Конспект на занятие: "Звук и буква Ы" подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цели:

Уточнить артикуляцию звука [ы];

Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

Познакомить детей с образом буквы ы;

Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

Оборудование: набор картинок, панно букв, звуковые домики, буква ы на каждого ребенка, ножницы, тетради, зеркала, фломастеры.

Ход занятия

      Дети стоят в кругу с воспитателем.

       Воспитатель: - Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?

       Воспитатель: - Какой месяц?

       Воспитатель: - Какое сегодня число?

       Воспитатель: - А день недели?

       Воспитатель: - Чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? (Учимся красиво говорить, правильно согласовывать слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки, чтобы не получилось как в рассказе В. Драгунского «Заколдованная буква»).

       Воспитатель: - А для чего мы учим буквы? (Для того, чтобы научиться читать).

       Воспитатель: - Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.

        Воспитатель: - Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?

       Воспитатель: - Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем знакомиться:

        Звук – невидимка спрятался в часы,

         А его братишка – дедушке в усы.  

        Дети называют звук [ы].

         Характеристика звука.

      Воспитатель: - Звук [ы] – гласный.

        Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:

       Воспитатель: - Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим  [ы],

        На другие звуки – опускаем низко руки и идем по кругу друг за другом.

        Выделение звука  [ы] из ряда гласных звуков: у, а, э, ы, о, у, и, ы.

        Воспитатель: - А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего воспитатель делает вывод). 

       Воспитатель: - Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].

        Воспитатель: - Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.

        Звуковой анализ слова (С использованием звукового домика).

        Дети садятся за столы.

       Воспитатель: - Ребята, вы уже знаете, что у каждого слова есть свой домик. Перед вами лежат звуковые домики. Найдите домик, в котором живет слово «сыр», а остальные уберите на край стола.

        Дети ищут звуковой домик к слову «сыр».

        Образование существительных множественного числа.

      Воспитатель: - Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).

       Воспитатель: - Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).

        Воспитатель: - Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.   

        Воспитатель: - У его соседей сад, у звука [ы] – сады (Пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).

       Воспитатель: - У соседей выросла ягода, а у звука [ы]  – ягоды.

       Воспитатель: - У соседей перед домом клумба, а у звука [ы]  – клумбы.

       Воспитатель: - На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (Коровы), не овца, а… (Овцы), не коза, а … (Козы)

       Воспитатель: - И дома у звука [ы]  не комната, а … (Комнаты), не диван, а … (Диваны).

       Воспитатель: - Интересно, ребята, только появился звук [ы]  в конце слова, предметов стало больше.

Физкультминутка: игра «Научись показывать».

        Покажите на окно, покажите на дверь,

        Потом вверх на потолок, на пол вниз теперь.

        Покажите на стол, покажите на стул,

        Покажите на друга, кто чуть не уснул.

        Покажите на головку, покажите где ступня,

        Покажите где колени, покажите на меня.

        Знакомство с буквой

       Воспитатель: - С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).

        Воспитатель: - Я вам покажу знак, которым обозначается звук   – это буква ы (Показ буквы).

        Воспитатель с детьми рассматривает букву.

        Воспитатель: - Возьмите все свою букву ы. Из каких элементов состоит буква ы? (Две палочки, полукруг).

       Воспитатель: - А палочки одинаковые или разные?

        Работа с ножницами.

       Воспитатель: - Теперь убедитесь, правильно ли вы назвали, из каких частей состоит буква ы.

        Дети разрезают розданные им буквы.

        Синтез образа буквы.

        Воспитатель: - А теперь сложите у себя на строке из полученных элементов букву ы.

       Воспитатель: - У буквы ы есть огород. Хотите узнать, что у нее там растет?

        Вырастала репка,

        Желтая и крепкая,

        Перед домом свекла

        Смотрит прямо в окна.

        Корешочком удалась,

        Поедим ее мы всласть.

        И моркови урожай

        Сладкой, сочной собирай.

        Подведение итога занятия.

        Воспитатель: - Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?

        Воспитатель: - Где вам это может пригодится?

        Воспитатель: - На следующем занятии с каким звуком и буквой вы хотели бы познакомиться?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_y.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект на занятие: "Звук и буква Ы"

подготовительная группа

Цели:

Уточнить артикуляцию звука [ы];

Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

Познакомить детей с образом буквы ы;

Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

Оборудование: набор картинок, панно букв, звуковые домики, буква ы на каждого ребенка, ножницы, тетради, зеркала, фломастеры.

