с презентацией на тему "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте в средней группе"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к обучению грамоте в средней группе Кононова М.Н. 1

Слайд 2

2

Слайд 3

Подгруппы звуков 3

Слайд 4

Структура занятия Организационный момент 4

Слайд 5

Игровое упражнение (уточнение звукопроизношения звука) 5

Слайд 6

Упражнение «Топай-хлопай» 6

Слайд 7

Артикуляционная гимнастика 7

Слайд 8

8

Слайд 9

9

Слайд 10

Дыхательная гимнастика 10

Слайд 11

11

Слайд 12

12

Слайд 13

13

Слайд 14

Игра «Жуки-осы-комары» 14

Слайд 15

Игра «Мамина сумка» 15

Слайд 16

«Звуковые часы» 16



Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре по ФОП «Подготовка детей к обучению грамоте» педагога Кононовой М.Н. на тему:

«Подготовка к обучению грамоте в средней группе»

В средней группе для детей с четырех до пяти лет проводится два занятия по ЗКР в месяц, то есть двадцать занятий в год. В другие занятия по развитию речи по-прежнему включаются упражнения для развития речевого дыхания, артикуляционной моторики, уточнения произношения звуков, подвижные речевые игры.

Занятия по ЗКР в средней группе продолжительнее и сложнее занятий в младшей группе, так как в этой возрастной группе на первый план выходит формирование правильного звукопроизношения, выработка четкой дикции, совершенствование фонематических процессов. Обучение направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению грамоте.

Больше внимания уделяется интонационной стороне речи, воспитанию выразительности речи.

Структура же занятия по ЗКР в средней группе мало отличается от структуры занятия в младшей группе.

В этой возрастной группе в соответствии с развитием речи в онтогенезе дети овладевают произношением подгруппы свистящих звуков ([с] ([с']), [з] ([з']), [ц]), а к концу учебного года – и подгруппы шипящих звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]). Ведется работа по освоению детьми подгруппы сонорных звуков ([л] ([л']), [р] ([р']).

Как строится само занятие? Конечно, начинаем с орг.момента. Иногда, это подвижная игра , с произнесением стихотворения, где педагог утрированно произносит звук, который сегодня изучают.

В гости к нам пришла овца

Рядом с нею деревца

Мотоцикл для отца

И для люков два кольца

Спрашиваем - Дети , какой звук вы слышали в потешке?

Попробуйте его потянуть, он короткий или длинный?  (короткий, он не тянется)

Далее педагог  предлагает детям научиться правильно произносить звук ц, и на своем примере показывает, как нужно поставить  язычок, чтобы звук звучал  верно. Тут может возникнуть трудность, потому что не все дети могут расположить свой язык правильно при произнесении некоторых звуков, индивидуально можно подойти с ребенком к зеркалу, чтобы ребенок увидел свой язык, но некоторые физиологически не могут, и даже зеркало не помогает. Автором предлагается раздать детям зеркала, чтобы  дети при выполнении чистоговорки смотрели в них. Но насколько это эффективно при выполнении группового занятия?

Далее проговаривают чистоговорку, игра «Что в овчарне у овцы?» где дети произносят слова со звуком, и учатся правильно произносить звук. Затем выполняем упражнение на развитие фонематического слуха и умение  дифференцировать звуки, педагог произносит слова, если дети услышали нужный звук, они топают, или, например, хлопают. Тут могут быть разные варианты.

Вообще, структура  каждого занятия по ЗКР тщательно продумана автором, материал изложен подробно, очень удобно использовать, так как его достаточно на объемное, интересное для детей занятие, все с подробными рекомендациями.  

Ежедневно, мы выполняем упражнения на артикуляцию и развитие речевого дыхания, формирование правильной воздушной струи. Для этого у нас есть картотеки в разных вариантах, к нам приходила Говоруша, которая настраивала детей на прилежное выполнение упражнений.

Также,  мы используем различные игры во время  образовательной деятельности в режимных моментах и индивидуальной работе. На подготовительном этапе это:

1) «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Покажи картинку», «Громко — тихо», «Кто сказал?»

С помощью таких игр мы учимся слушать, слышать, различать звук. Например, с помощью игры «Узнай, что звучит» у детей формируется тональное звукоразличение, знакомим с понятием «звук». Затем, углубляемся в тему звука и закрепляем. Например, игра «Поезд и птичка». Первая команда «Поезд» произносит звук «Т»

Вторая команда «Птички»- произносит  «Ть»

С помощью этой игры мы сформируем умение интонационно выделять звук в слове, различать на слух мягкие и твердые согласные звуки, называть слова с заданным звуком.

