Занятие по развитию речи. Зима в природе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima_v_prirode.docx | 709.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Зима в природе»
Речевое развитие
Цель: закрепление знаний детей о зиме;
Задачи:
Образовательные:
-активизировать словарь и расширить знания о характерных признаках зимы в природе;
-учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
-закрепить правила употребления предлога «на»;
Развивающие:
- развивать у детей фонематический слух и восприятие;
-совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику;
-развивать коммуникативные и речевые навыки;
-развивать внимание и память детей.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
-воспитывать у детей внимание, умение слушать педагога и товарищей.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
Звучит вой вьюги. Фонетическая гимнастика.
Воспитатель: -Дети, послушайте, вьюга завывает. Сначала тихо: у-у-у,
Дети: - У-у-у…
В.: - Потом громче – у-у-у и громче – у-у-у, и совсем громко у-у-у.
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зимой)
Ребята, сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года - зиме.
- Кто скажет, сколько месяцев длится зима? (Три.)
- Назовите эти месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
- А какой сейчас месяц? (Февраль)
Воспитатель: - Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте вспомним. Где мы видим снег зимой?
Дети: - На крыше домика, на лапах елки, на пенечке, на ветках деревьев, на скамейке…
Воспитатель: - А каких родственников у слова «снег» вы можете назвать? Я могу вам немного подсказать. Давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)
Слышится звонок телефона. (Звук пришедшего СМС сообщения).
Воспитатель: - Ой, кто-то прислал мне письмо. Можно я посмотрю, вдруг это что-то важное? Ребята, я ничего не понимаю. Здесь написано: - Для детей старшей группы. Это значит для вас. А от кого – неизвестно. Прочитаем?
Дети: - Да.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята. Пишет вам один из сказочных лесных жителей. У меня в лесу очень много разных птиц. И среди них есть сорока-белобока. Она рассказала мне о вас много интересного. А самое главное она поведала мне, что вы умные и сообразительные. Поэтому приглашаю вас к себе в гости в зимний лес. А кто я такой вы узнаете в конце путешествия. На каждой полянке вас будет ждать один из моих друзей. За правильно выполненное задание мои друзья дадут вам часть общей картинки. В конце путешествия вы соберете из частей картинку и узнаете кто я?»
Ну что, пойдем в гости? Тогда, в путь? Пойдем все вместе друг за другом. (под музыку)
Воспитатель: - Вот мы и пришли в зимний лес. Здесь много деревьев. А под деревьями лежат сугробы. Смотрите, кто нас встречает в лесу. Что это за птица такая?
Дети: Это Дятел.
Воспитатель: - А у дятла в корзинке лежит снежный ком. Дятел предлагает вам поиграть и вспомнить зимние слова. Поиграем?
Игра «Снежный ком лови, зимнее слово назови».
(снег, мороз, буран, шуба, Дед мороз, ёлочка, шарф, валенки, варежки, сосулька, снежинка и т.д.).
Воспитатель: - Ребята, вы назвали обычные зимние слова. А теперь превращайте их в ласковые слова.
Игра «Назови ласково»
Зима - зимушка
Горка - горочка
Санки - саночки
Сосулька - сосулечка
Снежинка - снежиночка
Шапка - шапочка
Салазки - салазочки
Ёлка - ёлочка
Звезда - звёздочка
Рукавица – рукавичка.
- Ой, какие красивые слова вы знаете! А ротики ваши не замерзли? Поиграем с ними?
Ма - ма - ма - в лесу у нас зима
Ме - ме - ме - мы скучали по зиме.
Ми - ми - ми - санки ты собой возьми.
Ой - ой - ой - с горки катимся зимой.
Лю - лю - лю - зиму снежную люблю.
За то, что вы такие молодцы, справились с заданием, дятел дарит вам часть картинки, по которой мы в конце нашей прогулке определим, кто же нас позвал в лес. А теперь идем дальше.
Мы пришли на вторую полянку. Как называется птица, которая нас ждет.
Дети: синица
Воспитатель: Посмотрите она корзинку караулит. Давайте посмотрим, что в корзинке. Да здесь задание.
«Сегодня утром я нечаянно рассыпала все картинки. А собрать их не могу. Помогите мне».
Ну что, ребята, поможем.?
Задание: Дети синица рассыпала картинки. Вам нужно собрать каждому свою картинку.
Д.И. «Составь из частей целое».
Воспитатель: Какое время года изображено на картине? (зима)
Как вы догадались, что это зима?
Дети называют признаки зимы, по которым они определили время года. (Описание картинки)
Воспитатель: - Молодцы, дети. Со вторым заданием справились и за это синичка дарит вам еще один кусочек картинки.
Воспитатель: Идем дальше. А эта птица как называется? (снегирь)
Воспитатель: Посмотрите он тоже приготовил нам задание. Снегирь хочет узнать, а вы любите зиму? За что? Чем вы любите заниматься зимой? Какие знаете зимние забавы да игры? (Катаемся на санках, лыжах, коньках. Играем в снежки, лепим снежную бабу и др.)
Воспитатель: - Тогда снегирь предлагает поиграть в игру. Но сначала предлагаю разминку.
Физминутка
Раз, два, три, четыре.
Мы большой снежок слепили,
Крепкий,
Круглый,
Очень гладкий,
Но совсем, совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним
И сломаем.
Упражнение "Закончи предложение"
Воспитатель: - Ну что же, отдохнули, а теперь приготовьтесь выполнить задание снегиря. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик. Только его нужно будет немножко изменить, так, чтобы предложение звучало правильно.
Итак, начинаем:
Мы решили слепить… (снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему… (снеговику).
Мы показали соседям нашего… (снеговика).
Мы играли с нашим… (снеговиком).
Мы рассказали бабушке о… (снеговике).
Воспитатель: - Молодцы. Справились с заданием, теперь получаем картинку и идем дальше. А впереди нас ждет…
Дети: - Сорока.
Воспитатель: - Сорока приготовила для нас еще одну игру. Она называется
«А что вчера?» (Развития лексико-грамматической стороны речи).
-Сегодня снег блестит, а вчера (блестел)
-Сегодня снег падает, а вчера …
-Сегодня снег тает, а вчера …
- А что еще может делать снег? (летит, падает, кружится, хрустит, сыплет, сверкает, скрипит, идет, тает).
- Ребята за что вы любите зиму?
Дети: - Можно на санках и на лыжах кататься.
И в снежки играть можно, крепость из снега строить. Лепить снежную бабу.
Воспитатель: - Неужели все хорошо зимой? А, что плохо зимой?
Дети: - Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть.
Когда гололед можно поскользнуться упасть. И повредить себе что-нибудь.
Очень опасно, когда сильные снегопады.
Воспитатель: - Значит выходит, что зимой тоже есть, и хорошее, и плохое. Но. Если соблюдать все правила безопасности, ничего плохого с вами не случится. Мы с вами заработали еще одну часть картинки. Давайте попробуем собрать.
Дети собирают.
Воспитатель: - Кто это? (старичок лесовичок)
Конечно это старичок лесовичок. Он приготовил нам еще одно послание. (корзинка с письмом)
«Спасибо вам дети. за вашу доброту и отзывчивость. Мне очень понравилось что вы такие добрые, отзывчивые, умные, сообразительные .Я убедился ,что сорока-белобока меня не обманула. Вы доказали мне свою смекалку. А больше всего мне понравилось, что вы работаете вместе и сообща. И за это я приготовил вам подарки. До скорого свидания в моем сказочном лесу. Старичок - лесовичок.»
В корзинке лежат картинки-раскраски на зимнюю тематику.
Воспитатель: - Наше путешествие в зимний лес закончилось пора возвращаться в детский сад. (под музыку)
Ребята скажите куда мы сегодня с вами ходили? Кого видели? А как можно одним словом назвать всех этих птиц?
Что понравилось больше всего? Мне тоже понравилось, как вы работали.
Используемая литература:
1. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (Текст) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 201. – 512 с.
2. Комплексные занятия с детьми 4-7 лет / авт.-сост. Горбатенко О. Ф. – изд. 3-е, перераб. – Волгоград: Учитель. 2015. – 204с.
3. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи Книги Обучение, развитие Автор: Л.Г. Селихова Год издания: 2006 Формат: djvu Издат.:Мозаика-синтез Страниц: 96
4. Развитие речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. – м.: Центр педагогического образования. 2015. – 176 с.
5. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Старшая группа (5-6 лет) / авторы-сост.: О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 160 с.
6. Система экологического воспитание в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: учитель, 2007. – 286 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комбинированное занятие по развитию речи"Зима".
Комбинированное занятие по развитию речи совмещенное с рисованием. Развивается связная речь, вводятся новые слова. уточняется понятие антиномии(день-ночь). Развиваются мыслительные операции:анализ и с...
Занятие по развитию речи "Зима"
Цель: закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы; обогащать словарь с помощью прилагательных. Учить детей понимать скрытое либо метафорическое значение фразеологизмов. Развивать логичес...
Интегрированное занятие по развитию речи с миром природы «Прогулка в весенний лес» (в средней группе)
Интегрированное занятие по развитию речи с миром природы «Прогулка в весенний лес»(в средней группе)...
Итоговое занятие по развитию речи +ознакомление с природой в средней группе "Путешествие в волшебный лес
Выявить знания детей за год...
Занятие по развитию речи "Зима в природе"
Занятие для старшей логопедической группы по развитию речи на тему "Зима в природе"...
Конспект занятия по развитию речи "Зима. Зимующие птицы с использованием пересказа рассказа Н. Сазоновой "Теплая кормушка"
Данный материал могут использовать воспитатери речевых групп для детей подготовительного возраста....