Ход занятия

Дети стоят в кругу с воспитателем.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?

Воспитатель: - Какой месяц?

Воспитатель: - Какое сегодня число?

Воспитатель: - А день недели?

Воспитатель: - Чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? (Учимся красиво говорить, правильно согласовывать слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки, чтобы не получилось как в рассказе В. Драгунского «Заколдованная буква»).

Воспитатель: - А для чего мы учим буквы? (Для того, чтобы научиться читать).

Воспитатель: - Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.

Воспитатель: - Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?

Воспитатель: - Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем знакомиться:

Звук – невидимка спрятался в часы,

А его братишка – дедушке в усы.

Дети называют звук [ы].

Характеристика звука.

Воспитатель: - Звук [ы] – гласный.

Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:

Воспитатель: - Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим [ы],

На другие звуки – опускаем низко руки и идем по кругу друг за другом.

Выделение звука [ы] из ряда гласных звуков: у, а, э, ы, о, у, и, ы.

Воспитатель: - А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего воспитатель делает вывод).

Воспитатель: - Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].

Воспитатель: - Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.

Звуковой анализ слова (С использованием звукового домика).

Дети садятся за столы.

Воспитатель: - Ребята, вы уже знаете, что у каждого слова есть свой домик. Перед вами лежат звуковые домики. Найдите домик, в котором живет слово «сыр», а остальные уберите на край стола.

Дети ищут звуковой домик к слову «сыр».

Образование существительных множественного числа.

Воспитатель: - Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).

Воспитатель: - Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).

Воспитатель: - Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.

Воспитатель: - У его соседей сад, у звука [ы] – сады (Пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).

Воспитатель: - У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.

Воспитатель: - У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.

Воспитатель: - На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (Коровы), не овца, а… (Овцы), не коза, а … (Козы).

Воспитатель: - И дома у звука [ы] не комната, а … (Комнаты), не диван, а … (Диваны).

Воспитатель: - Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.

Физкультминутка: игра «Научись показывать».

Покажите на окно, покажите на дверь,

Потом вверх на потолок, на пол вниз теперь.

Покажите на стол, покажите на стул,

Покажите на друга, кто чуть не уснул.

Покажите на головку, покажите где ступня,

Покажите где колени, покажите на меня.

Знакомство с буквой

Воспитатель: - С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).

Воспитатель: - Я вам покажу знак, которым обозначается звук – это буква ы (Показ буквы).

Воспитатель с детьми рассматривает букву.

Воспитатель: - Возьмите все свою букву ы. Из каких элементов состоит буква ы? (Две палочки, полукруг).

Воспитатель: - А палочки одинаковые или разные?

Работа с ножницами.

Воспитатель: - Теперь убедитесь, правильно ли вы назвали, из каких частей состоит буква ы.

Дети разрезают розданные им буквы.

Синтез образа буквы.

Воспитатель: - А теперь сложите у себя на строке из полученных элементов букву ы.

Воспитатель: - У буквы ы есть огород. Хотите узнать, что у нее там растет?

Вырастала репка,

Желтая и крепкая,

Перед домом свекла

Смотрит прямо в окна.

Корешочком удалась,

Поедим ее мы всласть.

И моркови урожай

Сладкой, сочной собирай.

Подведение итога занятия.

Воспитатель: - Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?

Воспитатель: - Где вам это может пригодится?

Воспитатель: - На следующем занятии с каким звуком и буквой вы хотели бы познакомиться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Звуки а,у. Буквы а,у"

Конспект логопедического занятия "Звуки а,у. Буквы а,у"...

Конспект логопедического занятия "Звуки "Г", "Гь". Буква "Г".

Тема : Звуки  «Г», «Гь». Буква «Г».Цель: Закрепление правильного произношения звука «Г»;Учить образованию существительных с уменьшительно-ласкатель...

Конспект фронтального занятия "Звуки В - Вь. Буква В"

Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей подготовительной к школе группы...

Конспект фронтального занятия "Звуки Д - Дь. Буква Д"

Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей подготовительной к школе группы...

Конспект фронтального занятия "Звуки Ф - Фь. Буква Ф"

Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей подготовительной к школе группы...

Конспект логопедического занятия "Звуки "М", "Мь". Буква "М".

                                     ЗВУКИ   «М – Мь».  БУКВА...

Конспект логопедического занятия "Звуки (Р, Рь), буква Р"

На занятии знакомить детей со звуками (р, рь) и буквой Р. Закреплять знания о профессиях....