                 При формировании интонационного выделения звука в слове используется методический прием сравнения звуков речи с природными звуками, называние звуков «песенками» (ссс- песенка насоса, ррр-песенка мотора, шшш- песенка ветра и т.д.), а также во время занятий детям  читаю короткое стихотворение. Вот, например, игра «Жуки — осы — комары»

Цель: развивать звукопроизношение, внимание, двигательную активность детей.

Ход игры: Педагог делит дошкольников на три группы: жуки (они гудят Ж-Ж-Ж), комары (З-З-З), осы (С-С-С). У каждой группы есть свой домик (можно положить разноцветные обручи в разных углах комнаты). Днем шмели, пчелы и осы летают, гудят, на цветы садятся, резвятся, а ночью возвращаются в домики. Начинается игра: воспитатель поочередно произносит слова «день — ночь».

Следует делать акцент в игре на звукопроизношение, чтобы «насекомые» гудели своим звуком, тише, громче и так далее.
Можно варьировать, изменяя условия, например, воспитатель произносит звук, относящийся к комарам, и вылетают только комары и.тд

Игра «Мамина сумка» Цель: Развивать умение различать первый звук в слове.

Детям нужно положить в сумку только те продукты, которые начинаются на заданный звук.

От звуков переходим к понятию слово, учим употреблять термин «слово», пониманию того, что слово состоит из звуков, которые стоят в определенной последовательности. Что бывают слова звучащие по-разному и сходно, разные по длительности.

Игра «Звуковые часы» направлена на развитие фонематического слуха, внимания, умения дифференцировать звуки.

Задачи игры:

Образовательные: учить детей узнавать и называть предметы, находить пары слов с близким звучанием, дифференцировать звуки.

Развивающие: развивать внимание, мышление и память.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Ход игры:

Взрослый держит в руках часы, которые разделены на две половины, на одной из которых прикреплены картинки. Остальные картинки расположены на часах или лежат на столе.

Предлагает детям поиграть в игру и найти пару.

Объясняет: «Эти часы разделены на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая — на пустое место внизу. На это место нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка».

Подобрав картинку, ребенок произносит оба названия, голосом подчеркивая их сходство и различие (кот-кит).

Затем воспитатель передвигает стрелку на следующую картинку.

Игра «Слово можно прошагать»

Цель: дать представление, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие), в коротком слове мало звуков (звучит оно недолго), в длинном слове много звуков (звучит оно дольше), учить самостоятельно находить длинные и короткие слова..

Ход игры: Взрослый произносит слово суп и одновременно шагает. Взрослый обращает внимание на то, что получается только один шаг. Произносит слово шар и шагает.

Ребенок шагает тоже. «Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваешь сделать!» -говорит взрослый и предлагает назвать разные слова и одновременно шагать. Ребенок называет слова, взрослый помогает.

Примечание. Считать шаги не надо, главное – обращать внимание на длительность звучания слова.

Ну и самое главное, регулярно работаем над звукопроизношением, формируем умение говорить внятно, в хорошем темпе, голосом средней силы, работаем над выразительностью речи. В этом нам помощники артикуляционная, дыхательная гимнастики и чистоговорки, ежедневно и по несколько раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "ЗВУКОГРАД" по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей среднего возраста

Рабочая программа «Звукоград» по организации работы по звуковой культуре речи и подготовке  к обучению грамоте детей среднего возраста предназначена  для воспитателей дошкольных ...

Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной (проектной) деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в средней группе для детей с ТНР на 2020- 2021 учебный год I период обучения (сентябр

Разработала календарный план по фыормированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте на первый период( сентябрь-ноябрь) с указанием програмного содержания занятия и указанием использования ...

Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной (проектной) деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в средней группе для детей с ТНР на 2020- 2021 учебный год 2 период обучения (декабрь

Для обеспечения речевого и личностного развития детей с ТНР составляется календарно-тематический план по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Подбор тем определяется сезонно...

Занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: «Путешествие по городу красивой речи»

Обобщить знания  детей  по разделу « Предложение, слово, слог, звук (гласный; согласный: звонкий, глухой, твёрдый, мягкий),  гласные буквы».Развивать  фонематический сл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГОПЕДИЯ» ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ЛОГОПЕДИЯ»ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА...