КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
картотека по развитию речи

Морозова Елена Викторовна
 
Развитие артикуляции у детей является важным аспектом речевого воспитания, так как четкое произношение звуков способствует лучшему пониманию речи другими людьми. Помимо уже упомянутых игр, существует множество других увлекательных способов тренировки артикуляционных мышц. Вот несколько дополнительных идей:

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

 

 

 

Подготовила: воспитатель Морозова Елена Викторовна

Развитие артикуляции у детей является важным аспектом речевого воспитания, так как четкое произношение звуков способствует лучшему пониманию речи другими людьми. Помимо уже упомянутых игр, существует множество других увлекательных способов тренировки артикуляционных мышц. Вот несколько дополнительных идей:

1. Игра «Эхолот»

Цель: Тренировка правильного произношения гласных звуков.

Как играть:

  • Воспитатель произносит гласный звук (например, «а-а-а») и просит детей повторить его, стараясь продлить звук как можно дольше.
  • Затем можно усложнить задачу, добавляя согласные звуки перед гласными (например, «ма-а-а», «па-а-а»).
  • Также можно предложить детям подражать звукам природы или животным, используя гласные звуки (например, ветер – «у-у-у», сова – «о-о-о»).

2. Игра «Рыбалка»

Цель: Развитие подвижности губ и языка при произношении согласных звуков.

Как играть:

  • Подготовьте карточки с изображениями рыбок, каждая из которых имеет свое имя, начинающееся на определенный звук (например, Коля, Петя, Вася).
  • Дети становятся «рыбаками» и пытаются поймать рыбу, произнося ее имя. Если ребенок правильно произносит звук, он «ловит» рыбку.
  • Постепенно можно добавлять новые звуки и усложнять игру, предлагая ловить рыбок с именами, содержащими сложные сочетания звуков.

3. Игра «Магазин»

Цель: Формирование правильного произношения свистящих и шипящих звуков.

Как играть:

  • Организуйте импровизированный магазин, где продаются товары, названия которых содержат свистящие и шипящие звуки (шапка, шарф, сумка, книга и т.п.).
  • Один ребенок становится продавцом, другие – покупателями. Покупатели просят продавца показать товар, произносят его название, а продавец проверяет правильность произношения.
  • Продавец может давать советы и помогать покупателям правильно произнести трудные звуки.

4. Игра «Снежки»

Цель: Улучшение координации движений языка и развитие силы выдоха.

Как играть:

  • Нарежьте небольшие кусочки бумаги, которые будут символизировать снежки.
  • Дети садятся напротив друг друга и стараются дуть на свои «снежки», чтобы они перелетели через стол.
  • Побеждает тот, чей «снежок» долетел дальше всех.
  • Эту игру можно также проводить с использованием легких перышек или ватных шариков.

5. Игра «Говорящий телефон»

Цель: Совершенствование дикции и развитие слухового восприятия.

Как играть:

  • Дети выстраиваются в линию или круг.
  • Первый ребенок шепчет на ухо соседу слово или короткую фразу, начиная с определенного звука.
  • Следующий ребенок передает услышанное следующему, и так далее по кругу.
  • Последний ребенок громко произносит полученное сообщение, и сравнивают его с первоначальным вариантом.
  • Эта игра развивает внимание к звучанию слов и тренирует четкость произношения.

6. Игра «Зеркало»

Цель: Координация движений губ и лица, улучшение мимической выразительности.

Как играть:

  • Один из детей становится ведущим и показывает различные выражения лица (удивление, радость, грусть и т.д.), произнося при этом определенные звуки.
  • Остальные дети должны точно повторить выражение лица ведущего и воспроизвести те же звуки.
  • Ведущий меняется после нескольких раундов, давая каждому ребенку возможность проявить свои актерские способности.

7. Игра «Паровозик»

Цель: Развитие ритмичности и плавности речи, координация дыхания.

Как играть:

  • Все дети встают в ряд, держась за плечи впереди стоящего, образуя паровозик.
  • Паровоз отправляется в путь, издавая характерные звуки «чу-чух!» или «ту-ту!».
  • Дети могут менять скорость движения и громкость звуков, имитируя ускорение и замедление поезда.
  • Периодически можно устраивать остановки, где дети произносят короткие фразы или слова, тренируя четкость и ритм речи.

Заключение

Эти игры помогают развивать артикуляционный аппарат у детей, делая процесс обучения интересным и увлекательным. Регулярное проведение подобных занятий способствует улучшению дикции, расширению словарного запаса и развитию коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию умственных способностей детей в средней группе.

Картотека дидактических игрпо развитию умственных способностей детей в средней группе....

Картотека дидактических игр по развитию умственных способностей детей в старшей группе.

Картотека дидактических игрпо развитию умственных способностей детейв старшей группе....

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста (подготовительная группа)

Картотека дидактических игрдля развития экологических представленийдетей дошкольного возраста(подготовительная группа)...

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшей группы

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)«Новоселье»  Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь». Ход игры. Создаётся следующ...

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной к школе группы

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настрое...

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей 2 младшей группы ( 3-4 года)

Цели: обогащение и активизация словаря младших дошкольников, развитие интереса к художественной литературе и народному творчеству, развитие артикуляционного апппарата...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

Воображение — важный элемент творческого и интеллектуального развития ребёнка. Оно позволяет детям создавать собственные миры, придумывать истории и находить нестандартные решения задач. Вот нес...